Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ГЛОССАРИЙ. Функционирование общественного мнения




Функционирование общественного мнения

· Мнение-оценка вступает как суждение большинства.

· Переход общественного мнения от вербальной (словесной) формы к поведенческой.

Подходы к этапам формирования общественного мнения*

Этапы Уледов А.К. Титаренко Л.Г. Ганчев Д. Горшков М.К. Коробейников В.С.
Первый этап Возникновение чувств, представлений в сфере индивидуаль – ного сознания (непосредствен - ное переживание события, рассуждение о нем, его оценка) Зарождение индивидуальных мнений. Опосредован - ное или неопо-средованное восприятие информации о событиях (возникновение чувств). Стадия зарождения. Признаки: массо-вый интерес к объекту исследо- вания, официаль – ным и неофициа – льным источни – кам инфор-ции, ее накопление, пе- реработка, усвое-ние – и как следствие появле - ние индивидуа - льных оценочно – ценностных суж- дений, стремление сделать их пред -метом гласности. Знакомство с проблемой на уровне общей информативно-сти (возникнове-ние чувств, пред - ставлений).
Второй этап Становление мнения (обмен между людьми своими чувствами, представлениями, взглядами, оценками). Обмен мнениями. Индивидуаль – ное осмысле- ние получен- ной информа-ции (ее восприятие, оценка на ос-нове собственного опыта, интересов и конкретных ус-ловий, формирую-щих личное мне-ние). Формирование общественного мнения. Организованный или спонтанный обмен мнениями, кристаллизация доминирующего мнения, его активность, масштабность и уверенность масс в его непогрешимости. Сталкновение мнений, “обра-ботка” одних мнений други-ми. Обмен ин-формацией, об-суждение пробле-мы.
Третий этап Формирование единого мне- ния в процессе дискуссии. Объединение мнений вокруг одного. Кристаллиза- ция общей точки зрения из множества мнений. Процесс дис-куссии. Обсуждение, обмен, оценки и отношение к проблеме, борьба между индивидуа-льными мнениями. Стадия функциониро- вания общественного мнения. Об этом можно судить по позиции большин- ства. Распростране- ние сложив – шегося “типизирован- ного” мнения. С помощью СМИ.
Четвертый этап   Объективиза- ция мнения. Переход к практическому состоянию. Кристаллиза- ция и форми-ние единого мнения. Группи-ровка вокруг принципиальных проблем.   Воздействие общественного мнения на по- ведение людей, социальную практику.
Пятый этап     Проявление и функциониро- вание сформи- рованного ОМ    

 

(*Источник: Макарова, М. Н. Лекции по социологии общественного мнения.[Электронный ресурс] режим доступа: http://www.fsf.udsu.ru/stud/kurs/mnm/som/metod.doc)


По дисциплине «Социологические проблемы изучения общественного мнения»

Базисная структура общественного мнения – основывается на природе и сущностных характеристиках общественного мнения. Выделяют три компонента базисной структуры – эмоциональный, рациональный и волевой.

Воздействия социальные – процессы и результаты стихийных, организованных и целенаправленных институциональных, групповых или индивидуальных проявлений внимания к объекту с помощью конкретных мер и способов, позволяющих получить определенную рефлексию (ответную реакцию).

Внушение – воздействие на личность, приводящее к появлению у человека помимо его воли и сознания определенных чувств и/или побуждающее человека к совершению определенных действий.

Волевая составляющая общественного мнения – компонент общественного мнения, который формируется на основе социальной оценки и характеризует направленность субъекта на практическую деятельность по реализации интересов, связанных с содержанием объекта.

Воля – это способность индивида к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления.

Восприятие – получение и интерпретация стимулов. Предполагает сенсорные механизмы и когнитивную оценку, подвержено влиянию прежде усвоенного опыта, эмоционального состояния и текущих ожиданий. Подразумевает индивидуальную интерпретацию событий, на которые оказывают воздействие общество и культура.

Гносеологический анализ общественного мнения – характеризует отражательную природу общественного мнения, его место в структуре общественного сознания.

Двухступенчатый поток массовой информации – идея о том, что в плюралистическом обществе поток массовых коммуникаций опосредуется деятельностью лидеров, формирующих мнение («лидеров мнений»), которые действуют как привратники в таком «двухступенчатом потоке». Автор идеи П.Лазарсфельд.

Дедуктивный подход – подход, в рамках которого общественное мнение рассматривается как состояние сознания масс, как классических, так и неклассических общностей

Деятельностная концепция общественного мнения – концепция, согласно которой общественное мнение трактуется как процесс совместной оценочной и вытекающей из ее практической деятельности и результаты этой деятельности.

Динамика общественного мнения – представляет собой жизненный цикл общественного мнения по поводу конкретного объекта. Выделяют следующие этапы: зарождение, формирование, функционирование, спад, отмирание.

Идеология – система взглядов, идей, выражающих коренные интересы больших общественных групп: народов, классов, обществ, социальных движений. Идеология вырабатывает социальные интересы в форме ценностей, идеалов, нормативных требований и программ поведения. Идеология выполняет функцию сплочения представителей данной социальной общности, формирует солидарность, служит идейной основой политических программ.

Индивидуальное мнение – продукт индивидуального сознания, оценка им окружающей действительности, исходя из интересов и потребностей личности. Так же в той или иной мере индивидуальное мнение отражает позицию той социальной группы, к которой принадлежит индивид и всего общества в целом.

Индуктивный поход – аспект рассмотрения общественного мнения как совокупности оценочных суждений и определяемых ими действий всех социальных субъектов, по поводу объектов, затрагивающих их интерес

Институциональная концепция общественного мнения – концепция, согласно которой общественное мнение трактуется как специфический социальный институт, выполняющий особые социальные функции в обществе.

Интерес – направленность субъекта на значимые для него объекты, связанные с удовлетворением потребностей, полезностью.

Коллективное мнение – совокупность оценочных суждений людей, входящих в те или иные формальные и неформальные группы. Основой возникновения коллективного мнения являются групповые интересы.

Манипуляция – вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его существующими желаниями.

Массовое сознание – это сознание, распространенное среди представителей той или социальной группы или общества в целом.

Монистическая концепция общественного мнения – концепция, в рамках которой народ выступает единственным субъектом общественного мнения как подлинный носитель общественных интересов, основная сила, творящая и преобразующая социальную действительность

Общественная психология – уровень сознания, непосредственно отражающий общественное бытие и активно на него воздействующий через эмоции, настроения, переживания и волю людей.

Общественное мнение – 1)состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение людей к событиям и фактам социальной действительности.

2) социальный институт, обеспечивающий включение массовой оценочно-практической деятельности в процессы социальной регуляции, играющий особую роль в общественной системе, имеющий свои функции и характер взаимодействия с другими институтами, способный функционировать во всех сферах жизни общества.

Общественное сознание – система духовных (рационально-логических, эмоциональных, связанных с воображением, иррациональных и др.) способов отношения людей к миру и к себе, возникающую в процессе жизнедеятельности различных типов и видов социальных общностей и обслуживающих эту жизнедеятельность

Объект общественного мнения – то на что направлено внимание субъекта общественного мнения. Объект характеризуется: информационной доступность, интересом к нему субъекта, дискуссионностью.

Объективированное общественное мнение – это социальные оценки (и, возможно, действия) социального субъекта, которые уже сформировались, выражены и существуют в политике и управлении в относительно независимой от субъекта форме.

Обыденное сознание – продукт повседневно социального опыта, эмпирического освоения и осмысления действительности.

Онтологический анализ общественного мнения – характеризует способы бытия общественного мнения. Общественное мнение может существовать как общее в совокупности индивидуальных оценок и в совокупности действий, и в объективированной и в институциональной форме, возможно бытие в невыраженном (латентном) состоянии.

Плюралистическая концепция общественного мнения – концепция, в рамках которой в качестве субъекта выступает не большинство, придерживающееся господствующего мнения, а вся совокупность компонентов социума с широким многообразием представленных в ней мнений, включая и господствующее, таким образом субъектом общественного мнения может быть территориальная и национальная общность, население региона или какая-то его часть

Поведенческий блок общественного мнения – совокупность актов массового поведения субъекта общественного мнения, то есть практически-преобразующая деятельность субъекта.

Популизм – линия политической деятельности, более или менее прямо и открыто сориентированная на настроение широких масс, на завоевание их признания, поддержки среди них, часто с помощью выдвижения упрощенных, реально невыполнимых лозунгов и требований.

Представительная демократия – форма правления, которая представляет собой способы реализации массовых оценок в политической практике через всеобщие выборы, референдумы, плебисциты, общие собрания на локальных объектных уровнях.

Природа общественного мнения – общественное мнение имеет двойственную природу. С одной стороны, это форма духовного освоения действительности, с другой – способ преобразования мира.

Прямая демократия – форма правления, в которой полномочные представители, получившие власть в результате прямого волеизъявления в ходе всеобщих выборов выступают в роли носителей и выразителей аккумулированной воли, интересов и оценок своих избирателей.

Рациональная составляющая общественного мнения – знания, сведения об объекте, которые формируются в ходе поиска и освоения информации об объекте, как специализированной, так и житейской, сопоставление этой информации с собственными знаниями и представлениями.

Содержательная структура общественного мнения (структура направленности) –фиксирует наиболее важные свойства общественного мнения – тип отношения субъекта к объекту. Это отношение может быть позитивным, негативным, нейтральным (неопределившимся) и отсутствовать вообще.

Социологический анализ общественного мнения – характеризует социальную обусловленность, роль и функции общественного мнения.

«Спираль молчания» – явление, согласно которому индивид или группа индивидов скрывает свое истинное мнение во избежание социальной изолированности. Автором концепции «спирали молчания» является Э. Ноэль-Нойман.

Стереотип – формирование в сознании людей упрощенного, схематизированного, зачастую искаженного представления о происходящих процессах и явлениях.

Субординированно-плюралистический подход – с одной стороны, он исходит из плюралистической парадигмы, признающей потенциальную возможность множественности субъектов общественного мнения, с другой _ он требует соблюдения определенной субординации в структуре субъекта и в качестве ведущего, главного субъекта является нард, народное большинство.

Субъект общественного мнения – носитель социальных настроений, оценок, переживаний, умонастроений. Субъектом общественного мнения являются общности различного уровня.

Теоретическое сознание – специфическая форма отражения действительности, связанная с производством научных идей и теорий. Оно нацелено на познание внутренних, сущностных свойств и закономерностей, строится на основании особой логики научного познания.

Убеждение – метод воздействия на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению. Основу метода убеждения составляет аргументация, логическое упорядочение фактов и выводов согласно единой функциональной задаче.

Целенаправленное формирование общественного мнения – комплекс приемов и механизмов воздействия на массовое сознание, с целью создания желаемой социальной оценки поводу определенных событий, социальных процессов и явлений.

Эмоциональный компонент общественного мнения – чувства, переживания, настроения, образующиеся в обществе по поводу актуальных социально значимых событий.

«Эффект прицепного вагона» – явление, согласно которому индивид или группа индивидов скрывает свое истинное мнение, для того чтобы оказаться на стороне победителя, что впоследствии предполагает наличие какого-либо вознаграждения. Автор идеи П. Лазарсфельд.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1119; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.