Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современный специалист социально-культурной деятельности и система его формирования 2 страница




Интерес к гуманитарному образованию в современных условиях, когда гуманистические факторы в структуре личности приобретают доминантный характер, естественен. Но при этом нельзя не учитывать, что традиционно-просветительские концепции, ориентированные на стремление наполнить человека максимальным объемом знаний, на рубеже третьего тысячелетия оказываются мало эффективными. В отличие от времени зарождения идей просветительства сегодня ни один индивид не в состоянии воспринять весь объем накопившейся и постоянно обновляющейся информации. И это диктует необходимость реализовать принцип избирательного отношения к ней, позволяющий человеку воспринимать, перерабатывать, усваивать и использовать лишь то, что представляется непреложным и актуальным.

В этой связи нельзя не поставить под сомнение ничем не оправданную «всеядность», которую проявляют некоторые родители, стремящиеся одновременно вовлечь своих детей в непонятное их восприятию количество форм культурной деятельности. Но еще более спорным и научно не обоснованным выглядят попытки отдельных учебных заведений ради рекламы и погони за модой включить в свои учебные планы содержание образования, явно превышающее объективные возможности его эффективного восприятия.

В ряде университетов и педагогических вузов учебные планы специальности «Социальная педагогика» предусматривают цикл дисциплин в области экономики, права и менеджмента, которые значительно превышают объем часов по социальной педагогике. Авторы пояснительных записок к этим планам подчеркивают бесспорную истину о том, что педагог, связанный со сферой социальной работы, должен разбираться в экономических, юридических и организационных вопросах. Не будет ошибкой, если мы продолжим перечень необходимых социальному педагогу знаний, включив в них риторику, социальную психологию, семиотику и ряд иных дисциплин. Но при этом никак нельзя допустить, чтобы в широком потоке информации утонула специальность, потерялась ее самобытность, а главное приоритетность для тех, кто изначально ее избрал.

В вузах культуры на отделениях театрализованных форм досуга цикл дисциплин в области режиссуры настолько превышает объем часов, раскрывающих сущность, природу и воспитательный потенциал досуга, что студенты уже на первых курсах забывают об избранной специальности и считают себя режиссерами. К сожалению, таковыми они не являются, и к выпуску, а в еще большей мере после него испытывают горькое разочарование.

И в первом, и во втором случае ошибки в стратегии образования порождают у обучающихся завышенные самооценки, отвержение профессии и крушение жизненных планов.

Широкое образование, формирующее общекультурные знания, функциональную грамотность и профессиональное мастерство, всегда ценилось и будет цениться как один из важнейших показателей развития личности. Однако в современной ситуации, когда экстенсивные возможности образования исчерпали себя, пути его интенсификации видятся в оптимизации соотношения объема знаний и характера профессиональной деятельности, в процессе которой они могут реализоваться.

Еще в пятидесятые годы российские социологи (Е.С.Кузьмин, В.А.Ядов и др.), исследуя в городе на Неве отношение к труду рабочих «Светланы» и «Электросилы», установили, что лица с незаконченным средним образованием выполняют конвейерные и иные монотонные функции лучше, чем специалисты с более высоким уровнем образования и,соответственно, с большими притязаниями. Тогда же впервые встала проблема разумной достаточности образования.

Поиски путей обеспечения соответствия объема образования содержанию предполагаемой профессионально-трудовой деятельности правомерно рассматривать и в контексте идей И.М.Тамма и П.Л.Капицы об ограниченности и конечности познания в определенных направлениях науки. За ряд тысячелетий в анатомии человека не произошло заметных изменений, и поиски новизны здесь не имеют перспективы. То же, вероятно, разумно учитывать и в учебном процессе, который также имеет свои разумные границы.

Наконец, не последнее место занимают реальные способности, интересы, наклонности и дарования каждой конкретной личности, имеющей свой потолок восприятия информации. В этой связи несомненный интерес представляет вариативно-многоуровневая система образования, которая способна в соответствии с принципом разумной достаточности предложить человеку лишь то, что он может успешно усвоить.

В современной социально-культурной ситуации можно и нужно в соразмерных пропорциях развивать обучение экономистов, социологов и других специалистов, способных конструктивно воздействовать на культурно-досуговую сферу в условиях экономической реформы и демократизации общественной жизни, но это не решает кардинальную проблему подготовки культурологов досуга, которые приняли бы на себя основное бремя реализации рекреативно-развивающего потенциала досуга.

В любой сфере социальной деятельности ныне решаются задачи подготовки кадров руководителей и иных специалистов, способствующих общему прогрессу этой области производства или духовной жизни. Однако трудно представить, чтобы в политехническом, педагогическом или медицинском институте, готовя управленцев, экономистов или социологов соответствующей сферы общественной жизни, забыли о фундаментальном, базовом образовании - об инженере, учителе или враче. Этот элементарный принцип приоритетного образования, естественно, распространяется и на вузы культуры.

Конец XX века знаменует собой глубокие качественные изменения в целевых установках высшей школы. Ее демократизация связывается с отказом от обязательного государственного распределения, предоставлением права вузу не только удовлетворять социальный заказ, но и обеспечивать осуществление индивидуальных духовно-познавательных потребностей. Однако, разрабатывая стратегию совершенствования высшего образования в сфере культуры и досуга, следует теснее увязать ее с перестройкой, проходящей непосредственно в этой сфере. Появление и развитие новых специальностей и специализаций, как правило, должно подкрепляться наличием конкретного адресата профессиональной деятельности. В связи с этим предстоит большая работа по согласованию перечня принятых в вузе специализаций с квалификационными характеристиками и другими документами, предопределяющими профессионально-трудовые функции выпускников. Нельзя забывать, что рассогласование перечня специализаций в учебном заведении и культурно-досуговых учреждениях лишает практиков возможности обучаться на заочном отделении института.

Перевод вузов культуры на подготовку специалистов высшей квалификации в области прикладной культурологии позволяет преодолеть дублирование и параллелизм в среднем и высшем звене профессионального образования для сферы культуры. В 60-е – 80-е годы здесь сложилась парадоксальная ситуация, когда институты культуры и культпросветучилища практически готовили кадры одних и тех же специальностей и специализаций. Причем учебные программы профессионального цикла в культпросветучилищах на 80% повторяли высшую школу. Все это явилось следствием размытости специальности «Культурно-просветительная работа», отсутствия четких критериев в определении квалификации специалиста, субъективизма в оценке сущности, природы и профессиональных качеств выпускников средней специальной и высшей школы.

Учитывая опыт школы, где давно отказались от специалистов среднего звена, и практику развитых стран Европы, Америки и Азии, где сложнейшие функции реализации рекреативно-развивающего потенциала досуга доверяются лицам лишь с университетским образованием, получившим дополнительные знания в области социальной педагогики и смежных дисциплин, правомерно предположить, что в XXI веке обучение организаторов культурно-досуговой деятельности сосредоточится только в высших учебных заведениях. Однако в настоящее время, когда дефицит в специалистах клубной работы в сельских регионах страны не может быть преодолен без участия училищ культуры, необходимо изначально развести перечень специальностей и специализаций на разных уровнях образования. Вузы культуры должны сконцентрировать свои усилия на формировании специалистов прикладной культурологии, способных осуществлять стратегию досуга, координировать социально-культурные инициативы, разрабатывать и осуществлять целевые культурно-досуговые программы, а училища культуры призваны сосредоточиться на подготовке практиков, которые в рамках клубных или близких им по сути деятельности учреждений могут принять на себя решение конкретных задач организации повседневного отдыха трудящихся и членов их семей.

Все это, естественно, должно отразиться в квалификационных характеристиках, учебных планах, программах и иной исходной учебно-методической документации.

Система мер, осуществляемых государством и обществом по возрождению культурных традиций и дальнейшему развитию художественного народного творчества, создает необходимые предпосылки для существенного прогресса в качестве подготовки педагогов-организаторов самодеятельного творчества. В первую очередь, можно приветствовать тенденцию, связанную с увеличением срока обучения, усилением общекультурной и психолого-педагогической подготовки культурологов художественного творчества, с преодолением бытовавшей несколько десятилетий вторичности культурно-просветительного образования.

Между тем, жизнь убедительно показала, что искусство нельзя делить на профессиональное и самодеятельное. На практике достаточно часто мы видим виртуозное искусство у многих любителей и откровенно низкое мастерство у так называемых профессионалов. Что же касается работы с самодеятельностью, то, наоборот, она требует высочайшего профессионализма, ибо любителем нужно не только руководить, его необходимо педагогически корректно обучать.

С 1990-1991 учебного года в Московском государственном институте культуры в рамках специальности «Социально-культурная деятельность» началось обучение студентов специализации «Педагогика социально-культурной сферы».

На первом этапе институт ограничился лишь этой одной специализацией. За пределами внимания остались такие актуальные сегодня специализации, как «Педагогика и психология семейного досуга», «Педагогика социальной рекреации», «Педагогика социальной профилактики в сфере досуга». Но само начинание МГИК приобрело принципиально важное значение, т.к. осуществлялось в едином русле с наиболее прогрессивными тенденциями расширения сферы педагогического влияния за пределы собственно учебно-воспитательных учреждений. Достоинство этого направления высшего культурологического образования проявилось в том, что оно активно опиралось на опыт США, Западной Европы и других развитых стран современного мира. Успеху начавшегося эксперимента способствовало содружество МГИК с Российской Академией образования, научные коллективы которой участвовали в разработке концепции этого направления подготовки специалистов социально-культурной деятельности.

Наиболее широкий размах получила опытно-экспериментальная работа по развитию подготовки кадров специалистов, которые должны были придти на смену «методистам-организаторам культурно-просветительной работы» и взять на себя основные функции организации социально-культурной деятельности разных групп населения.

С 1989 года в Ленинграде и Москве началась подготовка культурологов досуга, а с 1990-1991 года это направление культурологического образования утвердило себя с некоторыми коррективами практически во всех вузах культуры. Предварительные итоги эксперимента позволили утверждать, что в основном удалось преодолеть ряд негативных сторон прошлых учебных планов и программ, а главное, вызвать интерес к профессии и специальности. Однако при всем этом обнаружилось и немало проблем, связанных с необходимостью коренного обновления знаний преподавателей, внедрения новых методик обучения, стимулирования творческих потенций студентов и их ориентировки на работу в принципиально новой социально-культурной ситуации. Главная слабость учебного плана «культуролога досуга» выразилась в том, что он пытался вогнать эту специальность в прокрустово ложе одной науки – педагогики, а теория и методика современной организации досуга требует не только педагогических, но и культурологических, психологических и других знаний, входящих в широкий комплекс наук о человеке. Это заставило внести коррективы в специальность, расширив ее до более емкого и вместе с тем динамичного понятия «Прикладная культурология досуга», ориентированного на подготовку специалиста нового типа, способного обеспечить реализацию рекреативной и развивающей функции досуга, т.е. соединить рациональный и активный отдых с приобщением личности к духовным ценностям общества.

Разносторонний анализ перестройки культурно-просветительного образования и утверждения ряда новых направлений подготовки кадров в сфере культуры и досуга позволили обосновать сложившиеся здесь профессию, специальности и специализации.

В основе нового направления социальной практики и высшего образования – профессия «культуролог», стоящая на таком же уровне, как инженер, врач, педагог. К профессии культуролога относятся все специальности и специализации педагогики искусств и искусствознания. В рамках этой широкой профессии в вузах культуры открывается возможность обеспечить подготовку кадров прикладной культурологии по специальности «социально-культурная деятельность», равно как и по другим специальностям и специализациям, связанным с конкретными явлениями и процессами, протекающими в социально-культурной сфере.

Наиболее сложная методологическая и методическая задача предопределялась необходимостью кардинально усовершенствовать учебные планы и программы; значительно увеличить часы на преподавание английского, немецкого, французского и других языков международного общения; достаточно широко и компетентно раскрыть международный опыт организации социально-культурной деятельности и исследований в области теории и истории культуры, прикладной культурологии, физиологи, психологии, экономики, социологии, права, теории управления, техники, этики, эстетики, педагогики. Актуальным стал вопрос о дальнейшем расширении и углублении общекультурной подготовки студентов и перехода с 3–4 курса на обучение по индивидуальным планам, которые придут на смену отвергнутым международным опытом поточным формам преподавания.

В каждом вузе есть немало специалистов, которые уже сегодня могут предлагать студентам на выбор оригинальные курсы и семинары. Именно эти специалисты должны определять лицо высшего учебного заведения, и им должна быть открыта зеленая улица.

Сегодня меняются приоритеты высшей школы. Наряду с социальным заказом на специалиста она должна удовлетворять индивидуально проявляемые познавательные потребности людей. Долгие годы считалось, что лучшей формой социальной защиты студента является государственное распределение. Учреждения культуры не спрашивали с института качество профессиональной подготовки; институт не спрашивал с клуба, почему его выпускник вместо организации досуга занимается полевыми работами; а студент изначально знал, что с любым дипломом его ждет одна и та же работа. Ныне вуз обязан, в первую очередь, удовлетворять образовательные потребности личности, а студент - отдавать себе отчет в том, что содержание и условия его профессиональной деятельности будут предопределяться только реальными знаниями, умениями и навыками в избранной специальности.

С учетом проявленных студентами способностей и трудолюбия, на принципах альтернативности одних можно готовить в течение 4-х лет для организации повседневного досуга детей, подростков и других групп населения по месту их жительства, учебы или работы, а других – обучать 5 и более лет для того, чтобы с конвертируемым дипломом дать им возможность разрабатывать и осуществлять социально-культурные программы как в России, так и за рубежом.

На втором этапе опытно-экспериментальной работы (1991– 1995 годы), протекавшего в условиях распада СССР и принципиального обновления экономической, политической и социально-культурной ситуации, в результате анализа учебного процесса, осуществлявшегося по новым учебным планам и программам, и сопоставления профессиональных качеств выпускников отделения культурно-просветительной работы (1975 – 1987 годов) в программу эксперимента были внесены существенные коррективы. В первую очередь, они касались уточнения квалификационных требований к организаторам социально-культурной деятельности; определения исходных параметров общекультурной, общегуманитарной, психолого-педагогической и специальной подготовки студентов; расширения палитры умений и навыков, которые необходимо сформировать в процессе обучения. Особое внимание уделялось качественному совершенствованию экономической, менеджерской и правовой подготовки специалистов социально-культурной сферы, без чего последние не могут в условиях рыночных отношений эффективно выполнять свои функции.

Уточненная программа основывалась на том, что магистральный путь коренной перестройки культурно-просветительного образования правомерно определить как переход к последовательному формированию кадров высшей квалификации в области социально-культурной деятельности, которые были бы способны взять на себя осуществление культурной политики на разных уровнях организации духовной жизни общества.

Переход от культурно-просветительного к культурологическому образованию дает возможность преодолеть противоречие, связанное с тем, что достаточно широкое направление подготовки специалистов вместо принятой общественным сознание фундаментальной научной дисциплины опиралось лишь на весьма противоречивый опыт и многочисленные резолюции партийных органов. Преимущество качественно новой системы образования проявляется в том, что в основе его – теория и история культуры; философия, социология, экономика, правовые основы культуры; культурология личности, семьи, труда, общественной жизни, быта, досуга и многие другие компоненты фундаментальной и прикладной культурологии. Опора на них помогает глубже осмыслить сущность и специфику духовной жизни, природу и функции культуры; раскрыть своеобразие и общечеловеческие основы национальных культур; сохранить и обогатить достижения народного творчества, внести эстетические начала в повседневную жизнедеятельность.

Прикладная культурология как стержневая дисциплина высшего образования в социально-культурной сфере позволяет целенаправить, и конкретизировать процесс гуманитаризации подготовки специалистов.

И.В.Бестужев-Лада[206] весьма точно заметил, что гуманитаризация образования - это не механическое увеличение часов на литературу, историю или философию за счет математики, физики, химии и биологии. Подобное противопоставление различных наук принципиально ущербно для гармоничного развития личности, ибо подлинная гуманитаризация образования предполагает формирование у обучающихся полного и глубокого представления обо всех формах общественного сознания.

Крупный вклад в разработку актуальных проблем профессиональной подготовки специалистов социально-культурной сферы внесли Р.З.Богоудинова, Е.Д.Румянцев и Р.Р.Юсупов[207], которые, разрабатывая на примере Татарии региональную модель культурологического образования, пришли к ряду принципиально важных общенаучных выводов, которые можно и нужно использовать при дальнейшей разработке теории и методики организации учебного процесса в вузах культуры.

Они убедительно показали, что в подготовке организаторов социально-культурной деятельности важнее всего добиться тождества образования и культуры. Задача всякого образования – приобщение человека к культурным ценностям, искусству, нравственности, праву. Образование должно быть чудом, таинством постижения «высокой культуры» человеческой сути, философии, духовности, творчества. Учебный процесс в вузе культуры должен характеризоваться стремлением к разгадыванию истины творчества, гармоническим сочетанием чувственного, эмоционального и рационального восприятия реальности. Следует особо подчеркнуть, что в социокультурной сфере актуализируется проблема единства общественно и личностно значимого, ибо профессиональные и личные качества специалиста обладают важнейшими и социальными и индивидуальными функциями (независимость суждений, самостоятельность мысли, чувство личной ответственности, способность к анализу, творчеству). При таком подходе вырисовывается центральная проблема: что важнее? Универсального ответа нет. Задача состоит в том, чтобы максимально раскрыть способности личности в соответствии с реально достигнутым уровнем развития общества и потребностями его совершенствования.

Бытие человека должно совпадать с бытием культуры. Отсюда вытекает необходимость включения в содержание образования не только научных знаний, но и культуры как целостного развивающего явления, системы накопленных знаний, социального опыта, культурных достижений и как деятельности, направленной на получение знаний, овладение опытом и достижениями культуры. Осознание взаимосвязи образования и культуры, необходимости культурного императива в определении содержания образования дает основание говорить о культурологическом смысле содержания образования, главная задача которого – развитие способностей личности во всех сферах ее деятельности через приближение к достижениям мировой и отечественной культуры и через овладение системой знаний о природе, обществе и человеке. Культура и искусство перестают быть «довеском» к учебному процессу, они пронизывают все его содержание.

Образование – не просто подготовка специалиста и не только обучение предметам и дисциплинам. Это – сложный многогранный процесс включения человека в проблемы современной культуры. Образование должно создавать условия для формирования свободной личности, мышления, навыков общения, практических действий человека. Главная цель образования в социально-культурной сфере – включить специалиста в культуру посредством его профессиональной деятельности, обеспечить эволюцию культуры.

Роль и место прикладной культурологии в системе гуманитаризации образования проявляется в том, что последняя принимает на себя формирование культуры философских обобщений, культуры интеграции научного знания; эстетической, нравственной, правовой, политической культуры; культуры восприятия религиозных ценностей. В каждой из форм общественного бытия прикладная культурология обеспечивает осознание их ценности, а главное, способствует их интериоризации, достигая при этом того, чтобы человек и разумом, и сердцем воспринимал их как свою жизненную позицию.

Одна из наиболее болезненных тенденций в развитии современной высшей школы проявляется в расширении «карликовых» дисциплин и спецкурсов, которые призваны в какой-то мере отражать требования моды, но, по сути, дробят специальность, разрушают единый взгляд на профессию, рассеивают внимание студентов. В вузах культуры, к примеру, погоня за широтой и разнообразием учебных планов привела к тому, что по ряду специальностей оказался утерянным их стержень, пропала ведущая формообразующая дисциплина, на которую могут опереться конкретные методики и технологии. И в этой связи появление культурологии, как единой науки о культуре и закономерностях ее становления, функционирования и дальнейшего развития, как фундаментально-интегральной дисциплины, позволяет преодолеть сложившееся противоречие, дает возможность научно структурировать учебный процесс, строить его на достаточно четкой исходной методологической основе.

Опираясь на фундаментальную (теоретическую) и прикладную культурологию, учитывая опыт функционирования учреждений и органов управления культурой и практику работы социальных институтов, обеспечивающих вовлечение людей в мир культуры и культурное творчество, исследовательский коллектив внес существенные коррективы в гипотетически разработанные основы профессиограммы специалиста социально-культурной деятельности и требования к профессиональным качествам, которые должны быть сформированы в процессе обучения. Совокупный опыт убедительно показал, что, как специалист широкого профиля, организатор социально-культурной деятельности призван выявлять, удовлетворять и развивать социально-культурные интересы разных групп населения, разрабатывать целевые культурные программы и социальные технологии их осуществления, стимулировать инновационные движения в сфере культуры, управлять экономическими механизмами организации социально-культурной деятельности, внедрять эффективные педагогические методики развития культурно-эстетического творчества. Принципиальная особенность такого специалиста в том, что знания социологии, экономики, политологии, права, теории управления и ряда других общественно значимых и весьма престижных сегодня наук выступает не как самоцель, а как существенное средство реализации ведущей метафункции прикладной культурологии – приобщения человека к достижениям мировой и отечественной культуры, всемирное развитие его творческого потенциала.

Общеобразовательные и общегуманитарные знания организатора социально-культурной деятельности высшей квалификации должны стимулировать формирование высочайшей духовности, возможность профессионально оценивать социально-культурную ситуацию, проявлять общекультурную мобильность и способность принять на себя роль лидера в духовной жизни определенной общности или конкретного региона.

Общекультурная и психолого-педагогическая подготовка такого специалиста предусматривает знание истории, литературы, философии, экономики, политологии, права, общей и социальной психологии, одного из иностранных языков международного общения, владение основами истории и теории отечественной и мировой культуры и искусства, историей, теорией и общей методикой организации социально-культурной деятельности, основами экономики, организации и управления в сфере культуры, педагогикой и психологией социально-культурной деятельности, основами социологии культуры и методики конкретных социальных исследований социально-культурной сферы, принципами организации любительского творчества, умениями и навыками непрерывного самообразования в сфере культуры и социально-экономической жизни.

Специальная подготовка организатора социально-культурной деятельности призвана сформировать знания, умения, навыки и личностные качества, необходимые для обеспечения педагогического влияния на поведение, деятельность и отношения людей в сфере свободного времени, стимулирования процесса непрерывного просвещения разных групп населения; приобщения их к достижениям отечественной и мировой культуры; вовлечения в общественно-значимые формы социального, научно-технического, прикладного и художественного самодеятельного творчества; разработки и реализации разнообразных культурных программ; осуществления педагогического, художественно-творческого, экономического и административного руководства отделами, секторами и другими подразделениями учреждений культуры, образования, спорта, здравоохранения.

В рамках специальности квалификационные требования дифференцируются в соответствии со специализацией выпускника высшей школы на работу в определенной подсистеме социально-культурной деятельности, характеризующейся устойчивой тенденцией к развитию в качестве самостоятельного направления со своими специфическими функциями и средствами воспитания, с отчетливо различимыми (организационно-методическими, художественно-творческими, административно-хозяйственными и другими) особенностями организации, имеющей развитую структуру (сеть и типы) специализированных учреждений, располагающих собственной материально-технической базой, штатами, источниками финансирования, аппаратом управления.

Специализации предопределяются особенностями содержания и форм организации социально-культурной деятельности на данном этапе общественного развития, спецификой региона, объекта воздействия, характером и типом базовых учреждений. Это может быть «социальное программирование в сфере досуга», «организация и методика информационно-просветительной деятельности», «организация и методика зрелищно-игрового досуга», «сценарно-режиссерские основы организации социально-культурной деятельности», «педагогика клубных объединений», «педагогика досуга детей и подростков», «организация экскурсионно-туристической деятельности» и так далее.

Введение новых специализаций осуществляется с учетом интересов студентов и потребностей в кадрах, определяемых органами управления культурой, и возможностями вузов, обусловленных их научным и преподавательским потенциалом, материально-технической и практической базой обучения.

Развитие и углубление специализированной подготовки организаторов социально-культурной деятельности осуществляется через ее последовательную, по ступеням, дифференциацию, отражающую специфику конкретной работы с разными группами населения.

Многолетний социальный эксперимент в учреждениях культуры, образования, досуга и иных социальных институтах позволил придти к выводу, что организатор социально-культурной деятельности должен уметь:

вовлекать разные группы населения и отдельных людей в процесс непрерывного просвещения, самодеятельного творчества и рационального отдыха;

формировать у населения, и в первую очередь у молодежи, экономическую, политическую, нравственную, правовую, экологическую, эстетическую, физическую культуру;

обеспечивать педагогическую инструментовку различных форм общественно-организованного свободного времени;

осуществлять идейно-художественную оценку явлений культуры, и, в частности, искусства;

работать с людьми, конструировать социально значимые контакты, формировать культуру общения;

эффективно использовать в информационно-просветительной, художественно-массовой и зрелищно-игровой деятельности наглядные и технические средства, осуществлять идейно-эмоциональное воздействие на личность искусством живого слова;

оказывать методическую и практическую помощь общественным организаторам досуга в осуществлении этой работы;

прогнозировать, планировать и осуществлять воспитательную, художественно-творческую, организационно-методическую и административно-хозяйственную функцию учреждений культуры;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 748; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.