Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 8.Методическое обеспечение социологического изучения общественного мнения




Тема 7. Общественное мнение в социальном и государственном управлении

Тема 5.Целенаправленное воздействие на общественное мнение. Общественное мнение и СМИ

Система целенаправленного воздействия на общественное мнение. Методы целенаправленного воздействия на формирование общественного мнения. СМИ как важнейший инструмент целенаправленного формирования общественного мнения. Манипулирование общественным мнением.

СМИ как выразитель общественного мнения.Социологическая информация на страницах печати, телевидении, радио, в сетевых СМИ. Основные правила представления социологических данных в СМИ.

Тема 6. Общественное мнение как социальный институт

Определение общественного мнения как социального института. Признаки формирования общественного мнения как социального института. Основные характеристики института общественного мнения. Функционирование общественного мнения как социального института и границы его управляемости. Факторы, сдерживающие потенциал институциализации общественного мнения.

Взаимодействие с другими социальными институтами общества.

 

Общественное мнение как фактор демократизации социального управления. Общественное мнение в системе факторов социальных изменений. Роль общественного мнения в трансформации различных подсистем социума: политической, социальной, экономической, культурной.

Общественное мнение и власть: общая характеристика взаимодействия, типы и режимы взаимодействия. Роль власти в формировании общественного мнения и общественного мнения в формировании власти.

 

Классификация и характеристика приемов изучения общественного мнения (догэллаповский, гэллаповский, негэллаповский). Основные методы изучения общественного мнения (опрос, контент-анализ, фокус-групп и др.). Современные методы изучения общественного мнения.

Опыт организации изучения общественного мнения за рубежом. Организация исследований общественного мнения и включения его в практику управления в СССР и Российской Федерации. Проблемы совершенствования системы изучения общественного мнения в современных условиях.

 

Содержание семинарских занятий

Тема 1. Генезис и развитие теории общественного мнения (4 часа)

1. Роль и место теории общественного мнения в системе социологического знания.

2. Трансформация понятия «общественное мнение». Становление и развитие общественного мнения как социального явления в обществе.

3. Становление теории общественного мнения в зарубежной и российской +социологии

Рефераты:

· Понимание общественного мнения в трудах представителей психологического направления в социологии

· Теория «спирали молчания» Э. Ноэль-Нойман.

Тема 2. Методологические подходы к исследованию общественного мнения (4часа)

1. Гносиологический анализ общественного мнения: Индуктивный и дедуктивный подходы.

2. Субъект и объект общественного мнения. Границы их определения в теоретическом анализе и прикладном исследовании.

3. Социологический анализ общественного мнения.

4. Онтологический анализ общественного мнения.

Рефераты:

· Соотношений понятий «индивидуальное мнение», «групповое мнение», «коллективное мнение» и «общественное мнение»

· Взаимосвязь общественного сознания и общественного мнения

· Монистическая и плюралистическая традиции в современной социологии

 

Тема 3. Структура и свойства общественного мнения (2 часа)

1. Основные способы структуризации общественного мнения

2. Свойства общественного мнения и их анализ.

 

Рефераты:

· Интенсивность как комплексное свойство общественного мнения

· Показатели устойчивости и изменчивости общественного мнения

· Динамические свойства общественного мнения и их характеристика

 

Тема 4. Функции общественного мнения (2 часа)

1. Подходы к классификации функций общественного мнения.

2. Гносеологические и социологические функции общественного мнения.

3. Институциональные и неинституциональные функции общественного мнения.

 

Рефераты:

· Явные и латентные функции общественного мнения (примеры).

· Понятие эуфункции и дисфункции.

Тема 5. Закономерности формирования и функционирования общественного мнения (4 часа)

1. Факторы формирования общественного мнения.

2. Динамические закономерности функционирования и развития общественного мнения.

3. Функционально-институциональные закономерности функционирова-ния и развития общественного мнения.

 

Индивидуальные задания:

· На конкретных примерах проанализировать жизненный цикл общественного мнения.

 

Тема 6. Целенаправленное воздействие на общественное мнение. Общественное мнение и СМИ (4 часа)

1. Возможности целенаправленного воздействия на общественное мнение.

2. Методы воздействия на общественное мнение.

3. Общественное мнение и средства массовой информации и коммуникации.

 

Рефераты:

· Пресса и межличностное общение: двухступенчатая коммуникация.

· СМИ: зеркало мнений общества или средство манипулирования?

 

Индивидуальные задания:

· Определите роль стереотипов в формировании общественного мнения.

· Найти публикации данных общественного мнения в СМИ и проанализировать с точки зрения соблюдения правил их представления.

 

Тема 7.. Общественное мнение как социальный институт (4 часа)

1. Признаки общественного мнения как социального института.

2. Факторы, сдерживающие институциализацию общественного мнения.

3. Институциализация общественного мнения в России.

 

Рефераты:

· Условия институциализации общественного мнения.

· Генезис общественного мнения как социального института в современном российском обществе.

· Каналы выражения общественного мнения.

 

Тема 8. Общественное мнение в социальном и государственном управлении (4 часа)

1. Общественное мнение в системе социального управления.

2. Место и функции общественного мнения в политической системе.

3. Учет общественного мнения в трансформации различных подсистем социума: политической, социальной, экономической, культурной.

 

Рефераты:

· Формирование и функционирование общественного мнения в политической сфере

 

Индивидуальные задания:

· На конкретных примерах покажите роль общественного мнения в различных сферах общественной жизни.

 

Тема 9. Методическое обеспечение социологического изучения общественного мнения (4 часа)

1. Сравнительный анализ современных методов изучения общественного мнения.

2. Методический опыт исследовательских фирм, работающих на российском рынке изучения общественного мнения.

Рефераты:

· Специфика и возможности оперативных исследований общественного мнения в социологии.

· Методология и методика проведения он-лайн опроса общественного мнения.

· Обогащенное общественное мнение: понятие, социальная практика, опыт изучения

· Проблема верификации в социологическом исследовании общественного мнения.

· История изучения общественного мнения в США.

· Общественное мнение и проблемы глобализации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1295; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.