Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные положения и понятия




Тема 15. Криминалистический анализ информации, выдвижение, разработка версий. Планирование расследования.

Практическое занятие.

Цель занятия: закрепление теоретических знаний и приобретение практических навыков выявления признаков криминальной ситуации на основе осмысления информации выдаваемой преподавателем.

Место проведения занятия: аудитория учебной группы, полигон кафедры.

Содержание информации:

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________


Карта осмысления.


исходной информации.

План лекции.

1. Понятие и содержание криминалистического анализа исходной информации.

2. Особенности построения и разработки версий.

3. Содержание планирования расследования.

Литература.

1. Криминалистика: расследование преступлений в сфере экономики. Н. Новгрод, 1995, 3-4 разделы.

2. Ариушевский Г.В. Выдвижение и проверка следственных версий. М., 1978.

3. Кулагин Н.И. Планирование расследования сложных многоэпизодных дел. Волгоград, 1976.

4. Ларин А.М. Расследование по уголовному делу: планирование, организация. М., 1970.

Содержание данной темы является логическим продолжением темы № 14 и отражает следующие элементы методики расследования преступлений:

а) криминалистический анализ исходной информации, которая была сформирована в результате проверочных и первоначальных следственных действий;

б) построение (выдвижение) версий, которое заключается в формулировании гипотез по результатам осмысления и сопоставления имеющейся (актуальной) информации с данными криминалистической (базовой, видовой) характеристики преступлений;

в) разработка версий, выведение следствий, переформулирование версий в вопросы-обстоятельства подлежащие установлению;

г) планирование расследования, раскрытия и доказывания как мыслительный процесс выбора процедур, средств, исполнителей и сроков решения конкретных задач (выяснения вопросов-обстоятельств) связанных с проверяемыми версиями и получением доказательственной информации.

Не требует особых доказательств то обстоятельство, что на всех этапах расследования в качестве основной мыслительной процедуры фигурирует метод криминалистического анализа информации. Но именно на "третьем шаге" расследования преступлений. Этот метод является доминирующим и требует более подробного изложения его сущности.

Выделение криминалистического анализа информации в самостоятельную процедуру при расследовании преступлений имеет веские основания.

В практике расследования весьма распространена ситуация, когда недостатки собственных практических действий методического и тактического характера не воспринимаются как результат ошибок мышления. Как правило, эти ошибки обусловлены незнанием криминалистических характеристик преступной деятельности (КХПД) и игнорированием оптимальной "технологии мыследеятельности" при подготовке и принятии решений.

Саму "технологию мыследеятельности" при расследовании преступлений по структуре и содержанию, по целям и задачам следует отличать от того, что называют "здравым смыслом", но не противопоставлять ему.

Говоря о действиях, которые нужно уметь производить при расследовании преступлений, обычно подразделяют их на два вида: умственные действия (предвидение наличия информации и ее систематизация) и действия практические (обнаружение, фиксация, изъятие информации и превращение ее в доказательства). При этом указывается на несколько типовых вариантов умственных действий. Однако, все они строятся на суждениях по типу "если..., то, вероятно,...". Например, если имеется информация о том, что завскладом базы и завхоз детдома вошли в преступный сговор, то, вероятно, они использовали следующие способы хищений и их маскировки:

а) осуществляются бестоварные операции между складами базы и детдома (обмен фальшивыми приходно-расходными и платежными документами, содержание которых не соответствует действительности, т.к. продукты в детдом вообще не поступали;

б) образовавшиеся на складе базы неучтенные излишки реализуются, вероятно, через торговую сеть;

в) в бухгалтерии детдома, вероятнее всего, отражается приход продуктов и их оплата с таким расчетом, чтобы ревизионная комиссия, даже при сопоставлении документов этих складов, не обнаружила недостачи.

Дальнейший ход мышления: если субъектами преступной деятельности будут использованы именно эти способы хищений, то, вероятно, в качестве следов и носителей информации явятся фальшивые товарно-транспортные накладные базы, детдома и магазины, платежные поручения, путевые листы, товарные отчеты, кассовые журналы, журнал медицинских проб на кухне детдома, меню, калькуляция и т.д. Кроме того, следует иметь в виду тех лиц, которые составляли данные документы, видели (или не видели), что и когда, кто и куда отправлял (грузил, возил, разгружал) и продавал продукты.

Этот пример иллюстрирует не что иное, как один из вариантов исследования информации: от предполагаемых субъектов ПД к вероятным способам их действий, а от них к последствиям - следам. Иной вариант предполагает обратный ход суждений: от следов к вероятным способам хищений, а от них к предполагаемым расхитителям. Так или иначе перед нами - гипотетическая форма мышления в ходе расследования преступлений. Именно она доминирует в умственных действиях сотрудников органов дознания и следствия, независимо от того, сознают ли это участники расследования или нет. Именно в этой форме протекают умственные операции по оценке и обоснованию любых практических действий на любом этапе расследования. Данный процесс восприятия и переработки исходных данных о преступлении, который базируется на условно-вероятностном силлогизме: "если..., то, вероятно,...", с целью установления (или использования) закономерных связей и отношений в версионных и прогностических моделях ПД и деятельности по расследованию преступлений, именуется нами криминалистическим анализом информации.

Задачи, криминалистического анализа информации могут быть сформулированы следующим образом:

а) выявление и извлечение (расшифровка) информации о ПД из вещественных, документальных и личностных источников - носителей;

б) систематизация исходной информации, извлеченной из ее источников;

в) интеграция (слияние) исходной информации с данными видовой КХПД (формирование версий);

г) выведение следствий, вытекающих из версий (разработка версий);

д) обоснование альтернатив и выбор методических и тактических решений в расследовании преступлений (планирование проверки версий).

На момент анализа исходной информации полученной из вещественных документальных и личностных источников она должна быть расшифрована (понята) и зафиксирована в документальных формах. Анализ начинается с разделения информации на блоки в зависимости от выделяемых элементов криминалистической характеристики преступления (субъект, ситуация, способ, следы) и фаз развития преступной деятельности.

В процессе анализа происходит:

а) отбор (оценка) информации по признаку ее относимости к расследуемому событию;

б) отбор (оценка) информации по признаку допустимости ее для целей доказывания;

в) обнаружение пробелов информации в отдельных ее блоках (элементах и фазах развития ПД).

Здесь же выявляются противоречия в содержании информации (в том числе так называемые негативные обстоятельства).

По результатам анализа информации может быть принято решение о восполнении информационных пробелов путем проведения дополнительных оперативно-розыскных, организационных и следственных действий (если уголовное дело возбуждено).

В практике расследования, зачастую, вышеуказанные схемы работы с информацией используются в упрощенном виде. Это лишний раз свидетельствует о том, что:

а) психологическая установка на осмысление, систематизацию, оценку (читай - анализ) исходной информации зачастую отсутствует;

б) обоснованные решения, направленные на устранение дефицита информации иногда не разрабатываются и не принимаются;

в) внутренние противоречия в содержании информации, как правило, не выявляются и не снимаются.

Данные недостатки приводят к преждевременному возбуждению уголовных дел, к их необоснованному прекращению, либо приводит к доведению материалов уголовного дела до стадии судебного разбирательства в явно усеченном виде.

Ошибки криминалистического анализа доказательственной информации редко признаются практиками. Они, чаще всего в качестве причин неудовлетворительных результатов оперативно-служебной деятельности называют внешние, объективные факторы, в том числе дефицит времени отсутствие должного количества сил и средств, несовершенство показателей служебной деятельности называют внешние, объективные факторы, в том числе дефицит времени, отсутствие должного количества сил и средств, несовершенство показателей служебной деятельности.

При этом внутренние факторы совершаемых ошибок забываются, в том числе и ошибки от элементарного незнания.

Преобладающая ошибка криминалистического анализа исходной информации - неправильная (преждевременная) оценка готовности этой информации для построения версий и планирования ее проверки.

Отсюда - закономерная цепь: нет информации - нет версий; нет версий - нет плана их проверки; нет плана - нет операций (реальных действий по расследованию преступлений).

Чем меньше объем и ценность систематизированной исходной информации, тем больше проблем возникает при ее соотнесении с видовыми КХПД. По крайней мере следует преодолеть трудности в правильном выборе нужного вида ее.

В затруднительных случаях, когда поисково-познавательная деятельность заходит в сущностные и квалификационные "тупики" действуют по аналогии, т.е. "накладывают" известные элементы механизма расследуемого события на расследованные, раскрытые и доказанные "модели" прошлых лет (далее по тексту - доказанные "модели").

Эти же правила используются при построении версий. Крайне редко, когда исходная информация представляет собой законченную вероятностную модель ПД. Чаще всего она выглядит как фрагменты мозаичного полотна. Составление цельной картины предполагает подбор недостающих частей, учитывая их материал, цвет, форму и содержание.

При поиске подобия между элементами расследуемого события и доказанными "моделями" не следует слишком далеко заходить с аналогиями.

В противном случае это может кончиться тем, что появится вера, будто видовая криминалистическая характеристика и есть версия.

Маскировка неспособности субъекта расследования решить задачи процесса доказывания может происходить с использованием аргументов так называемой "психологической самоочевидности". В результате в сознании субъекта расследования происходит отождествление деталей расследуемого и прошлого преступления, происходит подмена тезиса "могло быть и так..." на утверждение "было так". Подобный ход мышления успокаивает "скептические отделы сознания" субъекта расследования своей правдоподобностью. Подобное явление есть опасный признак порочных профессиональных привычек и может свидетельствовать либо о полной притупленности чувств профессионального сознания, либо о неопытности и затяжном сосредоточении на шаблонных, в данном случае ошибочных, версиях.

По-видимому, нет других полезных правил, кроме как запастись терпением да накопить побольше наводящих на размышления отношений в системе видовой КХПД. Формирование версий - контролируемый процесс, направляемый знаниями видовых КХПД как отчетливыми, так и неясными. И чем они отчетливей, тем методичней путь к цели. При этом разум (память, опыт, сообразительность, информированность) варьирует в воображении вероятностные модели ПД, постепенно отделяет существенное от несущественного, пересматривает запас известных утверждений из КХПД, быстро проверяет одно за другим возможные корреляционные отношения между подобными элементами до тех пор, пока синтез не дал нужного слияния исходной информации и видовой КХПД.

Версия никогда не бывает чисто мысленным продуктом, как не бывает никакого нового знания, которое до некоторой степени не определялось бы знанием видовой КХПД, ему предшествующим. Более того, сама структура КХПД ориентирует не вполне определенные виды частных версий. Например, в криминалистической характеристике взяточничества утверждается, что наиболее типичными способами действий взяткодателя являются: передача предмета взятки через посредника ("приближенного" к взяткополучателю, через абонементный ящик взяткополучателя, посредством оказания бытовых услуг последнему и т.д. В том случае, если исходная информация не противоречит этим данным КХПД, то такие версии можно принять к проверке.

В процедуре разработки версий сказываются все допущенные небрежности предшествующего хода криминалистического анализа доказательственной информации. Стадию криминалистического анализа информации и этап выдвижения версий "связывает" правило, которое может быть сформулировано следующим образом:

- чем меньше информации, тем больше версий;

- чем больше исходной информации, тем меньше версий.

Таким образом, при большом дефиците исходной информации разработке подвергается очень большое число версий. Результатом является возникновение грандиозного "дерева следствий" при взгляде на которое субъект расследования обращает внимание лишь на ближние "ветви".

На начало разработки каждой версии следует добиться того, чтобы охватить ее мысленным взором в целом. Иначе не будет ощущения, что она понятна. Для этого нужно отобрать только определенные, внутренне не противоречивые, по возможности наиболее значимые и стабильные версии, облегчающие упорядоченный анализ. Здесь целесообразно обратиться к визуальным формам изложения версий: письменным, графическим, мультипликационным.

Именно в процессе перехода версионной модели из мысленной формы в любую другую происходит приращение образных представлений о возможных следствиях версии. Поэтому столь настойчивы рекомендации, например, при составлении схем преступных связей.

Речь идет об использовании диалектического отрицания индукции дедукцией и наоборот. При этом все основные элементы версии - они же являются структурными элементами КХПД - приходят во взаимодействие. В зависимости от мощности рефлексии исследуются либо парные связи (субъекты ПД способ ПД; ситуация ПД способ ПД; субъекты ПД ситуация ПД; способ ПД следы ПД), либо сквозные (субъект ситуация способ следы).

При разработке версий действует закономерность: чем больше следствий, тем надежнее и быстрее будут они проверяться, тем яснее будет прослеживаться между ними "конкуренция", тем отчетливее будет видна доминирующая (подтверждающая) версия.

Проверка версий, отделение истинных версий от ложных совершается только в практике расследования. Роль моста, который соединяет вопросы-обстоятельства, выведенные из версий с объективной действительностью, выполняет план расследования. План расследования создается на основе версий или, другими словами, версия является основой плана. Версия первична, а план вторичен.

Формирование версии является ретроспективным моделированием, а планирование прогностическим. Таким образом, выдвигая версии субъект расследования восстанавливает прошлые события, а занимаясь планированием моделирует процедуры, с помощью которых прошлые события получат отражение в средствах доказывания.

Ошибки ретроспективного моделирования (выдвижения и разработки версий) могут быть многократно усилены в ходе самого планирования. В процессе поиска ошибки должно быть обращено внимание на следующее:

а) по каждому ли следствию версии, т.е. предполагаемому источнику информации (доказательств), сформулированы вопросы, подлежащие разрешению;

б) каждому ли сформулированному вопросу подобраны соответствующие следственные, организационные и оперативно-розыскные действия;

в) правильно ли определены очередность, сроки и исполнители запланированных действий.


Контрольные вопросы.

1. В чем понятие и суть криминалистического анализа исходной информации.

2. Понятие и задачи информационного и логического уровня анализа.

3. Понятие версии, виды версий.

4. Суть разработки версий.

5. Содержание планирования проверки версий.

Ответы на контрольные вопросы.

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 9114; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.