Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лечение ма-жу, являющегося корнем всех внутренних болезней 3 страница




сразу улучшится аппетит, жажда пройдет,

обильно отойдет моча и успокоится желудок.

Второй способ — «высушить озеро на месте».

Применять надо все: лекарства, процедуры, диету, режим.

Для высушивания сделай шесть составов:

из черепов, золы, борца, костей, ртути и меди.

Состав из черепов: главными будут черепа

свиньи, лошади, сурка и череп с кладбища,

к ним добавляют косточки двух видов миробалана,

сердце лисы, «две бодхичитты» — белую и красную,

шпанские мушки, нашатырь, ломонос, плоды ветреницы;

смешивают все с молоком и маслом, сильно обжигают,

проводниками назначают кардамон настоящий, фанат,

краб, алтей, помет выдры, перец черный и

отправляют на «конях», соответствующих случаю3.

Они высушат озеро дму-чху прямо на месте.

Зольный состав: возьми две-три части «Мягкого зольного лекарства»,

одну часть борца Фишера, одиннадцать частей миробалана хебула,

семь раковин каури «мужских»4, в меру добавь

разные соли, селитру, головню, рога оленя,

золу черепа с кладбища, змееголовник, налей мочу,

сделай пилюли с горошину и давай их по утрам.

Они за месяц могут высушить целое озеро дму-чху.

Состав с борцом: одну часть борца свирепого,

две части миробалана хебула обожги по отдельности, добавь

[золу] каури, черепа с кладбища и сделай пилюли с сахаром,

которые на чху холода действуют как огонь конца каппы

и в семь раз сильнее, чем предыдущий состав.

Состав из костей: основа — морские раковины, раковины каури,

кости с кладбища, кости рыбы, выдры и водных птиц;

добавить серу, золу меди, кальцит, миробалан хебула,

костус, «три горячих», ломонос «белый», селитру,

поташ, нашатырь, морскую соль, красную соль,

каменную соль, соль из Чжана; измельчить и обжечь.

Получится состав, уничтожающий дму-чху с корнем,

особенно при просачивании жидкостных скранов.

Пилюли из ртути: ртуть, облепиха, «три горячих»,

сера и патока в пилюлях — это лучшее средство,

которое, как молния, поражает чху жара.

«Состав с золой меди»: две трети золы меди, треть

золы железа, золу оленьих рогов, черепа и каури,

миробалан хебула, лишайник с камней и кориандр

на «конях» жара или холода высушат озеро чху,

в особенности чху, вызванный демонами.

Или смешай золу меди, железа и ртути,

добавь глауберову соль, серу, нашатырь, ломонос,

перец красный, миробалан хебула, «три горячих»

и сахар — состав высушит чху жара и холода.

Во время лечения надо есть баранину, ячмень,

мясо дикого яка, добавляя в бульон приправы,

муку с маслом и мягкое вино; не употреблять

трудноперевариваемую, испорченную и холодную пишу.

При чху жара воздержаться от сытной «теплой» пиши,

чрезмерного труда, избегать сквозняков и сырости.

Жить надо в тепле, но ни в коем случае не потеть.

О процедурах. Ставь грелки из шерсти волка или рыси. Собачья

не годится, хотя она и теплая и легкая, но отбивает аппетит.

Прижечь четыре точки пупка, точку мечевидного отростка,

точку подключичной ямки, точки двенадцатого и первого

позвонков, точки плотных и полых органов, пораженных чху.

При чху жара пусти кровь из ру-тхунг и «слияния».

Третий способ — «пустить воду из пруда через дно».

Поскольку болезнь возникает из-за закупорки дму,

то печение должно быть только очищающим: возьми

миробалан хебула «короткоклювый», золу меди,

клещевину, молочай дур-бйда, кассию трубчатую,

латекс калотрописа, молочаи тхар-ну и кхрон-бу,

щавель кисловатый, перец длинный, нашатырь и патоку,

сделай пилюли — запивать их вином. Подготовка и завершение

процедуры такие же, как при всех пяти назначениях5.

Этот состав открывает сосуды и вбирает жидкости.

Потом дай пилюли из фаната, корицы, перца длинного,

кардамона настоящего, шафрана, мускуса, мумие,

борца разнолистного, смолы салового дерева, алтея,

кориандра, морской соли, краба, «золотого песка»,

нашатыря, миробалана хебула, шпанских мушек и патоки.

Запивать [их] вином. Жидкости выйдут с мочой.

Если мочи мало, дай сгущенный отвар из алтея,

перца длинного и корицы — он послужит «кнутом».

Или дай с вином порошок щавеля кисловатого,

миробалана хебула, кардамона настоящего, корицы,

мускуса, мумие, шафрана, борца разнолистного,

змееголовника, мальвы из Мона, каменной соли, нашатыря,

краба, жука водяного, кориандра и шпанских мушек — запивать вином.

Или в пригоршне утренней мочи истолки десять муравьев,

добавь черный перец и вари в одном бре воды, пока не выпарится

половина: оставшуюся жидкость давай пить для утоления жажды.

Или, взяв три шо соскоба с копыта правой ноги осла,

два шо патоки, один шо нашатыря, скатай в пилюли —

они выведут через мочеиспускательный канал хоть целое море воды.

Если все это не поможет, дай «Очиститель вод жесткий»:

нашатырь, краба, кардамон настоящий, шафран,

киноварь, мускус, буру, смолу салового дерева,

перец длинный, якорцы, алтей, ракушки улиток

и шпанских мушек измельчить и смешать с половинным количеством

сахара; принимать утром и вечером, запивая отваром астрагала.

Или дай пилюли из нашатыря, молочая дур-бйда,

миробалана хебула, медной золы, шпанских мушек

и патоки, по пять-семь штук на ночь; запивать кипяченой водой.

Они непременно выгонят целое море воды.

Если не помогут, дай «три острых освободителя» — это

клещевина, молочай дур-бйид и кассия трубчатая;

«три очистителя» — молочай снгон-бу, кхрон-бу и тхар-ну;

«три желтых», «три жгучие травы», «три плода»,

«три направителя мочи» — нашатырь, краб и мускус;

«три горячих» для очищения пути, «трех проводников» -

буру, гвоздику и порию кокосовидную;

«три безвредных» — шпанские мушки, солодка, алтей —

и «трех коней» для лекарств. [Все] истолочь, дать с вином,

они изгонят все жидкости из сосудов и живота.

Если силы тела крепкие, очищение делай ежедневно

и также ежедневно укрепляй силы тела пищей.

Если силы плохи, два дня корми, а один — лечи.

Чтобы жидкость хорошо выходила, подгоняй «кнутом».

Не давай вместе с лекарством и пишу, ибо пища может закрыть путь моче.

Четвертый способ — «выпусти воды озера через канавы».

Здесь два вида: выпускание из сосуда и выпускание через точки (пункций).

О первом. Золой оленьих рогов и костей головы,

селитры, ломоноса и пятилистника с коровьей мочой очисти пути

сосудов и открывай постоянно сосуд чху-сер на голени.

При сильном опухании ног обмажь их ниже колен

смесью винной барды и муки и сверху обвяжи.

Отмерь по иону выше межпальцевых складок на ноге,

кроме складки у большого пальца, и сделай

три прокола для оттока чху-сер.

Затем проколы можешь закрыть прижиганием.

Если все это не помогает, придется проколоть

на спине — на коротких ребрах в точках под мышками,

спереди — посередине между точкой солнечного

сплетения и пупком, там, где тонкая кожа.

Сначала снизу вверх туго обмотай больного

в области поясницы для выжимания жидкости.

Больной пусть сидит прямо, ровно, скрестив ноги.

Затем у самого края ткани, стараясь не задеть сосуды,

иглой «тростниковый клюв» сделай прокол

глубиной два сора и выпусти жидкость

от пол-бре до пригоршни, в зависимости от отека.

Если выпустишь больше, то в том месте, где была жидкость,

возникнут колики.

Ранку присыпь золой каури, сверху наложи войлок,

намазанный жидким тестом, и перевяжи.

Если отверстие закроется плохо, то вся жидкость

вытечет, а вместе с нею уйдет и душа.

Пока ранка не заживет, нельзя снова колоть. Новый прокол

надо делать на ширину ячменного зерна ниже старого.

Лечение состоит в сочетании проколов с высушивающими и

очищающими составами.

Если из прокола течет жидкость, похожая на воду, больной

излечим; если она зеленая или желтая — излечится с трудом;

если красная или бурая — умрет.

Пятый способ — «следить за водой, не спуская глаз».

Медвежьей желчью, мускусом, адиантумом, шафраном,

смешанными с медом, перевяжи устья сосудов.

Используй прижигания, как при высушивании.

В частности, запри прижиганием верхнюю, среднюю и

нижнюю «двери» воды в точках первого, тринадцатого и

восемнадцатого позвонков.

А сейчас о лечении частных видов дму-чху.

При трех видах распространяющегося чху для защиты желудка

давай «Гранат-4».

При распространении с кровью, отделив прозрачный сок и гущу

составом «Камфора-25», очищай мягким очистителем.

Открывай сосуды и выпускай понемногу кровь.

В пище и питье сочетай «прохладное» и «теплое».

При распространении с желчью давай очиститель из клещевины,

молочая лур-бйид, смолы салового дерева

с коровьей мочой и прижигай точки желудка.

Зольный состав «Сег-не» из «шести хороших», золы каури, «трех

горячих» и черепа, мумие, конопли и сахара сушит чху прямо на месте.

Пища и питье — как в случае, описанном выше.

При распространении прозрачного сока с жидкостями

прижги огнем все три выхода чху.

К этим средствам прибегают в начальный период внешнего чху.

Если же они не помогут и болезнь застареет,

переходи к пяти общим способам лечения [дму-чху].

Просачивание чху из печени останови составом

из мумие, шафрана, конопли, медвежьей желчи, золы меди,

золы каури и «шести хороших».

Пусти кровь из ру-тхунг и суши ртутными составами.

При просачивании из селезенки пусти кровь

из левого ру-тхунга, давай отвары прутняка, аира, нашатыря

и молока, черного перца, каменной соли, перца длинного

и перца красного — они сушат дму-чху селезенки.

При просачивании из легких усиливай огонь желудка «Гранатом-5»,

а для высушивания дай «Состав с золой меди» и прижги точки шестого

и седьмого позвонков.

При просачивании из желудка и толстой кишки и скоплении мочи

назначай «теплую» пищу и «сушащий состав из борца».

Лруг высушивания — клизма из лечебного масла,

из ферулы, кориандра, чеснока и «пяти корней».

При просачивании из скрана дай «три плода»,

«три горячих», прутняк, железный порошок, мед,

красный перец и «Острое зольное лекарство».

Зольные составы и состав из костей, [описанные в этой главе], сушат

и в то же время разрушают скраны.

[Болезнь] «чху из отверстия тонкой кишки» лечить бесполезно6.

Дму-чху, вызванный демонами, лечится обрядами.

Если болезнь вызвана ядами, давай высушивающие составы и противоядия.

Лекарства, процедуры, диету и режим подбирай

в соответствии с силой проявления каждого лоша.

Чтобы болезнь не вернулась, надо воздерживаться

от употребления плохоперевариваемого, несвежего,

от верховой езды, половой жизни, хождения, сырости,

холода — всего неподходящего в течение [целого] года.

Все это время надо беспрерывно пользоваться высушивающими

лекарствами и лечебным маслом из ослятины и «пяти корней»;

поддерживать силы [маслом] из ящериц да-бйвд и скйин-гор.

Так можно дать отпор Хозяину смерти — дму-чху.

«Экстракт амриты» — восьмичленная тантра тайных устных наставлений.

Тантра наставлений. Завершилась глава десятая «Лечение болезни дму-чху»

Примечание:

1 Название болезни состоит из двух слов: дму — «дикий, жестокий, свирепый», «злой дух, насылающий эту болезнь» и чху — «вода», «моча».

2 Преты — души покойников, представляются в виде крайне истощенных существ с тонкими конечностями, но зато с огромными животами.

3 «Конем» для составов, направленных против болезней крови и желчи, служит сахар; против болезней холода и ветра — патока; против болезней слизи и чху-сер — мед.

4 «Мужскими» считаются раковины каури, уплощенные с боков.

5 То есть при назначениях масел, слабительных, рвотных, лекарств, вводимых через нос, клизм жамци и нируха и очищений сосудов. Прием масла внутрь и наружно считается подготовкой перед всеми остальными назначениями и в число «пяти назначений» не входит. Описание см. в гл. 13—19 «Дополнительной тантры».

6 Тем не менее «Вайдурья-онбо» рекомендует в начальный период болезни попробовать клизмы жамци и нируха.

Глава 11ЛЕЧЕНИЕ ТЯЖЕЛОЙ ЗАТЯЖНОЙ ИСТОЩАЮЩЕЙ БОЛЕЗНИ ЛЕГКИХ ГЧОНГ

 

Снова заговорил риши Видьяджняна:

 

О великий риши, слушай!

В главе о тяжелой истощающей болезни гчонг легких

четыре части: причины, различия, признаки, лечение.

[Причины]. Задержка дыхания из-за кала, мочи и газов,

истощение «маслянистости» сил тела, начиная с прозрачного сока,

неподходящая пища и питье возбуждают доша,

которые, распространяясь по всему телу, портят

отверстия и гасят огонь желудка. Из-за этого сок пищи,

не созревая, уходит в нечистоты, что приводит к истощению сил тела.

Поэтому болезнь называется «тяжелая затяжная истощающая

болезнь гчонг».

Различают три вида гчонг. от ветра, слизи и желчи.

У гчонг еще есть шесть сопутствующих болезней.

Признаков гчонг два [рода]: общие и частные.

Общие делятся на три [группы]: начала болезни, середины

и конца. Начинается болезнь с частых простуд с кашлем,

чиханием, потерей чувства вкуса, слабостью,

потерей огненного тепла; пища не прибавляет сил,

нет аппетита, тошнота, отеки голеней, ступней;

одышка, светлеют глаза, появляются пристрастия к вину,

женщинам, мясу; голова и ноги плохо переносят солнце —

приходится все время их закрывать; пища и питье вызывают

потение, отрастают волосы и ногти, снятся разные плохие сны.

В середине болезни, если болезнь в груди,

будут кашель, простуды, одышка, боли в плечах,

голове, сиплый голос, плохой аппетит.

Если она попадет в желудок, тонкую, толстую кишки,

будут рвота, понос или же, наоборот, запор.

Если болезнь в середине тела, колет в груди;

если болезнь расположилась в суставах, они будут болеть при простудах.

Частные признаки. При болезни от [возбуждения] ветра болит

в голове, груди, суставах; [больной] сипит и хрипит.

От желчи — жар в руках, ногах, плечах, понос,

рвота, во рту и носу как будто засела простуда.

От слизи — чувство тяжести в теле, рвота, потеря аппетита,

обильная мокрота и слюни, кашель, ослабление огненной теплоты.

[Шесть] сопутствующих гчонг [болезней] — ма-жу, понос, рвота,

чхам-па, потеря голоса и потеря аппетита.

Способов лечения два [вида]: общие и частные.

Общие способы: после масляных назначений и компрессов

удаляют слизь желудка рвотным составом из рандии и молока;

делают очищение из молочая дур-бйид, кассии трубчатой, сахара и масла.

Потом дают лекарства, еду и питье, усиливающие образование

тепла; назначают то, что приятно больному, что подавляет ветер и

действует «легко».

Лучше всего укрепляют силы старое зерно,

козье молоко, бульоны, мясо волка, грифа, змеи

и осла. Мясо хищных животных быстро приедается,

вызывает тошноту и перестает укреплять.

Делают клизмы жамии с мясом, вином и патокой.

Частные способы лечения. При болезни [гчонг] от ветра

давай бульон из мяса хищных и водяных животных,

поджаренного с маслом и заправленного приправами,

либо бульон из жареной козлятины с перцем длинным

или с имбирем, или фанатом, с добавкой муки.

Они подавят шесть сопутствующих [гчонг] болезней.

При болезни [гчонг] от желчи дай вино с кориандром и имбирем,

лекарственное масло из солодки, малины, ластовня,

винограда, ма-ну зур-ба, меконопсиса цельнолистного, кумарчика,

якорцев, па-па, тмина, перца длинного и горечавки крупнолистной.

Если болезнь [гчонг] от слизи, дай масло или дегу из

«пяти горячих», глауберовой соли, которые

подавляют затяжные болезни гчонг, дму-чху и скраны.

Особенно хорошим считается отстой старого вина.

Обобщение. Эта тяжелая затяжная болезнь гасит

огненное тепло, вызывает понос, подрывает силы.

Поэтому важно выставить защиту от этих [явлений],

пользуясь средствами, описанными в этой главе,

а также в главе о лечении поносов от жары.

 

«Экстракт амриты» — восьмичленная тантра тайных устных наставлений.

Тантра наставлении. Завершилась глава одиннадцатая «Лечение тяжелой затяжной истощающей болезни легких гчонг»

 

 

Раздел 3. Лечение жара

Глава 12 ЛЕЧЕНИЕ ОБЩЕГО ЖАРА

 

Снова задал вопрос риши Маносиджи:

О великий риши Видьяджняна!

Как изучить раздел «Лечение жара»?

Каковы причины и условия, вызывающие жар?

Каковы различия болезней жара?

Почему эта болезнь называется жаром?

Каковы признаки жара и средства его лечения?

Попроси рассказать исцелителя Бхайшаджья-гуру!

Великий риши Видьяджняна молвил в ответ:

О великий риши, выслушай

наставления по разделу «Лечение жара».

Бесчисленное множество известных болезней

сводится в итоге к двум — к жару или холоду.

У зрелых болезней жара много разновидностей, определяются они

трудно, лечатся плохо, зато легко развиваются и быстро убивают.

О великий риши, ты правильно сделал, что спросил

сначала о болезнях жара, а не о болезнях холода.

Сперва расскажу о причинах болезней жара.

Причин болезней жара две: отдаленная и ближняя.

Отдаленная — это гнев, порожденный неведением.

От неведения происходят яды пяти клеша, из которых

гнев непосредственно порождает желчь.

Если бы не было неведения, не было бы клеша,

не было бы клеша — не было бы и гнева,

а при отсутствии гнева неоткуда взяться жару.

Ну а ближней причиной жара всегда будет желчь.

Почему? Да потому, что она «остра» и «горяча».

Чрезмерное проявление этих свойств желчи приводит к загоранию

вредимых, поэтому причиной любого жара является желчь.

Нет желчи — и жара не может быть.

Четыре условия приводят к накоплению желчи и ее изменению,

это — время, демоны, питание и поведение.

Под [условием] времени подразумевается недостаток,

избыток или аномалия в [явлениях] четырех сезонов1,

в частности избыточная жара весной или осенью.

Демоны — [условие], когда жар вызывается лобным глазом Гневного2,

а также яростью и злобой ма-мо и дакинь.

Питание — в том случае, когда жар вызван пищей жгучего, соленого и

кислого вкуса, избыточным употреблением пиши с

«теплым» свойством: мяса, вина, патоки и т.п.

Поведение — жар может быть вызван резким переходом от покоя

к тяжелому труду, сном в жаркий полдень, бегом,

перетаскиванием тяжестей, копанием твердой земли,

стрельбой из тугого лука, борьбой, падением, ударами,

побоями — в общем, всем тяжелым и опасным.

Все это — общие условия [возникновения] жара, однако жар римс

бывает в определенный сезон и от действия демонов;

жар кхругс — только при нарушениях питания и образа жизни;

жар грамс — при погрешностях в образе жизни;

жар, вызванный ядом, — исключительно от условий питания.

Условия [для болезни] можно уподобить дровам и ветру

для [разжигания] огня.

Именно эти четыре условия превращают жар желчи в [болезнь]

жара. В чем суть того, что болезнь определяется как «жар»?

Огненная теплота желчи исключительно сильна, ибо желчь

«масляниста», «остра», «горяча», «легка», «пахуча», «слабит» и «влажна».

Когда эти свойства желчи переходят меру,

появляются признаки болезней жара:

лицо маслянистое, болезнь быстро созревает3,

трудно лечится, появляются жар, понос, запах,

жидкая мокрота и жидкая кровь при кровопускании.

Из-за этих признаков болезнь названа «жаром».

Вредимые — это семь сил тела и три нечистоты;

жар, конечно, не превращает их в золу,

а разлагает теплом и этим приводит к смерти.

Просто о жаре принято говорить: «сжигает».

[Болезни] жара различают по опоре, по времени, по доша,

по месту, по основе, по периодам и по виду.

По опоре различают три вида жара — детский,

зрелого возраста и старческий;

по времени — два: жар свежий и жар застарелый;

по доша — пять: жар ветра, желчи, слизи, крови и чху-сер;

по месту — жар наружный, внутренний и срединный, то есть

жар мяса и кожи, плотных и полых органов, суставов и костей;

по основе — два: жар на своей основе и на чужой.

Жар на своей основе имеет свои ясные признаки, а жар

на чужой основе делится еще на два: смежный и сочетанный.

По периодам жар делится на шесть: незрелый,

распространенный, пустой, скрытый, застарелый и мутный;

по виду — на четыре: грамс, кхругс, римс и жар от яда.

Признаки [делятся] на два [рода]: достоверные признаки собственно жара

и признаки четырех вариантов исхода болезни.

Признаков собственно жара две [группы]: общие

и признаки отдельных видов жара.

Общие признаки [делятся на] три: внешние, внутренние и скрытые.

Внешние выявляются при обследовании причин и условий,

вызвавших болезнь;

внутренние — при обследовании признаков болезни;

скрытые — при обследовании того, что помогает больному и что

вредит. При обследовании причин и условий, вызвавших жар,

выявляют вышеуказанные особенности питания и поведения.

При обследовании признаков [болезни] жара, то есть при

обследовании внутренних признаков, обнаруживают

пульс жара — ускоренный, широкий и сильный,

мочу красно-желтую с сильным запахом и паром,

головную боль, жар в теле, кислый и горький привкус

во рту, толстый налет на языке, желтизну и красноту

белков глаз, колющие боли, красно-желтую мокроту с

соленым привкусом, жажду, понос и рвоту с кровью и желчью,

потливость, запах, бессонницу днем и ночью, сухость в носу,

ухудшения в полдень, в полночь и после еды.

Все это — признаки усиления огненной теплоты желчи.

Для обследования того, что помогает и что вредит,

определяют, подходят или не подходят больному

«[четыре] воды»4 режима, диеты, лекарств и процедур,

а также изучают привычки больного. Так узнаешь истину.

Постоянные признаки отдельных [видов] жара.

Кроме общих признаков, у каждого жара есть свои.

[Вид] жара по опоре определишь по возрасту больного.

[Вид] жара по времени определишь по длительности болезни.

[Вид] жара по доша — по соответствующим признакам.

Зевота, дрожь, бессонница, мурашки — это жар ветра;

горечь во рту, желтые глаза и моча — жар желчи; тяжесть в теле,

затемнение сознания, плохое пищеварение — жар слизи;

красные глаза и моча, местные колющие боли — жар крови;

отеки, зуд, мокнутия, сыпи — это жар чху-сер.

[Вид] жара по месту легко определить по признакам,

которые появляются на входных дверях.

Жар на своей основе узнается по ясным признакам.

Смежный жар [определяется] по смежнику: если ветер,

они вступают в дружбу и делают одно дело,

а если в смежники попадает слизь — они вступают в раздор,

как два человека, которые не выносят друг друга.

Жар от сочетания всех доша подобен концу света —

каждый хочет взять верх, никто не уступает.

Любое лечение, любое средство от жара или холода

сперва как будто помогает, а потом может вредить.

При незрелом жаре знобит и к вечеру болят суставы;

при зрелом (распространенном) — появляются все признаки жара;

при пустом — жар усиливается от «прохладных» средств;

при скрытом — применение «теплых» и питательных средств

оборачивается вредом;

застарелый жар проявляет себя не скоро;

мутный жар узнается по потливости, мурашкам,

кровотечению из носа и отекам.

При жаре римс — головная боль, бред, озноб;

при жаре кхругс — колющие боли, одышка, кашель;

жар грамс проявляется после сильного напряжения;

при жаре от яда признаки бывают самые разные —

в виде болей тут и там и других явлений.

Вот так безошибочно определяй каждый вид жара.

Признаки четырех вариантов исхода болезни.

Если пульс толстый, твердый, малоизмененный, моча и лицо

чистые, язык влажный, кровь при кровопускании хорошо

разделяется5, легко отходит мокрота, колющие боли несильные,

дыхание спокойное, аппетит не нарушен, силы сохранены,

больной хорошо переносит лекарства и процедуры,

то можно любую болезнь жара легко излечить.

Если нет признаков смерти, но состояние

все же очень плохое, да еще есть сопутствующие болезни,

сменяющие друг друга, то лечить будет трудно.

Признаки смерти проявляются в пульсе, моче, мокроте,

крови и дыхании, в силе болезни, в местах, где колет,

в состоянии больного и в состоянии органов чувств.

Пульс дрожащий, спутанный, с остановками — больной умрет.

Моча выходит уже измененной, плохо выходит,

много выходит или выходит совсем чистой — умрет.

Если мокрота похожа на разведенную сажу,

мясной отвар, если ее много и она накапливается в горле — умрет.

Если при вскрытии сосуда кровь вообще не идет,

или похожа на киноварь, или идет с черными сгустками — умрет.

Если при вдохе и выдохе тело не колышется, а во сне

дыхание трудное, короткое, сдвоенное — умрет.

Если сила болезни ушла внутрь и стала недоступной

лекарствам, если болезнь имеет многочисленные

меняющиеся проявления, если вредят демоны — умрет.

Если сильнее, чем где-нибудь, колет в сердце, причем боли эти

постоянные, как будто в сердце забит гвоздь, — умрет.

Если силы совсем оставили и больной прикован к постели, — умрет.

Если глаза закатываются и вваливаются, уши прижаты к черепу,

сохнут ноздри и в них белый, как иней, налет,

губы вздернуты, темнеют зубы, западает язык,

лицо как будто припорошено пылью, невнятное

бормотание и отказ от пищи — умрет.

Эти же признаки могут быть просто болезнями,

напоминающими признаки смерти.

Если сомневаешься, проведи пробное печение.

Если это признак смерти, он не исчезнет, а если

это просто болезнь, похожая на него, — исчезнет.

Один признак смерти не бывает при всех болезнях,

и при одной болезни не бывает всех признаков.

Но если признаков смерти много, а улучшения

от лекарств никакого, — это карма, больной

заарканен Хозяином смерти. Откажись от него.

Описание способов лечения жара. Эти способы

делятся на два [рода]: общие и [лечение] отдельных видов [жара].

Общих способов лечения жара три:

устроить столкновение болезни с ее врагом;

не упустить время; применять средства, убивающие саму суть жара.

Если ошибся в средствах и болезнь не сдается,

пробуй и подбирай подходящие лекарства.

Если жар смешался с холодом, сперва отдели его

от холода и заставь встретиться с лекарством.

Если жар рассеялся и лекарству его не поймать,

собери рассеявшееся и убей его природу.

[Чтобы правильно] подбирать способы лечения,

нужно учитывать состояние сил тела и возраст.

Если силы посредственные и если жар детский,

с болезнью обращайся, как с другом;

если силы хорошие и если жар у людей зрелого возраста,

убивай жар, как врага;

если силы плохи и если жар старческий, с болезнью обращайся,

как отец с ребенком.

[Еще] учитывай силы болезни и времени:

свежий жар у сильных людей поражай, как молния,

старый жар у слабых людей вытягивай постепенно.

Печение в зависимости от доша, вызвавшего жар:

жар ветра лечи так, как будто гонишься за убегающим,

жар желчи — как будто останавливаешь течь,

жар слизи — как будто хочешь согнуть ей голову,

жар крови лечи, сбивая ее силу,

жар чху-сер лечи очищением и высушиванием.

Лечение зависит также от места жара.

Жар мяса и кожи лечи потением и обливанием водой,

жар сосудов — очищением сосудов и кровопусканием,

жар костей — компрессами, ваннами, примочками,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 307; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.236 сек.