КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ВРЕМЯ – 2 часа
ЦЕЛИ: 1. Закрепить, углубить и расширить знания по данной теме, полученные на лекции и добытые в процессе самостоятельной работы; 2. Проанализировать причины и закономерности возникновения международного права.
Учебно-методическое обеспечение: - лекционные тетради - терминологические словари
Вопросы семинарского занятия по теме 2: 1. Периодизация истории международного права 2. Международное право «Древнего мира» 3. Международное право «Средних веков» 4. «Классическое» международное право 5. Международное право с 1919 г. до создания ООН 6. Современное международное право 1.Периодизация истории международного права История международного права неразрывно связана с развитием международных отношений, со становлением человеческой цивилизации, в частности, с возникновением так называемых центров человеческой цивилизации. В древности к ним относились районы Древнего Китая, Древней Индии, Древней Греции, долины рек Нила, Тигра и Евфрата и Древний Рим. Государства, которые располагались в таких центрах, поддерживали разнообразные отношения между собой, что вело к возникновению международно-правовых норм. Международно-правовые нормы, регулировавшие отношения государств, расположенных в региональных центрах, носили преимущественно двусторонний характер, однако наряду с ними существовали и нормы регионального характера. Общее в развитии государств различных регионов предопределило появление сходных международно-правовых норм. В истории международного права вопрос о ее периодизации является наиболее спорным и сложным, поскольку нет каких-либо общепризнанных критериев. Хотя периодизация истории международного права неотделима от периодизации истории международных отношений, первая имеет свои особенности, обусловленные тем, что процесс возникновения, развития и формирования международно-правовых норм тесно связан с переломными моментами истории. В связи с этим можно дать такую периодизацию истории международного права: 1) 4 тыс. до н.э. – 476 г. н.э. – международное право Древнего мира. Этот период соответствует рабовладельческой общественно-экономической формации; 2) 476–1648 гг. – международное право средних веков. Этот период соответствует феодальной общественно-экономической формации; 3) 1648–1919 гг. – классическое международное право. Этот период соответствует становлению капиталистического способа производства; 4) 1919–1945 гг. – переходный период от классического международного права к современному; 5) современное международное право ХХ в. Этот период включает промежуток времени с 1945 г. до конца ХХ столетия. Каждый исторический период накладывал свой отпечаток на международное право и являлся определенной вехой в его развитии. 2. Международное право Древнего мира Международное право стало складываться и развиваться с возникновением государств и зарождением системы отношений между ними. О систематических международных отношениях рабовладельческих государств можно говорить применительно к концу III – началу II тыс. до н.э. Особенностью этих отношений был их очаговый характер, т.е. первоначально международные отношения и регулирующие их нормы развивались в тех районах земного шара, где зарождались цивилизации. Это в первую очередь долина рек Тигра и Евфрата, районы Древнего Китая и Древней Индии, Эгейского и Средиземного морей. Исторические памятники свидетельствуют о том, что древнекитайские государства поддерживали регулярные дипломатические связи, заключали международные договоры. Послы пользовались неприкосновенностью. Для разрешения международных вопросов созывались съезды государей. В частности, на одном из съездов (VI в. до н.э.) был заключен договор о мирном разрешении споров и о третейском суде. Для отражения нападения внешних врагов заключались военные союзы. На международные связи древнеиндийских государств большое влияние оказывали законы Ману, которые представляли собой свод различных постановлений относительно политики, способов ведения переговоров, войны, вопросов международного права. Большой вклад в создание норм международного права внесли возникшие в VIII в. до н.э. древнегреческие города-государства (полисы). В Древней Греции появилось понятие «гражданин». Полисыподдерживали между собой разнообразные связи, которые осуществлялись в ранний период греческой истории специальными представителями государств-полисов – вестниками, или глашатаями. Впоследствии отношения между государствами стали поддерживаться путем направления посольств. Во главе посольства стоял посол, которому вручалась грамота, подтверждающая его полномочия, она состояла из сдвоенных навощенных дощечек (диплома). Отсюда и происходит слово «дипломатия». Вестники и послы пользовались неприкосновенностью и находились под покровительством богов. Греческие города-полисы выработали определенные правила, касающиеся войн. В сущности, эти правила являлись определенными международно-правовыми нормами. Среди этих правил можно выделить следующие. О начале войны следовало официально объявить. Запрещалось применять отравленное оружие. В то же время убийство женщин, детей, стариков в захваченных вражеских городах считалось правомерным действием. Греки не знали режима пленных, которых либо убивали, либо обращали в рабство. Существовали и определенные запреты. Так, запрещалось убивать укрывавшихся в храмах. Посягательство на места погребения считалось святотатством. Разрешалось хоронить погибших противников. Во время войны между греческими полисами всем грекам дозволялось посещать общественные игры и храмы, приносить жертвоприношения. Известен был Древней Греции и такой институт, как третейское разбирательство. Чаще всего в качестве третейского суда выступали симмахии. В третейских судах рассматривались вопросы окончания войн, споры о границах и т.д. В трудах древнегреческих философов и историков (Аристотель, Геродот, Ксенофонт, Платон, Плутарх и др.) можно встретить отдельные рассуждения по некоторым вопросам международного права, особенно таким, как война, правовое положение пленных, отношения между греками и варварами. Значительная роль в становлении международного права принадлежит Древнему Риму, на международную практику которого оказала влияние Древняя Греция. Древний Рим осуществлял свои отношения с другими государствами с помощью специальной жреческой коллегии – фециалов, на которую возлагались функции объявления войны, заключения мира, договоров о дружбе, союзных договоров, охраны международных договоров, предъявления претензий иностранным государствам и др. Иностранцы, находящиеся на территории Рима, не пользовались какой-либо правовой защитой. Они могли быть обращены в рабство, а имущество захвачено. Из этого положения было исключение в отношении лиц, прибывавших из дружественных государств, т.е. государств, с которыми Рим заключил договор о дружбе. В Древнем Риме, как и в Древней Греции, существовал институт покровительства иностранцам. Данное положение и привело к назначению специального лица – претора перегринского (praetor peregrinus), в функции которого входили дела, связанные с участием перегринов, т.е. чужестранцев. В результате деятельности преторов появились правила, определяющие правовое положение иностранцев. В конечном счете в Древнем Риме возникло право народов (jus gentium). Под ним понималось право, которое применялось ко всем лицам: как к римлянам, так и к иностранцам. В эпоху римского права в Европе право народов привело к возникновению понятия «международное право». Древний Рим осуществлял свои связи с иностранными государствами и с помощью посольств. Посольства направлялись для ведения переговоров, подписания договоров, для арбитражного разрешения споров, заключения мира. Римляне признавали неприкосновенность иностранных послов, в том числе и послов вражеских государств. 3. Международное право средних веков (с V в. до 1648 г.) Этот период связан с развитием международных отношений феодальных государств в процессе их образования, преодоления раздробленности, возникновением крупных феодальных сословных монархий, а также с началом формирования абсолютистских государств. В этот период просматривается преемственность международно-правовых правил рабовладельческих государств. Одной из особенностей феодального международного права в Западной Европе явилось влияние на него католической церкви. Римские папы осуществляли такое влияние, опираясь на каноническое право, в основу которого легли постановления церковных соборов и папские указы. С XIII в. в купеческих колониях итальянских городов-республик появляются консулы, основной функцией которых было разрешение споров между согражданами и защита их интересов в иностранных государствах, на территории которых они находились. С XV в. появляются постоянные посольства. С XVI в. европейские государства стали заключать с мусульманскими странами, начиная с Турции, договоры, в которых предусматривался режим капитуляций. Сущность данных неравноправных договоров заключалась в предоставлении гражданам западных стран особых привилегий (неподсудность местным судам, местное самоуправление, торговые льготы и т.д.). В этот период получило дальнейшее развитие право международных договоров. Последние заключались не только по вопросам, связанным с окончанием войны или передачей территории, но и относящимся к развитию и укреплению международных политических и торговых отношений, династических связей. Успехи в мореплавании и судостроении оказывали влияние не только на развитие международных связей, но и на международное право. В частности, в средние века государства стали претендовать на прилегающие к их берегам морские пространства. Так, Венеция притязала на Адриатическое море, Генуя и Пиза – на Лигурийское, Англия – на моря, омывающие ее берега. Великие географические открытия в XV и XVI вв. обусловили притязания таких могущественных в те времена морских держав, как Испания и Португалия, на обширные морские пространства. Чтобы предотвратить военные столкновения, сначала папа римский Александр VI в 1493 г. утвердил раздел Атлантического океана между Испанией и Португалией, а затем эти государства заключили в 1494 и 1529 гг. договоры о разделе между собой земель, которые омывались водами Атлантического, Тихого и Индийского океанов, а также пространства этих океанов. В конце рассматриваемого исторического периода появляется первое систематизированное произведение, в котором исследованы все основные вопросы международного права. Это труд Гуго Гроция (1583–1645) «О праве войны и мира. Три книги», вышедший в 1625 г. Его влияние на развитие как науки международного права, так и самого международного права весьма велико. Г. Гроций понимал международное право как право, основанное на соглашении государств (на договоре или обычае). В то же время он считал, что источниками международного права являются природа либо божественные законы. Иными словами, Г. Гроций различал естественное и позитивное (положительное) право. Эти взгляды впоследствии обусловили появление в юридических науках двух направлений – естественного права и позитивного права. 4. Классическое международное право (с 1648 до 1919 г.) Этот период истории связан с развитием идеи суверенного равенства государств и утверждением новых принципов и норм международного права. Побудительным мотивом этого явилось провозглашение естественно-правовых идей в актах французской революции конца XVIII в. Она провозгласила, что народы находятся между собой в естественном состоянии, их связывает всеобщая мораль. В ней провозглашались принципы невмешательства в дела другого государства, территориальное верховенство, соблюдение международных договоров. Характеризуя классическое международное право, можно отметить, что: 1) это право цивилизованных народов; 2) война являлась одной из форм решения конфликтов, но были предприняты попытки гуманизации правил ее ведения; 3) появляются первые международные специализированные организации; 4) активно ведется захват цивилизованными странами территорий Африки, Азии и Латинской Америки, основывающийся на «праве первоначальной колонизации»; 5) впервые стала применяться международная ответственность против Франции и персонально против Наполеона Бонапарта, но механизм ее применения еще не был разработан; 6) основным источником международного права являлся международный обычай; 7) стали появляться новые отрасли в системе международного права. Отчет нового международного права начинается с 1648 г., который знаменуется заключением Вестфальского мира, завершившего Тридцатилетнюю войну в Европе (1618–1648), вызванную прежде всего религиозными причинами. 5. Международное право с 1919 г. до создания ООН Первая мировая война 1914–1919 гг. и заключенный по ее окончании Версальский мирный договор (1919 г.) не только изменили политическую карту мира, но и оказали существенное влияние на развитие международного права. В 1917 г. в результате Великой Октябрьской социалистической революции появляется Советская Россия, которая в первые же дни своего существования выдвинула политические и международно-правовые идеи, оказавшие влияние на международное право. Те бедствия, которые принесла война, показали международному сообществу, что необходимы средства для ограничения войн и обеспечения международного мира. Основным механизмом для решения этой задачи была призвана стать созданная в 1919 г. Лига Наций, членами которой уже в первые годы ее существования стали 44 государства, а к 1932 г. ее членами являлись уже 55 государств. В 1934 г. к ней присоединился СССР. 6. Современное международное право Образование в 1945 г. Организации Объединенных Наций положило начало современному международному праву. Хотя четкие границы между этапами развития международного права провести невозможно, поскольку образование норм международного права может быть охарактеризовано как постоянный процесс создания новых норм, изменения действующих и прекращения устарелых норм международного права, современное международное право существенным образом отличается от предыдущего. Прежде всего, следует отметить, что современное международное право в значительной степени развивается под влиянием Организации Объединенных Наций. Поскольку главной задачей международного сообщества является обеспечение международного мира и безопасности, основным средством для осуществления этой задачи выступает ООН. Несмотря на то, что вооруженные конфликты так и не исчезли с лица земли, заслуги ООН в области поддержания мира значительны. Современное международное право отличается по ряду признаков от классического: 1) субъектами международного права признаются все государства, а не только цивилизованные, как это предусматривалось классическим международным правом; 2) современное международное право признало также, что его субъектами являются межгосударственные организации, хотя их правосубъектность является производной, вторичной и отличается существенным образом от правосубъектности государств; 3) право государств на войну запрещено, государства могут обращаться только к мирным средствам разрешения международных споров; 4) если основным источником предыдущих международно-правовых систем являлись обычаи, то в современный период возросла роль международных договоров; 5) в современном международном праве осуществлена кодификация многих отраслей международного права, например, дипломатического и консульского права, права международных договоров, международного морского права и др.
Темы для доклада: 1. Какова роль России в развитии международного (публичного) права? 2. Покажите вклад советских учёных в прогрессивное развитие науки международного права.
ТЕМА №3: Субъекты международного права. ВРЕМЯ – 2 часа ЦЕЛИ: 1. Закрепить, углубить и расширить знания по данной теме, полученные на лекции и добытые в процессе самостоятельной работы; 2. Изучить понятие и виды субъектов международного (публичного) права, проанализировать элементы и виды правосубъектности. Учебно-методическое обеспечение: - лекционные тетради - терминологические словари
Вопросы семинарского занятия по теме 3: 1. Понятие субъекта международного (публичного) права 2. Государства - основные субъекты международного (публичного) права 3. Международная правосубъектность наций и народов 4. Правосубъектность международных организаций 5. Международная правосубъектность государственно-подобных образований 6. Международная правосубъектность индивида
1. Субъекты международного права – это акторы (участники), которые в силу юридических норм могут выступать в качестве носителей своих субъективных юридических прав и обязанностей. Таковыми являются государства, международные организации, нации, борющиеся за независимость, государственно-подобные образования и в ограниченном объеме физические лица. Для понятия «субъект международного права» характерны следующие основные признаки. Во-первых, субъекты международного права – это лица, участники международных отношений, которые могут быть носителями субъективных юридических прав и обязанностей. Для этого они должны обладать определенными свойствами, к числу которых относятся: а) известная внешняя обособленность; б) персонификация (выступление в международных отношениях в виде единого лица); в) способность вырабатывать, выражать и осуществлять автономную волю; г) участвовать в принятии норм международного права. Любой субъект международного права обладает правоспособностью, дееспособностью и деликтоспособностью. Правоспособность – это способность субъекта международного права иметь субъективные права и юридические обязанности. Этой способностью обладают: государства в момент образования; нации, борющиеся за независимость, с момента признания; межправительственные организации с момента вступления учредительных документов в силу; физические лица при наступлении ситуаций, определенных в соответствующих международных договорах. Дееспособность означает осуществление субъектами международного права самостоятельно, своими осознанными действиями своих прав и обязанностей. Субъекты международного права обладают деликтоспособностью, т.е. способностью нести юридическую ответственность за совершенные правонарушения. Субъект международного права отличается от понятия «субъект правоотношения». Субъект международного права – это актор, обладающий правосубъектностью, т.е. лицо, потенциально способное быть участником международных правоотношений. Субъект правоотношения – это реальный участник данных правовых отношений. Субъекты международного права обладают общей, отраслевой и специальной правосубъектностью. Общая правосубъектность – это способность акторов в силу самого факта (ipso factа) быть субъектом международного права вообще. Такой правосубъектностью обладают только суверенные государства. Они являются первичными субъектами международного права. Общей правосубъектностью теоретически обладают также нации, борющиеся за свою независимость. Отраслевая правосубъектность – это способность акторов быть участниками правоотношений в определенной области межгосударственных отношений. Такой правосубъектностью обладают межправительственные организации. Специальная правосубъектность – это способность акторов быть участником лишь определенного круга правоотношений в рамках отдельной отрасли международного права. Специальной правосубъектностью, например, обладают физические лица. Их правосубъектность, в частности, признана Всеобщей декларацией прав человека 1948 г. (ст. 6), Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 г. (ст. 2 и далее), Международной конвенцией о защите прав всех трудящихся – мигрантов и членов их семей 1990 г. (ст. 8 и далее). Таким образом, субъекты международного права должны обладать способностью самостоятельно участвовать в урегулированных международным правом международных отношениях, непосредственно вступать в юридическое взаимодействие с другими управомоченными или обязанными международным правом лицами. 2. Государства – основные субъекты международного права Под государством в международном праве понимается страна со всеми присущими ей признаками суверенного государства. Однако не всякая страна может быть государством в международно-правовом смысле и субъектом международного права. Первая попытка кодификации международно-правовых признаков государства была сделана в Межамериканской конвенции о правах и обязанностях государства 1933 г. Согласно ст. 1 этой Конвенции государство как лицо международного права должно обладать следующими свойствами: 1) постоянное население; 2) определенная территория; 3) правительство; 4) способность вступать в отношения с другими государствами. Суверенитет является отличительным политико-юридическим свойством государства. Государственный суверенитет – это присущее государству верховенство на своей территории и его независимость в сфере международных отношений. Территория является неотъемлемым свойством государства. Она закрепляется и гарантируется общепризнанными нормами и принципами международного права. Согласно Заключительному акту Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. государства обязаны уважать территориальную целостность каждого из государств-участников. Население. Аристотель отмечал, что «тот, кто в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств живет вне государства, либо недоразвитый в нравственном смысле человек и по своей природе только и жаждет войны»[4]. Население является постоянным признаком государства. Согласно Уставу ООН, Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г. и Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах человека 1966 г. народы являются субъектом права на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие. Власть. Публичная власть является одним из основных признаков государства. Оно в международном праве является носителем организованной суверенной власти. В каких бы отношениях ни выступали правительство государства и иные его органы, они всегда действуют от имени государства. Государство в международно-правовом смысле понимается как единство власти и суверенитета. 3. Международная правосубъектность наций и народов Когда говорят о международной правосубъектности наций и народов, имеют в виду прежде всего те из них, которые находятся в колониальной зависимости и лишены собственной национальной государственности. Нацией считается историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территориальных, экономических связей, языка, этнических особенностей культуры и характера. Термином «народ» называют самые различные формы национальной и этнической общности людей. Нередко этим термином обозначается и такая общность людей, как племя. Субъектами международного права являются только те нации и народы, которые борются за свое национальное освобождение и создание собственных независимых государств. Отнесение наций и народов к числу субъектов международного права, как правило, возникает после создания ими какого-либо координирующего борьбу органа. Принцип равноправия и самоопределения народов закреплен в Уставе ООН (п. 2 ст. 1). В дальнейшем принцип равноправия и самоопределения народов был развит и конкретизирован в Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам, единогласно принятой Генеральной Ассамблеей ООН на своей XV сессии 14 декабря 1960 г. Декларация провозглашает следующие принципы и обязательные условия предоставления независимости колониальным странам и народам: 1) подчинение народов иностранному игу и господству и их эксплуатация являются отрицанием основных прав человека, противоречат Уставу ООН и препятствуют развитию сотрудничества и установлению мира во всем мире; 2) все народы имеют право на самоопределение; в силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и осуществляют свое экономическое, социальное и культурное развитие; 3) недостаточная политическая, экономическая и социальная подготовленность в области образования никогда не должна использоваться как предлог для задержки достижения независимости. 4. Правосубъектность международных организаций По смыслу ст. 3 Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г. последние являются субъектами международного права. Любая межправительственная (межгосударственная) организация ipso factа является субъектом международного права. Она является субъектом современного международного права прежде всего потому, что государства согласились наделить ее соответствующими правами и обязанностями, которые четко определены в учредительных актах (уставах, статутах, договорах, конвенциях и др.) и полностью соответствуют основным принципам международного права. Международная правосубъектность межправительственной организации проявляется в ее правовом положении, в объеме тех прав и обязанностей, которыми государства наделяют организацию и от характера которых сама организация в дальнейшем может (или не может) приобретать другие права и обязанности. Межправительственные организации являются субъектами международного права потому, что их учредительные акты регулируют отношения между организациями и их государствами-членами, т.е. межгосударственные по своему характеру отношения. Эти учредительные акты регламентируют в первую очередь вопросы членства, статуса организации, полномочия на заключение международных договоров. Они содержат и другие нормы, определяющие цели и задачи организации, полномочия ее органов, порядок взаимоотношений организации с государствами-членами и не являющимися таковыми, а также иными международными организациями. Международная правосубъектность межправительственных организаций не означает, что объем такой правосубъектности одинаков. В каждом конкретном случае правомочия организации устанавливаются ее учредительным актом, соглашениями с государствами и другими субъектами международного права. Наибольшим объемом международной правосубъектности обладает ООН. 5. Международная правосубъектность государственно-подобных образований Определенным объемом международной правосубъектности обладают государственно-подобные образования. Они наделяются соответствующим объемом прав и обязанностей и тем самым становятся субъектами международного права. Таковыми являются, в частности, вольные города, а в настоящее время – Ватикан. Вольным городом называется город-государство, обладающий внутренним самоуправлением и некоторой правосубъектностью. Одним из первых таких городов был Великий Новгород. К числу вольных городов относились и города-члены Ганзы, такие как: Любек, Гамбург, Бремен, Росток, Данциг, Рига, Ревель, Амстердам, Кенигсберг и другие, – всего 50 городов. В XIX и XX вв. статус вольных городов определялся международно-правовыми актами или резолюциями Лиги Наций и Генеральной Ассамблеи ООН. Например, статус Иерусалима как самостоятельной административной единицы был определен резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1947 г. № 181/11. Объем международной правосубъектности вольных городов определяется международным соглашением и конституциями таких городов. Последние не являются государствами или подопечными территориями, а занимают промежуточное положение. Вольные города не обладают полным самоуправлением. Вместе с тем они подчиняются международному праву. Для жителей вольных городов создается специальное гражданство. Многие города имели право заключать международные договора. Гарантами статуса вольных городов выступали либо группа государств, либо международные организации. Неотъемлемым признаком вольных городов является демилитаризация и нейтрализация их территорий. 6. Международная правосубъектность индивида Проблема признания индивида субъектом международного права является во многом дискуссионной. Одни авторы отрицают правосубъектность индивида, другие признают за ним отдельные качества субъекта международного права. Как было отмечено, субъекты международного права должны: во-первых, быть реальными (активными, действующими) участниками международных отношений; во-вторых, обладать международными правами и обязанностями; в-третьих, участвовать в создании норм международного права; в-четвертых, иметь полномочия по обеспечению выполнения норм международного права. В настоящее время права и обязанности индивидов или государств по отношению к индивидам закреплены во многих международных договорах. Важнейшими из них являются: женевские конвенции 1949 г. об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях; об обращении с военнопленными; о защите гражданского населения во время войны; об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море; УставМеждународного военного трибунала 1945 г.; Всеобщая декларация прав человека 1948 г.; Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г.; Дополнительная конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством, 1956 г.; Конвенция о политических правах женщин 1952 г.; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека 1966 г.; Международный пакт о гражданских и политических правах человека 1966 г.; Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.; многочисленные конвенции, одобренные Международной организацией труда (MOT). Из региональных договоров отметим европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и 11 протоколов к ней; Конвенцию СНГ о правах и основных свободах человека 1995 г. Аналогичные конвенции имеются и в других регионах мира. Эти договоры закрепляют права и обязанности индивидов как участников международных правоотношений, предоставляют индивиду права на обращение в международные судебные учреждения с жалобой на действия субъектов международного права, определяют правовой статус отдельных категорий индивидов (беженцев, женщин, детей, мигрантов, национальных меньшинств и т.д.). Международные права индивидов, вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права, закреплены примерно в 20 многосторонних и в ряде двусторонних договоров. Например, согласно ст. 4 Дополнительной конвенции об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством, 1956 г., раб, нашедший убежище на судне участвующего в данной конвенции государства, ipso factа становится свободным. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека 1966 г. признает право каждого человека: а) на участие в культурной жизни; б) пользование результатами научного прогресса и их практическое применение; в) пользование защитой моральных и материальных интересов, возникающих в связи с любыми научными, литературными или художественными трудами, автором которых он является. В соответствии со ст. 6 Международного пакта о гражданских и политических правах человека 1966 г. право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека, оно охраняется законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни. Таким образом, в этой статье международное право гарантирует индивиду право на жизнь. Статья 9 этого документа гарантирует индивиду право на свободу и личную неприкосновенность. Каждый, кто был жертвой незаконного ареста или содержания под стражей, имеет право на компенсацию, обладающую исковой силой. Согласно ст. 16 каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности. Международное право определяет также правовой статус замужней женщины, ребенка и других категорий индивидов. Приведенные выше примеры дают основание предположить, что государства по ряду проблем (пусть даже немногим) наделяют индивидов качествами международной правосубъектности. Объем такой правосубъектности, бесспорно, будет возрастать и расширяться, ибо каждая историческая эпоха порождает своих субъектов международного права. Долгое время единственными полноправными субъектами международного права были только государства. В XX в. возникли новые субъекты – межправительственные организации, а также нации и народы, борющиеся за свою независимость. В XXI в. объем правосубъектности индивидов увеличится, будет признана правосубъектность других коллективных образований (например, международных неправительственных образований, транснациональных корпораций, церковных объединений). Противники признания индивида субъектом международного права в качестве основного аргумента в подтверждение своей позиции приводят невозможность индивидов заключать международные публично-правовые договоры и тем самым участвовать в создании норм международного права. Действительно, это факт. Но в любой области права ее субъекты обладают неадекватными правами и обязанностями. Например, в международном праве договорная правоспособность в полном объеме присуща лишь суверенным государствам. Другие субъекты – межправительственные организации, государственно-подобные образования, а также нации и народы, борющиеся за независимость, – обладают договорной правопособностью в ограниченном объеме. Индивиды обладают международными правами и обязанностями, а также способностью обеспечивать (например, через международные судебные органы) выполнение субъектами международного права международно-правовых норм. Этого вполне достаточно для признания у индивида качеств субъекта международного права.
Темы для доклада: 1. Международно-правовое признание. 2. Международное правопреемство государств.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 509; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |