Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Предмет и система земельного права 4 страница




Сельскохозяйственным потребительским кооперативом признается сельскохозяйственный кооператив, созданный сельскохозяйственными товаропроизводителями (гражданами и (или) юридическими лицами) при условии их обязательного участия в хозяйственной деятельности потребительского кооператива.

Потребительские кооперативы являются некоммерческими организациями. В зависимости от вида их деятельности подразделяются на перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие, снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие, кредитные, страховые и иные. Не менее 50 процентов объема работ (услуг), выполняемых обслуживающими, перерабатывающими, сбытовыми (торговыми), снабженческими, садоводческими, огородническими и животноводческими кооперативами, должно осуществляться для членов данных кооперативов.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия. Земельная реформа 90-х гг. была направлена на упразднение этих предприятий, т.е. были приняты нормативные правовые акты, согласно которым сельскохозяйственные предприятия, за исключением определенных видов, могли быть реорганизованы и приватизированы. В результате реорганизации работники этих предприятий получили право на земельную долю.

Земельная доля – это доля в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения (ст. 15 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).

 

Рекомендуемая литература:

 

1. Беляева З.С., Козырь М.И. Сельскохозяйственная кооперация и право // Государство и право. 1992. № 6.

2. Быстров Г.Е. Право частной собственности на землю в России и создание новых предпринимательских структур в сельском хозяйстве // Государство и право. 1997. № 6.

3. Быстров Г.Е. Собственность юридических лиц на земли сельскохозяйственного назначения и правовое обезземеливание крестьян // Экологическое право. 2003. № 1.

4. Веденин Н. Правовой статус сельскохозяйственных некоммерческих организаций // Законность. 1996. № 8.

5. Волков Г.А. Комментарий к Федеральному закону «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» // Хозяйство и право. 2003. № 4, 5.

6. Галиновская Е. Российское законодательство о землях сельскохозяйственного назначения // Законодательство и экономика. 2001. № 11.

7. Дорофеева Н.Н. Проблемы правового режима земель сельскохозяйственного назначения // Экологическое право России. Сборник материалов… М., 1999. С. 361.

8. Зинченко С., Галов В. Новое в правовом статусе крестьянского (фермерского) хозяйства // Хозяйство и право. 2004. № 2.

9. Козырь М.И. Закон о сельскохозяйственной кооперации: содержание и основные направления функционирования // Государство и право. 1996. № 4.

10. Козырь О.М. Сельскохозяйственная кооперация в России: проблемы совершенствования правового регулирования // Государство и право. 1998. № 11.

11. Комментарий к Федеральному закону «О сельскохозяйственной кооперации» / Отв. ред. Е.Л. Минина. М., 1997.

12. Комментарий к Федеральному закону «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» / Отв. ред. И.А. Алтухов. М., 1998.

13. Краснов Н.И., Башмаков Г.С., Самончик О.А. Правовые проблемы рационального использования земли в сельском хозяйстве РФ // Государство и право. 1997. № 2.

14. Минина Е.Л. О правах участников сельскохозяйственных коммерческих организаций – компетентно и со знанием дела // Журнал российского права. 1998. № 3.

15. Морозов Л.Н. О различии в правовом статусе крестьянского и фермерского хозяйства // Государство и право. 1994. № 4.

16. О проблемах трансформации форм собственности в сельском хозяйстве. Материалы «круглого стола» // Государство и право. 1999. № 3.

17. Постатейные комментарии к Земельному кодексу Российской Федерации и Федеральному закону «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» / Отв. ред. Г.Е. Быстров. М., 2002.

18. Устюкова В.В. Права на землю садоводов, огородников и дачников // Экологическое право России. Сборник материалов…М., 1999. С. 384.

19. Харитонова Ю.С. Наследование имущества в крестьянском (фермерском) хозяйстве // Хозяйство и право. 2003. № 9.

20. Цыбуленко З. Правовое положение садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан // Российская юстиция. 1999. № 1.

21. Черноморец А.Е. Правовой режим земельной доли // Государство и право. 1999. № 12.

22. Чмыхало Е.Ю. Правовая охрана сельскохозяйственных угодий // Журнал российского права. 2000. № 8.

23. Чуркин В.Э. Правовое регулирование аренды сельскохозяйственных земель по английскому законодательству // Журнал российского права. 2000. № 5/6.

 

 

Тема 14. Правовой режим земель поселений

Согласно п.1 ст. 83 ЗК землями поселений признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от других категорий земель.

Землям поселений свойственны следующие признаки: 1) функциональность (обслуживающий характер), который характеризует основное целевое назначение. Земли поселений служат пространственно-территориальным базисом для размещения зданий, строений, сооружений различного назначения в интересах населения в соответствии с градостроительной документацией, т.е. обеспечивают устойчивое развитие поселений.

Поселения подразделяются на типы: городские и сельские. К первым относятся города и поселки городского типа, которые в зависимости от численности населения подразделяются на виды (малые, средние, крупные и т.д.). Ко вторым относятся села, деревни, кишлаки, аулы и др. Есть поселения особого градостроительного регулирования (города-центры субъектов РФ, Москва, Санкт-Петербург, города-курорты и т.д.).

2) ограниченность в пространстве, т.е. расположены внутри черты поселения (ст. 84 ЗК). Черта поселения представляет собой внешнюю границу поселения, отделяющую земли поселения от иных категорий земель, разрабатываемая и утверждаемая в соответствии с градостроительной документацией и в порядке, установленном градостроительным законодательством с учетом особенностей поселений.

3) управляемость, т.е. все земли поселений находятся в управлении соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления. Управление осуществляется с учетом градостроительного законодательства, что выражается в содержании управленческой деятельности (планировании, застройки, градостроительном кадастре и т.д.).

Состав земель поселений. В составе земель поселений находятся земельные участки, которые относятся к различным территориальным зонам и имеют сходство практически со всеми существующими в земельном законодательстве РФ категориями земель, кроме земель запаса.

Главный критерий для классификации земель поселений – целевое (разрешенное) использование земельных участков в пределах черты поселения. К землям поселений применяется территориальное зонирование, при котором территория поселения делится на зоны, имеющие градостроительные регламенты, которые и определяют основу правового режима земельных участков. Пункт 1 ст. 85 ЗК устанавливает виды территориальных зон: жилые, общественно-деловые, производственные, рекреационные, сельскохозяйственного использования, специального назначения и иные зоны.

Градостроительные регламенты определяются в правилах землепользования и застройки, которые являются нормативным правовым актом органа местного самоуправления и обязательны для исполнения всеми лицами, использующими земельные участки. Если использование земельного участка противоречит «разрешенному», но земельный участок и использование признаются «несоответствующими». В этом случае применяются правила п. 4 ст. 85 ЗК.

Управление землями поселений имеет свою специфику. В содержание управления включаются и иные функции, например, планирование использования и застройки земель поселений; ведение государственного градостроительного кадастра; мониторинг объектов градостроительной деятельности; государственная экспертиза градостроительной документации; межевание территорий; выдача разрешений на строительство; градостроительный контроль.

В основе планирования использования земель поселений лежит градостроительная документация о градостроительном планировании развития поселений, которая включает в себя: а) территориальные комплексные схемы градостроительного планирования развития территорий районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов); б) генеральные планы поселений; в) проекты черты поселений.

Генеральный план это главный перспективный на 10-15 лет градостроительный документ, который определяет условия формирования среды жизнедеятельности, направления развития территории поселения, зонирование территории, развитие инфраструктуры, градостроительные требования к сохранению объектов историко-культурного наследия и т.д.

На основе градостроительной документации о планировании разрабатывается градостроительная документация о застройке, которая включает: а) проекты планировки частей территорий поселений (проект планировки); б) проекты межевания территорий; в) проекты застройки элементов планировочной структуры поселений (проекты застройки кварталов, микрорайонов и т.п.).

Государственный градостроительный кадастр (ГГК) представляет собой государственную информационную систему, необходимую для осуществления градостроительной деятельности, объектом которой является территория городского или сельского поселения. ГГК включает в себя материалы и сведения о состоянии территории, о благоустройстве территории, о планировании территории и застройке, о зонировании территории, о градостроительной ценности территории и др. сведения.

Мониторинг объектов градостроительной деятельности это система наблюдений за состоянием и изменением объектов градостроительной деятельности.

Условиями реализации права на застройку земельного участка являются: а) получение земельного участка для строительства; б) разработка и утверждение проектной документации в отношении объекта градостроительства; в) разрешение на строительство.

Пригородная зона. Согласно ст. 86 ЗК в состав пригородной зоны включаются земли, находящиеся за пределами черты городских поселений, составляющие с городом единую социальную, природную и хозяйственную территорию и не входящие в состав земель иных поселений. В зависимости от цели использования территории пригородной зоны в ее состав могут включаться: а) зоны сельскохозяйственного производства; б) зоны отдыха населения; в) резервные земли для развития города; г) зеленые зоны, которые выполняют санитарно-гигиенические, санитарные и рекреационные функции и в которых запрещена любая деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду.

 

Рекомендуемая литература:

 

  1. Балезин В.П. Правовой режим земель населенных пунктов. М., 1980.
  2. Бархатов М. Правовой режим земель граждан в сельской местности // Закон. 1997. № 3.
  3. Волков Г.А., Голиченков А.К., Козырь О.М. Развитие рынка земли: правовой аспект // Государство и право. 1998. № 2.
  4. Галятин М.Ю. США: правовое регулирование использования земли. М., 1991.
  5. Григорьева М.В. Правовой режим земель городов: некоторые вопросы теории и практики // Экологические право России. Сборник материалов…М., 1999. С. 358.
  6. Ерофеев Б.В. Правовой режим земель городов. М., 1976.
  7. Козырь О.М. Концепция развития законодательства Российской Федерации о зонировании территорий // Экологическое право России на рубеже XXI века. Сборник научных статей. М., 2000. С. 217.
  8. Козырь О.М. Территориальное зонирование // Экологическое право России. Сборник материалов научно-практических конференций. Выпуск второй. 1999-2000 гг. М., 2001. С. 250.
  9. Крассов О.И. Комментарий к Градостроительному кодексу Российской Федерации. М., 2001.
  10. Крассов О.И. Особенности правового регулирования использования земель поселений в градостроительном законодательстве // Законодательство и экономика. 2001. № 5.
  11. Крассов О.И. Правовое регулирование застройки и зонирования территорий поселений. Правовой режим отдельных видов территориальных зон // Законодательство и экономика. 2001. № 7.
  12. Лисина Н.Л. Градостроительный кодекс РФ и вопросы территориального зонирования // Адвокат. 2001. № 4.
  13. Лисина Н.Л. Законодательство города Москвы о градостроительном планировании и зонировании территории // Законодательство и экономика. 2002. № 1.
  14. Лисина Н.Л. Земельный кодекс РФ о землях поселений // Экологическое право России. Сборник материалов…М., 2002.С. 275.
  15. Лисина Н.Л. Правовой режим земель поселений: некоторые вопросы теории и практики // Актуальные проблемы юридической науки. Сборник статей. В 2-х томах. Т. 2. Томск, 2001.
  16. Лисина Н.Л. Правовой режим земель поселений. М., 2004.
  17. Опилат Н.И. Проблемы приватизации земельных участков на территории города // Экологическое право России. Сборник материалов…М., 1999. С. 371.
  18. Пелишенко О.В. Проблемы правового регулирования земель поселений // Там же. С. 100.

 

 

Тема 15. Правовой режим земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения

Согласно ст. 87 ЗК землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, расположенные за чертой поселений и используемые для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи и осуществления иных специальных задач.

Это земли несельскохозяйственного назначения, для специальных целей предоставляются земли худшего качества. Главная цель, для которой используются земельные участки в составе этой категории земель – создание промышленных и иных объектов и их эксплуатация для специальных нужд.

В зависимости от характера специальных задач, для решения которых используются земельные участки, земли промышленности и иного специального назначения подразделяются на виды: 1) земли промышленности, 2) земли энергетики, 3) земли транспорта, 4) земли связи, радиовещания, телевидения, информатики, 5) земли для обеспечения космической деятельности, 6) земли обороны и безопасности, 7) земли иного специального назначения.

Для обеспечения безопасности функционирования промышленных и иных объектов устанавливаются охранные, санитарно-защитные и иные зоны в особыми условиями использования земель, ограничивающий или запрещающий определенные виды хозяйственной и иной деятельности.

Размеры земельных участков, предоставляемых для специальных целей, строго нормируются. Согласно п.3 ст. 33 ЗК предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.

Земли промышленности иного специального назначения могут предоставляться в безвозмездное срочное пользование для сельскохозяйственного производства и иного использования (п.6 ст. 87 ЗК). Речь идет, прежде всего, о служебных земельных наделах. Свободные земельные участки могут предоставляться и в аренду для сельскохозяйственного использования, оказания услуг и т.п. Например, п. 2 ст. 90 ЗК.

По форме собственности также есть особенности. Большинство земель промышленности и иного специального назначения находятся в государственной собственности, есть те, которые в порядке ст. 27 ЗК изъяты из оборота или ограничены в обороте.

Земли промышленности (ст. 88 ЗК). Территориально эти земли расположены за пределами черты поселений и предназначены для обеспечения деятельности объектов промышленности. Размеры земельных участков определяются по нормам и проектно-технической документации.

В составе земель промышленности выделяются а) земельные участки, на которых размещены производственные и административные здания, строения и сооружения; б) земельные участки для установления санитарно-защитных и иных зон.

В качестве особого вида земель промышленности законодательство выделяет земельные участки, предоставленные организациям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности для разработки полезных ископаемых. Правовой режим таких земельных участков определяется и земельным законодательством, и законодательством о недрах.

Земли энергетики (ст. 89 ЗК). Эти земли предназначены для размещения и обслуживания объектов энергетики (гидроэлектростанций, атомных станций, ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, тепловых станций и других электростанций, подстанций, линий электропередач, электрических сетей и других объектов энергетики).

Для обеспечения безопасного функционирования этих объектов устанавливаются охранные зоны, санитарно-защитные зоны и зоны наблюдения.

Земли транспорта (ст. 90 ЗК). Это земли, которые предназначены для обеспечения деятельности объектов транспорта. Виды земель транспорта: а) земли железнодорожного транспорта, б) земли автомобильного транспорта, в) земли водного (морского, внутреннего) транспорта, г) земли воздушного транспорта, д) земли трубопроводного транспорта.

Отличительная черта правового режима – установление охранных зон, в том числе полосы отвода, придорожные полосы, береговые полосы, для обеспечения надлежащего функционирования объектов транспорта, их сохранности, безопасности для населения.

На земельных участках в границах охранных зон запрещаются или ограничиваются определенные виды хозяйственной и иной деятельности. Порядок установления охранных зон, их размеров, режим использования определяется для каждого вида транспорта. Так, на полосах отвода автомобильных дорог запрещаются строительство жилых и общественных зданий, складов; проведение строительных, геологоразведочных, топографических, горных и изыскательских работ, устройство наземных сооружений; распашка земельных участков, покос травы и др.

Для строительства и реконструкции объектов транспорта осуществляется резервирование земель (п.7 ст. 90 ЗК).

Земли связи, радиовещания, телевидения, информатики (ст. 91 ЗК). К этим землям относятся земельные участки, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) объектов связи, радиовещания, телевидения, информатики.

Для обеспечения сохранности радиорелейных, воздушных, кабельных линий устанавливаются охранные зоны и полосы отчуждения.

Земли для обеспечения космической деятельности (ст. 92 ЗК). К этим землям относятся земельные участки, предназначенные для обеспечения деятельности организаций и (или) объектов космической деятельности. К объектам космической деятельности относятся: космодромы, стартовые комплексы, пусковые установки, командно-измерительные комплексы, центры и пункты управления полетами космических объектов, пункты приема, хранения и переработки информации, базы хранения космической техники, районы падения отделяющихся частей ракет, полигоны приземления космических объектов и взлетно-посадочные полосы, объекты экспериментальной базы для отработки космической техники, центры и оборудование для подготовки космонавтов, другие наземные сооружения и техника, используемые при осуществлении космической деятельности.

Земли обороны и безопасности (ст. 93 ЗК). К ним относятся земли, предназначенные для обеспечения деятельности вооруженных сил РФ, войск Пограничной службы, других войск, воинских формирований, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории РФ и охране государственной границы, безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях.

Особенностью правового режима является установление запретных зон, пограничных зон и иных земельных полос с особым режимом использования.

Земли обороны. Находятся в федеральной собственности. Предоставление земельных участков для нужд обороны возможно как с изъятием, так и без изъятия земельных участков у собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов. Не изымаются земельные участки при временном их занятии (для проведения учений, например).

Закрытое административно-территориальное образование. Представляет собой имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включая специальные условия проживания граждан.

 

Рекомендуемая литература:

 

1. Боголепов Р.Д. Земельный кодекс РСФСР и проблемы правового регулирования земель промышленности, транспорта, связи и иного назначения // Вестник МГУ. Серия 11. Право. 1992. № 2.

2. Борзыкин М. К вопросу о землях железнодорожного транспорта // Вестник ВАС. 2001. № 4.

3. Винокуров К. Как используются земли железнодорожного транспорта // Законность. 2000. № 8.

4. Жариков Ю.Г. Предоставление и резервирование земель для нужд недропользования // Законодательство и экономика. 1998. № 2.

5. Комментарий Федерального закона «О недрах» (постатейный) // Законодательство и экономика. 1999. № 4, 5.

6. Краснов Н.И. Правовой режим земель специального назначения. М., 1961.

7. Круглов В.В. Правовые основы охраны окружающей среды в промышленности. Екатеринбург, 1995.

8. Круглов В.В. Приватизация и право пользования землей приватизированными предприятиями. Екатеринбург, 1996.

9. Суров А.Ф. Правовые аспекты использования земель органами пограничной службы // Журнал российского права. 2002. № 11.

 

Тема 16. Правовой режим земель особо охраняемых территорий

и их объектов

 

Правовой режим земель особо охраняемых территорий и их объектов определен главой XVII ЗК РФ. Земельное законодательство устанавливает приоритет сохранения земель этой категории, что означает установление запрета или ограничений на изъятие земельных участков для иных целей.

К землям особо охраняемых территорий и их объектов относятся земли, которые имеют особо ценное значение (природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное) и которые изъяты полностью или частично из хозяйственного использования и оборота.

Пункт 2 ст. 94 ЗК к землям этой категории относит земли 1) особо охраняемых природных территорий; 2) природоохранного назначения; 3) рекреационного назначения; 4) историко-культурного назначения; 5) иные особо ценные земли.

Земли особо охраняемых природных территорий (ст. 95 ЗК). Большую часть земель особо охраняемых природных территорий составляет природно-заповедный фонд, который образуют государственные природные заповедники, заказники, национальные и природные парки и др. объекты. Эти земли относятся к объектам общенационального достояния.

Цель создания особо охраняемых природных территорий заключается в сохранении уникальных, эталонных объектов природного и культурного наследия, природных образований и ландшафтов, генетического разнообразия. В силу чего на землях данного вида устанавливается строгий правовой режим, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов, не допускается изъятие земель для нужд, противоречащих целевому их назначению.

Для ряда особо охраняемых природных территорий свойственно зонирование. Могут выделяться зоны, в которых установлен режим абсолютного заповедования, либо допускается ограниченная хозяйственная и рекреационная деятельность.

Земли особо охраняемых природных территорий могут иметь федеральное, региональное и местное значение. В частности местное значение могут иметь земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов (ст. 96 ЗК) предназначены для лечения и отдыха населения. Для обеспечения режима их охраны устанавливаются округа санитарной и горно-санитарной охраны.

Земли природоохранного назначения (ст. 97 ЗК). К землям данного вида относятся земли водоохранных зон рек и водоемов; запретных и нерестоохоранных полос; лесов, выполняющих защитные функции; земли противоэрозионных, пастбищезащитных и полезащитных насаждений. На землях природоохранного назначения вводится особый правовой режим, который ограничивает или запрещает противоречащие назначению этих земель.

Земли рекреационного назначения (ст. 98 ЗК). Главная цель использования земельных участков в составе земель этого вида заключается в организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. К ним относятся земли занятые и обслуживающие объекты физической культуры и спорта, дома отдыха, пансионаты, кемпинги, туристические базы и другие подобные объекты.

Земли историко-культурного назначения (ст. 99 ЗК), к которым относятся земли объектов культурного наследия народов РФ; достопримечательных мест; военных и гражданских захоронений. Режим характеризуется установлением зон охраны памятников и культуры.

Особо ценные земли (ст. 100 ЗК). К ним относятся земли, которые не включены в состав иных видов земель особо охраняемых территорий, представляющие особую научную и историко-культурную ценность.

 

Рекомендуемая литература:

 

1. Емельянова В.Г. Законодательство о заповедниках, заказниках, памятниках природы. М., 1971.

2. Емельянова В.Г. Охрана заповедников, заказников, памятников природы. М., 1975.

3. Кичигин Н.В. Каким быть новому закону об особо охраняемых природных территориях? // Журнал российского права. 2003. № 3.

4. Колбасов О.С., Горохов В.С., Транин А.А. Проблема национальных парков России // Советское государство и право. 1987. № 10.

5. Кротик А.С. правовые проблемы создания охранных зон особо охраняемых природных территорий федерального значения // Экологическое право. Сборник материалов…Выпуск четвертый. М., 2003. С. 205.

6. Малешин Н.И. Современные социально-экономические проблемы российских заповедников на примере Центрально-Черноземного государственного биосферного заповедника им. В.А. Алехина // Государство и право. 1995. № 7.

7. Панкратов И.Ф. Законодательство российской Федерации и субъектов Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях // Законодательство и экономика. 1998. № 11.

8. Транин А.А. Национальные парки России: новое законодательство – старые проблемы // Государство и право. 1995. № 3.

9. Транин А.А. Национальные парки в СССР. Проблемы и перспективы. М., 1991.

10. Транин А.А. Новейшее законодательство об особо охраняемых природных территориях России // Государство и право. 1996. № 6.

11. Транин А.А. Особо охраняемые природные территории // Советское государство и право. 1987. № 5.

 

Тема 17. Правовой режим земель лесного фонда

Согласно п.1 ст. 101 ЗК к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и др.) и нелесные земли, предназначенные для ведения лесного хозяйства (просеки, дороги, болота и др.). Отсюда определяется состав земель лесного фонда: лесные и нелесные земли.

Данная категория земель является наибольшей по площади категорией земель. Главное назначение земель лесного фонда – служить средством производства в лесном хозяйстве.

Для ведения лесного хозяйства важное значение имеет подразделение лесов на группы и категории защитности. Существует три группы лесов. Леса первой группы подразделяются на категории защитности. В лесах первой группы установлен строгий режим использования, в силу выполняемых ими функций (водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных). Изъятие земель, занятых лесами первой группы, для государственных или муниципальных нужд допускается только в исключительных случаях (при выполнении международных обязательств Российской Федерации, размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов).

Земельное законодательство предусматривает возможность сдачи нелесных земель, временно не используемых для ведения лесного хозяйства, в аренду сроком до пяти лет для сельскохозяйственного производства.

Перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и перевод земель лесного фонда в земли иных категорий допускаются только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы и осуществляются в соответствии с материалами лесоустройства с учетом территориальных комплексных схем градостроительного планирования развития соответствующих территорий или их частей.

Перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, осуществляется в лесах первой группы - Правительством РФ по представлению органа государственной власти субъекта РФ, согласованному с федеральным органом управления лесным хозяйством; в лесах второй и третьей групп - органом государственной власти субъекта РФ по представлению соответствующего территориального органа федерального органа управления лесным хозяйством.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 336; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.