КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 1. Экологические преступления
Экологические преступления. Охрана природной среды в международном праве Международные природоохранительные организации. Понятие и предмет, источники и принципы международно-правовой охраны окружающей среды Международно-правовая охрана окружающей среды — одна из функций международного сотрудничества. Она находится в системе организационно-правовых мер, предпринимаемых членами мирового сообщества по охране природы Земли, рациональному использованию ее ресурсов, оздоровлению окружающей человека среды. Постепенное увеличение количества международно-правовых актов природоохранительного профиля приводит к образованию в рамках международного законодательства отдельной самостоятельной отрасли — экологического законодательства, включающего международно-правовые документы об охране, использовании, оздоровлении окружающей природной среды. Европейское экологическое законодательство есть часть международного экологического права, которое по своей сути требует некоторой теоретической подготовки для своего формирования, развития и практического применения. Первой попыткой эколого-правового регулирования в Европе считается запрещение королем Эдвардом I (1306 г.) применения каменного угля в открытых кострах в Лондоне. Уже в период первой промышленной революции правовые методы были направлены на защиту чистоты атмосферного воздуха, для чего были приняты соответствующие нормы в Германии (1869 г.), Люксембурге (1872 г.), Италии (1965 г.), в Англии (1963 г.). Первые законодательные акты были направлены на защиту отдельных компонентов природной среды. Однако самую страшную угрозу для человечества и для биосферы представляют ядерное оружие, проблема радиоактивных отходов, радиоактивного заражения окружающей среды. Природа не знает государственных границ, она всеобща и едина. Ее объекты либо находятся в пределах международных пространств (Космос, Мировой океан, Арктика и Антарктида, атмосферный воздух), либо перемещаются по территории различных государств (мигрирующие группы млекопитающих, птиц, рыб). Эти объекты природы не входят в юрисдикцию государств и не являются чьим-либо национальным достоянием. Их осваивают и охраняют на основании различных договоров, международных конвенций, протоколов, отражающих совместные усилия в рамках международного сотрудничества. Защита природы и рациональное использование ее ресурсов — глобальная проблема современного человечества. Основными условиями решения этой проблемы являются: а) проведение всеми государствами единой экологической политики по отношению к природе; б) мир во всем мире и ядерное разоружение; в) активное участие государств в акциях по международной охране окружающей среды, осуществляемой в рамках ООН; г) разработка и принятие международных договоров по охране окружающей среды — основного источника международного экологического права. Международное сотрудничество в области охраны окружающей природной среды регулируется международным экологическим правом, в основе которого лежат общепризнанные принципы и нормы. 1. Окружающая среда — общая забота человечества. Смысл этого принципа заключается в том, что международное сообщество на всех уровнях может и должно совместно и в отдельности охранять окружающую среду. Этот принцип не является новым, он применяется в различных отраслях международного права. 2.Окружающая природная среда вне государственных границ является общим достоянием человечества. Природные ресурсы за пределами действия национальной юрисдикции являются, общим достоянием, и сохранение их есть задача всех государств и народов мира; окружающая среда не подлежит национальному присвоению путем провозглашения над ней суверенитета, использования, оккупации или любыми другими средствами. Данный принцип закреплен в Договоре о Космосе (1967 г.), Конвенции ООН по морскому праву (1982 г.). Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах (1979 г.), а также на Конференции ООН по окружающей среде и развитию (1992 г.) 3.Свобода исследования и использования окружающей среды и ее компонентов. Все государства и международные межправительственные организации вправе без какой-либо дискриминации осуществлять правомерную мирную научную деятельность в окружающей среде. Этот принцип отражен в Договоре об Антарктике (1959 г.), Договоре о Космосе (1967 г.), Конвенции ООН по морскому праву (1982 г.), Соглашении о Луне (1979 г.) и др. 4.Рациональное использование окружающей среды. Эксплуатация природных ресурсов должна осуществляться на максимально экономном и устойчивом уровне. Государства обязаны осуществлять эффективные мероприятия по воспроизводству и возобновлению природных ресурсов. Это предусмотрено, в частности, Конвенцией о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря (1958 г.), Конвенцией о сохранении морских живых ресурсов Антарктики (1980 г.), Конвенцией об охране мигрирующих видов животных (1979 г.). 5.Содействие международному сотрудничеству в исследовании и использовании окружающей среды. Международные проблемы, связанные с сохранением окружающей среды, следует решать в духе сотрудничества всех стран, на основе равноправия и взаимной выгоды, в целях предотвращения, уменьшения и устранения отрицательного воздействия на окружающую среду и воспроизводство природных ресурсов. Данный принцип является одним из основных принципов международно-правовой охраны окружающей среды и закреплен практически во всех международных договорах, например, Конвенции об охране морских живых ресурсов Антарктики (1980 г.), Конвенции ООН но морскому праву (1982 г.) и др. 6.Взаимозависимость охраны окружающей среды, мира, развития, обеспечения прав человека и фундаментальных свобод. Еще на первой Конференции ООН по правам человека в I968 г. международное сообщество признало взаимозависимость мира и прав человека. В 1972 г. в Стокгольме состоялась конференция ООН по окружающей среде, которая ознаменовала начало важнейшего этапа в экологической поли гике государств и международных сообществ. Первый принцип Стокгольмской декларации (1972 г.) провозглашает связь между правами человека и окружающей средой. По итогам этой конференции была принята Декларация, в которой определялись стратегические цели и направления действий мирового сообщества в области охраны окружающей среды. Стокгольмская конференция провозгласила 5 июня Всемирным днем окружающей среды. На конференции был образован постоянно действующий орган ООН по окружающей среде (ЮНЕП) со штаб-квартирой в г. Найроби(Кения). Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), где встретились 114 глав государств, представители 1600 неправительственных организаций. Это был самый впечатляющий форум по экологии в XX в. Открывая конференцию, Генеральный секретарь ООН Бутрос Гали отметил: «Никогда ранее в истории гак много не зависело для вас самих, для ваших детей, для ваших внуков, для жизни во всем многообразии ее форм от того, что вы делаете или не делаете». Важнейшими достижениями Конференции ООН (Рио-92) было признание следующих фактов: «проблема окружающей среды и экономического развития не могут рассматриваться раздельно» (принцип 4); «государства должны сотрудничать в духе всемерного партнерства с целью сохранить, защитить и восстановить здоровье и целостность экосистемы Земли»(принцип 7); «мир, развитие и защита окружающей среды взаимосвязаны и неразделимы» (принцип 25). 7. Предосторожный подход к окружающей среде. Этот принцип закреплен в Принципе 15 Декларации (Рио-92) и гласит: в целях защиты окружающей среды государства в зависимости от своих возможностей широко применяют принцип предосторожности. Государства широко применяют предосторожный подход к сохранению трансграничных рыбных запасов и далеко мигрирующих рыб, управлению ими и их использованию с тем, чтобы защищать морские ресурсы и сохранять морскую среду (Соглашение об осуществлении положений Конвенции ООН по морскому праву, 1982 г.). 8. Право на развитие. Этот принцип предусматривает, чтобы право на развитие было тесно связано с охраной окружающей среды. Он четко изложен в Принципе 3 Декларацией Рио-92: право на развитие должно соблюдаться таким образом, чтобы адекватно удовлетворялись потребности нынешнего и будущих поколений в области развития и окружающей среды. 9. Предотвращение вреда. В соответствии с данным принципом все государства должны идентифицировать и оценивать вещества, технологии, производства и категории активности, которые влияют или могут влиять существенным образом на окружающую среду. Они обязаны систематически исследовать, регулировать или управлять ими в целях предотвращения нанесения вреда окружающей среде или его существенного уменьшения. Содержание этого принципа раскрыто в ст. II Всемирной хартии природы, принятой Генеральной Ассамблеей ООН от 28 октября 1982 г. Всемирная хартия природы определила приоритетные направления экологической деятельности международного сообщества на тот период, что в значительной мере предопределило дальнейшее формирование экологической политики государств. По мнению многих ученых и специалистов, Всемирная хартия природы в сравнений с конференцией в г. Стокгольме (1972 г.) продвинулась дальше по пути «генерализации международных юридических принципов охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов». В Хартии провозглашались следующие основные принципы: 1. Человечество осознает, что является составной частью природы. Поэтому к природе следует относиться с уважением и не нарушать ее основных принципов. 2. Генетическая основа жизни на Земле не должна подвергаться опасности. Популяция каждой формы жизни, дикой или^домашненной, должна сохраняться, необходимую для этого среду обитания следует сохранять. 3. Все регионы Земли как на суше, так и на морях должны быть подчинены охране в соответствии с этими требованиями, особая защита должна обеспечиваться уникальным районам — типичным представителям всех видов экосистем и среды обитания редких или исчезающих видов. 4. Природные ресурсы должны не расточаться, а использоваться умеренно, как того требуют принципы, изложенные в настоящей Хартии: биологические ресурсы используются лишь в пределах их природной способности к восстановлению; ресурсы многократного пользования, включая воду — повторно или рециркулироваться. Согласно Хартии, деградация природных систем в результате чрезмерного и нерационального использования природных ресурсов, так же как и неспособность установить прочный эколого-экономический порядок между странами и народами, ведет к подрыву основ цивилизации. Принцип предотвращения вреда закреплен в п. «с» ст. 7 и п. «в» ст. 8 Конвенции о биологическом разнообразии (1992 г.), в ст.7 Принципов и правил ЮНЕП по охране окружающей среды (1987 г.). 10. Предотвращение загрязнений окружающей среды. Каждое государство должно принять, индивидуально или коллективно, все меры, необходимые для предотвращения, уменьшения и контроля за загрязнением любых компонентов окружающей среды. Для этих целей государства обязаны использовать применяемые на практике меры. Данный принцип закреплен во многих международных договорах и международных конвенциях, например, в Конвенции ООН по морскому праву (1982 г.), Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (1973 г.), Конвенции по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (1972 г.), Конвенции по защите морской среды района Балтийского моря (1974 г.), Конвенции по предотвращению загрязнения Средиземного моря (1976 г.), Конвенции по предотвращению загрязнения Рейна химическими веществами (1976 г.) и др. 11. Ответственность государств: Согласно этому принципу любое государство несет политическую или материальную ответственность в рамках своих обязательств, предусмотренных договорными или другими нормами международного права в области охраны окружающей среды. Данный принцип закреплен в принципе 13 Декларации Рио-92, который обязывает государства сотрудничать в целях разработки дополнительных международно-правовых норм, касающихся ответственности за негативные последствия экологического ущерба, причиняемого деятельностью, которая ведется под их юрисдикцией и контролем, районам, находящимся за пределами их юрисдикции. Государства, согласно принципу 13 Декларации Рио-92, должны разрабатывать национальные законы, касающиеся ответственности за негативные последствия экологического ущерба и компенсации за такой ущерб. 12. Отказ от иммунитета от юрисдикции международных или иностранных судебных органов. Любой иммунитет от судебного разбирательства в соответствии с национальным законодательством или международным правом неприменим в отношении обязательств, возникающих в силу положений ряда международных конвенций в области охраны окружающей среды. В материальном смысле под источниками международного экологического права следует понимать волю членов мирового сообщества, направленную на охрану и рациональное использование окружающей природной среды. В формальном смысле источниками международно-правовых экологических норм являются соответствующие правовые формы, в которых выражаются все нормы международного права — договоры, соглашения, конвенции, резолюции, конференции и т. п. Иногда, в отдельных случаях, в силу сложившихся обстоятельств, источниками международных эколого-правовых норм служат нормативные акты внутреннего законодательства. В настоящее время имеется около 500 международных соглашений по различным аспектам охраны окружающей среды. Они могут быть: многосторонними; универсально-глобальными и региональными; регулирующими общие вопросы защиты окружающей среды либо отдельных объектов Мирового океана, атмосферы Земли и околоземного космического пространства, и т. д. Анализ договорной практики по охране окружающей среды свидетельствует, что наиболее активно развиваются договорные отношения на двусторонней и региональной основе, направленные на регламентацию охраны отдельных природных объектов в определенных районах. Центральное место среди источников международно-правовой охраны окружающей природной среды занимают резолюции Генеральной Ассамблеи ООН и Всемирная хартия природы. Они имеют определяющие значение в реализации принципов и положений международно-правового экологического сотрудничества. Ряд резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, принятых единогласно, вбирают в себя обычные нормы международного права и в силу этого являются обязательными для государств. Последние стремятся к их выполнению. Источником международно-правовой регламентации охраны природной среды является также международный обычай. Ему в охране окружающей среды принадлежит еще значительная роль, ибо эксплуатация многих природных ресурсов пока не регламентируется договорными нормами.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 837; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |