Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диахронный анализ




Для проверки гипотезы 3 необходим диахронный анализ данных. Для этого современные данные можно сравнить с некоторыми данными, которые были получены при более ранних исследованиях, проводившихся Д.А. Леонтьевым в период с 1987 по 1991 года (Леонтьев, Волкова). Тогда были исследованы аудитории не всех музыкальных жанров, однако, полученные данные вполне подходят для сравнения с некоторыми результатами нынешних исследований. По той же методике были опрошены аудитории следующих музыкальных жанров: авторская песня, рок музыка, классическая музыка. Были получены следующие суммарные матрицы по каждому жанру:

По авторской песне:

Авторская песня   Жизнь Музыка Эстрада Автор. песня Класс. музыка Рок музыка
Добро            
Единство противоположностей            
Жизненность            
Завершенность            
Игра            
Истина            
Красота            
Легкость            
Необходимость            
Полнота            
Порядок            
Простота            
Самодостаточность            
Смысл            
Совершенство            
Справедливость            
Уникальность            
Целостность            

 

 

По рок музыке:

Рок Музыка   Жизнь Музыка Эстрада Автор. песня Класс. музыка Рок музыка
Добро            
Единство противоположностей            
Жизненность            
Завершенность            
Игра            
Истина            
Красота            
Легкость            
Необходимость            
Полнота            
Порядок            
Простота            
Самодостаточность            
Смысл            
Совершенство            
Справедливость            
Уникальность            
Целостность            

 

По классической музыке:

Классика Жизнь Музыка Эстрада Автор. песня Класс. музыка Рок музыка
Добро            
Единство противоположностей            
Жизненность            
Завершенность            
Игра            
Истина            
Красота            
Легкость            
Необходимость            
Полнота            
Порядок            
Простота            
Самодостаточность            
Смысл            
Совершенство            
Справедливость            
Уникальность            
Целостность            

 

Проведя качественный анализ и сравнение соответствующих матриц (по аудиториям) можно сказать о следующих изменениях:

Аудитория авторской песни значительно изменила свою оценку такого понятия как «жизнь»- если раньше большинство слушателей отмечала присутствие в жизни истины, справедливости, смысла, то теперь наименьшее количество считает в жизни имеют место справедливость, истина и совсем немногие считают, что в жизни присутствует смысл. Это можно объяснить, конечно же, теми социально-экономическими изменениями, которые произошли за этот временной отрезок в нашей стране. При оценке понятия «эстрадная песня» изменилось мнение по поводу присутствия в ней простоты- теперь большинство слушателей считают эстраду простой, что комментирует многочисленные обсуждения о деградации современной эстрады. Зато, по сравнению с ранними исследованиями, теперь поклонники авторской песни признают присутствие в рок музыке смысла, необходимости и смысла. Это подтверждает предположение о нынешнем частичном слиянии рока с авторской песней.

У аудитории рок музыки заметны небольшие изменения в оценке понятия «авторская песня»- современные поклонники рока признают наличие смысла и жизненности в авторской песне, что можно интерпретировать как более серьезное отношение к этому жанру в данный отрезок времени. Стоит также отметить возросшее количество слушателей, которые отмечают присутствие в роке добра, необходимости, что, вместе с признанием по прежнему большинством слушателей уникальности рок музыки, говорит о более осмысленном восприятии жанра нынешними поклонниками.

Аудитория классической музыки изменила свою оценку авторской песни – современные слушатели классики не склонны более видеть в авторской песне игру и простоту, что можно интерпретировать как отношение к изменению нынешнего статуса жанра, его развитию. Также наименьшее количество опрошенных отметило присутствие в рок музыке легкости, игры и уникальности, в то время как раньше большинство слушателей характеризовали рок именно как явление обладавшее этими ценностями. Это говорит о том, что в наше время рок музыка воспринимается как жанр, потерявший свою обособленность от остальной массы.

Неизменность же оценки понятия «классическая музыка» всеми аудиториями (красота, совершенство, отсутствие легкости и простоты) можно объяснить академичностью данного жанра, его незначительным изменением за прошедший временной отрезок, что связанно прежде всего с некоммерческим характером основной массы классической музыки.

Заключение.

В проделанной работе была осуществлена попытка разобраться в малоисследованной проблеме поиска механизмов восприятия музыкальных жанров. Как и немногочисленные работы на эту тему, так и полученные результаты свидетельствуют о том, что чисто психологического подхода к изучению данной проблемы явно не достаточно – требуется более глубокий анализ, учитывающий культурологический, эстетический и социально-экономический аспекты этой проблемы. Тем не менее, проанализировав полученные результаты можно сделать следующие выводы:

Музыкальные жанры обладают различными ценностными спектрами, которые определяют их восприятие аудиториями как явлений, связанных не только с искусством, но и с реальной жизнью. Так, например, аудитории рок музыки и авторской песни склонны воспринимать эти жанры как непосредственно отражающие окружающую реальность, а аудитория эстрадной песни относится к ней как к явлению чисто развлекательного характера.

Каждая аудитория обладает своим ценностным спектром для каждого музыкального жанра, жизни и музыки вообще. В зависимости от аудитории изменяются ценностные характеристики не только исследуемых жанров, но и понятий «жизнь» и «музыка». Однако, необходимо отметить практически одинаковую оценку аудиториями авторской песни и рок музыки жанра эстрада. Учитывая также схожее отношение этих аудиторий к жизни, можно сделать вывод о частичном слиянии этих жанров на современной сцене.

На основе изменений, по сравнению с результатами более ранних исследований, в отношении аудитории авторской песни к жанру рок музыки и наоборот, а также неизменность отношения к жанру классической музыки, связанной с академичностью и достаточно стабильным положением классики в изменяющемся музыкальном мире, можно сказать, что предположение о зависимости устойчивости ценностного содержания музыкального жанра от устойчивости самого жанра на больших временных интервалах подтвердилось.

Список литературы

Р. Некленд «Нотные ключи к Космосу». Санди-таймс За рубежом 1995 №46.

Д.А. Леонтьев, Ю.А. Волкова «Рок музыка: социальные функции и психологические механизмы восприятия». Проблемы информационной культуры вып. 4, 1997.

Г.С. Кнаббе «Феномен рока и контр-культуры» Вопросы философии 1990, №8.

Х. Ортега-и-Гассет «Новое искусство» 1995.

А. Маслоу «Новые рубежи человеческой природы» 1999.

Д.А. Леонтьев «Методика ценностного спектра и её возможности в исследовании субъективной реальности» Методы психологии: ежегодник РПО т. 3 вып. 2

Е.С. Михайлова, А.Ж. Моносова, Б.С. Беляев «Эмоциональная реактивность больных депрессией» Журнал невропатологии и психиатрии, т.90 вып. 4 1990.

А.М. Лобок «Антропология мифа» 1997 с.24-41.

Т. Адорно «Избранное: социология музыки» 1999, с.16-25.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 568; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.