Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ПРОСЬБА 1 страница




Тантра наставлений

Том III.

Экстракт амриты — восьмичленная тантра тайных устных наставлений.

 

Глава 1

 

Учитель, победоносно прошедший, исцелитель Бхайшаджья-гуру, будда вайдурьевого цвета, изволил снизойти из предыдущего самадхи и погрузился в другое, которое называется «Исполнением желаний». Как только он вошел в состояние самадхи, из пупка его на десять сторон света распространилось сияние десяти тысяч цветов. Избавив живые существа в десяти сторонах света от всех страданий, укротив все внутренние и наружные болезни1, сияние вернулось назад. Впереди в пространстве появился риши Видьяджняна — воплощение достоинств Бхайшаджья-гуру. Риши Маносиджи с почтением обошел его вокруг, сложил руки в приветствии, склонился перед ним и почтительно вымолвил слова такой просьбы:

О учитель, риши Видьяджняна, да будет благо!

Ты изложил нам пространно «Тантру объяснений».

А теперь как получить нам «Тантру наставлений»?

Спроси об этом исцелителя, Царя лекарей!

 

Воплощение достоинств — риши Видьяджняна изрек:

 

О великий риши Маносиджи!

Изложу третью тантру — «Тантру наставлений».

Наивысшее из всего, что рождается, — это человек.

Но он во власти неведения блуждает по сансаре,

где из-за невежества не может отличить порок от достоинства,

из-за страсти творит греховные деяния,

из-за злобы испытывает ненависть к другим,

из-за зависти стремится соперничать с высшими,

из-за гордыни попирает низших2,

совершенствуясь в навыках, погрязает в суете,

не зная сути, не стремится к вечному.

Привычно следуя за своей плохой кармой,

он снова и снова перерождается в сансаре,

в которой, не ведая покоя души и тела,

терпит муки четырехсот четырех болезней,

вызванных прежней кармой и доша этой жизни.

А болезни — это болезни трех доша, внутренние болезни, жары,

болезни верхней части тела, болезни полых и плотных органов,

болезни тайных органов, разрозненные болезни и

саморожденные язвы — восемь болезней общих, затем

женские болезни, детские болезни, болезни, насланные демонами,

раны, отравления, старость и половая слабость, которые

составляют восемь членов медицины.

О всех способах лечения этих болезней,

гнездящихся в теле человека с головы до пят,

расскажу тебе, великий риши, из сострадания,

в этом руководстве — великой «Тантре наставлений».

Слушай почтительно и сохрани ее в душе,

чтобы с любовью и милосердием лечить страдающих.

О великий риши Маносиджи!

Для высших рассказана краткая «Тантра основ»,

для средних — пространная «Тантра объяснений»,

а для низших расскажу еще более обширную

«Тантру наставлений» из пятнадцати разделов,

где собраны все практические руководства.

О великий риши, спрашивай меня,

как вылечить ту или иную болезнь,

начиная от болезней ветра, слизи и желчи.

Риши Маносиджи вымолвил такую просьбу:

О великий риши Видьяджняна,

ты пожаловал сюда ради блага всех живущих.

Ты рассказал сперва краткую «Тантру основ»,

для тех, кто не понял, — «Тантру объяснений»,

а теперь расскажи практическое руководство к ним —

пятнадцать разделов «Тантры наставлений».

Итак, как выучить раздел болезней трех доша?

Пусть исцелитель Бхайшаджья-гуру расскажет

о причинах, условиях, различиях, признаках,

способах печения болезней ветра, слизи и желчи.

Пусть расскажет ради блага тех, кто живет!

Пусть расскажет как лучшим друзьям!

 

«Экстракт амриты» — восьмичленная тантра тайных устных наставлений.

Тантра наставлений. Завершилась глава первая «Просьба»

 

Примечание:

1 Противопоставление «внутренние» — «наружные» здесь подразумевает не столько болезни, сколько их причины. К «внутренним» причинам болезней относятся три доша — ветер, желчь и слизь, а к «наружным» — яд, оружие и демоны.

2 Число «ядов души», из-за которых человек терпит страдания в сансаре, здесь доведено до пяти за счет прибавления зависти и гордыни, соответственно увеличилось и число физических пороков—доша. Дополнение их столь важными физиологическими реалиями, как кровь и чху-сер (общий термин, обозначающий лимфу, тканевую жидкость, различные эксудаты и т.д.), позволяет более приближенно описывать клиническую действительность.

 

Раздел 1. Лечение болезней трех лоша

Глава 2 ЛЕЧЕНИЕ БОЛЕЗНЕЙ ВЕТРА

 

Риши Видьяджняна изрек:

О великий риши, слушай

первый раздел «Лечение болезней трех доша».

Расскажу о триаде — ветре, слизи и желчи.

Ветер — это причина распрей между доша.

Он направляет их, он им хвост подбирает1,

он их рассеивает, он же в них проникает,

сам по себе вредный, он ужесточает другие доша.

Поэтому сперва расскажу о лечении ветра.

Слушай, великий риши, ни на что не отвлекаясь.

У болезней ветра есть причины, условия,

различия, признаки и способы лечения — итого пять вопросов.

Причина их — это ветер с шестью признаками2,

находящийся в своих обычных местах3 и

вызванный похотью, рожденной неведением.

Условия4 — горькое, «легкое», «жесткое»,

утомление от страсти, голод, недосыпание,

труд тела и языка на голодный желудок,

обильная потеря крови, сильная рвота и понос,

охлаждение на ветру, потеря аппетита, плач,

печаль, усиленная работа тела и языка,

длительное употребление малопитательной пиши,

сдерживание позывов или, наоборот, тужение.

При этих условиях ветер копится на своих местах,

набирает силу и, улучив момент, приходит в движение.

Если условия благоприятны, движение начинается

одновременно с накоплением.

[Различия.] Ветер, поднимаясь, проникает в шесть входных дверей5,

проявляет свои признаки и вызывает шестьдесят три болезни,

которые различаются как общие и частные6.

Общие делятся на две [группы] — по виду и по месту.

К первым относятся болезни, вызванные захватом ветра

чужой основы7 и изменением его дороги.

Это азарта, два вида да-ргана, слабость челюсти,

косноязычие, искривление рта, рш-дзин, шинг-ренг,

усыхание половины тела, усыхание всего тела, дпунг-жа,

би-ша-цхе, сра-тхенг, бла-ренг, «голова шакала»,

цxep-ма, гзугс-кхумс, кха-ли, онемение бедер,

жар в бедрах. Перечислено итого двадцать болезней,

а по краткому счету их восемь — это одеревенение, искривление,

усыхание, опухание, онемение, колющие боли, возбуждение и обмороки.

Болезни места — это болезни, вызванные нападением ветра,

находящегося на своей основе, на уязвимые дхату8.

Он по коже разбрасывается, по мясу распространяется, по сосудам

разбегается, на плотные органы падает, в полые — проваливается,

в кости вонзается, на пяти органах чувств распускается цветами9.

В первом случае ветер захватывает одно место: кожу;

во втором — захватывает два места: мясо и жир;

в третьем — три: сосуды, жилы и кровь;

в четвертом — четыре: кости, суставы, костный мозг и семя;

в пятом — пять: сердце, легкие, печень, селезенку и почки;

в шестом — семь: место непереваренной пищи в желудке,

место переваривания и место уже переваренной пищи10,

желчный пузырь, прямую кишку, мочевой пузырь и матку.

Органы чувств — это голова, глаза, уши, нос, зубы.

Вместе с телом ветер занимает всего двадцать восемь мест.

А по краткому счету различают семь болезней мест —

это ветер головы, сердца, легких, печени, желудка, толстой

и тонкой кишок и почек.

Частные болезни ветра — это болезни ветров Держателя жизни,

Бегущего вверх, Проникающего, Равного огню, Очищающего вниз

и еще десять болезней, вызванных их сочетанием со слизью и

желчью11. Способов обследования известно три:

обследование причин, вызвавших болезни;

обследование признаков болезни;

обследование того, что вредит или помогает.

Первый [способ]: если болезнь возникла от указанных выше

поведения и питания, то причина ее — только ветер.

Второй [способ]: обследуются общие и частные признаки.

Общие признаки [болезней]: пульс пустой, поверхностный,

моча бесцветная, после остывания — жидкая12,

больной беспокоен, вздыхает, сознание неустойчивое,

бред, «голова пустая», головокружение, шум в ушах,

язык сухой, красный, шершавый, во рту вяжущий привкус,

перемежающиеся боли, дрожь, подергивания, слабость,

судороги, чувство отрывания и растягивания,

ломота, сильные боли при движении, гусиная кожа,

бессонница, зевота с дрожью, позывы на потягивания,

раздражительность, боли в крестце, бедрах и суставах,

как от побоев, колет в затылке, плечах, челюстях;

точки ветра раскрыты13 и болят при надавливании,

позывы на рвоту, по утрам пенистая мокрота,

днем урчит в животе, вечером боли после еды.

Частные признаки [болезней]. Ветер сгибает, сводит все тело;

больной со стоном теряет сознание, зрачки расширены;

дыхание делается затрудненным — это [болезнь] аваргана.

При болезни выгибающий да-рган грудь выпячена,

затылок стянут, зубы стиснуты, пенистая рвота,

никаких звуков, зрачки расширены, зевота,

боли по обеим сторонам груди, в челюстях и голове.

Такие же признаки при да-ргане, сгибающем вперед,

только шея согнута к груди и вогнута спина.

При [болезни] слабость челюсти: зубы ни сжать, ни разжать, ни улыбнуться.

При косноязычии не слушается язык, ни поесть,

ни попить, речь затрудненная и медленная.

При искривлении рта рот кривится в одну сторону,

дергается рот, трясется голова, стягивает веки,

слабеет память, суставы тугоподвижны,

больной просыпается в страхе.

При [болезни] рца-дзин ветер и кровь входят в сосуд темени14,

при тяжелой форме болезни темнеет мясо на темени.

При усыхании половины тела — потеря чувствительности

и нарушение движений на пораженной стороне.

То же самое при усыхании всего тела.

При шинг-ренг плечи теряют подвижность, делаются как дерево.

При дпунг-жа плечи не поднимаются и не сгибаются.

При болезни би-ша-uxe пальцы теряют подвижность.

Болезнь сра-тхенг размещается в жилах голени,

жилы дрожат, слабеют суставы, хромота, немеют бедра.

При бла-ренг из-за слизи и жира в берцовых костях

появляется чувство холода и тяжести в голенях,

пропадает чувствительность, ноги еле поднимаются.

При [болезни] «голова шакала» на коленях возникает опухоль.

Болезнь ветра в щиколотках называется цхер-ма.

Гзугс-кхумс поражает пяточные сухожилия и сводит икры.

Сочетание би-ша-uxe с гзугс-кхумс называется кха-ли.

При [болезни] онемение бедер ощущаются в бедрах мурашки,

а при жаре в бедрах — жар в бедрах при ходьбе.

В общем, одеревенение и стягивание — это потеря подвижности;

усыхание — потеря чувствительности и подвижности и присыхание мяса к коже;

онемение — волочение нижней части тела, тяжесть в ногах и мурашки;

колющие боли — перемежающиеся боли разной силы;

возбуждение — бессонница, многословие, плач и смех;

немота — потеря сил памяти и дара речи.

Признаки [болезней] по месту. При разбрасывании ветра по коже

появляется «жесткость» осязания,

ощущение растрескивания кожи и мурашек [по коже];

при распространении в мясе — опухания, сыпи, изменение цвета;

в жире — потеря аппетита, отеки, вздутие желез;

по сосудам — сосуды пустые, вздутые, отечные;

в крови — сонливость, покраснение сосудов, мясо приобретает

неприятный оттенок;

в жилах — стягивание, одеревенение, хромота;

в костях — колющие боли, сохнет мясо, слабость;

в суставах — суставы вздуты, отечны, пусты,

появляются признаки да-ргана, сгибающего внутрь;

в костном мозгу — бессонница, ощущение тугой повязки,

чувство облегчения при растирании и сдавливании;

в семени — мясо сохнет и меняется в цвете и изливается семя.

При внедрении ветра в сердце грудь распирает,

[больной] вздыхает, сознание рассеянное;

в легкие — отек лица, надрывный кашель с пенистой мокротой;

в печень — частая зевота на голодный желудок, боли в правом боку;

в селезенку — тело отекает, вздутие, урчание, боли в левом боку;

в почки — боли в почках и пояснице, глухота.

При проваливании ветра в [зону] непереваренной пиши — боли после еды;

в [зону] переваривания пиши — отрыжка, рвота, потеря аппетита,

вздутие, урчание, жажда, при осложнении болезни — одышка;

в [зону] переваренной пищи — боли, вздутие, урчание,

запоры, задержка мочи, боли в пояснице и копчике;

в желчный пузырь — пузырь вздут, болит,

пищеварение ослабленное, на глазах желтое облачко;

в прямую кишку — урчание, запор, отходят газы, понос;

в мочевой пузырь — чувство холода и вздутия [пузыря],

задержка мочи или, наоборот, частое мочеиспускание;

в матку — матка сжимается, кровотечения или задержка месячных.

При ветре в голове — головокружение, человек не может

остановиться при ходьбе;

в глазах — они краснеют, выкатываются и болят на ветру;

в ушах — шум в ушах, чувство пустоты и боли;

в носу — нос заложен, сопли, потеря обоняния;

в зубах — ноют зубы, опухают десны.

При распространении ветра по телу — общие признаки.

Короче, при ветре в голове — головокружение,

шум в ушах, рвота, при резком подъеме темнеет

в глазах, нарушается восприятие внешних объектов;

при ветре в сердце — дрожь, распирание в груди, нарушение

сознания, бессвязная речь, бессонница и головокружение;

при ветре в легких — бессонница, мокрота плохо отхаркивается,

кашель с пенистой мокротой, который к вечеру усиливается,

рвота, чувство распирания в груди и отеки век;

при ветре в печени — отрыжка, колющие боли в груди

и мышцах спины, ухудшается зрение и аппетит,

по утрам и вечерам рвущие боли в связках печени15;

при ветре в желудке — одышка, вздутие, отрыжка,

колющие боли в желудке, облегчение после еды;

при ветре в прямой кишке — вздутие, урчание, понос, газы;

при ветре в почках — боли в пояснице и почках, шум в ушах.

[Назову] признаки болезней, вызванных отдельными ветрами.

[Ветер] Держатель жизни восстает от грубой пищи, голода,

напряжения, сильных потуг и сдерживания позывов.

Признаки таковы: головокружение, затруднение вдоха и глотания,

сердцебиение.

Бегущий вверх [ветер] восстает от сдерживания отрыжки и рвоты,

от сильного плача и смеха, поднимания тяжести.

Признаки — заикание, слабость, искривление,

косноязычие и ухудшение памяти.

Проникающий [ветер] восстает от сильной ходьбы, страха,

испуга, отчаяния, грубой пиши и утомительных игр.

Признаки — обмороки, болтливость, сердцебиение и

суетливость, которые усиливаются от пугающих слов.

Равный огню [ветер] восстает от грубой пищи и дневного сна,

которые охлаждают желудок и нарушают усвоение пищи.

Признак — рвота непереваренной пищей с кровью.

Очищающий вниз [ветер] восстает от потуг или, наоборот,

от сдерживания кала, мочи и семени.

Признаки — жжение в суставах, суставы раскрыты,

задержка кала, мочи и семени.

Если болезни, вызванные этими видами ветра,

сочетаются с болезнями желчи,

то одновременно будут жар, пожелтение глаз и мочи,

а если с болезнями слизи, то — чувство тяжести, холода

и притупленность сознания.

[Третий способ]: обследование того, что помогает или вредит.

Если помогают [употребление] мяса, вина, патоки, горячего, сочного,

растирания, согревание у огня и на солнце и насыщение,

а вредят холодная вода, дар, несвежая зелень, чай,

перец Бунге, голод, холод, многословие, бессонница,

совокупления и заботы — болезнь вызвана ветром.

Выводы. Первое: болезни ветра поднимаются

от вредного образа жизни и питания.

Второе: признаки — пустой пульс, бесцветная моча,

дрожь, зевота, боли утрами, вечерами и после еды.

Третье: вредит «холодное», помогает «теплое» и питательное.

Таковы неизменные признаки любой болезни ветра.

Способы лечения делятся на две [группы]: общие и частные.

Общих — четыре: диета, режим, лекарства и процедуры.

Диета: болезни ветра лечат крапивой, чесноком,

луком, жареной мукой, отваром костей, бараниной,

мясом лошадей, ослов, сурков, прошлогодним мясом,

старым маслом, растительным маслом,

молоком, вином, патокой и прочими

«маслянистыми», «горячими» и питательными.

Режим: пребывать в тепле, темноте, покое,

тепло одеваться, спать без ограничения, общаться

с друзьями, избегать в образе жизни

и в питании всего, что может вызвать возбуждение ветра.

Лекарств — пять [сортов]: отвары, вина, вытягиватели,

порошки и лекарственные масла. Крепкие отвары

из лодыжечных костей, ручки лопаточной кости,

копчика и других костей с добавлением приправ16

полезны при всех болезнях ветра.

Густой отвар мяса, масла, старой патоки и вина

хорошо помогает при всех болезнях ветра,

а с мускатным орехом, красной солью и ферулой

он лечит ветер сердца и сосуда жизни.

Сгущенный отвар из головы двухлетнего барана

с ферулой, имбирем и морской солью помогает

от всех болезней ветра, особенно от ветра головы.

Сгущенный отвар имбиря и ферулы с красной солью

помогает от всех болезней ветра, а особенно

от ветра желудка, тонкой и толстой кишок и сердца.

Сгущенный отвар имбиря, тмина и мускатного ореха

подавляет все болезни ветра, проясняет память.

Вина. Вино из горичника и купены, пшеничная водка

подавляют без остатка все болезни ветра, особенно

хорошо справляются с ветром поясницы и низа тела.

Все эти лекарства входят в число пяти разрядов17.

Если что в их названиях и назначениях непонятно,

смотри в «Дополнительной тантре».

Вино из сахарного тростника лечит холод ветра;

вино из якорцев — ветер костей, легких и почек,

а вино из костей барана лечит ветер в костях.

Вытягиватели [следующие]: белый, красный, кислый, луковый.

Первый [получают так]: коровье масло надо долго кипятить, добавить

жареную муку, молоко, довести снова до кипения

и добавить имбирь с каменной солью.

Если жареную муку сварить на бульоне из баранины,

получится «красный вытягиватель».

«Кислый вытягиватель» — в закваску из винной барды

положить старое масло, сахар, имбирь и сварить.

«Луковый вытягиватель» — лук отварить, растереть,

добавить масло, отвар костей, каменную соль и сварить.

Вытягиватели подавляют болезни ветра, укрепляют мясо,

дают ясность органам чувств и сознанию, они как

нектар от ветра [на границе] «между степью и горой» [жара]18.

Порошок из мускатного ореха, ферулы, корицы, фаната,

«трех солей», кардамона настоящего, миробалана хебула,

тиноспоры и чеснока с восьмикратным весом сахара —

главным сделать мускатный орех или ферулу19 — запивать

отваром «трех сочных костей» или «четырех питательных».

Он подавляет ветер в верхней, нижней, наружной

и внутренней частях тела.

Лекарственные масла. Красная соль, перец длинный,

миробалан хебула с ячьим маслом лечат ветер груди.

Гранат, кориандр, имбирь, перцы красный и длинный,

приготовленные с ячьим маслом, подавляют все ветры,

порождают тепло, помогают поправиться высохшим.

Чеснок с патокой и маслом, выдержанный в ячмене20,

служит лучшим лекарством от всех болезней ветра.

Мускатный орех, красная соль, миробалан хебула

и ферула на ячьем масле подавляют все болезни ветра.

Такие же свойства у масла из борца Фишера,

«великих костей», «трех плодов» и «пяти корней».

Процедуры. Клизмы из согретого старого масла,

свечи21 из миробалана хебула, чеснока, морской соли

и топленого масла лечат ветер нижней части тела.

Если будут мешать другие доша, удаляй их «Маслянистым

и мягким очистителем»22.

Старым растительным маслом все тело разотри.

Там, где колет, поставь компрессы из жмыха и костей.

Сделай ванну из отвара разных костей, а жиром,

снятым с этого отвара, смажь все тело и разотри.

Эти масла и компрессы снимают боль и онемения,

разгибают все одеревеневшее и стянутое,

прибавляют силы и вес, укрепляют огонь желудка.

Но при признаках желчи и слизи от них воздержись.

Прижги точку темени, первого, шестого, седьмого и шестнадцатого

позвонков, точку «граница между белым и черным».

Эти процедуры лечат все болезни ветра без остатка.

Частные [способы] — лечение болезней, различаемых по виду и

по месту, а также отдельных ветров.

Лечение болезней ветра, различаемых по виду.

При болезни аварта сперва сделай растирание, потом

«Острым носовым очистителем»23 открой путь дыханию

и влей жидкую часть с отвара можжевельника вечнозеленого

в молоке, в шо, в бульоне и в масле. Сделай масло из

можжевельника вечнозеленого, сосны, тиноспоры, «пяти корней», малины,

костуса, живокости Брунона, мясного бульона,

молока, сахара, закваски и «четырех маслянистых».

Этим маслом растирай, окуривай, капай его в нос, вводи через клизму.

Если примешиваются признаки слизи, то есть возникли боли

в сердце и по бокам груди, дай отвар перца Бунге,

миробалана хебула, ферулы, морской соли, корицы,

красной соли, девясила высокого и ячменя с медом.

Также назначай отвар одного только костуса.

При признаках желчи дай носовые очистители24 и слабительные.

При обоих видах да-ргана, слабости челюсти,

искривлении рта и дпунг-жа дай носовое лекарство25,

в глаза и уши капай и втирай кунжутное масло26.

При отеках дай рвотные, при покраснении глаз и жаре

сделай кровопускание.

Бла-ренгс — болезнь, возникшую от несварения

жира и слизи, лечи «жесткими» средствами.

Назначай белый ячмень, цзамбу из дикого ячменя,

сушеное мясо, мед, холодную похлебку из закваски.

Давай дету из «трех плодов», княжика,

перца длинного, пикроризы и меда или же дегу

из княжика, красного перца, миробалана хебула,

сосны и меда с добавлением отвара ватики

и миробалана хебула на коровьей моче.

Порошком из ватики, «трех плодов» и прутняка,

взятых в равных дозах, сгоняй жир и слизь.

Втирай понгамию и горчицу с коровьей мочой.

Чтобы сбавить жир и слизь, заставляй [больного] трудиться.

Когда жир и слизь сойдут, ослабь их еще больше

питанием и только после этого назначай масла.

При гзугс-кхумс, сра-тхен, би-ша-цхе дай

порошок из корней сосны, квисквалиса,

перца красного, перца длинного и девясила, прокипяченный в масле.

Он устраняет все, что мешает движению.

При би-ша-цхе и гзугс-кхумс на больной руке,

на тыле кисти между мизинцем и безымянным пальцем,

перережь желтую жилку, похожую на нить27.

При сра-тхен и других болезнях ветра

обследуй их причину и назначь масла, компрессы,

кровопускания, очищения и растирания.

Масло из живокости Брунона, кардамона настоящего,

аира белого и черного, сандала белого, красного,

лишайников с камней, нарда, кориандра и костуса

с сахаром подавляет такие болезни ветра,

как рца-дзин, шинг-ренг, сра-тхен, безумие,

потеря памяти, опухание яичек.

Печение болезней ветра, различаемых по месту.

При ветре в мясе и коже делай растирания и ставь компрессы;

в жире — лечи, как бла-ренгс от жира и ветра;

в костях и костном мозге — назначь растирания,

масляные компрессы, клизмы, «четыре маслянистых»;

в семени — дай составы с ящерицами да-бйид и скйин-гор;

в жилах и суставах — делай масляные компрессы;

при стяжении жил — перевяжи [повязкой с] гороховой мукой и

морской солью, прокипятив в кунжутном масле.

При ветре в крови лечи маслами и кровопусканием.

При онемении после кровопускания сделай втирание

из копоти, морской соли и кунжутного масла.

Лечение болезней ветра в плотных органах.

При ветре в сердце дай отвар «Ферула-3»,

масло «трех плодов» и масло борца Фишера.

При ветре в легких дай порошок облепихи, кмина,

бамбуковой манны, кардамона настоящего

и масло «Сур-пхуг» из косточек миробалана хебула.

При ветре в печени дай леденцы и печень с приправами28.

При ветре в селезенке дай «три горячих» и масло.

При ветре в почках дай масло «пяти корней» и вино из якорцев,

прижги точки плотных органов на позвоночнике29.

[Лечение болезней ветра в полых органах].

При ветре в зонах непереваренной пиши и переваривания

давай рвотные, пищу и лекарства, усиливающие огонь желудка.

При ветре в зоне переваренной пищи ставь клизмы,

давай перед едой немного топленого масла.

При ветре в желчном пузыре порошком понгамии

с момордикой кохинхинской, сверцией и морской солью поддержи

тепло, потом назначь слабительные и делай прижигания30.

Ветер в матке лечи как женскую болезнь.

Ветер в прямой кишке лечи клизмой с маслом клещевины.

Ветер в мочевом пузыре лечи масляным компрессом и лекарствами

для мочи. Ветер в голове лечи растираниями с маслом,

прижиганиями31 и отваром головы трехлетнего барана.

При ветре в ушах поставь компресс, закапай масло.

При ветре в глазах и носу капай топленое масло.

При ветре в зубах лечи компрессом, прижиганием32,

отваром «четырех питательных».

Для органов чувств полезно масло «трех плодов».

При распространении ветра по телу лечение — общее.

Далее — о лечении болезней отдельных видов ветра.

При болезнях от ветра Держатель жизни разотри тело

кунжутным маслом, дай «Мягкое носовое лекарство»,

прижги точки ветра до «согревания»33.

Бегущий вверх [ветер] лечи масляным компрессом на грудь и затылок,

маслом «трех плодов», костным отваром, прижиганием трех точек34.

Проникающий [ветер] лечи маслом мускатного ореха и сливы,

вином из патоки и отваром прошлогоднего мяса.

Равный огню [ветер] лечи компрессом из соли, порошком

ферулы, красной соли, фаната и прижиганием

тринадцатого позвонка и точки ветра Равный огню.

Очищающий вниз [ветер] лечи клизмами, растираниями,

компрессами, «горячей», сочной пищей и прижиганием

точки шестнадцатого позвонка.

Если примешиваются признаки желчи, назначай очищения и

«прохладную» пищу; а если признаки слизи —

назначай рвотные и легкую, «горячую» пищу.

О великий риши, выслушай внимательно и благоговейно

краткий обзор способов печения болезней ветра.

Одеревенение и стягивание лечи маслами и ваннами;

усыхание — маслами, ваннами в горячих источниках,

компрессами и очищением сосудов;

опухания — маслами и очищением слабительными;

онемение — «жесткими» средствами, но не маслами;

колющие боли — масляным компрессом, теплом от огня;

возбуждение — отваром и маслом «четырех питательных»,

прижиганием и иглоукалыванием35;

косноязычие — маслом, клизмой, прижиганием

точек темени, двадцати пальцев и сосуда безумия.

При ветре в голове дай кунжутное масло и ферулу, носовые

лекарства; втирай конопляное масло с чесноком

и красной солью и стяни голову тугой повязкой;

обтирай сгущенным отваром имбиря и ферулы;

отваром из разных костей, старого масла, бараньего жира,

костного мозга, патоки и мяса вызови потение,

прижги три точки затылка, точку третьего позвонка.

При ветре в сердце дай масло из «трех жо-ша»,

«трех плодов», масло из ячьего молока и патоки

с добавлением «трех горячих» и «трех разных солей»;

прижги шестой и седьмой позвонки и точки

«вороний глаз», «граница между черной и белой [диафрагмой]».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 295; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.