КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Справочные сведения. Методические рекомендации
Методические рекомендации В рассматриваемой части криминалистической техники изучаются весьма специфические орудия и средства преступления, требующие специального ознакомления с их устройством и видами. В этой связи занятия по данной теме после разбора контрольных вопросов целесообразно начинать с ознакомления со схематическим или детальным устройством различных видов штатных, самодельных и кустарных взрывных устройств, а также с характеристикой взрывчатых веществ. Для этого на кафедре необходимо иметь что-либо из наглядных средств (стенды, плакаты, схемы, видеофильмы, макеты указанных объектов)1. При этом следует обратить внимание студентов па особые меры предосторожности при обращении со взрывными устройствами и взрывчатыми веществами в ходе следственного осмотра и предварительного изучения следователем совместно со специалистами. Соответственно необходимое внимание должно быть уделено уяснению особенностей основных следов, остающихся после взрыва, и тому, где их надо искать в ходе осмотра места взрыва. При этом важно разобраться в способах и возможностях предварительного их изучения. При формулировании вопросов экснертам-взрывотехиикам необходимо сначала разобраться в современных возможностях этой экспертизы. Сведения об этом следует почерпнуть из учебника и учебных пособий. В частности, из следующих учебно-методических и справочных пособий: Моторный И.Д. Криминалистическая взрывотехпика: новое учение в криминалистике. М., 2000; он же. Теоретико-прикладные основы применения средств и методов криминалистической взрывотехники в борьбе с терроризмом. М., 1999; Бахин В.П., Михайлов МЛ. Криминальные взрывы. Алма-Аты, 2001. Упражнения и задачи могут решаться студентами лишь после уяснения указанных вопросов. 1 Исходные материалы для изготовления указанных пособий можно найти в нижеприведенных справочных сведениях. Объектом исследования анализируемой части криминалистической техники являются не только штатные, кустарные и самодельные взрывные устройства и взрывчатые вещества, по и имитирующие их объекты. Понятие имитирующих взрывных устройств и взрывчатых веществ содержится в действующем Уголовном кодексе. В ст. 63 УК РФ использование таких устройств при совершении преступлений (в виде воспроизводства угрозы использования настоящих ВУ и ВВ) рассматривается как отягчающее обстоятельство. В специальной литературе иод средствами и предметами, имитирующими ВУ, понимаются промышленные и самодельные изделия, не содержащие взрывчатых веществ и взрывоспособных смесей, в конструкции которых предусмотрено воспроизведение внешних признаков, или иных отдельных свойств внешних признаков, или иных отдельных свойств реальных ВУ без использования явления взрыва1. К ним, например, относятся учебные гранаты, учебные инженерные боеприпасы (не имеющие поражающего элемента), учебные запалы, макеты и муляжи взрывных устройств. Под средствами и материалами, имитирующими ВВ, понимаются промышленные и самодельные изделия, изготовленные из инертных (певзрывчатых) материалов и воспроизводящие внешние признаки типичных взрывчатых веществ. Например, для их имитации могут быть использованы поваренная соль, гипс, песок, пластилин, пенопласт, кусок мыла и т.д.2 От взрывных веществ следует отличать взрывоснособпые вещества и смеси. В силу их химической природы и особенностей протекающих в них реакций они не приводят к взрыву. Используются в основном в учебно-имитационных целях. К ним относятся имитационные патроны, применяемые в войсковых учениях. В правовых актах также рекомендуется учитывать, что имитационно-пиротехнические, осветительные и сигнальные средства, холостые, строительные, газовые, учебные и иные патроны, не имеющие поражающего элемента (снаряда, пули, дроби, картечи и т.п.) и не предназначенные для поражения цели, в соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 12 марта 2002 г. № 5 «О судеб- 1 См.: Моторный И.Д. Криминалистическая взрывотехника: новое учение в криминалистике. С. 24. 