Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лечение отдельных видов жара. 18 страница




дай с вином рог оленя, подофилл и нашатырь,

отвори сосуды лодыжки, сосуд на верхней части стопы,

назначай теплую пищу.

При свертывании ветра в голове дай отвар

из костей бараньего черепа, поставь компресс

из вареного желудка, начиненного мясом с головы и мозгами,

отвори сосуд большого родничка, прижги три точки «общей двери».

Назначай «Сок головы», масляное вино, масло из «трех плодов».

При свертывании ветра в костях приготовь сгущенный отвар

из тазовых костей трехлетнего барана, добавь мясо

с этого же места, «три горячих», корицу, луб бамбука

и марену, свари до готовности и давай по утрам

на голодный желудок по одной пригоршне.

Хороши костные, медовые и паточные вина.

При свертывании в сердце возьми главными [компонентами]

сердце обезьяны, медведя и сурка, [добавив к ним]

сердца других животных, измельчи, вложи в желудок,

добавь мускатный орех, кардамон настоящий, корицу,

сливу, «роговую» соль, да-цхва, красную соль,

миробалан хебула и свари все в воде.

Все смешай с бараниной и давай натощак.

Назначай масло из «трех плодов», прижги шестой позвонок.

При свертывании в почках возьми основой козлиные,

бараньи, лошадиные и бычьи почки,

добавь околопочечный жир, измельчи,

положи в желудок, добавь корицу, да-цхва,

кардамон настоящий, миробалан хебула,

«роговую» соль, разные приправы, витанию,

канавалию, якорцы, «три разных плода»,

свари и давай по утрам на голодный желудок

в теплом виде, смешав с бараниной.

Или свари почки и околопочечный жир трехлетнего

барана с корицей и лубом бамбука, остуди

и давай с мареной, корицей и «тремя горячими».

При свертывании ветра в желудке ставь компресс

из нагретого голубиного помета или гальки,

дай «Порошок граната», мясо сурка и улара,

чесночное масло, прижги точки желудка на животе и на спине.

При свертывании ветра в тонкой кишке

возьми кровь трехлетнего барана, добавь

«роговую» соль, да-цхва, корицу, кардамон настоящий,

миробалан хебула, разные приправы, рисовую муку —

влей все это в тонкие кишки [бараньи], свари

и давай по утрам на голодный желудок.

Или измельчи прямую кишку с жиром и мясом,

добавь луб бамбука, марену, корицу,

нафаршируй этой смесью тонкую кишку, свари

и давай по утрам на голодный желудок.

Второй [раздел]. Печение девяти болезней скран.

Все тело облепи цветами, замоченными в воде,

или голубиным пометом, смешанным с маслом,

или компрессом из разных зерен, особенно

тщательно накладывай на низ живота и ягодицы.

Растирай тело маслом с имбирем и солью,

ставь компрессы из нагретой земли, взятой

из мышиной норки [с выходом на восток],

голубиного помета или из земли с муравейника.

Разрушай [скраны] порошком «Гранат-5»,

«Трехчастными пилюлями из горячих лекарств»,

отвори сосуд лодыжек, выгони остатки скрана

«Малым очистителем живота», дай масло «пяти плодов»

или «пяти корней», прижги пятнадцатый позвонок.

Кормить следует мясом сурка, осла или другого ездового животного.

Третий [раздел]. Лечение двух болезней червей.

Когда черви приходят в движение и [у женщины]

поднимается жар, необходимо совокупление. [Лай] также отвар

из катышков, скатанных с тела мужчины5, и спермы.

Если черви уже возбудились, ставь компрессы

из разных зерен и цветов эльсгольции,

введи в матку отвар «Эльсгольция-8».

 

«Экстракт амриты» — восьмичленная Тантра тайных устных наставлений.

Тантра наставлений. Завершилась глава семьдесят пятая «Лечение частных женских болезней»

Примечание:

1 Причиной болезни считается насилие над маленькой девочкой, приведшее к травме половых органов.

2 Болезнь, по комментарию, возникает из-за частых сношений молодой девушки со многими мужчинами.

3 Происхождение этой болезни объясняется «недостатком спермы мужа — она не растекается, а сворачивается».

4 Состав называется «Малый очиститель живота».

5 На потное тело насыпать муку и скатать в шарики.

 

 

Глава 76ЛЕЧЕНИЕ ОБЫЧНЫХ ЖЕНСКИХ БОЛЕЗНЕЙ

 

Затем риши Видьяджняна изрек:

 

О великий риши, слушай!

Обычных женских болезней восемь: болезнь признака,

задержки плода, неправильное предлежание,

задержка плаценты, выпадение матки, кровотечение,

дуг-тхабс, задержка «остатка болезни».

Через месяц после зачатия [плод] во время

совокупления родителей начинает испытывать к ним

любовь и отвращение1,

и появляются признаки, говорящие о беременности:

утомленность, вспыльчивость, слезливость,

плохой аппетит, пристрастие к разной пище и напиткам,

тошнота, обострение прежних болезней.

В это время нельзя спать днем, мерзнуть;

хотя и нельзя подавлять пищевые пристрастия,

но от конины, ослятины и птицы лучше воздержаться;

надо остерегаться тяжелого, трудиться в меру

в сухом месте и лечить обострившиеся болезни.

Задержаться может живой плод или мертвый.

Живыми изгоняют незаконнорожденных и тех,

кто не захотел родиться сам.

Способ извлечения незаконнорожденных2: дают

«двойку», «тройку» и «пятерку»3 с вином.

Зля этого надо очистить желудок, раскрыть сосуды4 и

отворить сосуд плода5.

Дозы согласуй со сроками беременности6.

До семи месяцев беременность наверняка прервешь.

Плод не может выйти, если будет задержка внутренняя, средняя и внешняя.

При внутренней задержке, если плод не выходит из матки,

дай, смешав с вином, золу волос с мошонки мужа и волос с макушки жены

с толчеными рогами сайгака, оронго и носорога,

поставь компресс из земли перед мышиной норкой

или дай с вином гвоздику разноцветную с рогами сайгака

и молитвенными бобами и поставь компресс из земли.

Или дай мед и масло с рогами сайгака,

принеси жертву торму богам и предкам.

Дай топленое масло, прочитав над ним тысячу раз:

«Аум! Грен грен ма ха грен ваджра рже се сарва бйи де сва ха».

Если ребенок застрял в костном кольце,

проткни большой родничок и сильно потяни пальцем.

Если вытягивается плохо, остриги ногти, вымой руку вином

и инструментом, похожим на ущербную луну, разрежь [плод] и вытащи.

Если плод застрял во внешнем кольце кожи и мяса,

перевяжи поясницу, положи [женщину] на высокое седло и дави на плечи.

Об извлечении мертвого плода. Дай внутрь вино

с молитвенными бобами, нашатырем, рогами сайгака,

рогами оронго, поставь компресс из земли перед мышиной норкой;

дай молочай дур-бйид, лжеводосбор,

шерсть летяги с рогами сайгака и паточным вином.

Или дай [состав из] нашатыря, молочая дур-бйид, золы оленьего рога.

Или дай витанию с вином и поставь компресс из сухой закваски.

Или дай похлебку из собачьих яичек с нашатырем,

введи в матку молочай дур-бйш с нашатырем и

маслом, поставь компресс из промасленного войлока.

При неправильном предлежании плода — поперечном,

шейном, ягодичном — надо взять за ножку и развернуть,

подталкивая вверх указательным пальцем,

дать внутрь зерна, прочитав заклинание.

При задержке последа дай помет зайца,

нашатырь и паленую шерсть с вином.

Хорошо изгоняет послед заклинание и состав с собачьими яичками.

Выпавшую матку обмой теплой водой, молоком

и вправь обратно, насколько достанешь пальцами.

Если при этом дать отвар перца Бунге — наверняка получится.

А если матка не держится, сверни войлок валиком,

заверни в послед, присыпь нашатырем и введи внутрь.

Потом возьми [роженицу] за ноги, потряси и поставь компресс на влагалище.

Женщина должна лежать с приподнятым тазом, ходить и

вставать запрещается.

При кровотечении дай вино из патоки и сахара.

Если не останавливается, дай траву куша с вином,

или отвар межузлий ячменной соломы с медом,

медвежьей желчью и палеными волосами,

или дай медвежью желчь с корицей,

или дай паленые перья улара с медом

либо толченой пеной, снятой с кипящего сиропа.

Побрызгай водой на икры и бицепсы, прижги

шестнадцатый позвонок, разотри тело, окуривай

едким дымом, пои вином из патоки и костным отваром.

Болезнь, которая осталась после родов, свернулась

в комок и вызывает колющие боли,

лечи компрессом из земли перед мышиной норкой,

давай часто вино с перцем Бунге и медом и вино из патоки.

Если это не поможет, поставь компресс

из нагретой винной закваски с солью.

Потом отвори сосуд лодыжки и дай маточные очистители7.

При схватках с выделением гнилого мяса, крови и гноя

не пугайся, а наоборот, усиливай их маточными очистителями.

Болезнь дуг-тхаб вызывается употреблением

после родов старого мяса и масла, дневным сном,

тяжелым трудом, которые возбуждают жар желчи.

Пульс при этом мягкий и частый, слабость, жажда,

острые колющие боли в груди, красная мокрота.

Следует назначать поочередно «прохладную» и «теплую» пищу,

отворить [сосуды] ру-тхунг, «слияние», сосуд желчи, сосуд лодыжки,

дать очиститель из отвара миробалана хебула, молочая дур-бйид,

дать отвар эвкоммии и сверции, составы

«Камфора-7» или «Шафран-7» с медвежьей желчью.

В пище сочетать «прохладное» и «теплое»;

лечить поочередно жар и холод и «сочным» давить ветер.

 

«Экстракт амриты» — восьмичленная Тантра тайных устных наставлений.

Тантра наставлений. Завершилась глава семьдесят шестая «Лечение обычных женских болезней»

Примечание:

1 Считается, что плод мужского пола испытывает отвращение к отцу во время полового акта родителей, а девочка, наоборот, любит отца.

2 Речь, по-видимому, идет о выкидыше с целью избавления от нежелательной беременности.

3 «Двойка», «тройка», «пятерка» — сокращенные названия составов «Два лекарства», «Три лекарства», «Пять лекарств».

4 Для «раскрытия сосудов» накануне вечером назначают отвар перца Бунге и алтея, наутро — все три состава.

5 Сосудами плода на теле матери названы в комментарии сосуд лодыжки и сосуд «сидящий на икре».

6 На каждый месяц беременности дозы увеличивают на один тхун.

7 См. об очищении живота и очищении сосудов в гл. 74 «Лечение общих женских болезней».

 

 

Раздел 11. Лечение болезней, насылаемых демонами

 

Глава 77ЛЕЧЕНИЕ БОЛЕЗНЕЙ, ВЫЗВАННЫХ БЙУНГ-ПО

 

Затем риши Маносиджи обратился с просьбой:

 

О великий риши!

Как лечатся болезни, вызванные демонами глон?

Пусть Исцелитель расскажет нам об этом!

Учитель Видьяджняна изрек:

О великий риши, слушай!

Расскажу о пяти видах болезней, вызываемых демонами глон, —

это болезни от бйунг-по, от демона сумасшествия,

от демона потери сознания, от гза-гдон и клу-гдон.

У болезней от бйунг-по есть причины, условия,

различия, признаки и способы лечения.

Причины и условия. Эти болезни настигают людей,

постоянно творящих греховные деяния,

тех, кто живет в одиночестве без близких и друзей,

тех, кто пренебрегает положенными жертвоприношениями,

людей, объятых горем или совершивших неосмотрительные

деяния телом или языком.

Признаки. Бйунг-по и ми-ма-йин проникают в тело

и язык человека и изменяют его поведение.

Различают восемнадцать великих демонов глон — это лха,

лха-мин, дри-за, клу, гнод-сбйин,ц ихангс-па, ша-за,

срин-по, йи-дагс, грул-бум, бйад-стемс, ро-лангс,

мцхун-лха, гйенг-бйед, ламы, старцы, риши, сиддхи.

[Общим] признаком вселения этих глон являются изменения

ума, характера, речи и манер человека,

смятение и суета в мыслях и в душе,

скольжение ума по поверхности явлений.

В частности, одержимый лха говорит на санскрите,

речь у него приторно-слащавая, спит он мало,

лицом ясен и чист, очень любит украшаться, наряжаться.

У одержимого лха-мин появляются пристрастия

к мясу и вину, он смотрит искоса, делается злобным,

горделивым, хвастливым, сильным и ловким.

Одержимый дри-за любит благовония, ароматы,

наряды, украшения, танцы и песни, все красивое,

особенно же он любит украшаться красным.

Одержимый клу отличается ярким цветом лица,

красными выпученными глазами, любит красное и белое,

«жует язык», предпочитает спать на животе.

Одержимый гнод-сбйин увлекается поисками кладов,

говорит шепотом о каких-то тайнах, любит есть рыбу,

ненавидит лекарей и брахманов.

Одержимый цхангс-по, вскрикивая «О!», читает шастры,

бьет и истязает себя, хохочет и ругается.

Одержимый срин-по становится очень сильным,

говорит одни грубости, предпочитает все красное.

У одержимого ша-за злобное лицо, он сквернословит,

временами теряет сознание, беспричинно плачет и говорит бессвязно.

Одержимый йи-дагс ведет себя как [демон] йи-дагс -

всех боится, трясется так, что даже есть не может.

У одержимого грул-бум темное лицо,

медлительные движения, отеки яичек.

Одержимый бйад-стемс бегает голым с палкой.

Одержимый гйенг-бйед много пьет, убегает в одиночку в безлюдные места.

Одержимый ро-лангс говорит истину, много спит,

любит украшения, трясется всем телом.

У одержимого мцхун-лха сохнет во рту, глаза полузакрыты,

он все время старается прикрыть одеждой левый бок.

У одержимых ламами, риши, старцами и сиддхи

появляются соответствующие изменения в поведении

и в пищевых пристрастиях1.

Если эти больные бегают с детьми и подростками,

ходят голыми с всклокоченными волосами, не ведают

покоя ни умом, ни душой, если с начала болезни

прошло уже много времени2, — они неизлечимы, откажись.

Способы лечения. Бйунг-по усмиряют чтением мантр,

жертвоприношением торма, огненными жертвоприношениями,

чтением канонических трактатов, созерцанием, йогой

и стяжанием двух собраний.

Бйунг-по разбегаются от окуривания больного дымом

равных частей малины, сандала, перьев павлина,

нарда, аира, ферулы, змеиной шкурки,

гороховой мякины и мышиного помета.

От них можно быстро избавиться, если давать внутрь,

капать в нос или натирать все тело больного

«Отпугивающим лекарственным маслом», приготовленным

из сандалов красного и белого, сафлора, «трех плодов»,

кардамона настоящего, малины, барбариса, сосны,

«трех горячих», пижмы, ластовника, корицы, пикроризы,

ветиверии, куркумы культурной, змееголовника,

живокости Брунона, можжевельника, ломоноса, костуса,

донника душистого, борца разнолистного,

винной гущи, реальгара, «шести видов мочи» и масла.

Полезно читать дхарани снгагс-риг-грва лига и делать им жертвы,

жертвовать храмам тормы и драгоценности,

благовония, зерна, цветы, рисовое вино и сладости,

а ламам, риши, сиддхи и старцам — молочные продукты.

Тормы для лха выносят на север, для лха-мин — на запад,

для дри-за — на пересечение коровьих тропинок,

для клу и мцхун-лха — на берега водопадов,

для гнод-сбйин — на места слияния двух рек,

для цхангс-па — на восток, для срин-по — на перекресток дорог,

для ша-за — на запад в какой-нибудь заброшенный дом.

Время подношения тормы, огненного жертвоприношения,

назначения лекарств и окуривания больного определяй

в зависимости от вселившегося в него демона гдон.

 

«Экстракт амриты» — восьмичленная Тантра тайных устных наставлений.

Тантра наставлений. Завершилась глава семьдесят седьмая «Лечение болезней, вызванных бйунг-по»

Примечание:

1 «Вайдурья-онбо» дает дополнительную информацию по диагностике этих заболеваний: «Лха вселяются в человека в первый и тринадцатый дни новолуния, лха-мин —в тринадцатый день новолуния и двенадцатый день второй половины месяца, дри-за —в четырнадцатый день первой и в тринадцатый день второй половины месяца, клу —в пятый день первой половины, гнод-сбйин — в седьмой и одиннадцатый дни первой половины месяца, цхангс-па — в восьмой и пятнадцатый дни новолуния, [демоны] от срин-по до мцхун-лха нападают в первый, девятый и одиннадцатый дни первой половины, еще мцхун-лха нападают по нулевым, девятым и одиннадцатым дням первой половины месяцев. Ламы, риши, старцы и сиддхи настигают людей в остальные дни».

2 Болезнь считается неизлечимой, если прошло больше года от ее начала.

 

 

Глава 78ЛЕЧЕНИЕ СУМАСШЕСТВИЯ

 

Затем риши Видьяджняна изрек:

 

О великий риши, слушай!

Расскажу о причинах и условиях, различиях,

признаках и способах лечения сумасшествия.

Причины. Упадок сил духа и сердца, горе,

заботы ума, чрезмерное напряжение души,

неподходящее питание и образ жизни, козни демонов глон

вызывают возбуждение доша. Они занимают

места, по которым проходят пути сознания рнам-шес.

По этой причине меняется путь виджняны,

слабеет память и наступает сумасшествие1.

Различают семь видов сумасшествия: вызванные

ветром, слизью, желчью, сочетанием доша, горем, ядом и демонами.

Признаки. При сумасшествии от ветра — сохнет мясо,

пенистая рвота, болтливость, плаксивость,

покраснение глаз, [возбуждение] после еды;

при сумасшествии от желчи — больной озлоблен, лезет драться,

глаза и моча желтые, его тянет к холодному,

ему мерещатся огонь и звезды (искры);

при сумасшествии от слизи — тошнота, молчаливость, отсутствие аппетита,

сонливость, обильное слюнотечение и сопливость;

при сумасшествии от сочетания всех доша — признаки разные;

при сумасшествии от горя — возбуждение при воспоминании о потерях;

при сумасшествии от яда — бледность, слабость, путаница в мыслях;

при сумасшествии от демонов — больной похож на вселившегося демона.

Способы лечения двух видов: общие и частные.

Первый вид. Чтобы прочистить пути виджняны, назначай

массаж, ванны2, рвотные, слабительные, кровопускания;

приготовь «Успокаивающее лекарственное масло» из ха-ри-ну-ки3,

«трех плодов», сосны, цветов мытника, барбариса,

куркумы культурной, листьев и древесины солодки,

донника душистого, костуса, малины,

бутонов и тычинок бомбакса, цветов рододендрона,

кассии трубчатой, прутняка, кардамона среднего,

ломоноса, меконопсиса цельнолистного, сандала,

змееголовника, граната, можжевельника и старого масла.

Это масло усиливает потенцию, помогает зачать,

дает телу дородность и подавляет сумасшествие.

Частные способы лечения. При болезни от ветра

сделай масло борца Фишера: возьми один шо

борца, замочи в вине и высуши; шесть частей

миробалана хебула кипяти в вине, пока не останется только порошок,

оба [компонента] брось в кипящее масло, добавь

«шесть хороших» и патоку. Однако, не зная дозы,

времени назначения, можно убить больного4.

Или сделай «Гаруду-5» с добавлением равного количества мускатного ореха.

Начинать печение надо с одной пилюли и каждый день

дозу увеличивать на одну.

Давай масло мускатного ореха, масло из костей,

прошлогоднее мясо и масло, крепкое вино,

порошок из миробалана хебула, «трех горячих»,

перца красного, кориандра, айована, красной соли, морской соли и патоки.

Делай прижигание и ставь иглы в точке ветра5.

При болезни от желчи очищай клещевиной,

молочаем дур-бйиа, момордикой кохинхинской,

миробаланом хебула и перцем длинным.

Назначай порошок из сверши, девясила высокого,

костуса, адатоды, пикроризы, шафрана и эмблики;

открой сосуды сердца, приготовь масло сверции;

корми бараниной, свежим мясом верблюжонка.

При болезни от слизи вызови рвоту маслом из бодяка,

гедихиума, коровьего масла и молока;

лечи грубой пищей, лекарствами, прижиганием и иглоукалыванием.

При лечении болезни, вызванной сочетанием доша, используй все средства.

Сумасшествие от горя лечи религиозным учением,

беседами6, общением с друзьями, пусть больному дают все, что он хочет.

Сумасшествие от яда лечи пилюлями из куркумы ароматной,

борца разнолистного и красного,

риал, щитовника, куркумы культурной и мочи.

Если сумасшествие идет от демона, окуривай дымом

мочи, помета, желчи, шерсти и шкуры

кошки, козла, совы и лисы.

 

«Экстракт амриты» — восьмичленная Тантра тайных устных наставлений.

Тантра наставлений. Завершилась глава семьдесят восьмая «Лечение сумасшествия»

 

Примечание:

1 Механизм заболевания представляется, согласно «Вайдурья-онбо», так: в центре восьмилепесткового лотоса сердца находится царь-авадхути толщиной с конский волос. У него шесть отростков-дхути: по одному на четыре стороны света, вверх и вниз, середина полая. Верхний дхути зеленый, нижний — синий, восточный — черный, южный —красный, западный — желтый, северный — белый. По переднему восточному дхути двигается виджняна ушей, по южному правому — виджняна глаз, по западному заднему —виджняна носа, по северному левому — виджняна языка, по верхнему — виджняна тела, по нижнему — виджняна души (йид). Если демон через передний сосуд перейдет в нижний, то он закроет пути души, и она изменит направление своего движения.

2 Назначается ванна из «пяти амрит» или костного отвара.

3 Ха-ри-ну-ка — здесь определяется как девясил.

4 Назначают на голодный желудок кусочек этого масла величиной с плод миробалана, затем постепенно увеличивают дозу.

5 В комментарии указаны следующие точки ветра: точки первого, шестого и седьмого позвонков, точка «граница между черной и белой [диафрагмой]» и точка темени.

6 Примеры этих бесед с цитатами из буддийских канонических сочинений см. в «Вайдурья-онбо».

 

 

Глава 79ЛЕЧЕНИЕ БОЛЕЗНИ, ВЫЗВАННОЙ ДЕМОНОМ БЕСПАМЯТСТВА

 

Затем риши Видьяджняна изрек:

 

О великий риши, слушай!

Расскажу о различиях, признаках и способах лечения беспамятства.

Различают пять видов беспамятства: от ветра,

от слизи, от желчи, от яда и от демонов.

Их признаки и проявления. Сердце бьется

неровно и часто, тупеет голова, потливость,

вздутие живота, слабость, боли в костях,

обильные сопли и слюни. Во время приступа

больной падает навзничь, скрипит зубами,

дергает руками и ногами. Его рвет пеной,

ему кажется, что он очутился во мраке.

Если болезнь вызвана ветром, трясутся руки и ноги,

время от времени они деревенеют;

если желчью — лицо желтое, сохнет во рту,

приступы бывают после еды;

если слизью — длительные припадки, обильное слюнотечение;

если ядом — болезнь проявляется нечетко, сознание спутанное;

если демонами — изменяется поведение.

Лечение. Клизмой нируха, очистителем носа, рвотными

и острыми слабительными прочисти отверстия;

окури дымом из мочи, перьев и помета совы, ворона,

грифа, фазана, помета змеи и собаки;

закапай в нос отвар желчи желтой коровы;

[смесь] аира, костуса, старого масла и меда.

При долгих припадках прижги точки всех пальцев,

делай клизму жамци, давай паточное вино,

прижигай точки ветра, поставь горячую иглу

на точку сосуда «вызывающий безумие»1.

Частные способы лечения — как при сумасшествии.

Вообще при сумасшествии и беспамятстве бывает

плохо поддающийся лечению остаток жара.

Поэтому сперва надо очистить этот жар и после

лечить «теплыми», сочными, горячими иглами.

Сумасшествие и беспамятство, как правило, вызываются демонами,

поэтому надо совершать обряды их умилостивления,

омовения, жертвовать тормы, стремиться к истине — делать все,

что успокаивает,

делать водные тормы, совершать обряды в честь

нагов и, наконец, пытаться жесткими средствами изгнать этих демонов.

 

«Экстракт амриты» — восьмичленная Тантра тайных устных наставлений.

Тантра наставлений. Завершилась глава семьдесят девятая «Лечение болезни, вызванной демоном беспамятства»

Примечание:

1 Точка сосуда «вызывающий безумие» находится на нон влево от левого соска.

 

 

Глава 80ЛЕЧЕНИЕ БОЛЕЗНИ ГЗА

 

Затем риши Видьяджняна изрек:

 

О великий риши, слушай!

Расскажу о сроках, когда болеют гза1,

ее признаках, методах зашиты, способах лечения и

предупреждения возврата [болезни].

[Сроки]. Эта болезнь нападает в восемь следующих дней

лунного месяца: четвертого, восьмого, одиннадцатого,

пятнадцатого, восемнадцатого, двадцать второго,

двадцать пятого и двадцать девятого.

Обследованием выявляют общие и частные признаки

и решают, стоит лечить или не стоит.

Общие признаки: отнимается один бок, глазной сосуд

становится четким, бывают немота и косноязычие,

искривление рта, плач и хохот.

Различают два вида: гза огня и гза воды.

Гза огня поражает правый бок, язык становится короче

справа, [у больного] жар, ногти пахнут паленым.

При гза воды поражается левый бок, язык короче слева,

все тело холодное, сухожилия стянуты2.

Если болезнь настигла человека в двадцать девятый день,

если сразу началась рвота и отнялся язык,

если больной не вздрагивает, когда на сердце брызгают воду,

если он не может закрыть глаза, если ему более

шестидесяти лет, лечи или не лечи — бесполезно.

От таких надо отказываться.

Методов зашиты два: самозащита и защита больного.

Самозащита: носи заговоренные семена горчицы,

агат и мясо ящерицы рмигс-па, а в уме все время держи заклинание:

«Аум! Ба ра чакра ра ху ла сва ха!»

«Аум! Хаум! Су ли хаум тинг бри ду су су

огонь, огонь, уничтожь, уничтожь сва ха»,

иначе демон гза одолеет тебя.

Защита больного. Привяжи к нему святые мощи,

агат, сердце и кровь павлина и ворона;

завяжи смолу ватики белой и черной

и повесь на левый бок штаны вдовой женщины.

Намажь свежим маслом с «шестью хорошими», мускусом и золой чеснока.

Во время болезни посади голубя в постель больного,

а на ограде или на крыше дома напиши [заклинание]:

«Аум! три кхйе да бам хаум!»

Способы лечения: «заключение в тюрьму», «пугание»,

пища, поведение, омовение, обряд чо-га для гза.

Чтобы удержать болезнь, ее надо «посадить в тюрьму»3.

Для этого голову больного накрой штанами вдовы

и, приговаривая ке-та4, окури дымом ватики,

дай внутрь заговоренную смолу ватики, размочив ее в воде,

натри больного золой чеснока, порошком мрамора

и глауконитовой глины, размешанных на моче, — тогда

болезнь не перейдет на окружающих.

«Пугание». При огненном гза посади больного

на корточки на границе света к тени и обпей его

несколько раз водой из семи кувшинов, а сзади

пусть в это время громко затрубят в раковины.

Если больной будет убегать, возвращай на место.

При водном гза окружи больного кострами,

и если он захочет убежать, возвращай назад, угрожая стрелами.

Если от всего этого улучшения не будет,

помести больного над дымоходом на травяной

подстилке, покрытой шелком. Когда он пошевелится,

надо сразу затрубить в раковины.

Питание. Запрети вино, старое масло и мясо, кровь;

назначай мед, свежее масло, шо, дар, все «белое».

Поведение — избегать грязи, [ритуально] «нечистого», огня и солнца,

не разговаривать, не болтать, слушать только приятное,

совершать омовения мочой с камфорой, безоаром,

«шестью хорошими», сандалом белым, мускусом, нардом

или — вином с этими же средствами и золой чеснока.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 271; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.232 сек.