Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТЕМА №4: Право международных организаций и конференций




ВРЕМЯ – 2 часа

ЦЕЛИ:

1. Закрепить, углубить и расширить знания по данной теме, полученные на лекции и добытые в процессе самостоятельной работы;

2. Изучить историю возникновения.

3.Исследовать понятие, виды и специфику деятельности международных организаций

4. Раскрыть понятие международной конференции; определить цели, задачи и виды международных конференций.

 

Учебно-методическое обеспечение:

- лекционные тетради

- терминологические словари

 

Вопросы семинарского занятия по теме 4:

 

1. История создания международных организаций

2. Понятие и классификация международных организаций

3. ООН как основа международной правовой системы

4. Международные неправительственные организации

 

1. История создания международных организаций

Международные организации являются основным организатором общения государств. Как отмечал Ф.Ф. Мартенс, «цивилизованные народы нуждаются в международных сношениях для возможности сохранить свое самостоятельное политическое бытие. То правительство, которое не следовало бы за изобретениями и усовершенствованиями в области военной техники и искусства, вводимыми в других государствах, и не пользовалось бы ими, лишило бы свою страну необходимых средств обороны. Международное общение не имело бы смысла, если бы взаимные отношения государств представляли состояние дикости»[5].

В Древней Греции в VI в. до н.э. были созданы первые постоянные международные объединения. Это были союзы городов и общин (например, Лакедемонская и Делоссках Симмахии) или религиозно-политические союзы племен и городов (например, Дельфийско-Фермопильская амфиктиония). Они были прообразами будущих международных организаций. Ф.Ф. Мартенс справедливо подчеркивал, что «хотя эти союзы и были вызваны специально религиозными целями, но оказывали свое действие вообще на сношения между греческими государствами: подобно другим социальным факторам, они сближали народы и смягчали их замкнутость»[6].

Следующим этапом развития международных организаций явилось создание международных экономических и таможенных объединений. Первым таким союзом был Ганзейский торговый союз, который вывел из состояния средневекового варварства всю Северную Германию. В начале XIX в. был создан Германский таможенный союз. Все государства, вошедшие в него, должны были подчиняться одинаковым законам относительно ввоза, вывоза и транзита товаров. Все таможенные пошлины признавались общими и распределялись между членами Союза по количеству народонаселения.

Специалисты в области права международных организаций считают, что первой межправительственной организацией в ее классическом понимании была Центральная комиссия по судоходству на Рейне, созданная в 1831 г.

Во второй половине XIX в. были созданы: Международный союз для измерения земли (1864 г.), Всемирный телеграфный союз (1865 г.), Всемирный почтовый союз (1874 г.), Международное бюро мер и весов (1875 г.), Международный союз для защиты литературной и художественной собственности (1886 г.), Международный союз железнодорожных товарных сообщений (1890 г.). Все эти организации имели постоянные органы, фиксированных членов и штаб-квартиры. Компетенция их ограничивалась обсуждением специализированных проблем.

После Первой мировой войны государства приступили к созданию международной организации по поддержанию мира и международной безопасности. В 1919 г. была образована Лига Наций, главной целью которой являлись обеспечение всеобщего мира и содействие международному сотрудничеству государств (СССР вступил в эту организацию в 1934 г.). Основными органами Лиги Наций являлись Собрание всех представителей членов Лиги, Совет и постоянный секретариат.

Лига Наций признавала, что всякая война «интересует Лигу в целом» и последняя должна принять все меры для сохранения мира. По требованию любого члена Лиги немедленно созывался Совет. В случае возникновения конфликта между членами Лиги Наций они должны были подвергнуть его разбирательству либо третейским судом, либо Советом.

Если какой-либо член Лиги прибегал к войне вопреки принятым на себя обязательствам, то остальные члены обязывались немедленно порвать с ним всякие торговые и финансовые отношения, а Совет должен был предложить различным заинтересованным правительствам выставить тот или иной контингент войск, предназначенных для поддержания уважения к обязательствам Лиги.

Устав Лиги Наций признавал необходимым ограничение национальных вооружений до минимума, совместимого с национальной безопасностью и выполнением международных обязательств, налагаемых общим действием. Совету Лиги предлагалось, учитывая географическое положение и особые условия каждого государства, подготовить планы ограничения вооружений и внести их на рассмотрение заинтересованных правительств.

Лига Наций была ликвидирована 18 апреля 1946 г.

По мнению специалистов, Лига Наций не смогла справиться со своей основной уставной задачей, связанной с мирным урегулированием международных конфликтов. Она не смогла предотвратить Вторую мировую войну, а также нападение Японии на Китай, Италии – на Эфиопию, Германии – на Австрию и Чехословакию, Италии – на Испанию и т.д.

2. Понятие и классификация международных организаций

В современном мире существуют две основные разновидности международных организаций:

– межгосударственные (межправительственные);

– неправительственные.

Главным признаком неправительственных международных организаций является то, что они созданы на основе международного договора и объединяют физических и юридических лиц (например, Ассоциация международного права, Лига Общества Красного Креста, Всемирная федерация научных работников и др.).

Международные межгосударственные организации – это объединения государств, созданные в соответствии с международным правом и на основе международного договоpa для осуществления сотрудничества в политической, экономической, социальной, культурной, научно-технической, правовой и иных областях, имеющие необходимую для этого систему органов, права и обязанности, производные от прав и обязанностей государств, и автономную волю, объем которой определяется волей государств-членов.

Любая международная организация должна обладать, по крайней мере, следующими шестью признаками.

1. Создание в соответствии с международным правом

2. Учреждение на основе международного договора

3. Осуществление сотрудничества в конкретных областях деятельности.

4. Наличие соответствующей организационной структуры.

5. Наличие прав и обязанностей международной организации.

6. Самостоятельные права и обязанности международной организации.

Международные организации классифицируются по следующим признакам:

1) круг участников:

– всеобщие, или универсальные, открытые для участия всех государств мира;

– региональные, членами которых могут быть государства одного региона;

2) сфера затрагиваемых в решениях вопросов:

– общей компетенции, деятельность которых затрагивает все сферы взаимоотношений между государствами-членами: политическую, экономическую, социальную, культурную и т.д.;

– специальной компетенции, которые ограничиваются сотрудничеством в одной специальной области и могут подразделяться на политические, экономические, социальные, культурные и т.д.;

3) характер полномочий:

– межгосударственные, к которым относится подавляющее большинство современных международных организаций;

– надгосударственные организации, целью которых является интеграция;

4) порядок вступления в организацию:

– открытые (свободные вход и выход);

– закрытые (прием в члены производится с согласия первоначальных учредителей).

3. Организация Объединенных Наций как основа международной правовой системы

Еще в декабре 1941 г. в Декларации правительств СССР и Польши была впервые закреплена идея о создании Всемирной организации по вопросам поддержания и упрочения мира. Начавшаяся Вторая мировая война не дала реализовать эту идею, к которой вернулись лишь в 1943 г. на Московской конференции союзников по борьбе с фашизмом: СССР, США, Великобритании и Китая. В Московской декларации было отмечено, что правительства этих стран признают необходимость учреждения Всеобщей международной организации для поддержания мира и безопасности. Эта идея была подтверждена на Тегеранской, Думбартон-Окской и Ялтинской конференциях, решения которых легли в основу конференции в Сан-Франциско в июне 1945 г., где был принят Устав Организации Объединенных Наций и Статут Международного суда. В подписании этих документов участвовало 50 государств.

Наименование «Объединенные Нации» было предложено впервые президентом Рузвельтом и принято в Декларации от 1 января 1942 г.

Уставом ООН предусмотрено, что она состоит из шести главных органов:

– Генеральной Ассамблеи;

– Совета Безопасности;

– Экономического и Социального совета;

– Совета по опеке;

– Международного суда;

– Секретариата.

Генеральная Ассамблея (ГА) включает в себя все государства-члены ООН. Делегация каждого государства состоит из пяти представителей и пяти их заместителей. ГА является совещательным органом, ст. 9–17 Устава закрепляют ее функции, такие как обсуждение, изучение, рекомендации в целях содействия международному сотрудничеству:

– в политической области и для поощрения прогрессивного развития международного права и его кодификации;

– в области экономики, социальной сферы, культуры и образования, здравоохранения.

Прочие функции включают в себя: утверждение соглашений по опеке; рассмотрение и утверждение бюджета; участие в избрании членов Международного суда; избрание шести непостоянных членов Совета Безопасности; членов Экономического и Социального совета; назначение генерального секретаря по рекомендации Совета Безопасности. Кроме того, ГА вправе учреждать вспомогательные органы, которые необходимы для осуществления ее функций. В этом отношении положение ГА приближается к положению центрального координирующего органа ООН. Экономический и Социальный совет, Совет по опеке подчиняются ГА.

Ассамблея собирается, как правило, на очередные ежегодные сессии, но может собираться и на специальные.

ГА имеет 7 главных комитетов, в каждом из которых представлены все члены ООН:

– по политическим вопросам и вопросам безопасности;

– специальный политический комитет;

– по экономике и социальным вопросам;

– социальным и гуманитарным вопросам;

– вопросам опеки и несамоуправляющимся территориям;

– административным и бюджетным вопросам;

– правовым вопросам.

При этом надо помнить, что ГА не является законодательным органом, ее рекомендации формально не являются обязательными. Ассамблея может обращать внимание Совета Безопасности на ситуации, которые могли бы угрожать международному миру и безопасности.

Совет Безопасности (СБ) является одним из главных органов ООН и играет основную роль в поддержании международного мира и безопасности. СБ наделен решающей исполнительной властью, однако она ограничивается в основном вопросами сохранения мира.

СБ состоит из непостоянных и пяти постоянных членов. Постоянными членами являются: Россия, Китай, Франция, Великобритания и Соединенные Штаты Америки. Непостоянных членов избирает ГА на двухгодичный срок.

К компетенции СБ относятся:

– контроль над исполнением государствами принципов ООН;

– подготовка планов регулирования вооружений;

– определение наличия угрозы миру, нарушения мира или актов агрессии;

– вынесение рекомендаций или принятие мер по принуждению правонарушителя.

Решения по процедурным вопросам в СБ принимаются большинством в 9 голосов. Если при голосовании по непроцедурному вопросу один из постоянных членов Совета проголосует против, решение считается непринятым (право вето).

Экономический и Социальный совет (ЭКОСОС) является главным инструментом ООН в области экономического и социального сотрудничества. ЭКОСОС состоит из 54 членов ООН, избираемых ГА, 18 членов Совета избирают сроком на 3 года.

ЭКОСОС уполномочен:

– проводить исследования и составлять доклады по вопросам: экономики, социальной сферы, культуры, образования, здравоохранения и т.д.;

– давать рекомендации ООН и ГА по вышеизложенным вопросам в целях поощрения уважения прав человека;

– созывать международные конференции по вопросам, входящим в его компетенцию;

– заключать соглашения со специализированными учреждениями, координировать их действия;

– устанавливать связь с неправительственными международными организациями;

– осуществлять иные действия, предусматриваемые Уставом ООН.

Вспомогательный механизм ЭКОСОС включает ряд:

– функциональных комиссий: Статистическую комиссию, Комиссию по народонаселению, Комиссию социального развития, Комиссию по правам человека, Комиссию по положению женщин, Комиссию по наркотическим средствам;

– региональных экономических комиссий (для Европы, Азии и Тихого океана, Африки, Латинской Америки);

– постоянных комитетов: по программе и координации, по природным ресурсам, по транснациональным корпорациям и др.;

– постоянных экспертных органов по таким вопросам, как предупреждение и борьба с преступностью, сотрудничество в вопросах налогов и др.

Совет по опеке. После Второй мировой войны была создана система опеки. Эта система распространялась:

– на территории, находящиеся под мандатом;

– территории, отторгнутые от вражеских государств;

– территории, добровольно включенные в систему опеки государствами, ответственными за их управление.

Совет по опеке ООН состоит:

– из государств, управляющих территорией под опекой;

– постоянных членов ООН, управляющих территорией под опекой.

Основная цель опеки – способствовать прогрессу населения подопечных территорий и его постепенному развитию к самоуправлению или независимости.

Международный суд – это главный судебный орган ООН. Он действует на основе Устава ООН и Статута Международного суда ООН. Его основное назначение состоит в том, что он должен разрешать любые международные споры, которые будут переданы ему спорящими государствами.

Международный суд состоит из 15 человек, образующих коллегию независимых судей, избранных из числа лиц высоких моральных качеств в независимости от их гражданства.

Суд избирает председателя и вице-председателя на 3 года. Выборы производятся тайным голосованием на основе абсолютного большинства.

Заседания проходят в полном составе, кроме случаев, специально предусмотренных в Статуте. Для образования судебного присутствия достаточен кворум в 9 судей.

Компетенция данного органа распространяется лишь на международные споры между государствами. Суд не может рассматривать споры между частными лицами и государством и тем более споры между частным лицами. Но и споры между государствами могут рассматриваться лишь с согласия сторон.

Официальными языками Международного суда являются французский и английский, местопребывание – Гаага (Нидерланды).

Секретариат обеспечивает нормальное функционирование главных и вспомогательных органов ООН; обслуживание их деятельности; выполнение их решений; осуществление и хранение материалов ООН; производит регистрацию и издание международных договоров государств-членов ООН. Возглавляет секретариат Генеральный секретарь ООН.

В деятельности ООН большое значение имеют специализированные учреждения. Под ними понимаются межправительственные организации универсального характера, осуществляющие сотрудничество в специальных областях и связанные с ООН. К ним относятся: МОТ, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), ЮНЕСКО, Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международный валютный фонд (МВФ), Международная финансовая корпорация (МФК), ФАО, Международная организация гражданской авиации (ИКАО), Международная морская организация (ИМО), ВПС и т.д.

4. Международные неправительственные организации

Согласно Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1296 от 23 мая 1968 г. международная неправительственная организация (МНПО) – это любая международная организация, не учрежденная на основании межправительственного соглашения. Согласно резолюции ЭКОСОС 1996/31 от 25 июля 1996 г. МНПО является любая неправительственная организация, учрежденная не на основе межправительственного договора и не преследующая своей целью извлечение коммерческой прибыли.

Основными признаками МНПО являются:

1) отсутствие цели извлечения прибыли;

2) признание по крайней мере одним государством или наличие консультативного статуса при международной межправительственной организации;

3) получение денежных средств более чем из одной страны;

4) осуществление деятельности по крайней мере в двух государствах;

5) создание на основе учредительного акта.

Первые МНПО возникли в начале XIX в. В настоящее время их насчитывается более 8 тысяч. Они играют активную роль во всех аспектах современных отношений. Более того, в ряде областей они являются лидерами. К таким организациям относятся: Международный институт по гуманитарному праву; Ассоциация международного права; Международная ассоциация по уголовному праву; Международный Комитет Красного Креста (МККК).

Многие МНПО активно сотрудничают с межправительственными организациями. Основной формой такого сотрудничества является консультативный статус. Получение такого статуса не только означает признание полезной деятельности МНПО, но и в то же время отражает роль международного авторитета и влияния МНПО на развитие современных международных отношений.

Отношения ООН с МНПО регламентируются резолюцией ЭКОСОС «Мероприятия по консультации с неправительственными организациями», принятой в 1946 г.

Консультативный статус при Совете представлен более 1500 МНПО. Они подразделяются на три категории:

1) организации, связанные с большинством аспектов деятельности Совета;

2) организации, обладающие особым опытом в конкретных областях;

3) организации, оказывающие содействие Совету, его вспомогательным органам и другим органам ООН по мере необходимости.

 

Темы для доклада:

1 .Международные экономические, военные и политические организации.

2.Международные кредитные, валютно-финансовые и торговые организации

3. Международные морские и авиационные организации.

4.Международные организации в области науки, культуры и здравоохранения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1287; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.