Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семинарское занятие




На протяжении относительно коротких промежутков времени они обычно совершают по несколько эпизодов вымогательств, а используемые ими способы совершения преступлений характеризуются устойчивостью, основательной подготовленностью, продуманностью, дерзостью, скрытностью. Как свидетельствует практика. более половины вымогательств совершается такими лицами с применением оружия или спецсредств, заранее подготовленных.

Ко второму типу относятся вымогатели с преимущественной преступной установкой. В силу этого они ищут ситуации, в которых возможно совершать преступления, а достаточно часто и сами создают подобные ситуации.

Для лиц первой из этих категорий характерна невыраженная дифференциация положительных и отрицательных потребностей. Большинство лиц данной категории работает или учится, характеризуется положительно, занимается спортом. Такой внешне респектабельный образ жизни нередко ограждает таких лиц от всяческих подозрений со стороны правоохранительных органов.

Также вымогатели могут прибегнуть к угрозе уничтожить или повредить как принадлежащее, так и вверенное жертве вымогательства имущество, заставляя ее таким образом подчиниться их требованиям.

Жертве дают понять, нередко — в иносказательной форме, о тяжких последствиях, которые наступят при отказе выполнить требования вымогателей (известны, например, случаи, когда соответствующему лицу присылали венки или гробы, в подъезд дома или во двор по месту жительства подкидывали трупы животных с оторванными головой или другими частями тела, присылали фотографии покойников и т.п.).

Предмет посягательства во многом детерминирует механизм совершения вымогательства, способ, которым оно осуществляется, личность вымогателя, следовую картину.

Вымогательству подвергаются прежде всего лица, занимающиеся коммерческой, деятельностью, в значительной части — водители такси и лица, занимающиеся частным извозом, наконец, фотографы-индивидуалы, руководители и организаторы культурно-зрелищных заведений, сообщества мошенников, использующих азартные игры, проститутки, а также некоторые другие лица (например, продающие различные предметы на вещевых рынках и т.д.). В последние годы получили распространение факты вымогательства в учебных заведениях.

Используемые при этом способы воздействия на потерпевшего можно подразделить на три группы, а. именно: угроза применить насилие к потерпевшему или близким ему лицам; угроза огласить позорящие или иные «нежелательные» сведения о нем или о его близких; угроза повредить или уничтожить имущество.

К психическому насилию относится: а) угроза словом (вымогатель с глазу на глаз с потерпевшим подавляет его волю и заставляет выполнить предъявленные требования); б) передача угрозы средствами связи (по телефону, телеграфу радио и т.п.); в) передача угрозы с помощью письма и звукозаписи. В последнем случае (обычно это бывает при захвате заложников с целью выкупа) преступники под угрозой принуждают жертву писать родным и близким записки либо обращаться с записываемым на магнитную ленту призывом о помощи, после чего соответствующие подметные письма и кассеты переправляются адресатам.

Психическое насилиев отношении захваченных заложников часто реализуется с помощью технических средств и включает: а) демонстрацию орудий совершения насилия; б) демонстрацию результатов насилия.

В числе приемов физического насилияможно указать:

а) лишение потерпевших личных прав и свобод, реализуемое путем ограничения деятельности жертвы, ее похищением, заточением в потайные места;

б) непосредственное применение физического насилия.

Угроза огласить нежелательные сведенияо потерпевшем или его близких в свою очередь также может быть подразделена на несколько подгрупп – угроза и шантажирование в связи с возможным оглашением:

а) тайны коммерческой деятельности, технологических процессов;

б) сведений о незаконно получаемых доходах, услугах;

в) позорящих сведений о жертве вымогательства либо о его близких.

Характер оставляемых при вымогательстве следов предопределяется способом, которым оно совершается, местом совершения, объектом преступного посягательства, личностными характеристиками вымогателя, его жертвы и т.д., причем, как свидетельствует практика, "идеальные следы" (запечатлевшие событие преступления в памяти потерпевших, свидетелей, подозреваемых, обвиняемых) в настоящее время преобладают в системе доказывания, а в некоторых случаях являются единственными.

На месте осуществления угрозы при совершении вымогательства и остаются самые различные материальные следы – отображения ног, рук, микрочастицы, следы-предметы (орудия реализации физического насилия – электронагревательные приборы, колюще-режущие орудия, орудия и устройства пыток и т.п.), на месте завладения предметом вымогательства – следы ног, рук, микрочастицы, запаховые, а также звуковые следы. А потому осмотр всех объектов на месте происшествия: места осуществления угрозы, места восприятия угрозы, места завладения предметом вымогательства – имеет первостепенное значение.

При работе с личностными источниками информации следует учитывать, что свидетели-очевидцы, как правило, не располагают сведениями о всей картине вымогательства и в своих показаниях могут сообщить лишь об отдельных эпизодах события, а по ряду уголовных дел о вымогательствах свидетелей-очевидцев вообще не бывает. С осторожностью следует относиться и к показаниям потерпевших, которые в силу нервного потрясения могут в искаженном виде воспринимать картину события (им может показаться, что преступников было больше, чем на самом деле, что это были люди "огромного роста" и т.д.). Полученную от них информацию надо тщательнейшим образом перепроверять, обязательно сопоставляя ее с другими доказательствами.

Преступников данной категории можно отнести к двум основным типам: 1) лица, совершившие вымогательство «без подготовки», спонтанно («случайные преступники»); 2) лица, совершившие вымогательство с предварительной подготовкой («злост­ные преступники»).

Признаки вымогательства проявляются прежде всего в результате психического и физического насилия над потерпевшим или близкими ему лицами и обусловливаются способом совершения такого насилия. При угрозе словом, когда вымогатель сам, через других лиц, с использованием технических средств связи, писем, магнитофонных кассет либо каким-то другим способом сообщает жертве требование передать определенное имущество или право, характерным является то, что угроза выражается не самим используемым для этой цели предметом, а содержанием зафиксированной на них информации.

Особую группу признаков преступной деятельности вымогателей составляют следы порчи, повреждения и уничтожения имущества и собственности потерпевшего с целью склонить его к выполнению тех действий, которых от него требуют.

Источниками осведомленности о фактах вымогательства могут быть:

– администраторы и другие работники обслуживающего персонала гостиниц, кафе, баров, ночных клубов, кемпингов, мотелей и т.п., где преступники проводят свое свободное время, организуют азартные игры и воровские встречи;

– водители такси; картежные игроки и женщины аморального поведения, содержатели притонов, морально разложившиеся спортсмены, вращающиеся среди антиобщественных элементов.

Контрольные вопросы

1. Какое место вымогательство занимает в общей структуре преступной деятельности?

2. В чем выражается содержание действий, которые направлены на вымогательство?

3. Какие характерные следы (признаки) возникают в результате реализации субъектами своего преступного замысла?

4. Какие неотложные действия должен предпринять субъект расследования при установлении признаков вымогательства?

5. В чем заключаются особенности расследования уголовных дел данной категории?

Ответы на контрольные вопросы

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Вопросы семинара:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 585; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.