Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Форма рубежного контроля




Задание, обеспечивающее достижение студентом комплексной цели модуля.

Виды рабочего времени (нормальное рабочее время, сокращенное рабочее время, неполное рабочее время, сверхурочная работа).

Понятие рабочего времени. Значение рабочего времени в трудовом праве.

3. Правовое регулирование режима рабочего времени.

Ключевые термины: рабочее время, нормальная продолжительность рабочего времени, сокращенная продолжительность рабочего времени, неполное рабочее время, сверхурочная работа, режим рабочего времени.

Выводы по теме:

- рабочее время – время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности;

- в соответствии с действующим законодательством в рабочее время могут включаться и иные периоды, не связанные с непосредственным выполнением трудовой функции (например, перерывы для отдыха и питания);

- выбор вида рабочего времени обусловлен либо требованиями законодательства, либо соглашением сторон трудового договора;

- режим рабочего времени – это особенности распределения рабочего времени в определенном периоде.

Форма проведения занятия: семинарское занятие.

Цель семинарского занятия: приобрести навыки принятия решений о необходимости закрепления в трудовом договоре того или иного вида и режима рабочего времени.

Задачи семинарского занятия:

- изучить особенности видов рабочего времени, предусмотренных трудовым законодательством;

- определить условия правомерности привлечения работников к работе за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени;

- проанализировать особенности режимов рабочего времени и установить возможные сферы их применения.

План семинарского занятия:

1. Понятие рабочего времени по трудовому праву (общие положения).

2. Виды рабочего времени. Их характеристика.

3. Сверхурочная работа: понятие, основания и порядок привлечения работников к ее выполнению.

4. Правовое регулирование режима рабочего времени. Сущность и значение режима рабочего времени.

5. Режим ненормированного рабочего дня. Работа в режиме гибкого рабочего времени.

6. Сменная работа.

7. Режим суммированного учета рабочего времени. Режим разделения рабочего дня на части.

Организация семинарского занятия: семинарское занятие организуется аналогично занятию по теме № 4.

 

Тема № 9. Правовое регулирование времени отдыха.

Форма проведения занятия: лекция

Цель лекции: изучение института времени отдыха в трудовом праве.

Задачи лекции:

- выяснить значение времени отдыха, его взаимосвязь с иными трудоправовыми категориями;

- показать отличие времени отдыха от иных периодов, в течение которых работник свободен от выполнения трудовой функции;

- провести классификацию видов времени отдыха;

План лекции:

1. Понятие, содержание и общая характеристика видов времени отдыха. Необходимость законодательного регулирования времени отдыха лиц, работающих по трудовому договору.

2. Перерывы в работе. Еженедельный непрерывный отдых. Их значение в сфере регулирования труда.

3. Выходные дни. Нерабочие праздничные дни. Порядок привлечения к работе в выходные и нерабочие праздничные дни.

4. Общая характеристика отпуска как вида времени отдыха.

Ключевые термины: время отдыха, перерыв, выходные дни, нерабочие праздничные дни, отпуск.

Выводы по теме:

- время отдыха – время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению;

- законодательство не определяет порядок использования времени отдыха, а лишь закрепляет правила его предоставления;

- весомую роль в правовом регулировании времени отдыха играют коллективные договоры и локальные нормативные акты, что позволяет работодателю обеспечивать эффективное управление организацией с учетом профиля ее деятельности.

Форма проведения занятия: семинарское занятие.

Цель семинарского занятия: изучить механизм реализации права работника на отдых, обеспечиваемый предоставлением ежегодных оплачиваемых отпусков.

Задачи семинарского занятия:

- изучить особенности отпуска как вида времени отдыха;

- научиться разграничивать виды отпусков;

- проанализировать условия предоставления отпуска;

- определить порядок реализации работником права на отпуск;

План семинарского занятия:

1. Отпуска. Виды отпусков. Ежегодные отпуска (основные, дополнительные, удлиненные, минимальный). Продолжительность отпусков.

2. Порядок предоставления отпусков, очередность предоставления ежегодных отпусков, продление или перенесение ежегодного отпуска.

3. Разделение ежегодного отпуска на части. Отзыв из отпуска. Компенсация за неиспользованный отпуск. Право на отпуск при увольнении работника.

4. Социальные отпуска. Целевые отпуска. Отпуска без сохранения заработной платы.

Организация семинарского занятия: Помимо устного опроса в ходе проведения занятия, критерии оценки которого изложены применительно к теме № 1, на данном семинарском занятии студенту предлагается написание замечаний на проект Положения о длительных и творческих отпусках педагогических работников Южного федерального университета.

Форма текущего контроля Критерий оценки Описание критерия
1. Замечания на проект локального нормативного акта 3 балла За выполненную работу студент получает от 0,5 балла до 3 баллов. Максимальное количество баллов выставляется в случае, когда студенту удалось обнаружить спорные положения, положения, не соответствующие иным нормативным актам более высокой юридической силы либо предложить собственную формулировку с обоснованием ее большей эффективности

 

Тема 10. Оплата и нормирование труда.

Форма проведения занятия: лекция

Цель лекции: сформировать целостное представление о содержании института оплаты труда.

Задачи лекции:

- исследовать понятийный аппарат института оплаты труда;

- показать значение коллективно-договорного, локального и индивидуально-договорного регулирования вопросов оплаты труда в трудовом праве;

- проанализировать основные государственные гарантии по оплате труда;

- объяснить основные различии в применяемых работодателем системах оплаты труда;

- исследовать категорию «нормирование труда».

План лекции:

1. Сущность и значение института оплаты труда.

2. Минимальный размер оплаты труда. Основные государственные гарантии по оплате труда работников.

3. Формы оплаты труда. Принципы и гарантии, лежащие в основе института оплаты труда.

4. Системы оплаты труда и правовые проблемы их совершенствования.

5. Нормирование труда. Понятие и содержание. Значение нормирования труда в сфере действия трудового права.

Ключевые термины: заработная плата, минимальный размер оплаты труда, прожиточный минимум, система оплаты труда, нормирование труда.

Выводы по теме:

- институт оплаты труда представляет собой совокупность правовых норм, направленных на обеспечение права каждого работника на справедливое вознаграждение за труд, являющееся источником существования для него и членов его семьи;

- система правового регулирования оплаты труда работников строится на последовательном сочетании централизованного, локального и договорного способов регулирования;

- государство устанавливает основополагающие принципы правового регулирования оплаты труда, являющимися социальными гарантиями для работников;

- системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

- норма труда – это установленный для работника объем работы в единицу времени, который необходимо выполнить при нормальных условиях работы.

Форма проведения занятия: семинарское занятие.

Цель семинарского занятия: сформировать у обучающихся общее представление о нормативно-правовом содержании и составных частях заработной платы работников.

Задачи семинарского занятия:

- разобраться в сущности категории «заработная плата (оплата труда)»;

- проанализировать составные части заработной платы работника;

- изучить случаи оплаты труда в условиях, отклоняющихся от нормальных.

План семинарского занятия:

1. Понятие заработной платы по действующему законодательству. Содержание (элементный состав) заработной платы. Вознаграждение за труд. Компенсационные и стимулирующие выплаты.

2. Индексация заработной платы.

3. Порядок установления заработной платы. Средняя заработная плата. Исчисление средней заработной платы. Порядок, сроки и место выплаты заработной платы. Ограничение удержаний из заработной платы. Размеры удержаний из заработной платы.

4. Оплата труда отдельных категорий работников и за работу в условиях труда, отклоняющихся от нормальных.

5. Ответственность за нарушение законодательства об оплате труда.

Организация семинарского занятия: Наряду с устным опросом обучающихся по вышеуказанным вопросам, одной из форм текущего контроля, реализуемых на данном семинарском занятии, является написание эссе. Студентам предлагается ответить на вопрос о том, реализуются ли в Российской Федерации гарантии по оплате труда на примере одной из указанных в Трудовом кодексе РФ гарантий.

Форма текущего контроля Критерий оценки Описание критерия
1. Эссе 1 балл Оценка данного задания обусловлена обоснованностью выводов по поставленному вопросу, умением аргументировать свои доводы ссылками на нормы смежных отраслей права.

Тема 11. Гарантии и компенсации.

Форма проведения занятия: семинарское занятие.

Цель семинарского занятия: анализ института гарантий и компенсаций в трудовом праве.

Задачи семинарского занятия:

- обозначить признаки, характеризующие и разграничивающие понятия «гарантии» и «компенсации»;

- исследовать механизм реализации права работников на гарантии и компенсации;

- указать роль работодателя и государственных органов, общественных объединений в обеспечении права работников на гарантии и компенсации.

План семинарского занятия:

1. Понятие гарантий и компенсаций в трудовом праве. Общие положения. Видовая дифференциация гарантий и компенсаций.

2. Гарантии работникам, направляемым в служебные командировки, другие служебные поездки и при переезде на работу в другую местность.

3. Гарантии и компенсации работникам при исполнении ими государственных или общественных обязанностей.

4. Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением.

5. Иные гарантии и компенсации, предоставляемые работникам по трудовому законодательству.

Организация семинарского занятия: семинарское занятие организуется аналогично занятию по теме № 4.

 

Тема 12. Правовое регулирование дисциплины труда. Дисциплинарная ответственность.

Форма проведения занятия: лекция

Цель лекции: изучить дисциплину труда и меры ее обеспечения с точки зрения правового регулирования.

Задачи лекции:

- раскрыть содержание понятия «дисциплина труда»;

- сформировать целостное представление об основных способах обеспечения дисциплины труда при несамостоятельном труде;

- выявить особенности правового регулирования мер поощрения в современном трудовом праве;

- определить значение дисциплинарной ответственности для обеспечения дисциплины труда.

План лекции:

1. Понятие и сущность дисциплины труда.

2. Правила внутреннего трудового распорядка. Процедура утверждения правил внутреннего трудового распорядка.

3. Методы обеспечения трудовой дисциплины (метод убеждения и метод принуждения). Поощрения за труд. Виды поощрений. Порядок применения поощрений за труд.

4. Дисциплинарная ответственность как вид юридической ответственности.

Ключевые термины: дисциплина труда, правила внутреннего трудового распорядка, меры поощрения, дисциплинарная ответственность.

Выводы по теме:

- дисциплина труда – это должное соблюдение участниками совместного (несамостоятельного) труда правил поведения, установленных руководителем трудового процесса;

- обеспечение дисциплины труда обеспечивается применением мер убеждения и принуждения;

- правила внутреннего трудового распорядка – это локальный нормативный акт, регламентирующий порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха и иные вопросы регулирования трудовых отношений;

- поощрение работника – это публичное признание его заслуг путем применения к нему соответствующих мер за безупречную работу, новаторство и другие успехи в труде;

- дисциплинарная ответственность – это вид юридической ответственности, заключающийся в обязанности работника претерпевать негативные последствия вследствие нарушения трудовой дисциплины.

Форма проведения занятия: семинарское занятие.

Цель семинарского занятия: уяснить сущность дисциплинарной ответственности как самостоятельного вида юридической ответственности.

Задачи семинарского занятия:

- выявить природу дисциплинарной ответственности;

- объяснить межотраслевой характер дисциплинарной ответственности;

- обозначить виды дисциплинарной ответственности и соответствующие им виды дисциплинарных взысканий;

- исследовать порядок привлечения работника к дисциплинарной ответственности.

План семинарского занятия:

1. Дисциплинарный проступок. Дисциплинарная ответственность в трудовом праве.

2. Виды дисциплинарной ответственности. Общая и специальная дисциплинарная ответственность.

3. Дисциплинарные уставы и Положения о дисциплине. Дисциплинарные взыскания и их видовая дифференциация в зависимости от вида дисциплинарной ответственности.

4. Процедура наложения дисциплинарных взысканий. Снятие дисциплинарных взысканий. Правовые последствия для работников, привлеченных к дисциплинарной ответственности.

Организация семинарского занятия: Наряду с устным опросом обучающихся по вопросам семинарского занятия, дополнительной формой текущего контроля является составление сравнительной таблицы «Общая и специальная дисциплинарная ответственность в трудовом праве».

 

Форма текущего контроля Критерий оценки Описание критерия
1. Сравнительная таблица 1 балл Задание оценивается максимально в 1 балл в зависимости от числа найденных критериев для дифференциации дисциплинарной ответственности.

Тема 13. Охрана труда.

Форма проведения занятия: семинарское занятие № 1.

Цель семинарского занятия: овладеть правовыми знаниями по регулированию отношений, связанными с защитой жизни, здоровья и безопасности труда в процессе осуществления работниками своих трудовых функций.

Задачи семинарского занятия:

- определить значение правовых норм, образующих институт охраны труда, в современном трудовом праве;

- изучить государственные нормативные требования по охране труда;

- проанализировать основные обязанности работодателя в области охраны труда;

- исследовать особенности организационной деятельности работодателя по обеспечению здоровых и безопасных условий труда.

План семинарского занятия:

1. Охрана труда – понятие, содержание, значение в сфере правового регулирования трудовой деятельности. Основные направления государственной политики в области охраны труда.

2. Государственные нормативные требования охраны труда. Обязательность требований охраны труда для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности.

3. Государственное управление охраной труда.

4. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда. Проведение медицинских осмотров некоторых категорий работников. Обязанности работников в области охраны труда.

5. Система органов управления охраной труда. Службы охраны труда и комитеты (комиссии) по охране труда. Сфера компетенции и полномочия.

Организация семинарского занятия: Устный опрос студентов дополняется уже известной им формой текущего контроля – написанием правового заключения. Правовое заключение посвящено анализу проекта федерального закона «О специальной оценке условий труда».

Форма текущего контроля Критерий оценки Описание критерия
1. Правовое заключение 3 балла При оценке качества подготовленного студентом правового заключения во внимание принимаются следующие критерии: - глубина теоретического обоснования; - практическая целесообразность предлагаемых изменений и (или) дополнений; - грамотность изложения.

Форма проведения занятия: семинарское занятие № 2.

Цель семинарского занятия: изучить права работника в области охраны труда; исследовать правовую категорию «несчастные случаи на производстве».

Задачи семинарского занятия:

- обозначить комплекс прав работников в области охраны труда и гарантии их реализации;

- определить формы обучения работников безопасным приемам выполнения работы;

- проанализировать юридический состав несчастного случая на производстве;

- уяснить порядок расследования несчастных случаев на производстве.

План семинарского занятия:

1. Права и гарантии прав работников в сфере охраны труда. Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, молоком и продуктами лечебно-профилактического питания. Санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников. Комплекс дополнительных гарантий охраны труда отдельным категориям работников.

2. Обучение и профессиональная подготовка в области охраны труда. Источники финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

3. Несчастные случаи на производстве. Порядок расследования несчастных случаев на производстве. Оформление материалов расследования несчастных случаев на производстве. Учет материалов расследования.

Организация семинарского занятия: семинарское занятие организуется аналогично занятию по теме № 4.

Тема 14. Подготовка и дополнительное профессиональное образование работников.

Форма проведения занятия: лекция

Цель лекции: обозначить правовые формы обучения работников и лиц, ищущих работу для нужд работодателя.

Задачи лекции:

- разобраться в значении основных правовых категорий данного института;

- проанализировать основные новеллы трудового законодательства в области подготовки и дополнительного профессионального образования работника;

- провести сравнительный анализ норм Трудового кодекса РФ и федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

- выявить права и обязанности сторон трудового договора при обучении работника.

План лекции:

1. Общая характеристика законодательства, регулирующего обучение работников.

2. Права и обязанности работодателя по подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников.

3. Право работника на подготовку и дополнительное профессиональное образование и механизмы его реализации.

4. Ученический договор и иные договорные конструкции, связанные с реализацией права работника на подготовку и дополнительное профессиональное образование: сравнительная характеристика.

Ключевые термины: квалификация работника, профессиональный стандарт, профессиональное образование, профессиональное обучение, ученический договор.

Выводы по теме:

- изменения, внесенные в Трудовой кодекс РФ, федеральным законом от 02.07.2013 г. № 185–ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» актуализируют исследование вопросов правовой природы отношений, возникающих в связи с подготовкой и дополнительным профессиональным образованием работников;

- основой правового регулирования данной группы отношений является признание права работника на подготовку и дополнительное профессиональное образование в качестве его статутного права (ст.21 ТК РФ);

- реализация права работника на подготовку и дополнительное профессиональное образование осуществляется на основании не только норм трудового законодательства, но и иных нормативных правовых актов;

- ученический договор не является единственной правовой формой реализации права работника на подготовку и дополнительное профессиональное образование, что вытекает из содержания статьи 197 ТК РФ.

Форма проведения занятия: семинарское занятие.

Цель семинарского занятия: выявить правовую природу ученического договора, особенности его содержания, правовые последствия заключения и отличия от иных договоров, связанных с подготовкой и дополнительным профессиональным образованием.

Задачи семинарского занятия:

- определить сущность ученического договора;

- рассмотреть субъектный состав ученического договора;

- исследовать основные условия ученического договора;

- оценить правовые последствия заключения ученического договора;

- провести сравнительный анализ ученического договора и иных договоров, связанных с подготовкой и дополнительным профессиональным образованием.

План семинарского занятия:

1. Правовая природа ученического договора.

2. Стороны и содержание ученического договора.

3. Права, обязанности и ответственность сторон ученического договора. Случаи возмещения работодателю понесенных расходов на обучение.

4. Правовое регулирование целевого обучения в Российской Федерации.

Организация семинарского занятия: Наряду с устным опросом обучающихся по вопросам семинарского занятия, дополнительной формой текущего контроля является анализ ученического договора с точки зрения его соответствия нормам действующего законодательства.

Форма текущего контроля Критерий оценки Описание критерия
1. Анализ ученического договора 2 балл Задание оценивается максимально в 2 балла в зависимости от глубины проведенного анализа.

 

 

Тема 15. Материальная ответственность в трудовом праве.

Форма проведения занятия: лекция

Цель лекции: уяснить сущность материальной ответственности, наступающей по нормам трудового права.

Задачи лекции:

- проанализировать правовую природу материальной ответственности;

- обозначить отличительные характеристики материальной ответственности как виду юридической ответственности;

- научиться понимать и отличать материальную ответственность от имущественной ответственности по нормам гражданского права;

- рассмотреть критерии классификации материальной ответственности;

- изучить основания привлечения работодателя к материальной ответственности.

План лекции:

1. Понятие и содержание материальной ответственности по трудовому праву. 2. Виды материальной ответственности в сфере регулирования труда. Отличительные особенности материальной ответственности, позволяющие ее отграничивать от имущественной ответственности. Условия наступления материальной ответственности.

3. Материальная ответственность работодателя перед работником. Понятие, содержание, видовая дифференциация.

4. Ответственность работодателя за незаконное лишение работника возможности трудиться. Ответственность работодателя в случае причинения ущерба имуществу работника. Ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы. Ответственность работодателя при возмещении морального вреда, причиненного работнику. Порядок возмещения материального ущерба и морального вреда.

Ключевые термины: материальная ответственность, основание и условия материальной ответственности, ущерб, моральный вред, денежная компенсация.

Выводы по теме:

- материальная ответственность представляет собой вид юридической ответственности, которая наступает в случае причинения ущерба одной стороной трудового договора другой в соответствии с нормами трудового права;

- условиями привлечения стороны трудового договора к материальной ответственности являются: наличие ущерба; совершение стороной противоправных действий; вина стороны в причинении ущерба; наличие причинно-следственной связи между противоправным поведением и наступившим ущербом;

- отличительной особенностью материальной ответственности работодателя является возможность привлечения к таковой при отсутствии вины работодателя (ст.236 ТК РФ).

Форма проведения занятия: семинарское занятие.

Цель семинарского занятия: изучить особенности материальной ответственности работника по действующему трудовому законодательству.

Задачи семинарского занятия:

- определить условия привлечения работника к материальной ответственности;

- проанализировать обстоятельства, исключающие материальную ответственность работника;

- рассмотреть виды материальной ответственности работника;

- ознакомиться с содержанием постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.11.2006 г. № 52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю».

План семинарского занятия:

1. Условия наступления материальной ответственности работников.

2. Видовая дифференциация материальной ответственности работников. Общие положения.

3. Ограниченная ответственность работников. Основания привлечения работников к ограниченной материальной ответственности.

4. Полная материальная ответственность работников по трудовому праву. Основания привлечения работников к полной материальной ответственности.

5. Порядок взыскания материального ущерба в случаях привлечения работников к материальной ответственности.

Организация семинарского занятия: семинарское занятие организуется аналогично занятию по теме № 4.

Тема 16. Основные способы защиты трудовых прав.

Форма проведения занятия: лекция

Цель лекции: получить основополагающие знания по вопросам правовой защиты прав и свобод сторон трудового договора, а также процедуры ее осуществления.

Задачи лекции:

- ориентироваться в круге субъектов, подлежащих правовой защите в сфере труда;

- научиться выбирать оптимальные способы защиты трудовых прав субъектов в зависимости от конкретной правовой ситуации;

- уметь демонстрировать полученные знания в сфере правовой защиты трудовых прав путем составления правовых документов, необходимых для обеспечения того или иного способа защиты

План лекции:

1. Общая характеристика способов защиты трудовых прав.

2. Защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами. Обязанности работодателей по созданию условий осуществления деятельности профсоюзов в рамках осуществления ими полномочий по защите трудовых прав работников. Ответственность за нарушение прав профсоюзов.

3. Судебная защита трудовых прав и свобод.

4. Самозащита работниками трудовых прав. Формы самозащиты.

Ключевые термины: способ защиты субъективного права, форма защиты субъективного права, самозащита трудовых прав, законный интерес, свободы в сфере труда.

Выводы по теме:

- отраслевой институт «Способы защиты трудовых прав» имеет не только научно-теоретическое значение в ходе профессиональной подготовки квалифицированных юридических кадров, но и непосредственно прикладное значение;

- общественные отношения, подпадающие под действие правовых норм, регулирующих вопросы обеспечения правовой защиты прав субъектов трудовых отношений, имеют непосредственную связь с отношениями, которые охватываются предметом правового регулирования трудового права. Кроме того, эти отношения в той или иной степени тесно связаны с правовым регулированием отношений, лежащих вне действия норм трудового права: гражданским, гражданским процессуальным, конституционным, уголовным, административным и иными отраслями российского права;

- особенность защиты трудовых прав работников профессиональными союзами заключается в выдвижении требований по устранению нарушений этих прав, которые не могут рассматриваться как обязательное предписание, которое должно быть выполнено работодателем. Но, в конечном итоге, во взаимодействии с другими органами, осуществляющими защиту трудовых прав работников, действия профсоюза способны привести к реальному восстановлению нарушенных прав;

- судебная защита трудовых прав осуществляется посредством осуществления правосудия по делам, возникающим из трудовых отношений;

- самозащита осуществляется в форме отказа от выполнения работы в двух случаях: а) если работа не предусмотрена трудовым договором; б) если работа непосредственно угрожает жизни и здоровью работника.

 

Форма проведения занятия: семинарское занятие.

Цель семинарского занятия: охарактеризовать место и роль органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, действующих в рамках системы способов защиты трудовых прав сторон трудового договора.

Задачи семинарского занятия:

- определить круг органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

- уяснить сферу компетенции органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

- выявить пределы взаимодействия органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права с иными органами, призванными осуществлять контрольные и надзорные функции.

План семинарского занятия:

1. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства как один из способов зашиты трудовых прав.

2. Органы государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

3. Сфера компетенции федеральной инспекции труда.

4. Прокуратура РФ в системе органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

5. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственного надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в определенных сферах экономической деятельности.

Организация семинарского занятия: Помимо устного опроса в ходе проведения занятия, критерии оценки которого изложены применительно к теме № 1, на данном семинарском занятии студенту предлагается составить жалобу на предписание государственного инспектора труда.

Форма текущего контроля Критерий оценки Описание критерия
1. Жалоба на предписание государственного инспектора труда 2 балла За выполненную работу студент получает от 0,5 до 2 баллов. Максимальное количество баллов выставляется в случае обоснованности доводов, изложенных в жалобе.

 

 

Тема 17.Трудовые споры и порядок их разрешения.

Форма проведения занятия: лекция

Цель лекции: изучить одну из базовых категорий трудового права – «трудовой спор».

Задачи лекции:

- дать определение понятию «трудовой спор»;

- указать основные причины возникновения трудовых споров;

- обозначить видовую дифференциацию трудовых споров;

- охарактеризовать источники правового регулирования отношений по разрешению трудовых споров;

- оценить эффективность разрешения трудовых споров с использованием процедуры медиации.

План лекции:

1. Понятие трудового спора и причины его возникновения.

2. Источники правового регулирования порядка разрешения трудовых споров в Российской Федерации.

3. Содержание и стороны трудовых споров.

4. Видовая дифференциация трудовых споров.

5. Процедура медиация как альтернативная форма разрешения индивидуальных трудовых споров.

Ключевые термины: трудовой спор, индивидуальный трудовой спор, коллективный трудовой спор, процедура медиации.

Выводы по теме:

- отношения по разрешению трудовых споров отнесены к предмету трудового права, однако некоторые формы разрешения трудовых споров являются объектом правового воздействия иных отраслей, в чсатности гражданского процессуального права;

- причиной возникновения трудовых споров выступают трудовые правонарушения;

- трудовые споры делятся на индивидуальные и коллективные, что обусловливает применение различных юрисдикционных процедур их разрешения;

- новеллой правового регулирования отношений по разрешению трудовых споров является возможность применения процедуры медиации.

Форма проведения занятия: семинарское занятие № 1.

Цель семинарского занятия: изучить порядок разрешения индивидуальных трудовых споров.

Задачи семинарского занятия:

- определить основные характеристики индивидуального трудового спора;

- осуществить видовую классификацию индивидуальных трудовых споров;

- определить компетенцию органов по разрешению индивидуальных трудовых споров;

- охарактеризовать порядок разрешения индивидуальных трудовых споров в комиссии по трудовым спорам и в суде.

План семинарского занятия:

1. Индивидуальный трудовой спор как разновидность трудового спора.

2. Комиссия по трудовым спорам – орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

3. Рассмотрение индивидуального трудового спора в суде.

4. Исполнение решений органов по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Организация семинарского занятия: Широта полученных студентами правовых знаний по дисциплине «Трудовое право» позволяет провести в рамках данного семинарского занятия деловую игру в форме судебного процесса. Фабулу дела преподаватель формулирует самостоятельно.

Форма текущего контроля Критерий оценки Описание критерия
1. Деловая игра в форме судебного процесса 3 балла каждому участнику, 1 балл зрителям Каждый участник судебного процесса получает за подготовку и участие в судебном процессе 3 балла. Остальные студенты могут получить 1 балл в случае активного участия в подведении итогов судебного процесса.

 

Форма проведения занятия: семинарское занятие № 2.

Цель семинарского занятия: изучить порядок разрешения коллективных трудовых споров.

Задачи семинарского занятия:

- определить основные характеристики коллективного трудового спора;

- осуществить видовую классификацию коллективных трудовых споров;

- определить компетенцию органов по разрешению коллективных трудовых споров;

- охарактеризовать порядок разрешения коллективных трудовых споров.

План семинарского занятия:

1. Коллективные трудовые споры. Понятие и значение в рамках правового регулирования труда. Стороны коллективного трудового спора.

2. Примирительные комиссии. Порядок формирования, компетенция, процедура принятия решений по коллективному трудовому спору.

3. Институт посредничества в сфере разрешения коллективного трудового спора.

4. Трудовой арбитраж.

5. Федеральная служба по труду и занятости и ее функции по оказанию государственных услуг в сфере урегулирования коллективных трудовых споров.

Организация семинарского занятия: семинарское занятие организуется аналогично занятию по теме № 4.

Форма проведения занятия: семинарское занятие № 3.

Цель семинарского занятия: изучить правовое регулирование забастовки как крайней меры разрешения коллективных трудовых споров.

Задачи семинарского занятия:

- определить критерии правомерности проведения работниками забастовки;

- уяснить этапы проведения забастовки по действующему трудовому законодательству;

- установить виды гарантий для работников, участвующих в забастовке;

- разобраться в порядке и основаниях признания забастовки незаконной, правовых последствиях подобного решения.

План семинарского занятия:

1. Забастовка как крайняя мера разрешения коллективного трудового спора. Право работников на забастовку и его нормативное закрепление.

2. Виды забастовок: сравнительный анализ российского и зарубежного законодательства.

3. Процедура проведения забастовок. Гарантии работникам в связи с проведением забастовки.

4. Правовые последствия забастовок (законных и незаконных).

Организация семинарского занятия: семинарское занятие организуется аналогично занятию по теме № 4.

3.1. Проектное задание.

3.1.1. Тема проектного задания.

Проектное задание, направленное на проверку степени освоения студентом 2 модуля учебной дисциплины «Трудовое право», охватывает вопросы прокурорского надзора за соблюдением трудового законодательства. Однако попутно осуществляется проверка знаний по иным институтам особенной части отрасли, поскольку предметом прокурорских проверок являются нарушения конкретных положений трудового законодательства.

3.1.2. Цель и задачи выполнения проектного задания.

Целью выполнения проектного задания является приобретение навыков практической деятельности, связанной с защитой трудовых прав работников. Данная цель достигается посредством решения следующих задач:

- научить студентов пользоваться нормативно-правовой информацией, содержащейся в нормативных правовых актах с учетом их юридической силы и действия во времени, в пространстве и по кругу лиц;

- научить выбирать оптимальные способы защиты трудовых прав субъектов в зависимости от конкретной правовой ситуации;

- научить применять полученные теоретические знания в сфере правовой защиты трудовых прав путем составления правовых документов, необходимых для обеспечения того или иного способа защиты;

3.1.3. Описание проектного задания.

Проектные задания предполагают постановку двух видов вопросов: 1) предполагающих определение компетенции того или иного государственного органа в решении спорной ситуации; 2) предполагающих решение вопроса по существу. Ответ на вопрос второго вида может содержать условие о составлении правоприменительного документа (представления, постановления, предписания, решения и др.). В указанном случае составляемый документ должен содержать подробное описание характера выявленного нарушения трудовых прав со ссылкой на пункты, статьи нормативного правового акта, которые нарушены.

Пример: В прокуратуру Первомайского района г. Ростова-на-Дону 20.09.2008 г. обратилась гражданка Петрова А.М. с жалобой на нарушение ее трудовых прав ООО «Прогресс-М», где она работала в период с 21.05.2008 г. по 15.09.2008 г. в должности бухгалтера.

В своей жалобе Петрова А.М. указала, что она была принята на работу в ООО «Прогресс-М» 21.05.2008 г., однако трудовой договор с ней заключен не был. Работодатель лишь ознакомил ее с приказом о приеме на работу. В течение всего периода работа работодателем нарушалось ее право на своевременную и в полном объеме оплату труда, поскольку заработная плата выдавалась с задержками, один раз в месяц и реже. Кроме того, установив в приказе о приеме на работу испытательный срок один месяц, работодатель оплатил ей первый месяц работы в пониженном размере, мотивировав это фактом нахождения Петровой А.М. на испытании. В связи с очередной задержкой выплаты заработной платы Петрова А.М. подала 14.09.2008 г. заявление об увольнении по собственному желанию, указав датой увольнения 15.09.2008 г. Однако работодатель отказался уволить Петрову А.М. в день, указанный в ее заявлении, поскольку, по мнению работодателя, она обязана отработать в течение двух недель. 15.09.2008 г. Петрова А.М. обратилась к работодателю за получением расчета в связи с увольнением, но получила устный отказ. По состоянию на дату подачи заявления в прокуратуру окончательный расчет с заявительницей так и не произведен.

По результатам проверки соблюдения трудового законодательства в ООО «Прогресс-М» изложенные в жалобе нарушения трудового законодательства были подтверждены. Обоснуйте законность действий органов прокуратуры и оформите акт прокурорского реагирования.

3.1.4. Требования к выполнению проектного задания (см. методические рекомендации).

3.1.5. Критерии оценки проектного задания.

Решение конкретного проектного задания должно быть выполнено в соответствии с установленными требованиями и содержать все необходимые элементы, позволяющие положительно оценить результат. В процессе выполнения проектного задания студенты должны продемонстрировать навыки по умению анализировать нормативно-правовые источники, по составлению правоприменительных документов.

Тип задания Критерий оценки Описание критерия
1. Проектное задание 5 баллов При оценке качества выполнения проектного задания во внимание принимаются следующие критерии: - верное определение круга юридически значимых обстоятельств; - выбор правовых норм, нарушение которых имеет место по условиям задания; - правильность составления правоприменительного документа; - грамотность изложения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 508; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.218 сек.