Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Природа социологического 2 страница




Новизна авторского замысла выражалась не только в масштабах проек­та, но и в научно-методическом подходе к его воплощению. Объем пред­полагаемой публикации действительно не имеет прецедентов ни в отече­ственной, ни в мировой социологии. Вся серия должна быть подчинена единой логике, выполнена в едином методологическом ключе — только в этом случае она не будет сборником статей, написанных разными автора­ми, или свалкой пусть и интересной, но несистематизированной информа­ции.

Авторская концепция, апробированная в предыдущих публикациях и получившая широкое признание, служила мощным фильтром, позволявшим отбраковывать неподходящие материалы, предлагаемые многочисленными авторами. В короткие сроки убедить огромную рать помощников, каждый из которых предлагал собственное видение, подходы и концепции, использо­вать общие методологические стандарты не удалось. Многие преподавате­ли, аспиранты и студенты не могли выдержать и предлагавшиеся темпы ра­боты. Очень многих мы растеряли по пути, зато немало и приобрели. Посте­пенно сформировался крепкий костяк профессионалов, умеющих трудиться в команде и четко выполнять поставленную задачу. Хотя основная нагрузка приходилась тем не менее на авторов, услуги помощников зачастую оказа­лись незаменимыми.

Первоначально авторы не ограничивали себя ни объемами, ни срока­ми. Предполагалось выпускать фундаментальный курс сериями разного калибра — по 10, 15, 20 и, страшно сказать, 50 томов. Верхняя планка до сих пор служит тем ориентиром, на который мы равняемся. Собрать и си­стематизировать материал для 50 томов, учитывая, что социология — это интегральная наука, включающая в себя достижения и данные всех дру­гих гуманитарных и социальных дисциплин, в принципе можно. Но сколько на это уйдет времени? И не устареют ли к тому моменту подго­товленные материалы?

3 Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: В 3 т. М.: ИНФРА-М, 2000.

XV

Намного реальнее начать с малой серии, постепенно продвигаясь к глав­ной цели. Но сколько томов должна включать малая серия? Разумно ли пос­ле трех томов сразу же выпустить 10 или 15? Никаких четких ответов на по­добные вопросы получить нельзя. Никто не знает, когда надо остановиться, сколько томов должен занимать фундаментальный курс, как подробно сле­дует освещать каждую тему, в какой последовательности они должны рас­крываться. Вообще любой учебник, даже самый популярный и признанный профессиональным сообществом, не является сборищем трюизмов, т.е. давно известных вещей. Любой учебник — глубоко авторское творчество. Так мы и подходили к задуманному проекту. До сих пор неизвестно содержание, ска­жем, 7-го или 11 -го тома нашей серии, но ясна общая стратегия — двигаться от общего к частному, от теории и методологии к отраслевым социологиям, от фундаментальных вопросов к прикладным. Но как именно, в каком по­рядке расставить эти самые конкретные вопросы и отрасли знания до конца неясно. Это и есть главный сюрприз для читателя (впрочем, как и для авто­ров).

Однако можно определить главные ключевые темы. Приблизительно их список выглядит следующим образом:

1. История социологии.

2. Теория, методология, методы.

3. Власть, иерархия, бюрократия.

4. Бедность и богатство.

5. Город и село.

6. Регионы и регионалистика.

7. Общество и сообщества.

8. Глобальное общество и глобалистика.

9. Стратификация и неравенство.

10. Социальные классы.

11. Рабство: история и современность.

12. Возрасты человеческой жизни.

13. Демография и народонаселение.

14. Социальная динамика: теории, методы, модели.

15. Война и военная социология.

16. Мужчины и женщины: тендерные исследования.

17. Атлас социальных групп.

18. Девиантность и преступное поведение.

19. Интернет и общество постмодерна.

20. Социальные институты и социальные практики.

21. Социальные статусы и роли.

22. Коммуникация и общение.

23. Культура: структура и динамика.

24. Духовная сфера общества: наука и образование.

25. Социология религии.

26. Политическая сфера общества.

27. Социальные конфликты и общественные кризисы.

28. Социальное действие и взаимодействие.

29. Общественные движения.

30. Социальная сфера и социальная защита.

31. Человек, индивид, личность.

XVI

32. Социализация в статике и динамике.

33. Миграция.

34. Социальная мобильность.

35. Реформы и революции.

36. Прикладные исследования и дисциплины.

37. Семья и брак.

38. Социальный контроль.

39. Россия в современном мире.

40. Экономическая сфера общества.

41. Труд и трудовое поведение.

42. Менеджмент и управление.

43. Социальные нормы и ценности.

44. Общественное сознание.

45. Терроризм и насильственные действия.

46. Информация и СМИ и др.

Все они будут сгруппированы в более крупные блоки, каждый из кото­рых примет вид отдельного тома. В настоящее издание должны войти сле­дующие тома:

1. Теория и методология.

2. Эмпирические и прикладные исследования.

3. Методика и техника исследования.

4. Общество: статика и динамика.

5. Социальная структура: статусы и роли.

6. Социальные деформации.

7. Социальная стратификация: мобильность.

8. Возрасты человеческой жизни: социология поколений.

9. Человек, индивид, личность.

10. Тендер, брак и семья.

11. Культура и религия.

12. Экономика и труд.

13. Менеджмент и организация.

14. Иерархия, власть, бюрократия.

15. Социализация: агенты и процессы.

Вполне возможно, что по мере работы над многотомником «Фундамен­тальная социология» и получения новой информации названия томов, а так­же их количество будут меняться. Кроме содержательно-тематических томов предполагается издать один (или несколько) справочно-библиографический том. В нем разместятся расширенная библиография по главным темам со­циологии (несколько тысяч названий) и интернет-источники, социологичес­кий практикум (задачи и упражнения), материалы в помощь преподавателю социологии, биографии классиков социологии (с фотографиями, ссылками на веб-сайты и списками сочинений).

Наша главная задача — создать фундаментальную социологию, отражаю­щую состояние мировой социологии и состояние современного мира (прежде всего России) — останется неизменной. Отдельные тома могут разрастись до нескольких томов или превратиться в микросерию. Другие могут сливаться между собой и образовывать новые тематические тома.

♦ ♦ ♦

XVII

Жанровые особенности работы. Эта книга написана в жанре учебной монографии. Возможно, что такого выражения вы не найдете в литературе, потому что оно еще только входит в наш лексикон. Учебная монография — новый жанр учебно-педагогической и научно-исследовательской литера­туры, сочетающий в себе преимущества учебника и фундаментальной ака­демической работы. Нацеленность на приращение новых знаний, научное открытие сочетается в ней с простотой и доступностью изложения матери­ала, систематизацией, логическим построением и пропедевтическим опи­санием знаний.

Выбор подобного жанра продиктован той реальностью, с которой отече­ственная социология столкнулась в третьем тысячелетии. Глобализация со­здает совершенно уникальную социальную реальность, многие черты кото­рой мы, ученые, еще только начинаем постигать. В научный оборот входит множество непривычных терминов и категорий, теорий, подходов и концеп­ций, которые принято относить к эпохе постмодернизма. Интернализация общественной жизни расширяет горизонт научных знаний, не позволяя со­циологу замыкаться в национальных и государственных границах, которы­ми прежде был окантован основной предмет нашей науки — общество. Се­годня общество охватывает всю планету, всю мировую систему, гражданами которой уже стали россияне. Наша страна, недавно делавшая робкие шаги на этом пути, вошла в мировое содружество наций как ее равноправный и важный партнер.

Закончился период накопления знаний, изложения учебного материала с позиций марксистской философии, завершился период механического под­ражания западным образцам и начался совершенно новый, более ответствен­ный этап формирования специфически российского типа социологическо­го учебника. На наш взгляд, его отличают большая фундаментальность зна­ний, акцент на теоретико-методологическую вооруженность студентов (что сближает нас с европейцами) и вместе с тем учет национальной специфики не только в описываемой социальной реальности (каждое общество с этой точки зрения неповторимо), но и в построении понятийного аппарата. О чем идет речь?

Россия не знала многолетнего господства в сфере социологической мыс­ли бихевиоризма, структурного функционализма, символического интерак-ционизма и других ведущих для США направлений, которые на долгие де­сятилетия определили уклад мышления и менталитет американских студен­тов. Мы, несомненно, знакомы с указанными направлениями, и знакомы очень неплохо, но все-таки они являются для нас вторичными, привнесен­ными на нашу национальную почву извне. Они не входят органично, как неотъемлемые единицы мышления, в наш научный менталитет. Скорее нам ближе по духу П. Сорокин, который не переносил американизмы и не отно­сил себя ни к одному из перечисленных направлений. Его мощный россий­ский менталитет не умещался в узкие рамки дисциплинарных и парадигма­тических классификаций. Живя и работая в Америке, он продолжал мыслить по-русски — широко, фундаментально и, если хотите, красиво, обогащая мировой социологический тезаурус такими понятиями, которые, возможно, и не появились бы, не прояви он инициативу.

