Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебно-методический комплекс по дисциплине




II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения текущего контроля и промежуточной аттестации

Результаты освоения Материала

Методические рекомендации для преподавателя

 

При чтении курса по избирательному праву и процессу Российской Федерации преподавателю необходимо наряду с собственной точкой зрения излагать и иные существующие позиции. Аргументацию в пользу той или иной точки зрения необходимо давать сбалансировано, представляя возможность студентам сделать собственный выбор. Преподавателям, ведущим семинарские занятия, необходимо учитывать позицию лектора, высказываться по ее поводу достаточно корректно. В случае несогласия следует приводить аргументы в пользу своей точки зрения, оставляя за позицией лектора право на существование.

На лекциях материал может излагаться в соответствии с логикой рассмотрения проблем либо с привязкой к положениям конституционного законодательства.

Современный подход к юридическим проблемам в ряде случаев предполагает существование различных позиций. Если преподаватель расходится во взглядах со своими коллегами, он имеет право обосновать свою позицию, приведя соответствующие аргументы. По мере возможности, он не должен злоупотреблять специальной терминологией, использовать редко встречающиеся юридические конструкции и выходить за рамки учебного материала.

 

 

Результат усвоения материала оценивается по итогам семестра экзаменом в форме компьютерного тестирования; в учебном процессе по решению преподавателя могут проводиться письменные контрольные работы и тестирования. По результатам семестра учитывается активность студентов на семинарах, итоги контрольных работ и тестов в случае их проведения. Также допустима классическая устная форма проверки знаний, в этом случае в билет включается два вопроса (один из общей, другой – из особенной части избирательного права и процесса Российской Федерации). В этом случае результат экзамена основывается на полноте и правильности ответов на поставленные вопросы, пониманию связи между понятиями и правовыми положениями, аргументированностью той или иной позиции.

с Формулировки вопросов указаны в настоящем пособии. Преподаватель вправе предлагать дополнительные задания в виде задачи или в иной форме.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ РУБЕЖНОГО КОНТРОЛЯ

Перечень вопросов к темам 1-2:

1.1. Основные понятия избирательного процесса (выборы, избирательный процесс, стадии избирательного процесса, избирательные права, избирательная система).

1.2. Принципы избирательного процесса, проблема их классификации.

1.3. Субъекты избирательного процесса. Их классификация.

2.1. Назначение выборов. Органы, уполномоченные назначать выборы. Значение акта назначения выборов.

2.2 Избирательные цензы для приобретения активного избирательного права, установленные в РФ.

2.3. Образование избирательных округов, избирательных участков. Проблема «джерримендеринга» («избирательной географии»).

2.4. Система избирательных комиссий.

 

Перечень вопросов к темам 3-4:

3.1. Сроки выдвижения кандидатов. Порядок выдвижения, инициаторы выдвижения.

3.2. Избирательные цензы для приобретения пассивного избирательного права.

3.3. Информирование избирателей и предвыборная агитация: понятия, специфические признаки.

3.4. Ограничения по использованию преимуществ должностного или служебного положения.

3.5. Правила финансирования выборов.

4.1. Голосование – основная стадия избирательного процесса. Общие правила голосования.

4.2. Характеристика избирательных систем, применяемых в России.

4.3. Наблюдение за законностью проведения выборов.

 

 

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ ПО ВСЕМУ КУРСУ

 

1. Предмет, метод избирательного права и процесса. Спор о наименовании дисциплины.

2. Место избирательного права и процесса в системе права РФ.

3. Основные понятия избирательного права и процесса (выборы, избирательный процесс, стадии избирательного процесса, избирательные права, избирательная система).

4. Международно-правовые источники избирательного права и процесса РФ.

5. Внутринациональные источники избирательного права и процесса РФ. Проблема включения в состав источников актов судов конституционной юстиции, обычаев.

6. Принципы избирательного права и процесса, проблема их классификации.

7. Основные принципы избирательного права и процесса (свободные выборы, справедливые выборы, равенство участников избирательного процесса).

8. Дополнительные принципы избирательного права и процесса (всеобщее избирательное право, прямое избирательное право, равное избирательное право, равенство кандидатов, равенство партий, альтернативность выборов, тайное голосование, независимость избирательных комиссий, обязательность выборов, стабильность избирательного законодательства).

9. Субъекты избирательных правоотношений. Их классификация.

10. Назначение выборов. Органы, уполномоченные назначать выборы. Значение акта назначения выборов.

11. Учет, регистрация избирателей. Составление списков избирателей. Особый порядок включения в списки и исключения из списков определенных категорий граждан.

12. Избирательные цензы для приобретения активного избирательного права, установленные в РФ. Ценз гражданства, возрастной ценз, ценз психического здоровья, моральный ценз.

13. Образование избирательных округов, избирательных участков. Виды избирательных округов.

14. Проблема «джерримендеринга» («избирательной географии»). Виды «избирательной географии», способы ее устранения.

15. Система избирательных комиссий. Формирование избирательных комиссий. Гарантии независимости избирательных комиссий.

16. Члены избирательных комиссий с правами решающего и совещательного голоса: различия в правовом статусе.

17. Стадия выдвижения кандидатов. Сроки выдвижения кандидатов. Порядок выдвижения, инициаторы выдвижения.

18. Сбор подписей избирателей – основной способ поддержки выдвижения. Заявительный порядок выдвижения.

19. Избирательные цензы для приобретения пассивного избирательного права (ценз гражданства, возрастной ценз, ценз оседлости, моральный ценз). Институт неизбираемости.

20. Информирование избирателей и предвыборная агитация: понятия, специфические признаки. Сроки осуществления предвыборной агитации, субъекты, имеющие право участвовать в ее осуществлении.

21. Правила осуществления предвыборной агитации на телевидении, радио, в печатных изданиях, при проведении массовых мероприятий.

22. Ограничения по использованию преимуществ должностного или служебного положения.

23. Правила финансирования выборов. Размеры избирательных фондов кандидатов, партий, предельные размеры пожертвований.

24. Государственная поддержка партий. Проблема неравенства между индивидуальными и коллективными субъектами на данной стадии.

25. Голосование – основная стадия избирательного процесса. Общие правила голосования.

26. Особые правила голосования (голосование вне помещения избирательного участка, по почте, по открепительному удостоверению, электронное голосование, досрочное голосование и др.).

27. Процедура подсчета голосов, подведения итогов и опубликования результатов выборов.

28. Правила мажоритарных избирательных систем (абсолютного, относительного, квалифицированного большинства).

29. Правила пропорциональных избирательных систем, проводимых с использованием квоты Хэйра, Друпа, Хагенбаха-Бишофа, Д’Ондта, преференций, панаширования.

30. Правила смешанных избирательных систем (на примере ФРГ и Мексики).

31. Правила полупропорциональных избирательных систем (единственного непередаваемого голоса, единственного передаваемого голоса, кумулятивного голосования, ограниченного вотума, консолидированных списков).

32. Основания для признания выборов несостоявшимися, недействительными.

33. Наблюдение за законностью проведения выборов.

34. Конституционно-правовая ответственность за нарушение избирательного законодательства (отказ, отмена регистрации кандидата, списка кандидатов и т. д.).

35. Гражданско-правовая ответственность за нарушение избирательного законодательства.

36. Административная ответственность за нарушение избирательного законодательства.

37. Уголовная ответственность за нарушение избирательного законодательства.

38. Порядок рассмотрения и разрешения избирательных споров в административном порядке.

39. Порядок рассмотрения и разрешения избирательных споров в судебном порядке.

40. Анализ развития избирательного законодательства России на рубеже XX-XXI вв.


Методическое издание

Составитель: Худолей Дмитрий Михайлович

Избирательное право и процесс Российской Федерации

 

 

Учебно-методический комплекс

 

 

Редактор Д.М. Худолей

Компьютерный набор и верстка Д.М. Худолея

Подписано в печать. Формат 60×84 1/16.

Усл. печ. л. 3,25. Уч.-изд. л. 3.

Тираж 150 экз. Заказ

 

 

Редакционно-издательский отдел Пермского университета

614990. Пермь, ул. Букирева, 15

 

 

Типография Пермского университета

614990. Пермь, ул. Букирева, 15

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 392; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.