Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тибетские единицы измерения массы и объема. 10 страница




[Частное лечение.]

При скйа-рбаб в легких ведущими [симптомами будут] отеки и [скопление] в легких жидкости, [сопровождаемые] сильным кашлем. Если [эти проявления] сочетаются с признаками жара, [назначь] «Гло-цхад-кун-сэл»6, а если с одышкой - чередуй «Ргун-'брум-7» с любым из вышеописанных [общих] лекарств. Т.о. остановишь кашель и жидкость перестанет скапливаться [в легких].

При скйа-рбаб в печени дать [состав из] гур-гум, гйу-рнйинг, лчагс-пхйе, 'у-су, ми'и-мкхрис в смеси с козьим маслом, затем пустить кровь из [сосудов] рце-чхунг и ру-тхунг, после чего прижечь 13-й и 9-й позвонки. При сильных отеках [произвести] иглоукалывание на «стыке» 16-го позвонка7 и в [точках] на цон [по направлению] вверх от ногтя большого пальца ноги 8.

Скйа-рбаб селезенки «разрушается», если чередовать вышеописанный «Лчагс-пхйе-10» и «Да-ли-7» из да-лис [100], шинг-цха [001], суг-смэл [100], бч'а-сга [013] или ка-ко-ла [013], зи-ра-[наг-по 100], пи-линг9, пхо-ба-рис [003]. Назначь «теплую» [диету и образ жизни], прижги 11-й и 12-й позвонки.

При скйа-рбаб, [напоминающем болезни] чху-сер, чередовать по утрам и вечерам два [следующих состава]: 'брас-бу-гсум, браг-жун, спос-дкар в смеси с медом и «Лчагс-пхйе-10». [Сделай], как выше описано, тинг-кхрол из меда и патоки, давай [в пищу] мясо задней части [туши] гнедого коня, осла и молодого мула. [Если эти лекарства] не помогают, очищай слабительным из а-ру, дур-бйид, шри-кха-нта, ма-ну-шу-зур, гандха-ба-дра на коровьей моче. Затем прижиганием 1-го, 13-го и 18-го позвонков «остановишь» [«возбуждение» рлунг].

При скйа-рбаб, [напоминающем болезни] рлунг, назначь восьми[компонентный состав из] шинг-кун, сга, пи-[пи-линг], кха-ру-цха, шинг-цха, ци-тра-ка, дза-ти, суг-смэл. Лечебные масла из сгог-скйа и из «пяти корней»: ра-мнйе, нйе-шинг, лча-ба, па-сбру, гзэ-ма давай внутрь, втирай в тело и вводи в виде 'джам-рци. Делай [процедуру] снум-'чхос, давай пить отвар «разных костей» вместе с приправами: сга, пи-[пи-линг], шинг-цха и ла-ла-пхуд. [Пусть больной] употребляет [в пищу], как выше описано, мясо задней части туши гнедого коня и т.п., вино. Прижги 6-й и 7-й позвонки.

Процедуры. Хотя при этих [болезнях] было рекомендовано производить кровопускание, [вначале] удостоверься в необходимости [этой процедуры] и в лечебных [целях] выпускай [кровь] понемногу. Но, по возможности, постарайся избегать кровопусканий.

Для того, чтобы предотвратить «возврат» болезни, прижги «три точки воды» - 1-й, 13-й и 18-й позвонки. [Имей в виду], что скйа-рбаб, «старея», [«выводит] жидкость наружу», превращаясь в болезнь ор, а ор, [в свою очередь,] «проникая внутрь», превращается в дму-чху. Поэтому, если не удалось [излечить] любую из этих двух болезней - ор или скйа-рбаб - и они, «состарившись», «проникли внутрь» [тела], применяй методы лечения [болезни] дму-чху.

[Этим] завершается одиннадцатая глава, [в которой даны] наставления «О лечении [болезни] скйа-рбаб» из «Дополнений» к тайной Тантре наставлений восьмичленного сущностного нектара, [уподобляемого] драгоценности, преодолевающей страдания, кинжалу, пресекающему аркан преждевременной смерти.

 

Примечания к главе 11.

1 Тиб. снйинг-спруг-па.

2 «Три сладких»: сахар, патока, мед.

3 Тиб. тинг-кхрол в с. 3 трактуется следующем образом: «берется по 15 сранг'ов масла и патоки и кипятятся в двух бре вина до выпаривания жидкости с целью «взаимопроникновения» составляющих смеси». В данном случае берутся «три сладких» и кипятятся в воде.

4 См. прим. 46 к 2 гл.

5 Образные названия методов лечения, упоминаемые в 3 т. ЧШ при описании болезней дму-чху.

6 Известный по рецептурникам состав - здесь описан в главе о лечении болезней легких.

7 Тиб. мдо - см. АТМ.

8 Тиб. рканг-ба'и-мтхе-бонг-бар-ба.

9 Доза пи-пи-линг в тексте не указана - м. б. автор этих подписей придерживался традиции, согласно которой пи-линг не используется, а 7 компонент получается за счет того, что берутся оба альтернативных - и бч'а-сга и ка-ко-ла /?/

 

 

Глава 12. О лечении болезни ор.

 

Лечение болезней ор [разъясняется в] четырех [темах]: причины, классификация, признаки, лечение.

Причин три. [Эта болезнь] возникает из-за [неподходящей] пищи, «от времени» и из-за условий.

О первой: непереваренная пища, попадая в печень [в виде] смеси [«прозрачного] сока» и «осадка», не [может] превратиться в «силы тела», [а вызывает] увеличение и распространение большого [количества] «плохой» крови, которая, «рассеиваясь» в мясе и коже, [приводит к] образованию чху-сер и эта чху-сер, «падая в ор», образует отеки.

Возникновение [ор] «от времени» [происходит при] «старении» скйа-рбаб.

Возникновение [ор] из-за условий [возможно] при [неверном] лечении любой болезни, когда [происходит] «возбуждение» нйес-па.

Хотя, [согласно общепринятой] классификации, описано шесть разновидностей [ор: из-за] рлунг, мкхрис, крови, бад-кан, [вследствие] поражения [оружием и т.п. уязвимых мест] и [отравления] ядами, в этой [главе, кроме того, болезни ор] сведены в две [группы: ор] горячий и холодный.

Из двух [групп] признаков [- общих и частных -] общие подобны [признакам болезни] дму-чху: в пульсе жар, [биение] быстрое, «разбитость» в теле и конечностях, утомляемость, уменьшается «Огненная теплота» [желудка], пища не переваривается, нет аппетита, затем появляются отеки по всему тему - особенно [часто] отекают три [места]: лицо, лодыжки и грудь, а также отверстие мочеиспускательного канала; промежутки между кожей и мясом заполняются чху-сер - то место, где под кожей [имеется скопление чху-сер], будет выпирать.

При холодном ор [поверхность] тела покрывается «гусиной кожей», отеки [как бы] пустые, ночью бессонница, днем отеки увеличиваются, ночью уменьшаются, ухудшение наступает при «грубых» и «холодных» [диете и образе жизни].

При горячем ор глаза и моча желтеют или краснеют, колики и подрагивание в сосудах, пожелтение кожи, при согревании отеки [увеличиваются].

Частные признаки.

При ор из-за рлунг - дрожь, тело [покрывается] «гусиной кожей» и отекает, кожа грубая [на ощупь], отеки [как бы] пустые; увеличиваются днем, ночью уменьшаются.

При ор из-за мкхрис - сильные потливость и жажда, понос, быстро [растущие] отеки; глаза, моча и кожа [имеют] желтый цвет, в тепле [отекание] усиливается.

При ор из-за крови - колики и подрагивание в сосудах, краснеют глаза, лицо и моча.

При ор из-за бад-кан тело холодное [на ощупь], ухудшение наступает при охлаждении, отеки увеличиваются днем, ночью уменьшаются.

Ор из-за увечья локализуется [вблизи] пораженного оружием участка тела - там скапливается чху-сер, [отек на ощупь] горячий и по цвету красноватый.

[Ор из-за ядов возникает при] «вхождении в контакт с ядами»1 или [в результате] приема внутрь тхар-ну и т.п. [ядовитых веществ]. Необходимо учитывать, [что при этом отеки и т.п.] сочетаются с признаками отравления.

Из двух [групп] методов лечения - общих и частных - общих четыре: лекарства, процедуры, диета и образ жизни.

В «свежий» период [рекомендуется] поститься2 и для поддержания «огня» желудка употреблять [в небольших количествах] легкоперевариваемую [пищу].

Болезни ор лечатся отваром из бонг-дкар, тханг-ма-сгрон-шинг, дуг-нйунг, бйи-танг-га, пхо-ба-рис. В зависимости от того, жар это или холод, поддержи «Огненное [тепло»] желудка подходящим [вариантом состава] «Сэ-'бру-5» - с добавлением сга или гур-гум.

Частное лечение.

При холодном ор из-за рлунг [подмешивай в] пищу, мажь [тело] и вводи [в виде] 'джам-рци лекарственное масло из «пяти коровьих ингредиентов»: [взятые] от коровы пегой масти, т.е. имеющей шкуру с рыже-белыми пятнами - моча, навоз, молоко, жо и масло в смеси с медом.

При горячем ор из-за мкхрис принесет облегчение назначение состава из бзанг-друг, сэ-'бру, 'грон-бу-['и-тхал], ми'и-тход-тхал-ба, сга, пи-[линг], пхо-[ба-ри - последние] три в виде золы, браг-жун, со-ма-ра-дза в смеси с сахаром или «Гур-гум-7».

Если не поможет, применяй описанную в главе [о лечении] дму-чху очистительную процедуру.

При ор из-за крови после вышеупомянутой очистительной процедуры [дай] «Га-бур-25», «усиленный» [добавлением] гзэ-ма, лчам-па, сдиг-срин, слэ-трэс, скйер-ба и т.п. лекарствами [от болезней] чху-сер, запивая [этот состав] отваром сенг-лдэнг, и «открой» сосуды, т.е. выпусти побольше крови из [сосудов тех] «плотных» или «полых» органов, куда «опустилась» [болезнь].

Холодный ор из-за бад-кан «вычисти» трех[компонентным слабительным, описанным] выше [- в тантре или здесь в 13 гл. -] при [описании лечения дму-чху из-за] мкхрис, добавив к нему на-лэ-шам; после чего «высушивай» [отеки] «Острым зольным лекарством»3 из 4т. ЧШ.

При ор из-за увечья выпусти кровь из близлежащего [к отеку] сосуда и смазывай [мазью из] тиг-та, браг-жун, хонг-лэн, сро-ло, цан-дан-дкар и т.п. «прохладных» [компонентов].

При ор из-за ядов общее лечение чередовать с [лекарствами, описанными] в главе 87, для лечения [болезней из-за] ядов.

[Для изготовления лечебной мази] тщательно измельчить сман-чхен, т.е. бцан-дуг, [а также] чху-рца, бул-тог, кйи-лче-дкар-по, браг-жун, рэ-лчаг-па, дунг-па4, ргйа-цхос, жун-мкхан, сга и тиг-[та] любой [разновидности, какую удастся] найти; смешать с соком, выдавленным из ла-пхуг. Если [после] смазывания [тела этой мазью] подвергнуть его воздействию солнечной [радиации], эта лечебная мазь без остатка излечит дму-чху, дрэг, грум-бу, чху-сер, [болезни] «белых сосудов», гз'а5, все одеревенения и стягивания [конечностей] и, в особенности, болезни скйа-рбаб и ор.

Придерживаться диеты и образа жизни как при болезнях дму-чху.

[Этим] завершается двенадцатая глава, [в которой даны] наставления «О лечении болезни ор» из «Дополнений» к тайной Тантре наставлений восьмичленного сущностного нектара, [уподобляемого] драгоценности, преодолевающей страдания, кинжалу, пресекающему аркан преждевременной смерти.

 

Примечания к главе 12.

1 Согласно с. 3, термин рег-дуг означает контактное заражение венерическими заболеваниями, отравление при передозировке ядовитыми лекарствами, последствия укуса бешеной собаки и т. п.

2 Т.е., видимо, не голодать, а лишь уменьшить количество съедаемой пищи.

3 Тиб. тхал-сман-рнон-по - острое зольное лекарство, см. в 4 т. ЧШ.

4 Здесь в тексте после дунг-па идет чха-гчиг, т.е. «одна часть». Понять можно, например, так: вес суммы предыдущих компонентов, взятых в равных пропорциях, равен весу суммы последующих.

5 Класс болезней головного мозга, связанных с влиянием злобных демонов и др. поражающих факторов.

 

 

Глава 13. О лечении Великой хронической [болезни] дму-чху.

 

Великая хроническая болезнь дму-чху [в тантре] разъясняется посредством восьми тем: причины, условия, классификация, механизм возникновения, места локализации, признаки, методы лечения и «обрубание хвоста» [болезни]. Эта глава имеет подобную [структуру], однако, из этих восьми [оставлено лишь] шесть тем.

Причинами [являются] рлунг, мкхрис, бад-кан, чху-сер и кровь, которые способствуют [«распространению»] дму-чху вместе с [«прозрачным] соком», кровью, желчью, с жидкостями, просачиванию из легких, печени, селезенки, [из скран'а на основе] смуг-по и т.д.

Условия: пищевой ма-жу-ба и т.п., нарушение диеты и образа жизни1 после очистительных [процедур], или, если продолжать [назначать] кровопускание и «прохладную» [диету] на исходе [болезней] жара, когда в пульсе [признаки жара уже] отсутствуют; [а также в результате] ослабления «Огненной теплоты» желудка из-за неумеренного питья жидкости, [пребывания в] праздности, или после изнурительных [работ]; из-за сна на сырой подстилке и т.п.; условиями возникновения [болезни] дму-чху могут быть также прежние деяния и напасти злобных духов – нагов2 и т.п.

«Хозяином» болезни, обусловленной кармой, [является тот или иной] конкретный демон. [Для его изгнания в соответствии с созерцательной техникой] Кумарадживы, [описанной] в разделе Виная [Ганджура, необходимо] поместить [больного], порабощенного [демоном3 болезни] дму-рдзинг, в «Старую лечебную рощу»4. Демон - обитатель этой рощи5 и демон дму-рдзинг, находясь вместе в течение [достаточно] долгого времени, [обязательно начнут] ссориться и покинут [тело] больного - при этом демон дму-рдзинг [в сердцах] скажет: «Тупица, если в этой роще произведут окуривание дымом от козьей шерсти, ты убежишь за край моря, поскольку не сможешь [этого перенести]».

[Или] демон - [обитатель] рощи скажет: «Тупица, если [больной] примет заквашенный с семенами редьки дар, то твое тело разлетится на куски, поэтому необходимо уходить [отсюда, так как] это также невозможно [пережить]». Таким образом, для избавления от болезней, приводящей к «просачиванию» [жидкости] из-за злых духов, необходимо применить эти два метода «изгнания демона из рощи», воспринятые мудрецами от целителя [Кумарадживы] с языка пи-ша-ци.

Классификация. Хотя [в тантре] описано 15 разновидностей [дму-]чху, в этой главе [все болезни] сведены к четырем: «рассеиванию» [жидкости из-за] рлунг, мкхрис, бад-кам и крови, [которые, в свою очередь, можно] свести к двум: горячему и холодному [дму-]чху, хотя описывается [также форма болезни, при которой] сочетаются [признаки] и этих двух.

Данные [болезни дму-]чху [могут] локализоваться в трех местах: снаружи, внутри и «посредине». При наружной [форме дму-]чху локализуется в так называемом «цвете мяса» или, [что то же, в] «блеске», т.е. в промежутке между наружной и внутренней поверхностями кожи.

Внутренние [формы дму-]чху размещаются на «полых» органах - тонкой и толстой [кишках, вызывая их] утолщение.

«Срединные» [дму-]чху встречаются повсеместно, располагаясь под кожей и в мясе.

Признаки [подразделяются на] две [группы]: общие и частные. Общие признаки [описываются, в зависимости от стадии болезни], для первой - начальной стадии, второй - стадии «зрелой» [болезни] и конечной - стадии «распространения» - [описание последней представлено в форме] признаков исхода болезни.

Во время первой - начальной [стадии] - убывают силы, [чувство] полноты в желудке [даже после] небольшого [количества съеденнной пищи], одышка - [дыхание становится] укороченным, сердце [как будто чем-то] подпирает [снизу], снижается переваривающая способность, светлеют язык, губы и десны, при ходьбе [ощущается] тяжесть в животе, отекают верхняя часть лодыжек, внутренние поверхности голеней, промежность, «стык» 16-го позвонка, над желудком, нижняя часть груди, лицо и веки или, [по другому перечню, т.н.] «восемь оплотов воды»: лодыжки, внутренние поверхности голеней, промежность, «стык» 16-го позвонка, над желудком, нижняя часть груди, [область] вокруг рта и носа и межбровье.

В средней [стадии, когда происходит] «созревание» [дму]-чху, [ощущение] переполнения в желудке усиливается; если надавить пальцами [на область] «почечной впадины»6 и [затем быстро отпустить], то останется след7.

[Признаки] конечной [стадии] - времени «распространения» [болезни - позволяют] определить: выживет [больной] или умрет. Если дыхание спокойное, аппетит хороший, жажда несильная, болей нет, в теле легкость, [белки] глаз белые, моча по цвету зеленоватая, нить пульса ровная, силы есть, значит выживет. Признаки [надвигающейся] смерти: нет аппетита, рвота, сильный кашель, [белки] глаз желтые, дыхание укороченное, сильная жажда, моча красновато-желтая, густая и в малом [количестве], убывают силы. [При наличии этих симптомов] вылечить уже нельзя, поэтому следует отказываться [от таких больных].

Частные признаки.

При «рассеивании» желчи [по путям «прозрачного] сока» [возникает] одышка: т.е., [если обычно воздух при дыхании] движется [снизу] от пупка вверх, [достигая] ноздрей, и дыхание производится в три [фазы] - выдох, остановка и вдох, то при этой болезни нарушаются [дыхательные движения, дыхание] становится укороченным и [будет] такое ощущение, будто снизу [что-то] подпирает [при вдохе]; сердце [как бы] перекручивается [в груди], неудовлетворительный аппетит, после насыщения [чувство] переполнения желудка жидкостью, желтеют [белки] глаз и моча, при поносе [в каловых массах] видна желчь.

При «рассеивании» жидкости [по путям «прозрачного] сока» [будут] отеки, похожие на горшечную глину, пульс «погруженный», моча зеленоватая, сердце [будто бы] перекручивается [при биении, чувство] переполнения желудка жидкостью.

При «просачивании» жидкости из печени [будет наблюдаться] выпирание в правом [подреберье], пульс «мягкий», [первая фракция] мочи красноватая, а потом выходит [жидкость], похожая на ргйа-шал8, живот увеличен и [на нем] проступают сосуды; усыхают конечности.

При «просачивании» жидкости из селезенки - выпирание слева [под ребрами, при пальпации] селезенка [ощущается] твердой, подобно камню внутри [мешка с] водой; [будут] вздутие, урчание, снижается переваривающая способность.

При «просачивании» из легких появляются постоянный кашель, [ощущение] перекручивания в сердце, после еды [чувство] неблагополучия в желудке, лицо бледнеет9.

При [наличии] «просачивания» [жидкости] в желудке и толстой кишке [будут следующие признаки:] вздутие, урчание, [ощущение] переполнения желудка жидкостью, неудовлетворительный аппетит, особенно [сильно] снижается переваривающая способность, после насыщения и охлаждения [появляются] боли как при гланг-тхаб'ах, наиболее сильно [ощущаемые] в том месте, куда [именно] «опустилась» [болезнь] - в желудок или в толстую кишку.

При «просачивании» [из-за наличия] скран'а накопление [жидкости в отеке происходит] медленно, но с пораженной стороны [отек достигает] больших размеров; при [проведении процедуры] прокалывания скран'а скопившаяся жидкость [выходит очень] быстро и [при этом] возникают сильные колики.

При «окруженном» [дму-]чху «нижний» рлунг «поварачивает» вверх и моча не выходит даже при тужении; если произвести прокол, жидкости выйдет мало; однако, если при этом будут вздутие и урчание в желудке, отток жидкости ускорится.

При «просачивании» в тонкой кишке [будут] неприятные ощущения в нижней части тонкой кишки и отек [начинает] расти с нижней [части живота].

При [«просачивании»] жидкости из-за козней демонов 'дре [будут] подергивания в мышцах, неприятные [ощущения в] сердце, на лице появятся водяные прыщи, [может возникнуть] носовое кровоточение, пульс бьется то отчетливо, то не прощупывается - иногда «вздымается», иногда [как будто] «устает» и слабеет; [больной как будто] одержим злыми духами - сознание то помраченное, то впадает в гнев. Если поместить на чистое зеркало [жука]10 бйинг-бйинг-тху-лу или, [называемого иначе], шо-мо-рдзаб-лог и [показать больному, то он] от испуга не сможет отвести [взгляд и станет] спотыкаться при ходьбе «и по мягкому, и по твердому» [пути11 - если будет наблюдаться] такое [поведение] больного, это означает, что его душа порабощена демонами.

[При дму-чху] из-за «ядов» появляются [признаки], соответствующие болезням из-за «ядов».

[При дму-чху] из-за рлунг [будут] урчание, сильные колики, [отеки] то увеличиваются, то уменьшаются [по величине], моча зеленоватая, [ее выход сопровождается] сильными коликами, [бывает] задержка мочи, а также удерживаются газы.

[При дму-чху] из-за мкхрис желтеют глаза, зеленеет мясо, мочи выходит [явно] мало, пульс «мягкий», по цвету моча напоминает топленое масло или отвар бцод12.

[При дму-чху] из-за бад-кан при дыхании [возникает ощущение] подпирания [снизу], сильные отеки, снижается переваривающая способность, в теле вялость и тяжесть, сильная сонливость, пульс «погруженный», моча по цвету зеленоватая.

При «рассеивании» [жидкости по путям движения] крови, пульс «мягкий», моча красноватая, аппетит отсутствует, ощущение покалывания под ребрами, тяжесть в теле.

[Методика13 выпускания жидкости путем произведения прокола излагается в] трех [темах: время, когда можно] производить прокол, способ прокалывания и мера [жидкости, выпускаемой после] прокалывания.

[О первом. Нельзя] производить прокалывание, когда [уже начинает] «развязываться» пупок [из-за слишком сильного переполнения, т. к. больной] не сможет перенести [данную] процедуру.

Способ прокалывания. Нельзя [производить прокол в местах, называемых «восемью] оплотами воды», [а следует] проделать отверстие ниже.

[Для того, чтобы определить] меру выпускаемой [жидкости, необходимо] знать, [что выпускаемая жидкость может быть] «жидкостью болезни» или «жидкостью жизни».

Во время выпускания жидкости очень важно определить [меру выпущенной жидкости для того, чтобы вышла только] «жидкость болезни», а «жидкость жизни» [осталась]. Если потеряешь глоток «жидкости жизни», это не опасно, а если пригоршню - [может привести] к смерти.

[Для того, чтобы узнать - не является ли выпускаемая жидкость «жидкостью жизни», возьми] три чистых сосуда и налей [в один] чистую воду, [во второй] только лишь вино, [в третий] молоко без примеси воды. Внутрь каждого из этих [сосудов] влей по капле [выпускаемой] жидкости и посмотри - изменилась или нет [эта капля] в воде; разделилась [на более мелкие капли] или нет в вине; осталась ли она оформленной или [растворилась] в молоке /?/. «Жидкость болезни» и «жидкость жизни» [проявляют себя] при этом по разному. Т.о., если [при проведении процедуры] появилась [«жидкость жизни», то дальше продолжать] выпускание [жидкости уже] нельзя. Но даже если не появилась, [нельзя] вытягивать слишком много жидкости, [т.к.это может вызвать] колики и перейти [в болезнь дму-]чху горячего [типа]. Поэтому [начинай] вытягивание примерно по одному бре [за один раз]. Повторяя [эту] очистительную [прорцедуру, полностью] «высушишь» [отек]. Производить процедуру прокалывания [с целью выкачивания жидкости рекомендуется] в течение примерно от пол-месяца до месяца - если более [длительный период, то может] привести к смерти. После окончания [процедуры по выведению] жидкости через прокол перевяжи [место прокола] чистой шерстяной тканью. Для остановки [непрекращающегося вытекания] жидкости перетяни [место прокола потуже] хлопчатобумажной тканью и оставь [повязку на некоторое время] - так предотвратишь от [трансформации болезни в] горячий [дму-]чху.

[Была описана] методика по [лечению болезни] дму-чху путем [выведения жидкости через] прокол.

При горячем [дму-]чху пульс «мягкий», моча по цвету красноватая или желтая, кашель [из-за першения] в трахее, [белки] глаз желтые, мечевидный отросток вывернут [наружу /?/], на теле формируется грязноватый налет, живот увеличен и покрыт сетью сосудов, конечности истончаются - мясо [на них] усыхает, [больной становится] похожим на прету14, язык [обложен] слизью, сильная жажда и колики.

При холодном [дму-]чху пульс медленный, моча зеленоватая, жажда несильная, вздутие и урчание в желудке, временами понос, большие отеки на голове, туловище и конечностях, при надавливании [на которые] остается след; тучностью и грузностью тела [больной] напоминает Махакалу15, боли несильные, аппетит удовлетворительный, глазные яблоки белые.

При сочетанной болезни [дму-]чху, когда смешаны эти два - [жар и холод], пульс «погруженный», но в глубине «мягковатый», моча по цвету желтая или красноватая и почти не меняется - обычно совсем не изменяет [свой цвет, «Огненная теплота»] желудка, сон и [размеры] отеков [имеют] изменчивый характер. Короче говоря, [при этой разновидности дму-чху будут] смешаны признаки жара и холода.

[Разновидность] горячего [дму-]чху, [возникшая] из-за мкхрис, [считается] неизлечимой - рекомендуется отказыватся [от таких больных]. Если болезнь [дму-]чху «захватила» жизненно важные [органы16], то также излечивается с трудом. При холодном [дму-]чху, который длительное время не [подвергался] лечению, количество жидкости увеличивается и она постепенно «заливает»17 легкие, сердце, печень и т.д., что быстро приводит к смерти.

При длительном [наличии] горячего [дму-]чху - из-за смешивания крови с «прозрачным соком» - жидкость проникает в «силы тела»18. При «свежей» болезни этого не происходит, но с течением времени «жидкость болезни» перестает скапливаться «по сторонам»19, а, [как сказано выше], «пронизывает» «силы тела», из-за чего [такая жидкость] описанными процедурами не «вытягивается», а при произведении прокола [выходит лишь «жидкость] жизни», что может быстро привести к смерти.

Холодный [дму-]чху, [возникший] из-за бад-кан и рлунг, излечивается легко. Болезни [дму-чху], не «захватившие» жизненно важные [органы, также] излечиваются легко. В большинстве случаев подлежат лечению и сочетанные болезни [дму]-чху.

Методы лечения [подразделяются] на общие и частные. Подробно изложенные [в тантре] общие методы лечения [здесь] вкратце сведены к пяти: [лечение посредством ритуального] окуривания, лекарств, процедур, диеты и образа жизни.

Окуриванием изгоняются демоны, [вызывающие] эти болезни. [С этой целью применяй] описанный ранее [созерца­тельный метод «Старой] рощи» или вдувай в нос больному дым паленой [шерсти] «синего козла»20 и рогов.

Для того, чтобы «победить болезнь дму-рдзинг [как] врага» [при помощи] лекарств, необходимо, с одной стороны, лечить «Огненную теплоту» [желудка] и, с другой стороны, [постараться] перевести горячий [дму-]чху в холодный21, а затем назначать [лекарства для выведения] «остатков» [болезни] дму-рдзинг.

Из-за того, что, как сказано выше, при этих болезнях истощена «Огненная теплота» [желудка], назначай «Сэ-'бру-5». При необходимости вначале дай отвар из 'брас-бу-гсум и сэнг-лденг. Кроме того, если давать один только «Отвар А-бхе», [то больной со временем также] почувствует облегчение22.

