Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Музыка и ценности




Как же можно проследить тот перенос восприятия музыки на восприятие окружающего мира? В восприятии слушателей все упирается в проблему неповторимой индивидуальности, поскольку приходится иметь дело с отдельными личностями, и, следовательно, один и тот же музыкальный жанр может быть воспринят разными людьми совершенно различно. Однако, не смотря на то, что такая множественность восприятий неустранима, тем не менее она не бесконечна и если всю совокупность ассоциаций, порожденных одним жанром, оценок, которые он получает, то можно проследить проблематику некоторых общих тенденций. Целью в этом случае является попытка проследить существующую связь между отношением к предпочитаемому жанру и отношением к жизни, а не установка нахождение механизмов взаимосвязи слушателя и исполнителя. Как музыка может повлиять на формирование той априорной сетки ценностной размерности, которая будет оказывать влияние на принятие выбора? Для исследования этой проблемы стоит обратиться к работам А. Маслоу (1999). Описывая феномен самоактуализации, он вводит понятие метамотивация как мотивация более высокого порядка, нежели просто направленная на удовлетворение базовых потребностей. Метамотивация основывается на бытийных ценностях, которых Маслоу выделял 18. Депривация какой-либо из бытийных ценностей ведет к появлению метапатологий, которые мешают личности самоактуализироваться. Взяв за отправную точку эту теорию, Д.А. Леонтьев (1997) предложил свою методику, получившую название «Методика Ценностного Спектра». Эта методика была построена по образцу репертуарных решеток (Франселла, Баннистер, 1987) и представляла собой список из 18 Б-ценностей в виде заданных конструктов, с которыми испытуемые соотносят ряд задаваемых им объектов, выполняя следующую инструкцию: «Перед Вами список ценностей. В столбце, над которым написано ЖИЗНЬ поставьте галочки напротив тех ценностей, которые, на Ваш взгляд, присущи жизни; в столбце, над которым написано МУЗЫКА поставьте галочки напротив тех ценностей, которые присущи музыке и т.д. Работайте быстро, не задумываясь. Правильных и неправильных ответов не существует, нам интересно Ваше мнение.» В этом варианте методика была применена в целом ряде экспериментальных исследований преимущественно в области психологии искусства. Результаты, получаемые с помощью методики ценностного спектра, доступны как качественному анализу, так и количественному разной степени сложности. Даже применение самых простых способов обработки позволяет говорить о её плодотворности. Методика ценностного спектра применяется, как правило, для выявления субъективного впечатления от тех или иных объектов и общих понятий в экспериментальной парадигме психологии субъективной семантики. Эта методика как нельзя лучше подходит для проведения исследований восприятия различных музыкальных жанров, и, опираясь на опыт предыдущих работ, можно попытаться провести исследование, целью которого, как и целью этой работы, является выявление ценностного отношения к различным музыкальным жанрам и факторов, влияющих на это отношение. Для достижения этой цели необходимо решить некоторые задачи, как то: сравнение особенности ценностного содержания различных музыкальных жанров музыки в различных аудиториях; проследить изменение ценностного содержания некоторых жанров у различных аудиторий во временном отрезке. Решение этих задач, формирование гипотез, описание экспериментов предложены к рассмотрению в следующей части работы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 410; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.