КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методика проведения
Рисунок несуществующего животного. Рисунок семьи. Рисунок человека. Проективные методы психодиагностики. Классификация и область применения.
Проекция – лат. – выбрасывание вперёд. Для проективных методик характерен глобальный подход к оценке личности (исследуются психические процессы, свойства и состояния; индивидуально-типологические, социально-психологические свойства, межличностные отношения). В отличии от других психологических методик, проективные методики имеют слабо структурированы стимулы (их неопределённость, неоднозначность), которые испытуемый должен конструировать, развивать, дополнять, интерпретировать. Недостаток проективных методик – не поддаются традиционным способам определения надёжности и валидности.
Классификация проективных методик. Проективные методики подразделяются на 7 групп: 1. конститутивные; конструктивные; интерпретативные; катартические; экспрессивные (внешние);ипрессивные (внутренние) аддитивные.
Конститутивные методики заключаются в структурировании, оформлении стимулов, придании им смысла. К этим методикам относятся: 1. тест Роршаха (тест цветных пятен) позволяет диагностировать личностные особенности испытуемого (психические процессы, стиль мышления, социальные установки); 2. Ханд-тест – диагностика и предсказание реального поведения человека; 3. тест Сонди – диагностика восьми факторов влечений: - сексуальные влечения – 4 фактора: любовь, садизм – мазохизм, присвоение (эгоизм) – отрицание (деструкция), переоценка себя – недооценка себя; - параксизмальные влечения – 2 фактора: добро – зло, честолюбие – самомаскировка; - контактное влечение – 2 фактора: непостоянство – верность, жажда развлечений – одиночество. Конструктивные методики заключаются в создании из оформленных деталей осмысленного целого. Например, Мирра-тест состоит из 232 моделей предметов, распределённых в разной пропорции по 15 категориям: дома, деревья, животные, люди в форме и обычной одежде и др. Модели изготовлены из дерева, металла, имеют небольшие размеры и яркую окраску. Задание при использовании теста: создание «малого мира». Время на выполнение не ограничено. Интерпретативные методики заключаются в истолковании какого-либо события, ситуации. К ним относится тематический тест апперцепции (апперцепция – влияния опыта человека на восприятие актуальной действительности). Катартические методики заключаются в осуществлении игровой деятельности в специально организованных условиях. К ним относятся «Психодрама» - импровизированное театральное представление, в котором обследуемый играет роль самого себя или воображаемое лицо; «Кукол-тест» - кукольное представление. Методики не стандартицированы. Экспрессивные методики – рисование на свободную или заданную тему. Рисуночные тесты: рисунок дома, дерева, человека, несуществующего животного, семьи. Импрессивные методики - тест Люшера – предпочтение одних стимулов другим. Аддитивные методики – завершение предложения, рассказа, истории. Методика «Завершение предложения» разрабатывалась Дж. Роттером, Д. Саксом, Б. Форером, А. Родом. Пример заданий: 1. Будущее кажется мне… 2. Думаю, что настоящий друг… 3. Женщины …. Данная группа методик направлена на выявление мотивов, потребностей, чувств, отношений к семье, половой жизни, вышестоящим по работе и др. Методики достаточно стандартизированы, надёжны и валидны, имеют количественную и качественную составляющие для обработки результатов. 19. Экспрессивные проективные методики: рисунок человека, методика проведения, область применения.
Методики позволяют выявить следующее. 1.1 возрастные закономерности, 1.2 когнитивные проблемы, 1.3 эмоциональные особенности, 1.4 сферу общения, 1.5 сферу социальных отношений, 1.6 сексуальную сферу, 1.7 признаки возможных психических патологий. 2.1 иерархию отношений, 2.2 семейные роли, 2.3 внутрисемейные контакты, 2.4 конфликтные отношения в семье, 2.5 агрессию в семейных отношениях. 3.1 эмоциональные особенности, 3.2 сферу общения, 3.3 агрессивность, 3.4 реакцию на эмоциональную нагрузку, 3.5 признаки возможных психических патологий.
Рисунок человека. Этот тест – один из наиболее используемых диагностических методов. Его можно проводить с трехлетнего возраста. Выводы об уровне умственного развития по результатам тестирования наиболее надежны применительно к дошкольному и младшему школьному возрасту. В качестве личностного теста методика успешно интерпретируется, начиная со старшего дошкольного возраста, и не имеет возрастных ограничений сверху 1. Проводится индивидуально или в малой группе (2 – 3 человека), т. к. необходимо фиксировать комментарии испытуемого, а по завершению задания уточнить: возраст, пол (если это не ясно из рисунка), черты характера, род занятий, что любит, и что не любит, о чём мечтает, что ожидает его в будущем и т. п. 2. Возраст – начиная с 4-х лет. 3. С помощью чего – простой или цветные карандаши (по выбору). 4. Лист бумаги (формат А4) кладут перед испытуемым вертикально. 5. Инструкция: - «Нарисуйте человека – всего, целиком. Постарайтесь нарисовать как можно лучше – так, как вы умеете» (для маленьких детей: «Нарисуй дядю. Постарайся нарисовать получше»). - Если обследуемый задаёт уточняющие вопросы («Мужчину или женщину?», «Мальчика или девочку?», «Можно нарисовать принцессу?», «А можно, чтобы он был в шляпе? и т. п.), то ему говорят: «Рисуйте так, как вы хотите». - Если вопросы противоречат инструкции (например, можно изобразить только лицо или робота), то её частично повторяют: «Нет, нарисуй всего человека, целиком», «Нет, нарисуй, пожалуйста, человека». - Если обследуемый, рисуя, нарушает инструкцию (изображает только лицо или робота), его не прерывают до окончания рисунка. Но по окончанию работы, предлагают новый лист бумаги и повторяют инструкцию полностью: «А теперь все-таки нарисуйте человека – всего, целиком. Постарайтесь нарисовать как можно лучше – так, как вы умеете». - Если обследуемый отказывается выполнять задание, утверждая, не умеет рисовать, то необходимо его ободрить и сказать, что вам интересны любые рисунки (хорошие или не очень).
.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 486; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |