Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации. Занятия по осмотру места происшествия могут проводиться в рам­ках обычных занятий по учебной программе и па спецкурсе (спецсе­минаре) иод названием




Занятия по осмотру места происшествия могут проводиться в рам­ках обычных занятий по учебной программе и па спецкурсе (спецсе­минаре) иод названием «Криминалистическое исследование матери­альной обстановки места происшествия».

Спецкурс (спецсеминар) -«Криминалистическое исследование материальной обстановки места происшествия» предполагает бо­лее углубленное изучение таких вопросов, как следственный осмотр, его отличие от других следственных действий, процессуально-такти­ческие аспекты сочетания осмотра и обыска, особенности получения информации для решения наиболее существенных вопросов осмотра, психологические особенности осмотра, его участники, психология установления правильных взаимоотношений с ними. Основное вни­мание при этом уделяется более тщательной отработке навыков рабо­ты с отдельными видами следов (рук, йог, транспорта, микрочастиц, крови, спермы и т.д.), использованию при этом современных техниче­ских средств (полимерных материалов, лазера и др.), прослеживанию связи следов па месте происшествия и следов па преступнике, потер-

21 - 4068

Раздел III. Криминалистическая тактика

Тема 12. Тактика осмотра моста происшествия

певшем, орудиях и средствах преступления, общим и специфическим признакам, позволяющим обнаружить различные типы инсценировок на месте происшествия (признаки, позволяющие отличить убийство от самоубийства при использовании огнестрельного, холодного ору­жия, повешении, удавлении петлей, а также признаки инсценировок при краже со взломом и т.п.). В этом плане могут помочь «Кримина­листический тренинг» (см. раздел: «Анализ некоторых типичных си­туаций осмотра места происшествия» и разделы об инсценировках ме­ста происшествия), рекомендации по подготовке обстановки места происшествия с признаками инсценировок, а также справочные и иные сведения, содержащиеся в разделе «Следоведепие».

При проведении обычных учебных занятий целесообразно вос­пользоваться рекомендациями по подготовке обстановки места про­исшествия с признаками инсценировок. Наличие в обстановке тех или иных признаков инсценировок способствует более внимательно­му анализу обучающимися следов па месте происшествия и стимули­рует их интерес к занятию.

1. Практическое занятие по осмотру целесообразно проводить по­сле отработки на предшествующих занятиях приемов по фотографи­рованию места происшествия, выявлению, закреплению и изъятию следов рук и ног па различных поверхностях с использованием дакти­лоскопической пленки, гипса, насты «К-18»,»BUDA S-200» и др. (см. раздел «Следоведепие»).

2. Особое внимание обращается па обучение способам фиксирова­ния расположения различных объектов (трупа, орудий преступления и т.п.) относительно друг друга и относительно неподвижных объек­тов обстановки места происшествия. При этом используются способы промеров и засечек, метод прямоугольных координат либо метод тре­угольника (см. рис. 11.2).

3. На подготовительном занятии но осмотру обсуждаются возмож­ности криминалистического исследования посмертных записок (запа-ховый след, следы рук, в том числе потожировой след, почерковедче-ская и автороведческая экспертизы, наличие или отсутствие анало­гичной бумаги, пишущих приборов, соответствие чернил в них красителю, которым выполнен текст).

4. К практическому занятию по осмотру должны быть подготовле­ны необходимые научно-технические средства, в том числе фотопринадлежности, видеокамера, ЭОП, ОЛД-41 (источник ультра­фиолетового света), портативная лазерная установка, металлоиска-тель, следственный чемодан (портфель), паста К-18 (иные полимер­ные материалы, компаунды), порошки, магнитная и флейцевая кисточки, йодная трубка, рулетки, нарукавники, дактилопленка, рези-

новые перчатки, гипс, емкости для размешивания гипса, миллиметро­вая бумага, линейки, карандаши, полиэтиленовые и бумажные паке­ты, пробирки для упаковки вещественных доказательств и др.

5. Соответствующая обстановка для осмотра может быть подготов­лена на основе фабул задач и примерных планов (с признаками инсце­нировки самоубийства при использовании огнестрельного оружия либо инсценировки самоубийства при повешении, удавлении петлей). В основу обстановки может быть положена и фабула задачи 4 об ин­сценировке самоубийства при совершении убийства холодным ору­жием (см. разделы об особенностях осмотра при наличии данных об инсценировках места происшествия).

6. Перед началом осмотра излагается устно либо передается в пись­менном виде исходная ситуация. Чтобы осмотр подготовленной об­становки не свелся к простой ее фиксации, а был целеустремленным, активным, надо поставить перед обучающимися следующие вопро­сы, для решения которых они должны собрать в процессе осмотра не­обходимую информацию:

1) каков механизм происшедшего события? Является ли место происшествия местом преступления? Что здесь произошло — убийст­во или самоубийство?

2) в какое время оно произошло?

3) сколько человек находилось па месте происшествия (но следам на посуде, следам ног, окуркам и т.п.)?

4) какое время эти лица пробыли на месте происшествия (по коли­честву выпитого, закуске, произведенным действиям, связанным с ин­сценировкой обстановки, и т.н.)?

5) какие данные позволяют судить о личности преступника (воз­раст, иол, физическая сила, рост, индивидуальные особенности и т.д.)?

6) каков характер связи между преступником и погибшим?

7) какие следы могли остаться на преступнике и что с учетом этого следует изъять па месте происшествия?

7. Проведение практического занятия по осмотру включает: изу­чение подготовленной обстановки, фотосъемку места происшествия, составление схематического либо масштабного плана, исследование, описание и изъятие отдельных объектов и следов, подготовку черно­вого варианта протокола осмотра и схематического плана, что, как правило, занимает четыре учебных часа.

8. Каждый обучающийся представляет протокол осмотра места происшествия, фототаблицы, масштабный либо схематический план, которые могут быть подготовлены как в учебном классе, так и в по­рядке выполнения домашнего задания. На анализ фактических дан­ных, полученных при осмотре, разбор ошибок и недостатков в пред-

21*

Раздел III. Криминалистическая тактика

ставленных обучающимися протоколах и планах (схемах), а также на подведение итогов целесообразно отвести два учебных часа.

Перед началом осмотра можно предложить студентам восполь­зоваться приводимой ниже «Памяткой по составлению протокола осмотра места происшествия», следование которой обеспечивает целе­сообразную последовательность действий при осмотре. «Протокол осмотра места происшествия» (см. задачу № 1 в разделе «Анализ дей­ствий следователя...») можно использовать как образец при проведении занятий и составлении обучающимися протокола осмотра. В этом про­токоле подзаголовками выделены отдельные разделы, дано описание трупа, окружающей его территории; показано, как описываются следы па посуде, след ноги, следы на бумаге, запаховые следы; как произво­дится изъятие образцов, в том числе изъятие иодпогтевого содержимо­го, образцов личинок (для уточнения времени наступления смерти и других обстоятельств); как осуществляется упаковка объектов.

Нужно обратить внимание обучающихся на необходимость выде­ления в протоколе не только отдельных разделов, по и следов, объек­тов, которые могут иметь доказательственное значение и подлежат изъятию. Такое выделение по тексту обеспечивает перечисление всех изъятых объектов в конце протокола без каких-либо пропусков и, кро­ме того, удобно при ознакомлении с содержанием протокола и испо­льзованием полученных при осмотре данных в процессе предвари­тельного и судебного следствия.

Памятка по составлению протокола осмотра места происшествия

I. Вводная часть протокола составляется в соответствии с прило­жениями 4 и 5 к ст. 476 УПК РФ.

Среди участников осмотра могут быть понятые, специалисты, су- дебно-медицинский эксперт, прокурор, работники милиции, свидете­ли, потерпевшие, защитник и иные лица.

При указании условий проведения осмотра отмечаются: а) погода (пасмурная, дождливая, солнечная, снегопад и т.д.); б) освещение (ес­тественное, искусственное); в) температура воздуха (в помещении, на местности).

II. Описательная часть.

В соответствии со ст. 180 УПК РФ в протоколе описываются все действия следователя, а также все обнаруженное при осмотре в той последовательности, в какой производился осмотр, и в том виде, в ка­ком обнаруженное наблюдалось в момент осмотра. В протоколе пере­числяются и описываются все предметы, изъятые при осмотре.

Тема 12. Тактика осмотра места происшествия

о^

Плита газовая

Епектроплита

Строение деревянное

Строение каменное

Строение нежилое

Отдельный двор

Церковь

Часовня

Завод фабрика

Ветряная мельница

Забор

каменный

Забор

деревянный

Электролампа Настольная эл. лампа Штепсельная розетка

Выключатель

Телефон

Топор

Нож

Бутылка

Автомобиль

Мотоцикл с коляской

Велосипед Холодильник

Унитаз

Отдельные деревья

а-хвойные

б-лиственные

А'0°

о°о°о Кустарник \ L1" ±\У Рубленный лес

\r VV' Горелый лес

Сухой луг

Непроходимое бол ~

олото Мокрый луг

Огород

Кладбище

Полевая дорога или тропинка

Проселочная дорога Шоссе Одноколейная ж.д.

Двухколейная ж.д. „Дива

Насыпь

Выемка ж.д. платформа Мост деревянный

=ос=||=

Мост каменный Следы транспортных средств(поверхности.)

Следы транспортных средств(вдавленные)

Следы ног (вдавленные) Следы ног (поверхностные)

Следы пальцев рук Труп

Раковина + II Мойка кухонная

Рис. 12.1. Условные обозначения в плане места происшествия

1. Ориентирование места происшествия относительно окружаю-1 обстановки (если дом, то указать на наличие соседних домов, рас-

Раздел III. Криминалистическая тактика

Тема 12. Тактика осмотра места происшествия

стояние до них; если квартира или комната, то отметить ее расположе­ние по отношению к соседним квартирам и комнатам; описать подхо­ды к данному месту происшествия; определить границы осмотра).

2. Описание взаимного расположения основных объектов (уз­лов) данного места происшествия, если, разумеется, это можно сде­лать, не нарушив обстановку и не повредив следы (перечислить основные объекты на местности, подсобные помещения и комнаты в квартире, отметить их взаимное расположение).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1600; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.