КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Правовой режим земель особо охраняемых природных территорий. Иные особо ценные земли
Иные особо ценные земли. Историко-культурного назначения; Рекреационного назначения; Природоохранного назначения; Земельные участки могут быть признаны землями особо охраняемых территорий только при одновременном наличии следующих условий. Во-первых, земли должны иметь особое природоохранное, научное историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение; Во-вторых, земли требуется изъять в соответствии с решениями определенных органов власти полностью или частично из хозяйственного использования и оборота; В-третьих, для земель необходимо установить особый правовой режим. Земли особо охраняемых территорий полностью или частично изымаются из хозяйственного использования и оборота. Кроме того, для них устанавливается особый правовой режим. Здесь следует иметь в виду то, что данные вопросы решаются как в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, так и иными федеральными законами. Особо охраняемые территории и объекты так названы по той причине, что для них в соответствии с федеральными законами установлен особый режим использования и охраны. 1. К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов. В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» к особо охраняемым природным территориям относятся территории:
а) государственных природных заповедников; б) национальных парков; в) природных, парков; г) государственных природных заказников; д) памятников природы; е) дендрологических парков, ж) ботанических садов; з) лечебно-оздоровительных местностей; и) курортов. Согласно статьям 1 и 5 Федерального закона «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» указанный перечень категорий особо охраняемых природных территорий дополнен территориями традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. В пункте 1 статьи 5 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых природных территорий отнесены земли только тех особо охраняемых природных территорий, которые названы в пункте 1 статьи 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», а также в статьях 1 и 5 Федерального закона «о территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации». 2. Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности. В пункте 5 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации допускается установление федеральными законами случаев, когда земли особо охраняемых природных территорий могут принадлежать гражданам и юридическим лицам на праве собственности. В настоящее время такие случаи предусмотрены для земель территорий национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
Земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности в пределах особо охраняемых природных территорий ограничиваются в обороте. Эти земельные участки запрещается предоставлять в частную собственность, за исключением случаев предусмотренных федеральными законами (пункт 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации). Пока в федеральных законах не предусмотрено случаев, допускающих передачу государственных и муниципальных земель в пределах особо охраняемых природных территорий в частную собственность. 3. На землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изъятие земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается. На специально выделенных земельных участках частичного хозяйственного использования в составе земель особо охраняемых природных территорий допускается ограничение хозяйственной и рекреационной деятельности в соответствии с установленным для них особым правовым режимом. Среди земель особо охраняемых природных территорий усиленной охране подлежат земли государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавались указанные особо охраняемые природные территории.
В качестве объекта особой охраны выделяются земельные участки, которые в качестве основного имеют природоохранное (экологическое) значение. На землях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, дендрологических парковки ботанических садов запрещается осуществление деятельности: а) не связанной с сохранением и изучением природных комплексов и объектов; б) не предусмотренной федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Виды деятельности, которые запрещается и допускается осуществлять на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов определяется в Федеральном законе «Об особо охраняемых природных территориях» и в правовых актах, необходимость издания которых предусмотрена этим законодательным актом. В составе земель особо охраняемых природных территорий выделяются земельные участки частичного хозяйственного использования, на которых разрешено осуществлять хозяйственную и иную деятельность с соблюдением установленных ограничений. Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» предусматривает выделение таких участков только на территориях государственных природных заповедников. На территориях национальных парков, природных парков, дендрологических парков и ботанических садов такие земельные участки не выделяются. На этих территориях выделяются лишь функциональные зоны. Федеральные законы также не содержат требований о выделении участков частичного хозяйственного использования на территориях государственных природных заказников. Земельный кодекс Российской Федерации более радикально решил данную проблему. Теперь в пределах земель особо охраняемых природных территорий запрет на изъятие или иное прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не обуславливается какими-либо условиями (пункт 3 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации). В данном случае имеются в виду только земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
На земли, находящиеся в границах иных особо охраняемых природных территорий, указанная норма не распространяется. Запреты на изъятие или иное прекращение прав на землю в границах этих земель устанавливается иными нормами Земельного кодекса Российской Федерации. 4. В целях защиты земель особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий, на прилегающих к ним земельных участках могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий. Границы охранных зон должны быть обозначены специальными информационными знаками. Земельные участки в границах охранных зон у собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются и используются ими с соблюдением установленных для этих земельных участков особого правового режима. В Федеральном законе «Об особо охраняемых природных территориях» предусматривается необходимость создания охранных зон на участках земли и водного пространства, прилегающих к территориям государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы. На территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов выделяются округа санитарной (горно-санитарной) охраны. Обязательность создания охранных зон или округов с регулируемым режимом хозяйственной деятельности на территориях, прилегающих к государственным природным заказникам, к территориям дендрологических парков и ботанических садов, а также к территориям традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации федеральными законами не устанавливается. Охранные зоны и округа могут создаваться вокруг любых земель особо охраняемых территорий, в том числе в случаях, когда обязательность их установления не предусмотрена законодательством. Вопрос о создании охранных зон и округов обусловлен целями защиты земель особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий. Создание охранных зон осуществляется без изъятия у собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков. Права граждан и юридических лиц на указанные земельные участки сохраняются. Однако особый правовой режим охранных зон требует ограничить права этих лиц на землю. В подпункте 1 пункта 2 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации специально оговаривается, что в качестве ограничений прав на землю выступают особые условия использования земельных участков и режим охранной деятельности в охранных зонах. 5. Земли государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются им на праве постоянного (бессрочного) пользования. Земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное (вредное) воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков. Национальные парки имеют исключительное право приобретения указанных земель. К территориям государственных природных заповедников относятся участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты (земля, вода, недра, растительный и животный мир) полностью изъятые из хозяйственного использования. На территориях национальных парков допускается осуществление хозяйственной и иной деятельности, если она не наносит ущерб природным комплекса и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и не противоречит целям м задачам национальных парков. Государственный природный заповедник и национальный парк учреждаются Правительством Российской Федерации при условии согласия субъектов Российской Федерации на отнесение соответствующих территорий субъектов Российской Федерации к объектам федеральной собственности. Государственные природные заповедники и национальные парки являются природоохранными учреждениями, то есть юридическими лицами определенной организационно-правовой формы. Будучи государственными учреждениями государственные природные заповедники и национальные парки в соответствии с пунктом 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации получают соответствующие земли в постоянное (бессрочное) пользование. Приватизация земель государственных природных заповедников и национальных парков запрещена. Пункт 5 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации в данной части повторил содержание пунктов 2 и 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которым земельные участки, занятые государственными природными заповедниками и национальными парками не могут предоставляться в частную собственность и изыматься из оборота. Собственники и пользователи вправе использовать свои земельные участки на территориях национальных парков только при условии соблюдения ими режима особо охраняемых природных территорий. Возможность установления ограничений прав на землю закреплена в пункте 2 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации. 7. На землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещается: 1) предоставление садоводческих и дачных участков; 2) строительство федеральных автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с функционированием особо охраняемых природных территорий; 3) движение и стоянка механических транспортных средств, не связанные с функционированием особо охраняемых природных территорий, прогон скота вне автомобильных дорог; 4) иные виды деятельности, запрещенные федеральными законами. У данного перечня существует три особенности: Во-первых, дополняется имеющейся в законодательстве перечень видов деятельности, запрещенных к осуществлению на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения. Во-вторых, распространяется на все земли особо охраняемых природных территорий федерального значения запрет осуществлять виды деятельности, не допускаемые ранее лишь на отдельных землях особо охраняемых природных территорий. В-третьих, разрешается определять любыми федеральными законами виды деятельности, запрещенные к осуществлению на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения. 8. Территории природных парков располагаются на землях, предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование; допускается размещение природных парков на землях иных пользователей, а также собственников. К территориям природных парков относятся территории (акватории), которые включают в себя природные комплексы и объекты, •имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях. Решение об образовании природных парков принимают органы государственной власти субъектов Российской Федерации по представлению уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с органами местного самоуправления. В отличие от государственных природных заповедников и национальных парков, которые создаются при условии согласия субъектов Российской Федерации на отнесение их территорий к федеральной собственности, природные парки образуются без решения вопросов собственности. Если учитывать то обстоятельство, что разграничение государственной собственности на природные ресурсы может происходить только на основании и в порядке, установленном федеральными законами, признание собственности субъектов Российской Федерации на территории природных парков законами субъектов Российской Федерации не выглядят с юридической точки зрения безупречно. Природные парки являются государственными природоохранными рекреационными учреждениями. Территории природных парков располагаются на землях, предоставленных им в бессрочное (постоянное) пользование, а в отдельных случаях - на землях иных пользователей, а также собственников (статья 18 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях»). 9. Объявление земель государственным природным заказником допускается как с изъятием, в том числе путем выкупа, так и без такого изъятия земельных участков у их собственников, землепользователей, землевладельцев. Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. Государственные природные заказники федерального и регионального значения соответственно учреждаются и образуются Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Земельный кодекс Российской Федерации не указывает, кто является собственником земель государственных природных заказников в виду того, что другие федеральные законы вопрос о видах государственной собственности на соответствующие природные ресурсы пока однозначно не определили. Государственные природные заказники в отличие, например, от государственных природных заповедников являются территориями, а не юридическими лицами. Для обеспечения функционирования государственных природных заказников создаются их администрации. Значительная часть земель государственных природных заказников нередко предоставляется гражданам и юридическим лицам. Применять земельное законодательство необходимо с учетом указанных отличительных особенностей государственных природных заказников. 10. Земельные участки, занятые природными комплексами и объектами, объявленными в установленном порядке памятниками природы, могут быть изъяты у собственников этих участков, землепользователей, землевладельцев. Памятниками природы являются уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Памятники природы федерального и регионального значения, а также их территории объявляются таковыми соответственно Правительством Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Территориями дендрологических парков и ботанических садов являются территории, предназначенные для создания специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также для осуществления научной, учебной и просветительской деятельности. Дендрологические парки и ботанические сады являются природоохранными учреждениями, которые учреждаются федеральными органами исполнительной власти или органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Земли территорий дендрологических парков и ботанических садов предоставляются указанным природоохранным учреждениям в бессрочное (постоянное) пользование. В Земельном кодексе Российской Федерации отсутствуют нормы, непосредственно посвященные землям дендрологических парков и ботанических садов. Однако в Земельном кодексе Российской Федерации есть нормы, которые относят земли дендрологических парков и ботанических садов к одному из видов земель особо охраняемых природных территорий. Следовательно, правила Земельного кодекса Российской Федерации о землях особо охраняемых природных территорий полностью распространяют свое действие на земли дендрологических парков и ботанических садов.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 331; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |