Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие информационно-просветительных функций музеев и библиотек 4 страница




Чтобы удовлетворить потребности разных групп населения, и в первую очередь молодежи, музей-заповедник ежегодно стал проводить фестивали современной музыки и фольклорных ансамблей «Рождественские потешки», основанный на возрождении традиционных зимних музыкальных праздников, принятых в Царском Селе с начала XIX века.

Со второй половины XIX века в Екатерининском дворце и Концертном зале Царского Села сложилась традиция музыкальных премьер в летней резиденции российских императоров. Здесь выступали ведущие композиторы России, профессора Санкт-Петербургской консерватории, известные музыканты и певцы. Сохраняя и развивая эту традицию, музей- заповедник в соответствии с программой социально-педагогического эксперимента организовал цикл творческих отчетов петербургских композиторов перед слушателями, серию музыкальных премьер симфонических и камерных оркестров, ряд выступлений молодых исполнителей.

Многие годы российские города славились воскресными открытыми концертами духовой музыки в парках, скверах, на площадях. Эти концерты создавали благоприятную психологическую и эстетическую ситуацию, вносили в город праздничное настроение, порождали присущее менталитету россиян чувство соборности. А если учесть, что репертуар этих оркестров в основном состоит из отечественных мелодий, то это одновременно была и форма пропаганды национальной музыкальной культуры. Ныне эта традиция возрождена, что вызвало самую положительную реакцию посетителей Екатерининского парка.

В современном музееведении достаточно полно отражены поисково-отборочная, оценочно-топологическая, реставрационно-охранительная, художественно-экспозиционная и научно-просветительная функции музея. Все они, безусловно, присущи любому музею-заповеднику. Однако исследование исходило из того, что эти функции далеко не исчерпывают культуросозидающий потенциал такого дворцово-паркового музейного комплекса, как «Царское Село», который правомерно рассматривать и как субъект социально-культурной деятельности, опирающейся на сконцентрированные в нем непреходящие ценности отечественной и мировой истории и культуры. Специфика же музея-заповедника проявляется в том, что вовлечение людей в мир культуры и стимулирование их культурно-творческих потенций происходит опосредовано, благодаря влиянию архитектурно-художественных ценностей и атмосферы музея на осуществляемые в его стенах или парках встречи, лекции, концерты, фестивали, торжества или иные социально-культурные акции.

Просветительная деятельность музея-заповедника ныне охватывает самый широкий диапазон социально-культурных акций – от организации лектория для учащихся школ г.Пушкина, последовательно раскрывающего историю отечественной культуры, до системы выставок из фондов музея в США, Германии и других странах, которые позволяют народам мира увидеть замечательные творения российского гения, пропагандируют высокую духовность и способствуют укреплению международных культурных контактов.

12 лет исследования сопровождались встречами со слушателями и экскурсантами, выявлением оценок разных групп населения о работе музея, совершенствованием художественно-просветительной деятельности с учетом конструктивных замечаний и предложений участников этих встреч. За годы осуществления формирующего эксперимента в государственном музее-заповеднике «Царское Село» были бесспорные достижения, были и неудачи, связанные с просчетами в апробируемых методиках, но в целом в процессе расширения и обогащения социально-культурной деятельности, осуществляемой на принципах, обоснованных в прикладной и педагогической культурологии, можно было убедиться, что это наиболее эффективный и перспективный путь дальнейшего развития дворцово-паркового комплекса и он в соединении с традиционными формами музейной деятельности может и должен предопределить лицо музея-заповедника в начале XXI века.

Новые требования встают и перед экскурсоводом, который принимает на себя роль ведущего посредника между музеем и посетителем.

В ходе многолетней опытно-экспериментальной работы в музее-заповеднике «Царское Село», мы отрабатывали методологию и методику проведения экскурсии, основанную на феномене единства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия. Экскурсовод в музее принципиально отличается от лица, пересказывающего текст путеводителя. В значительной мере он предстает как театр одного актера и выступает в роли интерпретатора экспозиции, реализует функции организатора творческого общения, основанного на интересе к отечественной истории и культуре. Но в ряде случаев опытный экскурсовод идет дальше, принимая на себя функции лидера интеллектуальной дискуссии.

В период создания текста экскурсии автор-коммуникатор (экскурсовод) совершает переход от множественности предметно-содержательных текстов к единому, информационно-целевому, от одной функциональной системы – к другой. Это переход от объективного к субъективному, - т.е. процесс, который может быть оценен как движение от системы значений к системе смыслов. Единство и противоположность знаний и смыслов в одном понятии (Л.С.Выготский[196], А.Н.Леонтьев[197]), - фундаментальное положение психологии, которое широко реализуется в прикладной и педагогической культурологии.

Мы исходили из того, что экспозиция музея – это не самоцель, а лишь средство познания отечественной истории и культуры. За архитектурным обликом Екатерининского и Александрийского дворцов, за каждым произведением искусства, представленным в музейной экспозиции, за всем внутренним убранством дворцов и парков – многовековая история России, достижения культуры ее народов, знаменательные события, сфокусированные в геральдике, праздниках, обычаях, традициях. Именно это составило идеологию исследования, его концептуальную позицию, его, как выразился бы К.С.Станиславский, «сверхзадачу».

Исследуя механизм восприятия экскурсии в массовой аудитории, мы констатировали наличие у реципиента постоянно действующей потребности в переоценке ценностных ориентаций, мысленной консультации по «вопросам жизни». Соответственно, и в звене говорящего, имеющего определенные коммуникативные намерения, должна возникнуть «ответная» установка, продуманы оптимальные пути ее реализации.

Массовая экскурсия – это ситуация общения музея и экскурсовода с самой широкой и разнородной аудиторией, очень часто не являющейся единым коллективом, с группой, которую порой трудно объединить по какому-либо единому признаку. Это некий временно и внешне единый контингент людей, имеющих подчас полярные представления о цели экскурсии, с разными ожиданиями и требованиями к ней. Однако в процессе взаимодействия и понимания не может не играть роли тот факт, что и музей, и ведущий, и его слушатели являются частью более широкой социальной общности и, следовательно, носителями ее языка, представлений, понятий.

Экспонаты музея, как правило, созданы для утилитарных целей, но отделены от них известной мерой условности. Они доступны только созерцанию, но ни в коем случае не использованию по своему прямому назначению. Независимо от своего желания, посетитель так же подчинен условности музея: в окружении данных реалий, в данном музее, на данной экскурсии, в данных временных рамках он берет на себя роль исследователя истории и культуры. Однако, сугубо значимыми, устойчивыми в любой ситуации остаются глубинные личностные потребности, определяющие собой интерес и внимание. Таким образом, мера условности музея образует как бы два разных уровня – уровень ценности вещи с ее прошлым и уровень актуального сиюминутного запроса наблюдателя в настоящем.

Переход к игровой ситуации не означает переход к особой, четко обозначенной игре: тонкость и специфика момента как раз и состоит в том, что предлагаемые обстоятельства обуславливают лишь необходимость коррекции линии поведения и речи по отношению к практическому ходу деятельности, перехода из плана обыденных связей в план мысли. Какова мера этой коррекции – вопрос индивидуальности ведущего, опыта его работы, пола, возраста, чувства меры и степени оценки им роли идеи, отраженной в конкретном экспонате. Ориентируя свою деятельность в ситуации познания в музее, экскурсовод не может быть ни ученым-искусствоведом, замкнутым в своей области знания, ни тем более учителем. Хотя в той или иной мере он действительно объединяет их в своем лице.

Ведущую функцию экскурсовода мы видели не в перемещении объема знаний в головы посетителей, а, прежде всего, в возбуждении их сознания, памяти, представлений, ассоциаций и жизненного опыта. Информационно-целевой текст, реализованный в деятельности экскурсовода в коммуникативной фазе, выступал для нас как метод активизации восприятия.

Разносторонний анализ социально-культурной деятельности экскурсовода как ведущего посредника между музеем и посетителем заставил нас в процессе опытно-экспериментальной работы скорректировать ряд исходных позиций.

На начальном этапе исследования мы видели в нем автора экскурсии, создающего на докуммуникативной фазе партитуру раскрытия экспозиции и исполняющего в условиях коммуникации с посетителями функции театра одного актера. Однако, по мере изучения восприятия слушателями информации экскурсовода мы убедились, что эффективность экскурсии находится в прямой зависимости от степени активности посетителей, от уровня их задействованности в диалоге с экскурсоводом. Наиболее успешными, вызывающими самые положительные отзывы участников, были те экскурсии, на которых слушатели из объекта информационного воздействия преобразовывались в субъект социально-культурного творчества, а экскурсовод принимал на себя функции не только информатора, но и комментатора-дирижера, направляющего обсуждение в педагогически целесообразное русло. При этом методическое мастерство экскурсовода проявлялось в умении достичь оптимального соотношения информации, комментария и включения участников экскурсии в обсуждение поднятых в ней проблем.

Комплексное исследование музея как института социально-культурной деятельности подтвердило исходную рабочую гипотезу, основанную на том, что сегодня он не может более ограничиваться отбором, сохранением, классификацией, реставрацией и экспозицией историко-культурных раритетов. Эффективность музея, вступающего в информационное общество XXI века, находится в прямой зависимости от того, насколько он, реализуя традиционные формы поисково-охранительной и научно-экспозиционной деятельности, дополняет и обогащает их разнообразными методами вовлечения посетителей в активные формы социально-культурного творчества. Эксперимент убедительно показал, что магистральный путь развития музея-заповедника «Царское Село», равно как и любого иного музейного учреждения, – в единстве поисково-охранительной, научно-экспозиционной и социально-культурной деятельности, в превращении музея не только и не столько в сокровищницу ценностей истории и культуры, сколько в центр духовной жизни, опирающийся на эти ценности и использующий их как средство историко-патриотического и нравственно эстетического воспитания, как базу стимулирования культуротворческой активности разных групп населения.

Важным направлением совершенствования деятельности музея стало приведение его информационно-методического обеспечения в соответствие с требованиями и техническими возможностями начала XXI века. В первую очередь это было связано с подключением к Интернету и иным мировым информационным структурам, установлением системы обмена научно-методической информацией с ведущими музеями мира.

Логика исследования по ряду параметров заставила расширить его границы, выйти за пределы первоначальной гипотезы, проанализировать ряд общемузейных проблем. В частности, исследование доказало необходимость использования художественных, историко-мемориальных и иных музеев как средств сохранения и передачи из поколения в поколение исторической памяти, как фактор культурного наследия, опирающегося на предметные формы духовных и материальных ценностей. Эксперимент проиллюстрировал целесообразность расширения функций художественных и историко-мемориальных музеев, которые могут значительно повысить эффективность своей деятельности посредством соединения традиционных форм научно-исследовательской и экскурсионной работы с системой последовательного историко-культурного и нравственно-эстетического просвещения и вовлечения разных групп населения и, в первую очередь, молодежи в социально-культурное творчество.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 357; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.