Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТЕМА №12: Международное право в период вооруженных конфликтов




ВРЕМЯ – 2 часа

ЦЕЛИ:

1. Закрепить, углубить и расширить знания по данной теме, полученные на лекции и добытые в процессе самостоятельной работы;

2. Изучить принципы и источники правового регулирования в период вооруженных конфликтов

3. Определить участников вооруженного конфликта и их правовое положение.

4. Определить международно-правовую регламентацию окончания военных действий и состояние войны, их правовые последствия.

Определить виды и структуру правовых норм

Учебно-методическое обеспечение:

- лекционные тетради

- терминологические словари

 

Вопросы семинарского занятия по теме 12:

1.Цели, принципы и источники правового регулирования в период вооруженных конфликтов

2. Начало войны: правовые последствия

3. Прекращение войны: правовые последствия

4. Защита жертв войны и культурных ценностей

1. Цели, принципы и источники правового регулирования в период вооруженных конфликтов

Международное право в период вооруженных конфликтов – самостоятельная отрасль международного права – совокупность договорных и обычных норм, регламентирующих отношения между воюющими и затронутыми войной субъектами международного права по поводу начала и последствий войны, применения средств и методов ведения войны, нейтралитета, защиты жертв войны, прекращения войны и ответственности государств и физических лиц за нарушение этих норм.

Международный вооруженный конфликт – это вооруженная борьба между государствами, между национально-освободительным движением и колонизатором для достижения политических, экономических или других целей.

Вооруженные конфликты немеждународного характера – это вооруженные столкновения между правительственными войсками и организованными антиправительственными военными формированиями на территории одного какого-либо государства.

Во всех войнах и конфликтах, независимо от причин их возникновения или непризнания воюющей стороны в качестве таковой, все воюющие должны соблюдать и выполнять действующие нормы международного права, например, в защиту жертв войны и уменьшения разрушений и страданий. В международной и договорной практике государств получили утверждения и признание следующие специальные принципы данной отрасли права: принцип ограничения воюющих в выборе средств и методов ведения войны; принцип запрещения использования оружия, которое увеличивает страдание людей, делает их смерть неизбежной или имеет неизбирательное действие; принцип защиты жертв войны; принцип ответственности государств и физических лиц за нарушение международного права и т.д.

К числу важнейших международных соглашений относятся: Декларация о морской войне 1856 г., Гаагская декларация о запрещении применять пули, легко разворачивающиеся или сплющивающиеся в человеческом теле, 1899 г., Гаагская конвенция о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г., Женевский протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств 1925 г., Правила о действиях подводных лодок по отношению к торговым судам в военное время (Приложение к Лондонскому протоколу 1936 г.), Устав Международного военного трибунала 1945 г., Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г. с Дополнительными протоколами 1 и 2 1977 г., Гаагские конвенции о защите культурных ценностей 1954 г., Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г., Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезвычайные повреждения или имеющими неизбирательное действие, 1980 г., Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1993 г. и т.д. Большое значение имеют также резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, итоговые документы международных конференций по вопросам международного гуманитарного права, рекомендации Международного Красного Креста и др.

2. Начало войны: правовые последствия

Начало войныэто момент либо фактического открытия военных действий, либо формального объявления войны (состояния войны), даже если за этим фактически не последовали боевые действия.

С началом войны для всех воюющих сторон наступают следующие правовые последствия:

1. Прекращение дипломатических и консульских отношений (дипломатическому и консульскому персоналу обеспечиваются защита и возможность беспрепятственно покинуть территорию противника).

2. Прекращаются и запрещаются экономические, торговые, финансовые и другие отношения и сделки с юридическими и физическими лицами противника.

3. Утрачивают силу все двухсторонние договоры между воюющими, многосторонние договоры (например, по вопросам транспорта, связи, транзита и т.д.) приостанавливают свое действие.

4. Торговые суда воюющих, находящиеся к началу войны в неприятельских портах, могут быть реквизированы или задержаны до конца войны независимо от принадлежности (государству, частным компаниям или лицам).

5. К гражданам неприятельского государства может применяться специальный режим (ограничение в перемещении, принудительное поселение в отведенных властями местах и т.д.).

6. Воюющие стороны обязаны учитывать законные интересы нейтральных и других невоюющих государств.

Объявление состояния войны влечет изменение правового режима территорий. Территории воюющих государств делятся: на театр войны – это сухопутная, водная и воздушная территория воюющих сторон, а также космическое пространство, воды Мирового океана за пределами территориального моря прибрежных государств и воздушное пространство над ним, в пределах которых воюющие фактически ведут или могут вести боевые действия, и театр военных действий – это территория, на которой воюющие государства проводят военные действия.

Не могут считаться театром войны, а следовательно, и объектами нападения и уничтожения:

1. Санитарные зоны и местности, имеющие отличительные знаки для ограждения от действий войны раненых, больных, медицинского персонала, военнопленных, культурных ценностей, районов расположения АЭС, дамб и плотин.

2. Зоны Суэцкого и Панамского каналов, архипелаг Шпицберген, Аландские острова, Антарктида, Луна и другие небесные тела.

3. Сухопутная, водная, воздушная территория нейтральных стран.

Международное право не предусматривает возможности установления каких-либо границ или специальных зон для ведения войны на море. Однако международная практика государств свидетельствует о том, что многие государства под предлогом обеспечения безопасности морской и воздушной навигации для нейтральных и других невоюющих государств устанавливают в море специальные зоны ведения боевых действий (оборонительные, операционные, патрулирования, осмотра, блокадные и т.д.), оповещают другие государства об установлении таких зон и вводят в них существенные ограничения для международного судоходства и воздушной навигации вплоть до полного их запрещения.

После объявления войны изменяется статус населения. Население воюющих государств делится: на воюющих, которых в зависимости от причастности к боевым действиям, характера выполняемых обязанностей и объема предоставляемой международно-правовой защиты подразделяют на две группы: 1) сражающиеся (комбатанты) и несражающиеся (некомбатанты); 2) невоюющие (мирное население).

Комбатанты имеют особые признаки:

а) лицо, стоящее во главе своих подчиненных и ответственное
за них;

б) определенный и явственно видимый издали отличительный знак;

в) открытое ношение оружия;

г) соблюдение в своих действиях законов и обычаев ведения войны.

К комбатантам относятся:

1. Личный состав регулярных вооруженных сил воюющих государств (армии, авиации, флота).

2. Личный состав ополчений и добровольческих отрядов, входящих в состав вооруженных сил воюющих государств.

3. Граждане нейтральных и других невоюющих государств, добровольно вступившие в вооруженные силы воюющего государства.

4. Личный состав других ополчений, добровольческих отрядов, организованных движений сопротивления, принадлежащих стороне, находящейся в конфликте, и действующих на их собственной территории или вне ее, даже если территория оккупирована, а также партизаны (партизанские отряды).

5. Члены экипажей судов торгового флота, включая капитанов, лоцманов и юнг, и экипажей гражданской авиации воюющих государств.

6. Население неоккупированной территории, которое при приближении неприятеля стихийно по собственному почину берется за оружие для борьбы с вторгающимися войсками, не успев сформироваться в регулярные войска, если оно открыто носит оружие и соблюдает законы и обычаи ведения войны.

7. Участники национально-освободительных движений, массовых восстаний, участники внутригосударственных вооруженных конфликтов (гражданских войн, военных мятежей массового характера).

8. Личный состав Вооруженных Сил ООН и групп государств, сформированных по мандату Совета Безопасности ООН в соответствии со ст. 42 Устава ООН.

Комбатанты наделены правом силой оружия вести боевые действия и наносить ущерб и поражение противнику, на них распространяются все гуманные правила ведения войны и защиты в плену. К комбатантам относятся также военные корабли и военные летательные аппараты, независимо от вооружения и типа двигательной установки (ядерной или обычной).

К некомбатантам относятся лица, следующие за вооруженными силами, но не входящие в их состав непосредственно:

1. Гражданские лица, входящие в экипаж военных кораблей и летательных аппаратов.

2. Военные корреспонденты и репортеры.

3. Военные юристы, поставщики (интенданты).

4. Личный состав рабочих команд или похоронных служб, на которые возложено бытовое обслуживание вооруженных сил.

5. Медицинский и санитарный персонал.

6. Духовенство всех религий.

7. Госпитальные и санитарные суда, транспорт, летательные аппараты.

Некомбатанты не имеют права вести боевые действия,к нимне должно применяться оружие. Свое оружие они используют только для самообороны и защиты вверенного им имущества. Если они непосредственно участвуют в боевых действиях, то автоматически становятся комбатантами.

Среди сражающихся во время войны имеются следующие особые категории участников войны.

Разведчик – законный комбатант – лицо, входящее в состав вооруженных сил воюющего государства, одетое в военную форму и проникшее в район действия неприятельской армии для сбора сведений о противнике. Захваченный противником при сборе сведений он становится военнопленным (ст. ХХIХ Приложения к IV Гаагской конференции 1907 г. Далее будет указываться только номер статьи этого документа).

Лазутчик (шпион) – лицо, которое, действуя тайным образом или под ложными предлогами, собирает или старается собрать сведения в районе действий одного из воюющих государств с намерением сообщить таковые противной стороне. Захваченный противником при сборе сведений лазутчик не становится военнопленным, а может быть привлечен к уголовной ответственности как шпион (ст. ХХIХ), но и в этом случае «лазутчик, пойманный на месте, не может быть наказан без предварительного суда» (ст. ХХХ). Главное отличие военного разведчика от лазутчика (шпиона) – военная форма разведчика, свидетельствующая о его принадлежности к вооруженным силам своего государства.

Военные советники и инструкторы – это гражданские лица или военнослужащие, находящиеся при политическом руководстве или военном командовании воюющего государства в целях предоставления политических советов руководству или обучения личного состава вооруженных сил иностранного государства обращению с поставляемой техникой, оружием.

Парламентер – это «лицо (как правило, офицер), уполномоченное одной из воюющих сторон вступить в переговоры с другой и являющееся с белым флагом» (ст. ХХХII). Как сам парламентер, так и сопровождающие его трубач, горнист или барабанщик, лицо, несущее белый флаг, и переводчик пользуются правом неприкосновенности. Парламентер уполномочивается вести переговоры о прекращении огня, подборе раненых, трупов, выводе женщин и детей из осажденной крепости, сдаче крепости, прекращении сопротивления и т.п. Парламентер теряет право на неприкосновенность, «если будет вполне определенно доказано, что он воспользовался своим привилегированным положением для подговора к измене или для ее совершения» (ст. ХХХIV).

Наемник – это лицо, которое специально завербовано на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте; фактически принимает непосредственное участие в военных действиях, руководствуясь, главным образом, желанием получить личную выгоду, и которому в действительности обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга и функций, входящим в личный состав вооруженных сил данной стороны. Наемник не имеет права на статус комбатанта и военнопленного, он привлекается к уголовной ответственности по законам захватившего его государства.

3. Прекращение войны: правовые последствия

Военные действия между воюющими государствами могут быть прекращены в результате перемирия или капитуляции одного из них. Перемирие может быть местным или общим.

Местное перемирие носит временный характер, оно заключается для ограничения театра войны (поле боя, крепость, остров) с конкретными ограничительными целями или задачами местного значения (подбор и транспортировка раненых, больных и убитых, обмен ранеными, вывод женщин и детей из осажденной крепости, переговоры с парламентером и т.д.) и длится обычно краткое время (один час, несколько часов, один или несколько дней).

Решение о заключении местного перемирия может принять местное командование в пределах своей компетенции. Местное перемирие не влечет за собой прекращения войны между воюющими. По выполнении обусловленных перемирием частных задач и истечении его срока военные действия могут возобновиться.

Военные действия могут быть прекращены и в одностороннем порядке на какой-то определенный срок для достижения конкретной цели, о чем заранее оповещается другая воюющая сторона.

Общее перемирие, или общее прекращение огня, полностью прекращает боевые действия воюющих. Оно, как правило, не ограничивается каким-либо сроком и продолжается до заключения мирного договора или мирного урегулирования. Нарушение общего перемирия отдельными военнослужащими является военным преступлением, за которое они должны нести уголовную ответственность.

Общее перемирие носит не только военный, но и политический характер, поскольку оно является первым шагом на пути к прекращению войны и мирному урегулированию. Нарушение общего перемирия, или прекращения огня, одной из сторон следует рассматривать как акт агрессии или военное преступление.

Капитуляция – это один из способов прекращения военных действий. В отличие от общего перемирия при капитуляции побежденная сторона утрачивает даже формальное равенство с победителем (исключая почетную капитуляцию). Капитуляция может быть почетной, простой, общей и безоговорочной.

Почетная капитуляция – это прекращение военных действий в связи с достигнутой договоренностью между воюющими сторонами, в соответствии с которой капитулирующая сторона имеет право покинуть свои позиции со знаменем, техникой, оружием и соединиться впоследствии со своими вооруженными силами, в том числе и для дальнейшего ведения боевых действий.

Простая капитуляция – это прекращение военных действий на отдельном участке, разоружение и пленение капитулирующих. Такая капитуляция не означает окончания войны в целом, хотя и может иметь влияние на военно-политическое положение воюющих государств.

Общая капитуляция – это повсеместное общее прекращение боевых действий с признанием капитулирующим государством своего поражения в войне. В результате общей капитуляции разоружаются все вооруженные силы побежденного государства, его территория может быть оккупирована и на него может быть наложена политическая и материальная ответственность.

Безоговорочная капитуляция (особая форма общей капитуляции) – это повсеместное общее прекращение боевых действий, разоружение и сдача всех вооруженных сил побежденного государства без каких бы то ни было условий.

Прекращение состояния войны между воюющими государствами оформляется в основном путем заключения мирного договора, принятия односторонней декларации или подписания двусторонней декларации.

Правовые последствия окончания войны (состояния войны) наступают как для воюющих сторон, так и для нейтральных и других невоюющих государств:

1. Прекращают действовать законы и обычаи войны и устанавливаются нормальные мирные отношения, в том числе дипломатические.

2. Возобновляется действие ранее заключенных международных договоров.

3. Заключаются новые договоры.

4. Возвращаются все военнопленные, производится репатриация гражданского населения, попавшего на территорию бывших противников.

5. Осуществляется вывод оккупационных войск.

6. Опубликовываются сведения и координаты выставленных минных заграждений на суше и в море, производится разминирование минных полей и траление морских мин с оповещением об этом всех государств.

7. Разрешаются все вопросы политической и материальной ответственности и уголовной ответственности главных военных преступников; создаются политические и материальные гарантии для недопущения войны в будущем.

4. Защита жертв войны и культурных ценностей

Жертвы войны – физические лица из состава мирного населения и комбатантов, которые в результате вооруженного конфликта оказались во власти противной стороны, интернированными, задержанными или иным образом лишенными свободы, а также раненые, больные, погибшие.

Защита раненых и больных. Нормы о защите раненых и больных в войне на суше содержатся в 1-й Женевской конвенции об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях 1949 г. и в первом Дополнительном протоколе 1977 г. Согласно Конвенции установленный ею режим распространяется на комбатантов. Дополнительный протокол распространил этот режим на всех раненых и больных, военных или гражданских, которые нуждаются в немедленной медицинской помощи. Такие лица должны быть уважаемы и защищаемы.

Воюющие обязаны принимать немедленные меры для поиска и сбора раненых и больных. В случае необходимости для этого устанавливается перемирие. К раненым воинам противника сле­дует относиться с уважением, оказывать им необходимую медицинскую помощь. Запрещены медицинские эксперименты над ними. Мертвых подбирают и достойно хоронят. Захоронения должны поддерживаться в порядке, к ним обеспечивается доступ родных.

Медицинский персонал находится под защитой международного гуманитарного права, воюющие должны относиться к нему с уважением и обеспечить защиту. Медперсонал может быть задержан противником. В таком случае он должен продолжать выполнение своих функций, предпочтительно в отношении собственных граждан.

Защита раненых, больных и потерпевших кораблекрушение. Режим таких лиц определен 2-й Женевской конвенцией об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море 1949 г. и первым Дополнительным протоколом 1977 г. В целом применяются те же нормы, что и в случае войны на суше, однако есть и специфика. Особое значение имеют поиск и спасение. Они должны предприниматься немедленно после сражения самими боевыми кораблями. При осуществлении таких операций корабли не обретают защиты. Особую сложность спасательные операции представляют для подводных лодок. При всех условиях подлодки не вправе предпринимать враждебные действия в отношении спасающихся. Воюющие могут просить нейтральное судно принять на борт раненых и потерпевших кораблекрушение. Такие суда не подлежат захвату.

Военнопленные. Основные нормы о режиме военного плена содержатся в 3-й Женевской конвенции об обращении с военноплен­ными 1949 г., а также в первом Дополнительном протоколе 1977 г. (ст. 43–47).

Статус военнопленных предоставляется законным участникам военных сражений, именуемых комбатантами. К ним отнесены лица из состава регулярных вооруженных сил, члены военных или добровольческих отрядов, входящих в состав таких сил, а также полицейских сил, движения сопротивления, гражданских вспомогательных сил, приданных войскам, включая прокуроров, судей, журналистов, священников.

С момента пленения ответственность за военнопленных несет захватившее их государство, а не отдельные командиры, что, разумеется, не исключает уголовной ответственности последних за преступления против военнопленных. Военнопленный – не преступник, а солдат, выполнявший свой долг. Его изоляция объясняется исключительно военной необходимостью. С военнопленными надлежит обращаться гуманно. Любое незаконное действие или бездействие, повлекшее смерть или причинившее серьезный ущерб здоровью пленного, является преступлением. Запрещены медицинские эксперименты на пленных. Должна быть обеспечена защита от местного населения и запугивания. Особо необходимо отметить, что в отношении пленных репрессии запрещены.

После прекращения военных действий пленные подлежат ско­рейшей репатриации. Еще до этого следует репатриировать раненых и больных. По выздоровлении они не могут использоваться в данном конфликте. Пленные, подозреваемые в совершении преступлений, включая военные, могут задерживаться до суда.

Интернирование. Иностранные граждане могут быть интернированы воюющими, только если интересы безопасности делают это абсолютно необходимым. Интернированный вправе обжаловать решение о его интернировании в суде или в специально назначенном для этого административном органе.

Условия содержания интернированных аналогичны тем, что и у пленных, но в ряде отношений более благоприятные. В частности, семьи не должны разлучаться. Места содержания интернированных не должны находиться в местностях, опасных с военной точки зрения.

Зоны безопасности. Международное гуманитарное право поощряет создание зон безопасности и госпитальных зон по согласию воюющих сторон в целях обеспечения безопасности мирного населения. Такие соглашения заключаются через посредничество МККК или державы-покровительницы. Типовое соглашение такого рода приложено к 1-й Женевской конвенции 1949 г. Эти зоны не должны иметь военных установок. Они не подлежат нападению.

По соглашению воюющих сторон могут устанавливаться и демилитаризованные зоны.

 

Темы для доклада:

1. Правовой статус военнопленных.

2. Ответственность государств и физических лиц за нарушение норм международного гуманитарного права.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 4339; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.