Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Удовлетворение рекреативных и духовных потребностей человека в центрах общественного досуга 2 страница




Наиболее активный этап исследования путей и средств удовлетворения рекреативных и духовных потребностей разных групп населения пришелся на 90-е годы, когда объективный процесс социально-политических и экономических преобразований привел к коренному обновлению культурно-досуговой сферы. В рамках этого исследования Т.В.Рябова[201] убедительно показала, что наиболее значительным результатом этих изменений стало заметное сужение существовавшей ряд десятилетий сети профсоюзных и ведомственных культурно-просветительных учреждений при одновременном формировании новой системы организации общественного досуга за счет появления целого спектра не имеющих аналога в недавнем прошлом страны разнообразных рекреационных, развлекательных, зрелищных, спортивно-оздоровительных и иных центров свободного времяпрепровождения. При этом динамика функционального значения досуга обусловила расширение традиционно принятых форм и способов осуществления культурной деятельности, видоизменила ее содержание, ориентированного ныне на реализацию не только «чисто» досуговых, но и общесоциальных потребностей и интересов разных групп населения. В этой связи организационное обеспечение разнообразных видов досуга все активнее становится функцией не только специальных институтов культуры и досуга, но и различных предприятий сферы просвещения, информации, спорта, здравоохранения, общественного питания и т.п. Стремительно формируемые институты гражданского общества – добровольные ассоциации, движения, объединения, - значительным образом усиливая негосударственный сектор культуры, плодотворно участвуют в организации социально-культурной деятельности, стимулируют общественную активность разных групп населения.

Анализ функционального назначения культурно-досуговой сферы позволяет дифференцировать его как с позиций личностно-значимого развития, детерминированного индивидуальными потребностями и иными особенностями людей, так и исходя из задач общественного развития. При этом со всей очевидностью проявляется необходимость и возможность не противопоставления и обособления общественных и личностных функций досуга, не стремление подавить одни другими, а их согласование и гибкое взаимодействие. Именно данной тенденции отвечает рассмотрение деятельности культурно-досуговых учреждений в контексте более широкого понятия, каковым является социально-культурная сфера. Это существенным образом расширяет и обогащает возможности реализации богатейшего рекреативно-развивающего потенциала досуга как в соответствии с потребностями индивидуального развития, так и исходя из интересов общества в целом.

Еще недавно считалось, что только учреждения культуры создают всю полноту условий для осуществления различных форм культурно-досуговой деятельности в соответствии с интересами общества и государства. Преобладание в силу различных обстоятельств в досуге человека индивидуальных, общественно-неорганизованных форм рассматривалось как негативное явление, ограничивавшее возможности воспитательного воздействия на личность. Игнорирование ценности форм индивидуально-культурной деятельности, менее всего подверженных какому-либо регламентированию и нормированию, способствовало максимальной институционализации сферы досуга, преобладанию контролируемых в рамках достаточно унифицированного набора соответствующих учреждений культуры видов и форм времяпрепровождения.

Утвердившаяся за последнее десятилетие парадигма общественного развития, в рамках которой главную ценность представляет человек и его реально проявляемые интересы и потребности, предопределила и сущность общественно-организованного досуга, который призван создать максимально благоприятные условия для удовлетворения и дальнейшего развития этих потребностей и интересов.

Жизнь вносит существенные коррективы в названия культурно-досуговых учреждений. Создание социально-культурных, культурно-спортивных, культурно-педагогических комплексов, домов творчества юных, молодежных и иных культурных центров явилось естественной реакцией на потребность человека в отдыхе, который интегрирует удовлетворение самых разнообразных физических и духовных потребностей.

Как бы ни назывался центр общественного досуга, он призван:

стать базой непрерывного просвещения, самодеятельного творчества, рекреации и нерегламентированного общения, основывающейся на социально-культурной активности людей в сфере свободного времени;

обеспечить единство государственных и общественных начал стимулирования всестороннего развития личности, способствовать удовлетворению и дальнейшему обогащению духовных интересов людей, развитию их творческих потенций, инициативы и самодеятельности;

создать условия для рекреации, нерегламентированного общения и удовлетворения потребности разных групп населения в общественно значимой, коллективной, свободной деятельности, результатом которой становятся духовные и материальные ценности, а главное – новые качества личности.

Такой центр будет удовлетворять требованиям рекреации и духовного развития личности, если:

а) будет опираться на материальную базу рациональной организации свободного времени людей, опережающую индивидуальную сферу потребления культуры и самодеятельного творчества, обеспечивающую возможность проведения не только и не столько массовых мероприятий, сколько постоянную организацию группового общения, коллективных и индивидуальных форм социально-культурной деятельности;

б) будет исходить из структуры, отражающей единство государственных и общественных начал клубной деятельности;

в) будет направляться общественным органом управления и осуществляться коллективом, органически соединяющим профессиональных и общественных организаторов свободного времени, способных эффективно реализовать принципы прикладной и педагогической культурологии;

г) будет исходить из содержания деятельности, строящегося на принципе дополнения, углубления и обогащения духовных ценностей, усваиваемых личностью в других сферах труда, познания, общественно-политической и культурной деятельности; на комментировании актуальных вопросов экономики и политики, на отражении повседневной жизни конкретного коллектива или региона;

д) реализует широкое многообразие средств, методов и форм идейно-эмоционального воздействия, вытекающих из специфики сверхнормативной, нерегламентированной деятельности в условиях свободного времени;

е) будет опираться на социологическую службу, способствующую постоянному изучению, обобщению, удовлетворению и дальнейшему развитию духовных интересов, и потребностей всех групп населения, проживающего, работающего и обучающегося в данном регионе;

ж) обеспечит преобразование объекта воздействия в субъект социально-культурной деятельности.

Современному центру досуга должны быть присущи следующие социальные функции:

культурно-политическая – развитие социальной активности, воспитание политической культуры; изучение, учет и формирование общественного мнения; пропаганда передового опыта, осуществление широкой гласности, формирование умений и навыков жить в условиях демократии, эффективно реализовывать свои гражданские и общественные права и обязанности;

просветительная – вовлечение разных групп населения в процесс непрерывного просвещения, овладения ценностями отечественной и мировой культуры;

творческого развития личности – стимулирование самодеятельного научно-технического, прикладного, художественного творчества, организация любительских клубных объединений и других форм удовлетворения духовных интересов, раскрытия индивидуальности, развития творческих потенций личности;

культурно-бытовая – осуществление традиций и обрядов, отражающих этапные события в жизни людей, утверждение культуры быта и эстетики поведение, пропаганда современной моды;

рекреативная – создание условий для снятия физического, психического и интеллектуального перенапряжения, восстановления сил и дальнейшего развития личности путем организации зрелищны, игровых и иных форм рационального отдыха и нерегламентированного общения.

Культуросозидающий потенциал центра общественного досуга может проявиться в том, что он способен принять на себя функции школы демократии, в рамках которой люди будут осваивать основы политической культуры, развивать инициативу и самодеятельность, овладевать элементарными умениями и навыками эффективного проявления социальной активности.

Интенсификация производства вызовет значительное увеличение физических, психологических и интеллектуальных нагрузок трудящихся, а это, в свою очередь, предопределит необходимость по-новому подойти к проблеме рекреации, обеспечить такой досуг, который может не только восстановить силы человека, но и придать ему новый импульс творческого развития.

Принципиальное значение на современном этапе приобретает эффективность деятельности центров общественного досуга. Н.Н.Королев[202] в рамках комплексного исследования подтвердил выдвинутую на начальном этапе научного поиска рабочую гипотезу, исходящую из того, что разработка социально-педагогических показателей эффективности организации досуга может быть осуществлена при условии преодоления размытости границ культурно-досуговой деятельности и концентрации ее содержания на осуществлении рекреативно-развивающей функции; учета степени превращения досуга в явление культуры; обеспечении надежности и ясности показателей проявления социально-культурной активности разных групп населения; превращения показателей эффективности общественного досуга в фактор стимулирования профессионального творчества.

В процессе исследования наряду со сложившимся в теории и практике понятием «условие эффективности культурно-просветительной работы» было обоснованно понятие «критерии эффективности культурно-досуговой деятельности» как системы объективных, наиболее существенных, устойчивых и повторяющихся признаков, отвечающих требованиям необходимости и достаточности и отражающих степень действенности этой деятельности путем соотнесения ее результатов с целями и задачами воспитания, затрат трудовых, материальных и временных ресурсов с достигнутым воспитательным результатом, а также соответствия процесса культурно-просветительного воздействия современным принципам организации социально-культурной деятельности людей в условиях свободного времени.

Практическая значимость исследования проявилась в том, что в ходе опытно-экспериментальной работы была подтверждена возможность и целесообразность учета качества организации досуга на основе двух групп критериев: социально-экономических и социально-педагогических.

Социально-экономические критерии эффективности культурно-досуговой деятельности отражают:

наличие материальной базы общественного досуга, удовлетворяющей требованиям обеспечения процесса непрерывного просвещения, включения людей в различные виды творчества, организации рационального отдыха и интенсивность ее использования;

наличие специалистов, призванных обеспечить реализацию общественных функций досуга и их соотношение с социальными и профессионально-квалификационными требованиями;

степень охвата людей культурно-досуговой деятельностью, соотношение реальной и потенциальной аудитории, соотношение между количеством групп населения, с которыми проводится работа в соответствии с принципом дифференциации и реально сложившимися группами населения в конкретном регионе;

интенсивность включения людей в социально-культурное творчество; регулярность участия, средневременные затраты, общий стаж участия в конкретном виде культурно-досуговой деятельности;

соответствие результатов финансово-экономической деятельности культурно-досугового учреждения научно обоснованным плановым показателям.

Социально-педагогические критерии эффективности культурно-досуговой деятельности отражают:

результативность воздействия общественного досуга на нравственный облик и развитие личности, проявляющуюся в изменении ее сознания, поведения и деятельности;

широту, полноту, гармоничность включения людей в процесс непрерывного просвещения, различные виды творчества и рациональный отдых;

соответствие содержания и процесса социально-культурной деятельности современным принципам общественной организации досуга.

Исследование учитывало, что эффективность культурно-досуговой деятельности не поддается прямому измерению, однако ее можно оценить косвенным образом с помощью показателей, репрезентативно отражающих особенности структуры и динамики развития содержания и форм досуга разных групп населения.

Особенность методики исследования проявилась в максимальном использовании унифицированного аппарата научного анализа. Исходные данные об объекте исследования в первую очередь были получены с помощью «Паспорта культурно-досуговой деятельности», позволяющего обобщать информацию о численности, социально-демографическом и возрастном составе населения, уровне его общественной активности, формах участия в культурной жизни и т.д. Аналогичный принцип реализовывался при использовании оправдавшего себя инструментария, разработанного В НИИ искусствознания для исследования проблем прогнозирования художественной культуры, а также анкет и вопросников, разработанных другими научными учреждениями. Преимущество подобной методики проявилось в возможности получить сопоставимую научную информацию и воспользоваться имеющимися достаточно репрезентативными данными.

При анализе культурно-досуговой деятельности были использованы:

паспорт клубного учреждения;

паспорт самодеятельного объединения;

паспорт коллектива художественной самодеятельности;

карточка массового мероприятия;

единая форма учета и анализа массовых мероприятий;

социологическая карта массового праздника;

анкета «Ваше мнение о культурно-досуговой деятельности в районе» и другие рабочие материалы.

Важной составной частью методики и организации исследования стали коллективные обсуждения отдельных этапов научного анализа, рабочие совещания со специалистами, семинары-обсуждения на базе научно-методических центров, публикации в печати и другие формы пропаганды и общественного анализа работы.

Широта исследования обусловила целесообразность применения самых разносторонних методов социологического анализа, анкетирования, хронометрирования, самофотографирования бюджета времени и т.д. Однако, по сути и характеру своему исследование в первую очередь носило социально-педагогический характер, основывалось на использовании педагогических методик учета качественных изменений, происходящих в личности или социальной общности под воздействием определенных воспитательных факторов.

Ведущими методами исследования были поисково-констатирующий эксперимент, различные модификации педагогического наблюдения (прямое и опосредованное, программированное и свободное, постоянное и эпизодическое, системное и выборочное и т.д.), экспертная и общественная оценка, изучение учетно-отчетной документации и иных объективных данных. Особое место в методике исследования занимал формирующий социально-педагогический эксперимент, в ходе которого выявлялась эффективность качественных изменений, вносимых в организацию культурно-досуговой деятельности, в процессе опытно-экспериментальной работы.

Главным итогом исследования стало обоснование социально-педагогических критериев и показателей эффективности организации досуга, которые отражают общий вклад культурно-досуговой деятельности в решение кардинальных задач воспитания, позволяют оценить воздействие общественной организации досуга на нравственный облик личности, ее социальную активность и эстетическую позицию. Параметры такого воздействия имеют весьма подвижные границы и проявляются опосредованно, в отраженном виде:

в изменении сознания – в знаниях, мировоззрении, убежденности;

в изменении поведения – в уровне трудовой, общественно-политической и социально-культурной активности, в поведении в сфере труда, общения и быта, в отношениях с окружающими.

Приведенные выше качественные изменения в личности нельзя измерить количественными параметрами. Это связано со специфическим характером задач нравственно-эстетического воспитания, отличающихся масштабностью и временной протяженностью, а также с особенностями культурно-просветительной работы, которая по своему воздействию, в основе своей, носит вторичный характер. Она не столько формирует те или иные качества личности, сколько углубляет, дополняет и обогащает те из них, которые уже сформированы в той или иной степени в других сферах жизнедеятельности, и в первую очередь в семье, учебно-воспитательном, трудовом или воинском коллективе. Все это обуславливает практическую невозможность на данном этапе развития науки установить точный вклад и границы влияния на личность того или иного института воспитания. Но при этом есть круг вопросов, которые сегодня могут найти свое разрешение, и это позволило построить формирующий эксперимент на апробации следующих социально-педагогических критериев, которые отражают сущность и природу духовно насыщенного и педагогически инструментованного общественного досуга. Это:

критерий социально значимой направленности культурно-досуговой деятельности;

критерий соответствия методики работы центра досуга современным требованиям обеспечения педагогического влияния на сознание, поведение и отношения людей в условиях свободного времени;

критерии преемственности, систематичности и последовательности культурно-досуговой деятельности;

критерий включенности личности в различные формы культурно-досугового творчества;

критерий удовлетворенности духовных интересов и потребностей разных групп населения.

Используя методы анализа объективных документов, включенного и опосредованного наблюдения, профессиональной и общественной экспертизы, мы подтвердили правомерность этих критериев как факторов, позволяющих оценить качество общественно организованного досуга, и в то же время выступать как средство самооценки деятельности специалистов центров досуга. Однако во всех 26 учреждениях культуры, где проводился эксперимент, обнаружилась его слабость, связанная с недостаточным учетом специфики работы центров досуга в условиях перехода к новой системе хозяйствования.

Это заставило дополнить программу эксперимента рядом новых критериев эффективности организации досуга, которые отражали:

Степень целесообразности осуществляемого вида деятельности, основанную на наличии соответствующих запросов и умений прогнозировать социально-культурные процессы в сфере свободного времени.

Уровень обоснованности профессиональной деятельности сотрудников центров досуга.

Степень включенности населения в социально-культурное творчество.

Мобильность учреждений культуры при необходимости переориентации содержания и форм деятельности.

Способность стимулировать культурно-творческие процессы в условиях досуга и привлекать спонсоров к их финансированию и организации.

Разумность использования средств центров досуга.

В центре опытно-экспериментальной работы оказалась проблема перехода от критериев эффективности организации досуга к показателям этой эффективности, которые:

o Объективно отражали содержание и формы деятельности центров досуга;

o Обеспечивали стабильность и преемственность информации;

o Служили ориентиром в общественной оценке и самооценке культурно-досуговой деятельности;

o Отвечали требованиям простоты, ясности и доступности.

В итоге была принята и внедрена система учета, достоинство которой проявилось в том, что показатели эффективности организации досуга не стали самоцелью, а выступали средством постоянного совершенствования культурно-досуговой деятельности.

Формирующий социально-педагогический эксперимент заставил педагогические коллективы культурно-досуговых учреждений, институты управления сферой культуры начать разработку показателей эффективности общественного досуга с конкретизации сути и природы культурно-досуговой деятельности, с освобождения центров досуга от несвойственных им функций, с конкретизации содержания и форм деятельности учреждений культуры по реализации рекреативно-развивающего потенциала досуга.

В процессе исследования не удалось решить все проблемы, связанные с разработкой и внедрением системы показателей эффективности культурно-досуговой деятельности. Использованные в ходе формирующего эксперимента показатели оказались, безусловно, приемлемыми для исследователей, но слишком сложными и трудоемкими для практиков. Задачей дальнейших исследований должна стать проблема упрощения этих показателей и превращения их в средство, доступное каждому специалисту любого звена общественной организации досуга.

Продолжающееся более чем 20 лет исследование культуросозидающего потенциала центров общественного досуга и условий его реализации позволило решить достаточно широкий диапазон научных проблем – от выявления специфических принципов деятельности культурно-досуговых учреждений до разработки методик подготовки и проведения клубных массовых мероприятий или художественно-педагогического руководства коллективами любительского творчества. Однако главным его итогом стало обоснование механизмов функционирования этих очагов культуры, которые предопределяет прикладная и педагогическая культурология.

Именно в культурно-досуговых учреждениях в полной мере раскрывается разработанная прикладной культурологией методология и методика вовлечения человека в мир культуры, технология реализации духовно-эвристических и художественно-творческих потенций людей, проявления их социально-культурной активности. В центрах общественного досуга во всей полноте проявляется и отраженная в педагогической культурологии методика историко-культурного просвещения и вовлечения индивида в социально-культурную деятельность, способствующую преобразованию знаний о культуре в художественно-эстетические убеждения, в нормы и принципы духовной жизни.

 


ГЛАВА V




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 751; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.