2 См.: там же. С. 20. Раздел II. Криминалистическая техника ной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывгТых устройств», не относятся к боеприпасам, взрывчатым веществам и взрывным устройствам1. Одним из специфических элементов в деятельности специалистов в области взрывотехппки при расследовании соответствующих происшествий является взрывотехпическое обследование подозрительных предметов, обезвреживание и уничтожение взрывных устройств. Все эти действия являются сложными и опасными и выполняются в административно-правовой форме силами подразделений Минобороны, МЧС, МВД и ФСБ России. В то же время в Москве, Санкт-Петербурге и некоторых других крупных городах по происшествиям с признаками террористического акта и диверсии такого рода работы выполняются членами специализированных следственно-оперативных групп (ССОГ). Указанная работа проводится обычно параллельно со следственными действиями или оперативно-розыскными мероприятиями, осуществляемыми в связи с данными происшествиями2. Экспертному исследованию взрывотехнических средств и следов их применения обычно предшествует их предварительное исследование. Оно проводится следователем пли оперативным работником совместно со специалистом в ходе осмотра места происшествия (взрыва или обнаружения ВУ), обыска, обследования помещений, зданий, сооружений и др. Полученные в результате этого сведения могут быть использованы при выдвижении следственных версий, решении тактико-организационных и розыскных вопросов, а также для определения тех вопросов, которые могут быть поставлены па разрешение взрыво-техпической экспертизы. При расследовании анализируемых преступлений применяются два вида следственных осмотров: осмотр певзорвавшихся и обезвреженных ВУ и осмотр места взрыва. Оба осмотра осуществляются с обязательным участием сиециалистов-взрывотехников, а при необходимости — и других специалистов. Первый осмотр может проводиться самостоятельно и в ходе осмотра места происшествия, обыска и иных следственных действий. Осмотр взрывотехпических изделий может проводиться только в отношении обезвреженных и разрушенных ВУ в условиях гарантированной безопасности их изучения и с применением необходимых тех- 1 Российская газета. 2002. 19 марта. 2 См.: Моторный И.Д. Указ, соч. С. 59. Тема 8. Криминалистическое исследование оружия, взрывных устройств... 223 иико-кримипалистических средств и с соблюдением всех рекомендаций по осмотру отдельных предметов. Осмотр места происшествия в случае взрыва является более сложным осмотром, ибо следы взрыва весьма разнообразны и многочисленны и могут находиться в значительном отдалении от эпицентра взрыва. Указанные следы могут оставить: продукты взрыва; ударная волна взрыва; осколки оболочки взрывного устройства; среда и объекты взрыва (частицы грунта, обломки зданий, автомашин и других объектов, оторванные части тела и др.). Ближе всего к эпицентру взрыва располагаются следы продуктов взрыва (газы, частицы ВВ, копоть). Следы ударной волны в виде разрушения преград, повреждения и перемещения различных объектов, также осколки (фрагменты) ВУ, внедрившиеся в предметы и иные объекты окружающей обстановки, могут находиться на значительном расстоянии от центра взрыва. При всех видах осмотра необходимо обращать внимание па наличие на объектах осмотра иных криминалистически значимых следов (следы рук, ног, транспортных средств и др.). Закрепление знаний о типовых и иных образцах взрывотехнических изделий Задания По предложенным преподавателем макетам, муляжам, схемам, рисункам и другим учебным пособиям продемонстрируйте имеющиеся знания о следующем. 1. Об устройстве какого-либо типового штатного взрывного устройства, принципе его действия, возможном способе инициирования взрыва. Рассказ необходимо сопроводить демонстрацией по пособию или рисунком. 2. Об основных видах существующих взрывателей (средствах, инициирующих взрыв) и их месте в системе структурных элементов ВУ. При наличии необходимых учебных пособий рассказ желательно дополнить соответствующей демонстрацией или схематичными рисунками. 3. О физической форме и физическом состоянии существующих и используемых во взрывных устройствах взрывчатых веществ. При возможности желательна соответствующая демонстрация. 4. О видах имитационно-пиротехнических и осветительных средствах, не относящихся к ВУ, их назначении, отличительной принципиальной особенности. Раздел II. Криминалистическая техника Тема 8. Криминалистическое исследование оружия, взрывных устройств... 225 5. Нарисуйте принципиальную схему любого взрывного устройства и проанализируйте ее.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 352; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |