КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
III. Перечень контрольных вопросов и
Темы и краткое содержание Разделы курса Требования к уровню освоения содержания курса. Место курса в профессиональной подготовке выпускника. Освоение специальной дисциплины «Прикладная психодиагностика» целесообразно осуществлять после изучения курсов, отражающих основные методологические принципы психологического консультирования, а также после курса «Клиническая психология».
1. Знать и уметь реализовывать в практической деятельности основные методические и этические принципы проведения индивидуального психологического исследования. 2. Уметь формулировать цель и задачи психологического исследования с учетом задачи психологического консультирования, индивидуальных особенностей и психического статуса испытуемого, осуществлять выбор адекватных экспериментальных методик и последовательно осуществлять основные этапы психодиагностического исследования. 3. Владеть основными методами психодиагностики, направленными на исследование интеллектуально-мнестической, эмоционально-аффективной сферы, системы значимых отношений личности и приспособительного поведения (механизмов компенсации и психологического преодоления). 4. Владеть навыками анализа и интерпретации полученных в психологическом исследовании данных, формулировать психологическое заключение. II. Содержание курса. 1. Основные направления психодиагностической работы психолога в области психологического консультирования и профилактически психической дезадаптации. Основные принципы проведения психологического исследования. 2. Клинико-психологические (идеографические) и экспериментальные методы психодиагностики. Соотношение качественного и количественного подходов при анализе и интерпретации данных исследования. 3. Методы исследования интеллектуально-мнестической деятельности в норме и патологии. 4. Методы исследования мотивационно-волевой и эмоционально-аффективной сферы личности в связи с задачами психологического консультирования, а также клинической и профилактической медицины. 5. Методы исследования индивидульных особенностей, структуры и системы значимых отношений личности. 6. Методы исследования механизмов совладания (механизмов психологической защиты и копинга) в кризисных ситуациях. 7. Методы выявления факторов риска нервно-психической дезадаптации и поведенческих девиаций при проведении психопрофилактических исследований.
1. Основные задачи психологического исследования в индивидуальной консультативной практике, а также в системе психогигиены и психопрофилактики, массовых скрининголвых исследования, направленных на выявления групп и факторов риска психической дезадаптации. 2. Деонтологические принципы и профессиональные этические стандарты психодиагностической работы психолога (принцип ответственности, компетентности, этической и юридической правомочности, конфиденциальности, морально-позитивного эффекта исследования и др.). Социально-психологические (коммуникативные, перцептивные) аспекты психологического исследования. 3. Клинико-психологический (описательный, идеографический) и экспериментальный методы психодиагностики. 4. Программа психологического исследования. Его основные этапы: определение конкретных целей исследования, выбор методического аппарата, сбор предварительной диагностической информации, установление психологического контакта и формирование у испытуемого положительного отношения к исследованию; выбор методов исследования, адекватных задаче психологического консультирования и психическому состоянию клиента (пациента). Определение последовательности применения диагностических методик в психологическом эксперименте; проведение экспериментального исследования; обобщение и интерпретация данных в контексте поставленной задачи исследования. Соотнесение экспериментальных данных с клинико-психологическими (данными анамнеза, беседы, наблюдения, изучения продуктов деятельности); понятия позитивной и негативной психодиагностики; понятие психологического диагноза; структура психологического заключения. 5. Нестандартизованные (качественные) и стандартизованные (тестовые) методы исследования аттентивно-мнестической деятельности, сенсомоторных реакций и умственной работоспособности. 6. Нестандартизованные (качественные) и стандартизованные (тестовые) методы исследования мыслительной деятельности, уровня и структуры интеллекта. 7. Методы исследования эмоционального состояния и факторов риска психической дезадаптации. Тест-опросниковые методы «Уровень нвротической астении», «Опросник нервно-психического напряжения», «Тест нервно-психической адаптации», «Шкала для психологической диагностики уровня невротизации». Психодиагностика аффективных состояний (тревоги и депрессии) с целью объективации скрытых и соматизированных депрессий. Опросники тревоги и депрессии В.Зунга, А.Бека, Ч.Спилбергера, «Интегративный тест тревожности». 8. Основные принципы и классификация методов исследования личности в психологии. Использование личностных тест-опросников в практике психологического консультирования. Исследование индивидуально-личностных особенностей: методики «Уровень субъективного контроля», «Томский опросник ригидности» и др. Исследование структуры личности «Гиссенский личностный тест», «Большая пятерка», «Личностный дифференциал». 9. Психодагностический анализ адаптационно-компенсаторных механизмов (копинг-стратегий и копинг-ресурсов) для построения адекватных психокоррекционных и социально-реабилитационных программ. Методики: «Индикатор стратегий преодоления стресса», «Способы копинга». 10. Исследование системы значимых отношений. Методы исследования самооценки (отношения к себе) в диагностике нарушений значимых отношений личности и аффективных расстройств. Методы исследования межличностных отношений: методики «Анализ семейных взаимоотношений», «Опросник интерперсональных отношений» «Подростки о родителях». 11. Проективный и психосемантический подходы к диагностике личности. «Методика рисуночных ассоциаций», «Цветовой тест отношений», «Незаконченные предложения», «Семантический дифференциал».
заданий для самостоятельной работы 1. Основные принципы и этапы проведения психологического исследования. 2. Использование нестандартизованных и стандартизованных методов исследования познавательной психической деятельности, структуры и уровня интеллекта в консультативной практике. 3. Психологическое исследование эмоционально-аффективной сферы в процессе индивидуального психологического консультирования и в массовых исследованиях в связи с задачей профилактики пограничных нервно-психических, психосоматических расстройств и нарушений поведения (в том числе, зависимостей). 4. Психологическое исследование механизмов психологической защиты и копинг-поведения в стрессовых ситуациях в связи с задачами психологической коррекции. 5. Психологическое исследование системы значимых отношений личности в связи с задачами психологической коррекции и социальной реабилитации.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 655; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |