Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Шановні батьки! 3 страница




Стихотворение «Ночь» гласит:

 

Мука без края —

погоня за Богом

средствами кроткого Духа,

чьи вздохи — во тьме водопада,

в кипенье форели.

 

Пламенный рывок этого штурма и выслеживания-погони не в со­стоянии одолеть «крутую крепость»; он не уничтожает настига­емое, но позволяет возродиться в созерцании облику неба, чья чистая прохлада укрывает Бога. Поющие думы этого странствия осеняют чело вершины, пронзенной совершенной болью. Потому-то стихотворение «Ночь» (187) заканчивается такими строками:

 

Штурмует небеса

окаменевшая глава.

 

Вполне соответствует этому финал «Сердца» (180):

 

Крута же крепость.

О сердце,

твое мерцанье по ту сторону

в заснеженной прохладе.

 

Вообще аккорд трех поздних стихотворений — «Сердце», «Гро­за», «Ночь» — столь определенно укоренен в единстве и тожде­стве музыки Отрешенности, что искомая местность поэмы обретает здесь свою определенность, вовсе не нуждаясь в каких-либо толкованиях звучащей музыки названных стихотворений.

Блуждание по Отрешенности, созерцание ликов Невидимого и совершенная боль составляют здесь одно целое. Тот, кто терпе­лив, сливается со своей добычей. Лишь он один способен на воз­вращение в Раннюю-рань человеческого рода, чья судьба хранит список генеалогического древа (старую книгу друзей и гостей дома), в которой поэт вписывает (под заглавием «В одну старин­ную генеалогическую книгу») следующую строфу:

 

Кротко покорствует боли Полный терпенья

пронзенный пенья блаженством и кротким безумьем.

Взгляни же! Уж сумерки входят.

 

В этом блаженном пенье сказыванья поэт превращает светящие­ся лики и пейзажи, в которых укрывается Бог, в Сияние.

Потому-то об этом лишь «нашептано после полудня», как ска­зывает поэт в стихотворении под одноименным названием (54):

 

О палитре Бога мечтает чело,

в ощутимых касаньях нежных крыльев безумья.

 

Сочиняющий стихи лишь тогда становится поэтом, когда следу­ет за «Безумцем», медленно умиравшим в юности, а сейчас из своей отрешенности следующего в ритмах блаженного звука сво­ей поступи и зовущего за собой своего Брата. Так лик друга взи­рает на лик Чужеземца. Сияние этого «мгновения» побуждает слушающего к сказыванию. В подвижном сиянии, излучаемом местностью поэмы, закипает волна, подвигающая поэтическое сказывание, поэтическую речь к ее собственному языку.

Следовательно, каков язык поэзии Тракля? Он изъясняет себя в той мере, в какой соответствует пути, на который выводит в своем движении Чужеземец. Тропа, которую он избрал, ведет прочь от старого выродившегося рода. Он движется к Закату в открыто-сохранную рань нерожденного рода. Язык поэтической речи, местность которой — в отрешенности, соответствует возвра­щению нерожденного человеческого рода к тихому началу его кроткой сущности.

Язык этой поэзии глаголит из переходного состояния. Его тропа — в переходе от заката обреченно-деградирующего к закату в сумеречной Синеве святости. Язык поэтического произведе­ния глаголит из этой переправы посредством ночного озера духоносной Ночи. Эта речь поет песнь отрешенного возвращения до­мой, движущегося из поздней поры тленья и останавливающего­ся в ранней рани смиренного, еще никогда не бывшего Начала. В этой речи речет сама пребываемость в пути, в сиянии которой является озаренно-поющее блаженнозвучие духоносных лет от­решенного Чужеземца. «Песнь отрешенного», говоря словами стихотворения «Откровение и гибель» (194), воспевает «красоту возвращающегося на родину рода».

Поскольку речь этого стихотворения речет из пребываемости в пути отрешенности, постольку она постоянно речет также и из того, от чего она отрекается, прощаясь, а также из того, на что она себя в этом отречении обрекает. Язык поэтического произведения сущностно многозначен, и притом своим собственным оригиналь­ным образом. Мы ничего не услышим в поэтическом сказывании, если обнаружим в стихотворении лишь некий затупившийся смысл одного-единственного однозначного предположения.

Сумерки и ночь, гибель и смерть, безумие и дикий зверь, пруд и камень, птичий полет и лодка, пришелец и брат, душа и Бог, равно как цветовые обозначения: голубой и зеленый, белый и черный, красный и серебристый, золотой и темно-смуглый,— звучат многократно, вновь и вновь.

«Зеленый» — тленно-тлеющий и расцветающий, «белый» — бледный и чистый, «черный» — мрачно-замкнутый и сумеречно-укрытый, «красный» — пурпурово-плотский и радужно-нежный. «Серебриста» — бледность смерти, но и сверкание звезд — «серебристо». «Золотой» — блеск истины и «чудовищный хохот зо­лота» (133). Отмеченная здесь многозначность пока что двузнач­на. Однако эта двузначность, эта двойственность сама в свою оче­редь в качестве целого восходит к одной из сторон того, чья другая сторона определяема задушевнейшей местностью стихо­творения.

Поэтическое произведение говорит из глубины двойственной двойственности. И все же эта неоднозначность поэтического вы­сказывания не растекается в неопределенной двусмысленности. Многозначный тон поэзии Тракля имеет своим истоком концентрацию, то есть ту гармонию, что, взятая сама по себе, всегда остается несказанной. Многозначность этого поэтического ска­зывания — отнюдь не неточность небрежности, но как раз стро­гость той бережности, с какой она отправляется участвовать в добросовестной точности «праведного созерцания», всецело под­чиняясь ему.

Эту в самой себе абсолютно надежную неоднозначность сказывания, свойственную поэтическим произведениям Тракля, бывает довольно трудно отграничить от языка тех поэтов, чья многозначность проистекает из неопределенности и неуверенно­сти их поэтического блуждания на ощупь,— на ощупь, ибо у них отсутствует собственная поэма и ее местность. Уникальная стро­гость сущностно многозначного языка Тракля в некоем высшем смысле столь недвусмысленно однозначна, что бесконечно пре­восходит даже и всякую техническую точность предельно науч­ных, однозначных понятий.

В своеобразно многозначной речи, обусловленной местностью поэзии Тракля, нередко звучат слова, принадлежащие к миру библейских и церковных представлений. Переход от ветхого рода к роду нерожденному ведет через эту область и, соответственно, ее язык. На христианском ли языке говорит поэзия Тракля, в какой мере и в каком именно смысле, каким образом поэт был «христианином», что в этом случае, да и вообще, можно подра­зумевать под «христианским», «христианским миром», «христи­анством» — все это весьма существенные вопросы. Однако их истолкование провисает в пустоте, покуда со всей обстоятельно­стью не определена местность поэмы, поэтического строя речи. Сверх того, истолкование этих вопросов потребовало бы размыш­лений, для которых не хватило бы понятий ни метафизических, ни, соответственно, церковной теологии.

Помочь составить мнение о «христианскости» поэзии Трак­ля могли бы прежде всего два его последних стихотворения — «Жалоба» и «Гродек». Уместно спросить: почему здесь, в край­ней бедственности своего последнего сказывания, поэт, если он действительно убежденный христианин, взывает не к Богу и не к Христу? Почему вместо этих имен он называет «нерешитель­ную тень сестры», а затем ее же в качестве «приветствующей»? Почему песнь заканчивается не обнадеживающей перспективой христианского Спасения, а словами о «нерожденных внуках»? Почему сестра является и в другом из последних стихотворе­ний — «Жалобе» (200)? Почему вечность называется здесь «ле­дяной волной»? Разве это по-христиански? Это не назовешь даже и христианским отчаянием.

Но о чем же поет эта «Жалоба»? Разве в этом «Сестра... Взгляни...» не звучит сердечное простодушие того, кто, несмот­ря на тотальную угрозу полного уничтожения сакральности, все же остается странствовать навстречу «золотому человеческому лику»?

Строгая гармония многоголосой речи, из которой речет (мож­но бы сказать, что одновременно и молчит) поэзия Тракля, соот­ветствует Отрешенности как местности, топосу поэмы. По-насто­ящему наблюдать за этой местностью — уже достаточный материал для размышлений. И едва ли мы осмелимся в завершении вопрошать о мествовании самого этого топоса.

 

 

Последнее указание на отрешенность как местность поэзии мы получили, сделав первый шаг в комментировании предпо­следней строфы стихотворения «Душа осени» (124). В ней гово­рится о странниках, следующих тропою Чужеземца (пришель­ца) сквозь духоносную (священную) ночь, ибо они «живут в ее одушевленной Синеве».

 

Рыбы, птицы прочь скользят.

Скоро синь Души разбудим —

Тех, любимых, позабудем.

 

Свободную область, обещающую проживание и предоставляю­щую его, наш язык называет «страной». Переход в страну Чуже­земца (пришельца) происходит в духоносных сумерках вечера. Потому-то в последней строке строфы и говорится:

 

Образы вспуржит Закат.

(Букв.: вечер трансформирует

смыслы и образы.)

 

Страна, в которую уходит Почивший-в-юности,— это страна та­кого вечера, такого заката. Мествование местности, концентри­руемой, собираемой в стихотворении Тракля,— есть скрытая сущность отрешенности и называется она «Вечерней страной» («Западом»). Эта Западная страна, этот Запад старше (то есть представлен раньше и потому более многообещающ), нежели платоново-христианское и даже вообще европейское. Ибо отрешенность — это «начало» восходящего Мирового года, а не ги­бельная пучина.

Укрытая в отрешенности Вечерняя страна (Запад) не гибнет, но остается, продолжая ожидать своих жителей в качестве стра­ны заката-захода в духоносную Ночь. Эта страна захода есть пе­реход к началу скрытой в ней Утренней рани.

Так можно ли все еще, если задуматься, говорить о случай­ности, обнаружив, что два стихотворения Тракля названы Вечер­ней страной? Одно из них прямо так и называется — «Вечерняя страна» («Запад», 177). Название второго — «Западная песнь» (139). Поется в ней о том же, что и в «Песне отрешенного». Песнь начинается с изумленно-преклоненного возгласа:

 

О, души ночной крылатый взмах:

 

Стих заканчивается двоеточием, которое включает в себя всё за ним следующее вплоть до перехода из заката в рассвет. В этом новом месте стихотворения перед двумя заключительными строч­ками стоит второе двоеточие, за которым следует единственное простое слово: «Ein Geschlecht[6]». «Ein» (некий, один) — под­черкнуто. В стихотворениях Тракля, насколько я заметил, это единственное слово, помеченное разрядкой. Подчеркнутое «Ein Geschlecht» скрывает ту основную мелодию, посредством кото­рой творчество этого поэта умалчивает тайну. Единство этого «единого рода-поколения-пола» порождает породу людей, кото­рая благодаря отрешенности и господствующей в ней молчали­во-чуткой тишине, благодаря «лесным преданьям», благодаря «мере и закону», двигаясь по «лунной тропе отрешенности», простодушно единит раздор полов в кроткую двусоставность.

«Ein» в сочетании «Ein Geschlecht» вовсе не означает «один» вместо «двух». Не означает он также некой монотонности прес­ного равенства-тождества. Под словом «Ein Geschlecht» здесь вообще не подразумевается никакой биологический состав преступления: ни «однополовость», ни «гомосексуальность». В подчеркнутости «единого пола-рода» скрывается то единящее един­ство, что приходит из концентрированной Синевы духоносной Ночи. Слово это звучит в песне, воспевающей Вечернюю страну. Следовательно, слово «Geschlecht» обладает здесь своим полным, уже называвшимся прежде, комбинированно-сложным значени­ем. Во-первых, оно подразумевает исторический человеческий род, человечество в противоположность к остальному живому (растениям и животным). Далее словом «Geschlecht» называют поколения, роды, кланы, семьи этого человеческого рода. Кро­ме того и одновременно с этим слово «Geschlecht» всегда подра­зумевает половую двойственность.

Порода людей, претворяющая эту двойственность в наивное простодушие «единого пола» и таким образом возвращающая кланы человеческого рода и вместе с этим саму себя в кротость тихого детства, победит, если сумеет дать душе выйти на путь к «голубой весне». Именно ее воспевает душа, когда молчит о ней. Стихотворение «В сумраке» (151) начинается такой строкой:

 

Идет молчание души о голубой весне.

 

Глагол «молчать» (schweigen) использован здесь в транзитивном значении (es schweigt). Стихотворение Тракля воспевает страну Вечера (Запада), будучи единственным обращением поэта к собы­тию истинной породы людей, чья речь трансформирует пламя духа в кротость. В «Песне о Каспаре Хаузере» (115) говорится:

 

Сказано Богом кроткое пламя в сердце его:

о человек!

 

Это «сказано» (sprach) употреблено здесь в том же самом транзи­тивном значении, как и только что названное «молчит» (schweigt), или «кровоточит» (blutet) в стихотворении «Мальчи­ку Элису» (97), или «журчит» (rauscht) в последней строке сти­хотворения «У монашьей горы» (113).

Божья речь есть обращение-утешение, указующее человеку его молчаливо-тихую сущность и посредством этого призыва-со­вета зовущее его к тому соответствию-отклику, благодаря кото­рому он из своего гибельного заката воскреснет в Утренней рани. «Вечерняя страна» («Запад») таит в себе восход Утренней рани «Единого рода-пола».

Сколь близоруко думать, будто певец «Песни Вечерней стра­ны» — поэт гибели и распада! Сколь половинчат и туп наш слух, когда другое стихотворение Тракля — «Вечерняя страна» (171) — мы сплошь и рядом цитируем лишь из третьей, последней, его части, а среднюю часть этого триптиха вместе с подготовитель­ной первой частью упорно пропускаем мимо ушей! В стихотво­рении «Вечерняя страна» вновь появляется фигура Элиса, в то время как Гелиан и грезящий Себастьян в позднейших стихах так и не названы ни разу. Звучат шаги Чужеземца. Их строй со­ответствует «тихому духу» древнейших легенд леса. В средней части этого стихотворения уже преодолен финал, где названы «большие города, каменно взгромоздившиеся в долинах». У них уже своя собственная судьба. И она существенно другая, неже­ли та, о которой говорится «на зеленом холме», где «шумит ве­сенняя гроза», на холме, обладающем «истинным масштабом»; этот холм назван еще «вечерним (закатным) холмом» (150). Го­ворят о «глубиннейшей внеисторичности» Тракля. Что в этом случае понимают под «историей»? Если представление о про­шлом, тогда Тракль действительно внеисторичен. Его поэзия не нуждалась в исторических «предметах». Почему так? Потому что его поэтическое творчество в высочайшем смысле историч­но. Его поэзия воспевает судьбу той породы людей, которая за­брасывает человеческий род в предстоящую ему его сущность, то есть спасает его.

Поэзия Тракля поет песнь той души, которая, будучи «на Земле чужестранкой», в своих странствиях впервые обретает Землю в качестве тихой родины возвращающегося домой чело­веческого рода.

Мечтательная романтика в стороне от технико-хозяйственно­го мира современного омассовленного бытия? Или же — ясное прозревающее знание «Безумца», видящего и постигающего Иное, совсем не то, что видят и постигают репортеры актуально­го, истощающие себя историей современности, просчитанное бу­дущее которой есть не более чем продление актуального, буду­щее, остающееся вне действия сил той судьбы, что является че­ловеку лишь с началом действия его сущности?

Поэт видит, что душа, «некая чужестранность» посланы на тропу, которая ведет не в распад-гибель, но совсем напротив — в Закат, смиренно покоряющийся тому могучему умиранию, ко­торым пред-умирает Почивший-в-юности. Вслед ему умирает Брат — в качестве Поющего. Друг, умирая и следуя за Чужезем­цем, ночует в духоносной Ночи года отрешенности. Его пение — «Песня пойманного дрозда». Так поэт назвал стихотворение, по­священное Л. фон Фиккеру. Дрозд — птица, позвавшая Элиса в Закат. Пойманный дрозд — птичий голос Того, кто подобен мертвым. Он пойман в одиночество золотых шагов, соответству­ющих плаванью того золотого челна, на котором сердце Элиса пересекает звездное озеро голубой Ночи, показывая тем самым душе дорогу к ее сущности.

 

То душа, но как же она чужестранна на этой Земле.

 

Душа движется в страну Вечера (Запада), управляемую духом отрешенности и, соответственно этому, являющуюся «духонос­ной».

Любые формулы, заданные выражения — опасны. Они уво­дят сказываемое в несущественные формальности скороспелых мнений, не позволяя размышлению свершиться. Однако они мо­гут быть и полезны, будучи толчком или предлогом для кропот­ливого раздумья. Приняв эту оговорку, мы могли бы сформули­ровать следующее:

Истолкование творчества Георга Тракля, поиск местности его поэзии являют нам его в качестве поэта еще покуда скрытой Вечерней страны.

 

То душа — чужестранка на этой Земле.

 

Это строка из стихотворения «Весна души» (149 и сл.). А стих, предшествующий тем последним строфам, куда входит эта фра­за, гласит:

 

Безмерная мощь умиранья и пламя поющее в сердце.

 

Далее идет восхождение песни в чистое эхо блаженного пенья тех духоносных лет, которые провел в странствиях Чужеземец (При­шелец), вослед которым идет Брат, начинающий жить в Стране Вечера:

 

Темнея, воды уносят прекрасные игры рыбин.

Пора щемящей печали, молчащего взора солнца;

вот она, здесь — душа: на Земле чужестранка.

Синева духоносная брезжит над погубленно-сваленным

лесом;

и долго звучит и глухо колокол над деревней;

скромные проводы, тихо мирт зацветает в молчании

над покойника веками белыми.

Чуть слышные воды журчат в нисхождении

послеполуденном.

Зеленеют, скрываясь в сумраке, дикие заросли у реки;

радость — ветер упруго-лиловый.

Смиренное пение Брата у подножья вечерних холмов.

 

<1952г.>

 

Перевел с немецкого Николай Болдырев


[1] Нумерация страниц дается по первому тому («Стихотворения») со­брания сочинений Тракля, вышедшему в издательстве Отто Мюллера в Зальцбурге, шестое издание, 1948 год.

 

[2] Gebirge — горная порода, горы.

 

[3] Основное значение слова «der Abgeschiedene» — усопший, покойник.

 

[4] «Die Abgeschiedenheit» означает отрешенность, уединенность, ото­рванность от жизни; «der Abgeschiedene», соответственно, тот, кто уже вполне «оторвался от жизни»,— усопший, покойный, вполне отрешен­ный.

 

[5] Umnachtung — букв.: оночненность, окруженность ночью.

 

[6] Многозначное слово. Основные значения: род (человеческий); по­коление; род, семья; пол (мужской, женский).

 

15 травня о 1900 у приміщенні школи відбудуться загальні батьківські збори.

Явка всіх батьків обов’язкова.

 

З повагою адміністрація школи.

16. Задача на використання формул та виконання обчислень в середовищі електронних таблиць.

Ввести з клавіатури інформацію до таблиці, виконати відповідні обчислення та відформатувати таблицю. Результати зберегти на диску С: в спеціально створеній папці екзамен у файлі з назвою номеру білету (наприклад, білет22, білет10 тощо).

A B C D E F
Розрахунки вартості проданого товару
Товар Ціна в дол. Ціна в грн. Ціна з ПДВ Кількість Вартість
Аудіокасета $0,40        
Ліцензійна аудіокасета $0,45        
CD $1,00        
Ліцензійний CD $2,70        
CD-ROM $1,40        
Курс грн. 5,6        
Вартість покупки          

 

 

Коледж інформаційних систем і технологій

ДВНЗ КНЕУ ім.В.Гетьмана

Розглянуто предметною комісією «ЗАТВЕРДЖУЮ»

“____”______________ р ЕКЗАМЕНАЦІЙНИЙ Заст. директора з НР

Протокол №____ БІЛЕТ Березуцька В.В.

Голова Кравчук П.С. З навчального предмету __________________

_____________________ інформатика “____”___________ р.

У завданнях 1 -6 оберіть одну правильну відповідь.

1. Укажіть правильне закінчення твердження: (Неподільний елемент зображення, зазвичай квадратної форми, який має певний колір, називається...».

А символом

Б точкою

В пікеселем

Г бітом

2. Укажіть об'єкт текстового документа MS Word, який має такі параметри: розмір полів, орієнтація, розмір паперу.

А абзац Б сторінка В шрифт Г список

3. Укажіть абсолютні посилання на клітинку електронної таблиці MS Excel.

А А1

Б $B$5

В С3

Г $D7

4. Укажіть тип базової алгоритмічної структури цикл.

А з передмовою

Б з передумовою

В з передбаченням

Г з післямовою

5. Укажіть віруси, які зазвичай заражають файли документів текстових процесорів і електронних таблиць, зокрема документи MS Office.

А мережні віруси

Б файлові віруси

В макровіруси

Г завантажувальні віруси

6. Укажіть правильне закінчення твердження: (Міжрядковий інтервал задає —).

А відстань усіх рядків абзацу від межі лівого і правого полів сторінки

Б положення початку першого рядка абзацу відносно його лівої межі

В спосіб розташування рядків абзацу відносно його лівої та правої меж

Г відстань між рядками абзацу

 

У завданнях 7-12 оберіть кілька, (від 2 до 5) правильних варіантів відповіді з п'яти

7. Укажіть формули, за допомогою яких можна обчислити суму значень діапазону клітинок від В2 до В4 у середовищі табличного процесора MS Excel.

А =В2+В3+В4

Б =SЬM{B2,B4)

В =SUM(B2+B4)

Г=SUM(B2:B4)

Д =SUM(B2;B4)

8. Укажіть недруковані символи:

А кінець абзацу

Б розрив рядка

В апостроф

Г кома

Д знак табуляції

9. Укажіть дії, які можна виконувати над рядками електронної таблиці MS Excel.

А відображати

Б перейменовувати

В приховувати

Г здійснювати автопідбір висоти

Д змінювати висоту

10. Укажіть властивості графічних зображень, що створені за допомогою графічного редактора:

А розмір зображення

Б роздільна здатність зображення

В глибина кольору

Г ширина кольору

Д колірна модель

11. Вкажіть види оптичних дисків, з яких не можна видаляти дані та на які можна записати дані кілька разів:

A CD-R

Б DVD-ROM

В DVD-R

Г DVD-R+

Д BD-R

12. Укажіть формальні мови:

А українська

Б англійська

В німецька

Г нотна грамота

Д дорожні знаки

У завданнях 13-14 до кожного варіанта умови, позначеного літерою, оберіть один правильний варіант відповіді, позначений цифрою.

13. Установіть відповідність між Інтернет-службами та їхнім призначенням.

А електронна пошта 1 забезпечує копіювання файлів з одного

комп'ютера на інший через Інтернет

Б служба передавання файлів 2 дає змогу користувачу працювати на іншому

підключеному до Інтернету комп'ютері як на

власному

В служба обміну з миттєвими 3 надає середовище, де користувачі в межах

повідомленнями теми, що їх цікавить, можуть обмінюватися

повідомленнями

Г служба віддаленого 4 призначена для обміну повідомленнями через

доступу електронні поштові скриньки доступу

Д формули 5 надає можливість обмінюватися

повідомленнями в режимі реального часу

14. Установіть відповідність між об'єктами, які використовують у середовищі текс­тового процесора, та їхніми параметрами:

А символ 1 відступи від країв лівого і правого полів, відступ

першого рядка, вирівнювання, міжрядковий інтервал,

інтервали перед і після абзацу

 

Б Сторінка 2 кількість рядків і стовпців, їх висота і ширина,

вирівнювання за шириною і по висоті

В графічне зображення 3 шрифт, розмір, колір, стиль накреслення, зсув,

інтервал між символами

Г таблиця 4 розмір, орієнтація, розмір полів, нумерація,

колон­титули

Д абзац 5 тип, розмір, кольори, положення, спосіб обтікання

текстом

Завдання 15-16передбачають безпосереднє їхнє виконання на комп'ютері з використанням програмних засобів, що вивчалися відповідно до чинної навчальної програми. Перед виконанням завдань 15-16 створіть на Робочому столі комп'ютера папку з назвою Атестація Прізвище (замість слова Прізвище в назві папки вкажіть ваше прізвище).

15. Практичне завдання на створення лінійної програми.

Скласти програму обчислення функції

Вхідні дані: x=-4,5; y=0,75; z=0,845

16. Задача на роботу з буфером обміну в середовищі графічного редактора.

Використовуючи буфер обміну намалювати рисунок.

 

Коледж інформаційних систем і технологій

ДВНЗ КНЕУ ім.В.Гетьмана

Розглянуто предметною комісією «ЗАТВЕРДЖУЮ»

“____”______________ р ЕКЗАМЕНАЦІЙНИЙ Заст. директора з НР

Протокол №____ БІЛЕТ Березуцька В.В.

Голова Кравчук П.С. З навчального предмету __________________

_____________________ інформатика “____”___________ р.

У завданнях 1 -6 оберіть одну правильну відповідь.

1. Укажіть пристрої виведення даних.

А оперативна, постійна, на пів постій на пам'ять

Б монітор, плотер, принтер, гучномовці, навушники

В CD- та DVD-диски, флеш-пам'ять

Г клавіатура, мишка, маніпулятори, сканер

2. Укажіть об'єкт текстового документа MS Word, який має такі параметри: від­ступ, вирівнювання, інтервал.

А сторінка Б абзац В шрифт Г список

 

3. Укажіть правильне закінчення твердження: «Магістрально-модульний принцип архітектури сучасного персонального комп'ютера передбачає таку логічну орга­нізацію апаратних складових комп'ютера:—».

А пристрої з'єднуються безпосередньо один з одним і через магістраль

Б пристрої з'єднуються один з одним певною фіксованою послідовністю (кільцем)

В усі пристрої з'єднуються один з одним через магістраль,яка включає шини даних, адреси та управління

Г кожний пристрій безпосередньо з'єднаний з іншим

4. Укажіть правильне закінчення твердження: «Якщо під час підготовки до друку у полі Сторінки діалогового вікна Друк текстового процесора MS Word вибрано перемикач виділений фрагмент, то друкуватиметься —».

А тільки виділений фрагмент документа

Б вказаний набір сторінок

В сторінка, в якій знаходиться вказівник

Г весь документ

 

5. Укажіть тип діаграми, яку зображено на малюнку.

А гістограма

Б пелюсткова

В графік

Г кругова

 

6. Укажіть формули, які можна записати у клітинку FS для обчислення середнього арифметичного чисел діапазону клітинок А3:ЕЗ в середовищі табличного проце­сора MS Excel.

A =AVERAGE(A3;B3;C3;D3;E3)

Б =(A3+B3+C3+D3+E3)/5

В =A3+B3+C3+D3+E3/5

Г = AVERAGE (АЗ.-ЕЗ)

Д =AVERAGE(A3+B3+C3+D3+E3)/5

У завданнях 7-12 оберіть кілька (від 2 до 5) правильних варіантів відповіді з п'яти запропонованих.

7. Укажіть дії. які можна виконувати для зміни структури таблиці MS Word.

А додавати чи видаляти рядки

Б додавати чи видаляти стовпці

В додавати чи видаляти клітинки




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 637; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.189 сек.