Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТЕМА №8: Территория и пространства в международном праве




ВРЕМЯ – 2 часа

ЦЕЛИ:

1. Закрепить, углубить и расширить знания по данной теме, полученные на лекции и добытые в процессе самостоятельной работы;

2. Изучить понятие и виды территорий.

Учебно-методическое обеспечение:

- лекционные тетради

- терминологические словари

 

Вопросы семинарского занятия по теме 8:

1. Понятие и виды территорий

2. Государственная граница

3. Территория с особым международным режимом

1. Понятие и виды территорий

В различных правовых системах и международном праве вцелом уже вполне четко сложились общепризнанные понятия, относящиеся к территории. В самомшироком смысле территорияэто вся планета Земля с ее сухопутной и водной поверхностью, недрами и воздушным пространством – среда обитания и материальная база существованияземной человеческой цивилизации, а также космическое пространство, окружающее Землю, Луна и другие небесные тела.

В соответствии с существующим правовым режимом вся территория Земли подразделяется на следующие категории:

1) территории государств – это территории, находящиеся в пределах государственных границ каждого отдельного государства,на которые распространяется полная и исключительная власть этих государств;

2) территории с международным режимом – это территории, которые не входят в состав государственной территории, водные пространства за пределами исключительных экономических зон прибрежных государств; Международный район морского дна – морское дно и его недра за пределами исключительных экономических зон и континентального шельфа прибрежных государств; воздушное пространство запределами государственных территорий; Антарктика; космическоепространство, Луна и другие небесные тела. На этой части территории, находящейся в общем пользовании государств, действуют общепризнанные принципы и нормы международного права;

3) территории со смешанным режимом – это территории, на которых действуют одновременно и нормы международного права, и нормы национального законодательства прибрежных государств.

Территории сосмешанным режимом условно можно разделитьна двегруппы.Первая группа: прилежащие и исключительные экономические зоны и континентальный шельф прибрежных государств, которые не входят в состав государственной территории прибрежных государств. Вторая группа: международные реки, международные проливы, перекрываемые территориальными водами прибрежных государств, и международные каналы, входящие в состав территорий прибрежных государств;

4) территории с особым международным режимом (своеобразная разновидность территории) – это демилитаризованные и нейтрализованные зоны и зоны мира. В состав этих территорий могут входить территории первой категории или территории трех категорий одновременно: архипелаг Шпицберген, Аландские острова, Додеканезские острова, остров Пантеллерия, Панамский и Суэцкий каналы, Луна и другие небесные тела, а также другие территории.

2. Государственная территория

Под государственной территорией понимается часть земного шара, включающая сушу с ее недрами, воды и воздушное пространство над ними, которая является национальным достоянием народа и находится под исключительной и полной властью каждого государства. Территория – материальная база государства, без обладания которой невозможно его нормальное существование.

В современном праве существует значительное количество различных теорий, обосновывающих принадлежность государству территорий.

Широкое распространение получила теория публично-вещного права государства на территории. В этой теории территория рассматривается как объект особого вещного права, в качестве субъекта права собственности на территорию выдвинут народ. «Территория принадлежит народу», – гласит ст. 10 якобинской конституции.

Уже в середине ХIХ в. была выдвинута пространственная теория, или теория предела власти, которая впервые была обоснована в работах русского ученого В.А. Незабитовского и стала классической теорией территориального верховенства.

Территория согласно этой теории – не вещь, которой владеет государство, а пространство, в пределах которого государство существует и действует. Государство осуществляет власть в пределах территории, и территория не объект, а предел суверенной власти.

Пространственная теория, утверждающая, что территория государства включает любое пространство, где распространяется его юрисдикция, расширяла понятие государственной территории далеко за рамки национальной территории, включая в ее состав (без всяких оснований) национальную территорию других народов – колониальных и зависимых стран.

В середине ХХ в. была выдвинута так называемая теория компетенции, которая отрицает исключительный характер государственной власти в пределах границ и утверждает, что территория государства является не определенно отграниченной частью земной поверхности, служащей материальной базой государств, а любым пространством, в котором действует государственный правопорядок, включая пространство за пределами границ данного государства.

По мнению сторонников теории компетенции, понятие территории складывается из совокупности территориальной компетенции (пространство в рамках государственных границ, где действует власть государства) и экстерриториальной – личной компетенции (власть государства над своими гражданами за пределами границ этого государства). Игнорируя понятие национальной территории и провозглашая возможность взаимного проникновения экстерриториальных компетенций государств в их внутреннюю юрисдикцию, теория компетенции направлена против государственного суверенитета и, по существу, сводит на нет понятие территориального верховенства и государственной территории.

Теория компетенции дополняется теорией так называемых международных границ. По мнению сторонников теории компетенции, последние служат линией размежевания экономических, политических, стратегических и даже идеологических интересов отдельных государств.

Полная научная несостоятельность этих теорий по вопросу о юридической природе государственной территории совершенно очевидна. Современное международное право представляет собой продукт соглашения суверенных государств и, следовательно, не может устанавливать пределов территориального верховенства государств, оно только признает, утверждает и охраняет территориальное верховенство каждого государства.

В современную эпоху при сложившейся системе международных отношений высшим правовым основанием владения и распоряжения территорией является суверенная воля народа, населяющего данную территорию. В соответствии с принципом самоопределения наций, закрепленным в Уставе ООН и ряде других международных актов, территориальное верховенство принадлежит народу. Народ – полновластный хозяин своей территории, и только он один обладает высшим правом распоряжаться ею.

Государство только тогда по праву владеет своей территорией, когда эта территория является достоянием организованного в государство общества в соответствии с правом нации на самоопределение.

Однако значение принадлежащей государству территории не ограничивается только тем, что она представляет собой пространство, в пределах которого данное государство осуществляет свою власть. Территория государства – это также объект публично-правовых полномочий каждого государства. Государство устанавливает в своем законодательстве правовой режим государственной территории как в целом, так и отдельных ее частей.

Государство распоряжается своей территорией, делит ее на административно-территориальные единицы, организует по территориальному принципу государственную власть и государственное управление. Оно определяет и изменяет режим своих границ пограничных и иных специальных зон, режим и условия навигации в своих внутренних и территориальных водах, воздушном пространстве и т.д. Оно регулирует вопросы гражданства, поселения и передвижения собственных граждан, а также условия въезда, выезда и передвижения иностранцев. Государство организует охрану и оборону своей территории от любого посягательства на нее со стороны других государств.

В состав государственной территории входят суша и воды, очерченные границами данного государства, их недра, а также воздушное пространство над сушей и водами. К государственной территории приравниваются морские, речные, воздушные и космические корабли, носящие флаг или знак данного государства, подводные кабели и трубопроводы, проложенные в открытом море и соединяющие части территории данного государства, технические сооружения, возведенные на континентальном шельфе или под дном открытого моря, а также искусственные национальные спутники Земли или других планет, запущенные в космическое пространство данным государством.

Сухопутная территория. Государственная территория включает прежде всего всю сушу, находящуюся под суверенитетом данного государства, независимо от места расположения ее отдельных частей. Правовое положение сухопутной территории государства регулируется исключительно его внутренним законодательством.

Сухопутная территория государства включает также недра суши, национальных вод на технически доступной глубине.

Водная территория. В состав государственной территории входят национальные воды, находящиеся в пределах границ данного государства. К ним относятся воды внутренних рек, озер, каналов, внутренних морей и исторических заливов, воды морских заливов и бухт, воды морского пояса, примыкающего к берегу государства, называемые территориальным морем, или территориальными водами.

«Плавучая», «летучая» и «космическая» территория. Как уже отмечалось, морские, речные, воздушные и космические корабли, носящие флаг или знак данного государства, условно считаются его территорией. На них действуют законы и юрисдикция государства флага судна. При этом военные суда признаются территорией государства повсеместно, а другие морские и воздушные суда – соответственно только в водах и воздушном пространстве своего государства или в открытом море и воздушном пространстве над ним. На территории других государств (в портах, внутренних и территориальных водах, в воздушном пространстве) иностранные суда, кроме военных, подчиняются местной юрисдикции и местным законам. К территории государства должны быть отнесены также все виды национальных искусственных космических тел (спутники, станции, платформы и т.д.) и национальные научно-технические сооружения на других планетах.

Полярные секторы. В состав государственной территории ряда стран (России, США, Канады, Норвегии и Дании) входят все земли и острова, находящиеся в пределах полярного сектора данного государства в Арктике, а также постоянные ледяные поля, припаянные к берегу. Под полярным сектором понимается пространство, основанием которого является северная граница государства, вершиной – Северный полюс, а боковыми границами – меридианы, соединяющие Северный полюс с крайними точками северной границы территории данного государства.

Границы Российского полярного сектора в Арктике определены постановлением ЦИК и СНК СССР от 15 апреля 1926 г. В этом постановлении указывается, что в территорию России входят все земли и острова как открытые, так и могущие быть открытыми в будущем, расположенные в Северном Ледовитом океане между границей Российской Федерации, Северным полюсом и меридианами 32º4´35´´ восточной долготы и 168º49´30´´ западной долготы. Исключение составляют земли и острова, которые признаны Советским государством иностранной территорией по состоянию на 15 апреля 1926 г., а именно восточные острова Шпицбергенского архипелага, лежащие между 32º и 35º восточной долготы и находящиеся под суверенитетом Норвегии.

Большое значение в современном международном праве имеет разделение государственных территорий между собой, т.е. государственные границы.

Государственная границаэто линия, обозначающая на картах и на местности пределы государственной территории на суше, на воде, в воздухе и в недрах, т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета конкретного государства.

В зависимости от места прохождения различают сухопутные, водные и воздушные границы.

Сухопутная граница отделяет сухопутную территорию одного государства от аналогичной территории другого государства и устанавливается, как правило, в договорном порядке между сопредельными государствами с учетом рельефа местности (орографические границы). При невозможности учета рельефа (горные хребты, водоразделы, реки и т.п.) могут устанавливаться геометрические (прямые линии, соединяющие естественные или искусственные ориентиры или характерные точки вне населенных пунктов) или астрономические (по параллелям и меридианам) границы.

Водная граница может проходить:

– на озере – по прямой линии, соединяющей выходы сухопутной границы к противоположным берегам озера, независимо от изменяющегося уровня воды и изменения очертания его берегов;

– на судоходной реке – по главному фарватеру (тальвегу – линии наибольших глубин). В случае естественного изменения фарватера под действием денудации (текущего водного потока) граница также может соответственно изменяться (так называемые подвижные границы);

– на водохранилищах – гидроузлов и других искусственных сооружений – по линии государственной границы до их заполнения водой, если иное не установлено международным договором между заинтересованными сопредельными государствами;

– на море – по внешней границе территориального моря в соответствии с национальным законодательством (в России государственная граница на море проходит на расстоянии 12 морских миль от исходных линий, от которых отсчитывается ширина территориального моря) или соглашениями с сопредельными государствами. Такие соглашения заключены, например, с Норвегией и Финляндией.

Воздушная граница (боковая) представляет собой вертикальную плоскость, восстановленную по линии прохождения сухопутной и водной государственной границы. Верхний высотный предел воздушного пространства, отделяющий его от космического пространства, международным правом не установлен. По утверждающемуся в международной практике мнению высотный предел воздушного пространства составляет примерно 110 км от поверхности Земли – наименьшая устойчивая высота орбиты искусственных спутников Земли.

Государственная граница между сопредельными государствами определяется и устанавливается путем делимитации и демаркации, которые осуществляются смешанными комиссиями, образованными заинтересованными государствами на паритетных началах.

Делимитацияэто определение в договорном порядке общего направления прохождения линии государственной границы с обозначением ее на картах, схемах и планах. При делимитации составляется подробное описание прохождения линии границы, исключающее двоякое толкование, с нанесением ее на карты и схемы по специально выбранным и согласованным естественным или искусственным точкам или ориентирам (рекам, ручьям, горным вершинам, хребтам и т.д.).

Демаркацияэто проведение линии государственной границы на местности с обозначением ее специальными пограничными знаками (пирамидами, столбами, буями, створными знаками, маяками и т.п.). При демаркации составляется протокол – подробное описание прохождения линии границы на местности со схемами, фотографиями и описанием каждого пограничного знака и его отличительных характеристик (размеры, цвет, характеристики огней и т.п.).

Редемаркацияэто проверка ранее демаркированной границы с восстановлением, ремонтом (заменой) ранее выставленных пограничных знаков.

В целях обеспечения неприкосновенности и нерушимости границ, их охраны и содержания внутренним законодательством и международными договорами сопредельных государств устанавливается специальный пограничный режим, который предусматривает: порядок охраны и пересечения государственной границы на суше, море и в воздухе, размещение и регламентацию деятельности контрольно-пропускных пунктов и таможенных учреждений, воздушные коридоры над границей и порядок пролета в них летательных аппаратов; ведение сельскохозяйственной, производственной, транспортной, промысловой и иной деятельности в районе государственной границы, в том числе в пределах территориального моря; специальные правила проживания, перемещения и деятельности населения в пограничной зоне и переезда в нее, порядок расследования и урегулирования пограничных инцидентов и др.

В Российской Федерации режим государственной границы определяется Законом РФ «О Государственной границе Российской Федерации» 1993 г. с изменениями и дополнениями 1994, 1996 и 1999 гг., Таможенным кодексом РФ 2003 г., Воздушным кодексом РФ 1997 г., другими федеральными законами, относящимися к государственной границе, и международными договорами Российской Федерации. Охрана и оборона государственной границы осуществляются на основе внутреннего законодательства государства. Для обеспечения на государственной границе надлежащего порядка могут устанавливаться пограничная полоса и пограничная зона.

Пограничная полосаэто расположенная непосредственно на границе полоса местности небольшой ширины, на которой может быть установлена контрольно-следовая полоса и оборудованы инженерные сооружения, препятствующие несанкционированному переходу и пересечению государственной границы.

Пограничная зона – это местность шириной до 5 км вдоль государственной границы на суше, морское побережье, выходящее к открытому морю, берега пограничных рек и озер, водоемов и водохранилищ и расположенные на них острова.

Режим в пунктах пропуска через государственные границы включает правила въезда в эти пункты, пребывания и выезда из них лиц, транспортных средств, ввоза, нахождения и вывоза грузов, товаров и животных, устанавливаемые исключительно в интересах создания необходимых условий для осуществления пограничного, таможенного, санитарного, фитосанитарного и иных видов контроля.

Иностранные невоенные суда и военные корабли заходят в порты государств в соответствии с правилами, принятыми в этих государствах и опубликованными в «Извещениях мореплавателям».

Лица, виновные в нарушении режима государственных границ, пограничного режима и правил в пунктах пропуска через государственные границы, привлекаются к административной или уголовнойответственности.

3. Территории с особым международным режимом

Как уже указывалось выше, территории с особым международным режимом – это демилитаризованные и нейтрализованные зоны и зоны мира.

Демилитаризацияэто особый, договорно установленный правовой режим определенных районов, территорий, пространственных сфер и космических тел, в соответствии с которым там запрещаются все виды и формы военной деятельности, такие, например, как размещение вооруженных сил и вооружений, создание военных баз, сооружений и установок, испытание, размещение и хранение оружия массового уничтожения и его носителей, любого другого оружия, проведение военных маневров и учений, а также иная деятельность военного характера.

Демилитаризация может быть полной или частичной, объем демилитаризации непосредственно оговаривается в самих международных договорах о демилитаризации. В этих договорах обычно подробно указываются цели, конкретные виды и формы запрещенных действий, географический район, на который распространяется соответствующий договор (границы пространственной сферы, например: морское дно за пределами 12-мильной зоны прибрежных государств; района, например: остров Пантеллерия; наименование объекта, например: Луна), и иногда механизм и процедура осуществления контроля над соблюдением договорных обязательств.

Нейтрализацияэто особый, договорно установленный правовой режим определенных территорий, пространственных сфер и космических тел, в соответствии с которым там запрещаются ведение военных действий и использование их в качестве базы для ведения войны. Нейтрализованными являются: архипелаг Шпицберген, Антарктика, Луна и другие небесные тела, зоны Суэцкого и Панамского каналов.

Безъядерная зона разновидность частичной демилитаризации. Это особый, договорно установленный правовой режим определенной территории, пространственной сферы и космического тела, в соответствии с которым там запрещаются производство, испытания, размещение, транспортировка и хранение ядерного оружия, сооружение и размещение оборудования и установок для его обслуживания, создание военных баз для доставки и размещения на них ядерного оружия и его носителей.

Зона мира это точно определенный (обозначенный) географический район, включающий сухопутную и водную территорию прибрежных и материковых (не имеющих выхода к морю) государств и воздушное пространство над ними, а также морское и воздушное пространство за пределами территориального моря прибрежных государств, с особым, договорно установленным и гарантированным великими державами (постоянными членами Совета Безопасности ООН) правовым режимом, который может включать в себя согласованные в международном порядке нормы политико-правового характера (регламентирующие межгосударственные отношения в области обеспечениямеждународного мира и безопасности, мирного сосуществования и политики неприсоединения), нормы военно-правового характера (касающиеся демилитаризации, нейтрализации, мер доверия, ограничения гонки вооружений и разоружения), а также нормы, касающиеся осуществления в морском, включая морское дно, и воздушном пространствах зоны мира за пределами территориального моря прибрежных государств, свобод открытого моря и иной законной деятельности, признанной международным правом.

По своему возможному юридическому содержанию зона мира является материальным воплощением региональной безопасности и составной частью универсальной системы коллективной безопасности, затрагивающей разносторонние интересы многих государств мира (прибрежных; не имеющих выхода к морю; широко использующих морские и воздушные пространства зоны мира), в том числе военно-политическую стабильность отдельных географических регионов, могущих быть объявленными зонами мира.

Темы для доклада:

1. Многонацианальные и международные реки

2. Международно-правовой статус и режим Арктики

3. Международно-правовой статус и режим использования пространств и ресурсов Антарктики




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 4486; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.