Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Интеллект




Пиходиагностика способностей.

 

Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и лёгкость овладения ими.

Теплов Б. М. предложил три эмпирических признака способностей:

1.это индивидуальная психологическая особенность, отличающая одного человека от другого2.только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или нескольких видов деятельности;3.способности не связанные с знаниями, умениями и навыками, выработанные человеком, хотя и обуславливают лёгкость и бысроту приобретения ЗУН.

По Теплову Б. М. и другим психологам, способности тесно связаны с задатками. Задатки - это врождённые физиологические особенности человека, которые являются основой для развития способностей и которые формируются и развиваются в деятельности.

Классификация способностей. природные (естественные) – формируются на базе задатков, через механизм научения типа условно-рефлекторных связей – характерны для всех видов живых существ;

специфические человеческие способности

общие - умственные; развитие памяти и речи; двигательные; сенсорные;

специальные – математические; технические; литературно-лингвинистические; художественные; творческие; спортивные и др.;

теоретические – при доминирующем абстрактно-аналитическом мышлении;

практические – конкретно практические действия;учебные – успешность усвоения ЗУН;творческие – создание нового;коммуникативные – способности к общению, взаимодействию с людьми;предметно-деятельностные – успешность взаимодействия в профессиональных сферах человек – человек; человек – природа; человек – техника, человек – художественный образ; человек - знаковая система.Большинство психологов классифицируют способности только на две группы: общие и специальные. К общим способностям относят интеллект и креативность, а к специальным: сенсорные, моторные, технические, профессионализированные.

Методы диагностики общих способностей – это диагностика уровня интеллекта или общей творческой способности (креативности).

Определение:1. это описательный конструкт введённый психологами для обозначения способностей человека, позволяющих ему эффективно и рационально функционировать в определённой культуре;

2. относительно устойчивая структура умственных способностей индивида;

3. интеллект это то, что измеряется тестами интеллекта.

Интеллект как объект измерения – это проявления индивида, которые имеют отношения к познавательным свойствам и особенностям.

Проявления интеллекта (в отличии от других особенностей поведения) – активизация всех психических функций (процессов) индивида, которые обеспечивают познание окружающего мира. Такие определения с одной стороны тесно увязывают интеллект с познавательной сферой индивида, а с другой – подчёркивают его связь с теми тестами, с помощью которых их измеряют. Особенности интеллекта: - суммация опыта, полученного человеком в определённой культуре от момента его рождения и до определённого возраста;- является итогом взаимодействия способностей и среды.Зная уровень интеллекта можно оценить, что достиг данный человек в данной культуре на момент тестирования, но почему этого достиг – неизвестно. Концепции, положенные в основу изучения интеллекта.

Структура интеллекта – это что? Одно, двух или многофакторность?

Первая концепция – концепция Спирмана. При изучении интеллекта использовал матрицу интеркорреляции различных интеллектуальных тестов и выдвинул гипотезу о однофакторности интеллекта, т. е. генерального фактора (ГФ), который детерминирует результаты всевозможных измерений интеллекта. По данной концепции ГФ – некая умственная энергия, которая связана со способностями и позволяет устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями. На основе данной теории созданы тесты – прогрессивные матрицы Равенна, «домино», ТИП и др.

Вторая концепция – Терстоуна. На основе математического анализа данных интеллектуальных тестов Терстоун сделал вывод: интеллект по своей природе неоднороден и включает ряд первичных факторов, которые объединяют разные группы умственных операций.

Первичные факторы по Терстоуну:- понимание слов;- беглость речи;- лёгкость оперирования игровыми материалами;- пространственная ориентация;- ассоциативная память;- скорость восприятия и индуктивное мышление.

На этой основе отстаивается точка зрения о том, что интеллект следует представлять не только IQ, но и в виде профиля оценок по первичным факторам. Самый популярные тест, разработанный на основе этой теории – тест Р. Амтхауэра. В данном тесте интеллект рассматривается как подструктура в целостной системе личности. Эта субструктура является упорядоченной целостностью умственных способностей, которые формируются и проявляются в деятельности. Р. Амтхауэр выделил 4 ведущих фактора при изучении интеллекта:- вербальный;- счётно-арифметический;- пространственный;- мнемнический.

На диагностику этих 4-х факторов направлены 9 субтестов для возраста от 13 лет до 61 года и предназначены для использования в профессиональном и педагогическом консультировании.

Уровень интеллекта диагностируется также с использованием следующих тестов:

- теста Векслера;- ШТУР – школьный тест умственного развития;- теста Айзенка;

- теста Равенна;- культурно-свободного теста интеллекта Кеттелла;- теста социального интеллекта Гилфорда;теста Гудинафа – Харрисона (рисуночные пробы).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 442; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.