Вначале, когда еще не определена суть болезни, для поддержания «огня» желудка дай «Сэ-'бру-4» с добавлением гур-гум. А если [уверен, что имеется] холодный [дму-]чху, назначь [описанный] в 4 т. ЧШ «Сэ-'бру-4» [без добавок]. При горячем [дму-]чху к основе того [же лекарства присоедини] гур-гум - при сильном жаре печени [используй] кха-чхе[-гур-гум], к полученному [составу] добавь бал-гур и смешай с патокой. [Все эти составы] принимать, запивая теплой водой.

[Описанные лекарства] увеличат «Огненную теплоту» желудка, «переварят» непереваренное, устранят закупорку полых каналов слизью из-за бад-кан, «отрегулируют» [взаимопревраще­ния] «сил тела»23, [нарушенные из-за] «ма-жу [прозрачного] сока», увеличат количество [выделяемой] мочи, нормализуют [работу] желудка.

Когда [в результате проведенного лечения] риск [развития] опасных осложнений уменьшится, к основе [одного из вышеописанных составов] добавь лчам-па. [Полученное т.о. лекарство], называемое «Сэ-'бру-нйи-дг'а», при этих болезнях дают натощак, запивая кипятком. Или [приготовь] считающийся лучшим [при данных болезнях состав, описанный в] 4 т.ЧШ, «Бдэ-бйед-'бринг-по» из чу-ганг [046], бал-гур [023], ли-ши [002], у-дпал-снгон-по [016], сэ-'бру [010], шинг-цха [011], пи-линг сорта дбанг-пхйогс [033], ка-ра [028], ргун-'брум [038], шинг-мнгар [006, взятых] в обычных пропорциях, а [дозу] пи-линг «возвысь [над остальными». Здесь] под названием дбанг-пхйогс используется китайский пи-пи-линг, [который для данного состава считается] наилучшим. Если [такового найти] не удастся, используй индийский пи-линг; еще хуже - снго-наг-лчагс-кйу, однако, от применения наихудшего - 'бринг-гланг-по'и-пи-линг - следует отказаться.

Будде медицины кланяюсь24.

[Здесь] пойдет речь о методах лечения дму-чху, взятых из [трактата] «'бром-рце-бе-бум»25.

Причинами болезни являются, как общеизвестно, рлунг [и другие - всего] три «яда», [являющиеся следствием] неведения, [находящиеся в условиях] «возбуждения», а также [эту болезнь] вызывают выпивание [большого количества] воды на отдыхе после [тяжелой работы], пребывание в сырости - короче [говоря, все, что] приводит к ослаблению «Огненной теплоты» [желудка]. Эти причины, [изложенные] в кратком изложении, в «плохой» сезон, при «плохом» образе жизни вызывают «возбуждение» демонов клу в теле, из-за неверия [лишенном защитного действия Учения], результатом чего и является возникновение разнообразных болезней, подобных [дму-]чху.

Признаки, [наблюдаемые по порядку] возникновения, [следующие:] будут сниться скалы, вода, рыбы, лягушки, старухи-монахини и т.п., затем начнет беспокоить желудок и временами будут появляться несильные отеки лодыжек, сменяемые периодами улучшения [состояния]. В дальнейшем уже [постоянно] будут отекать лодыжки, глаза, а также «восемь оплотов воды», уменьшится количество [выделяемой] мочи, [которая по цвету будет] красноватой, желтой или красновато-желтой; если [даже] немного поесть, [будет ощущаться] распирание в желудке.

Были [описаны] приблизительные общие признаки [болезни дму-чху].

В частности, при наличии горячего [дму-]чху живот увеличен, а другие [«конечности»], наоборот - усохшие, моча красноватая, сильная жажда. Эта [разновидность болезни] лечению не подлежит - необходимо отказываться [от лечения таких больных].

Если [тело] по форме напоминает лягушку, это означает, что [больной находится «во власти» демонов] клу-гнйан-наг-по. От таких [больных также следует] отказываться.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 317; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.065 сек.