Настала пора не просто изучать и использовать творческое наследие на­шего великого соотечественника, но и продолжать его дело. П. Сорокин не

боялся быть новатором, создавая новые концепции, модели, понятия. Если поначалу они и казались кому-то странными, то вскоре стали общеприня­тым языком научного общения, социологической классикой. Его учебники, созданные еще до его эмиграции в США, содержали самые свежие данные, полученные в его творческой лаборатории. Вы не найдете в них описания только того, что давно известно. Идеи М. Вебера или Э. Дюркгейма приво­дятся им в полемическом ключе, Сорокин не стесняется с ними спорить, и этот спор становится органической частью его учебника.

Установка на ознакомление студентов с самой передовой научной мыс­лью, с тем, что только что вышло из-под пера, является, по нашему глубо­кому убеждению, очень правильной, можно сказать даже больше — един­ственно верной в наше время. Современная российская социологическая молодежь, более подготовленная, как мы надеемся, чем старшее поколение, и объективно находящаяся в более выгодных условиях в связи с академичес­кими свободами и плюрализмом точек зрения, просто обязана идти дальше нас, тех, кто учит ее сейчас. А старшее поколение обязано — такова его куль­турно-историческая миссия — передать им самые свежие свои наработки, по­знакомить с творческой кухней, а не только излагать то, что давно известно и многократно описано, и познакомить именно сейчас, ибо, к сожалению, никто не живет вечно.

Таким образом, избранный нами жанр крайне необходим сегодня. Он воплощает в себе самые передовые научные и педагогические технологии, хотя и соединяет на первый взгляд несоединимое. Действительно, моно­графия, как явствует из наименования, должна быть посвящена одной теме, ее глубокой и всесторонней разработке средствами фундаменталь­ной (академической) науки. Ее цель — приращение научного знания, ее область — познание непознанного. Учебник же посвящен систематичес­кому изложению уже добытых учеными знаний, объясненных простым и доступным непрофессионалам языком. Адресность книги — чуть ли не главное различие: учебник посвящен неофитам, монография — профес­сионалам. В монографии нет и не может быть заданий, вопросов для за­крепления материала, тезауруса, врезок, представляющих собой краткие извлечения из работ классиков с целью пояснения материала и многого другого. Однако все это обязательно присутствует в учебнике.

Учебная монография — во всяком случае та, что представлена на ваш суд, — пытается соединить все самое лучшее из указанных жанров литера­туры. Монография, если судить по ее определению, посвящена всесторон­нему раскрытию одной темы. И наша книга, следуя данному определению, посвящена одной крупной теме — социальной динамике. На самом же деле это не тема, а раздел общей социологии. Вот почему в настоящей работе, включающей несколько томов, читатель обнаружит десятки тем — от ди­намики потребностей и социального взаимодействия до глобальной дина­мики мирового сообщества. Здесь обстоятельно освещены проблемы соци­ализации, конфликтов, кризисов, развития общества, социального прогрес­са, войн и переворотов, реформ и инноваций, взаимодействия малых и больших социальных групп, общения и коммуникации, обмена и коллек­тивных действий, миграции и переселения народов, протестных и обще­ственных движений, забастовок и социального развития организаций, со­циальной и классовой борьбы, поляризации и дифференциации общества,

крупномасштабных изменений всего общества и составляющих его основу социальных институтов, революций, генезиса капитализма, изменения социальной структуры и механизмов социальной мобильности, транзитив­ных и догоняющих обществ, социокультурной динамики, включая ассими­ляцию, аккультурацию, возникновение и умирание культур, взаимодей­ствие цивилизаций и многое другое.

Вряд ли какая-либо монография способна охватить такой широкий круг вопросов. Авторы снимают жанровые ограничения монографии, говоря о каждой подтеме только по существу, излагая научные подходы, методы ис­следования, ее современное состояние. Сказать кратко о множестве тем, ус­пев осветить самую суть, — это несомненное достоинство учебника. Это осо­бая технология и методология изложения материала, и она является для ав­торов путеводной нитью.

Данная работа относится к разряду обобщающих трудов, которые, как показывает практика, бывают двух типов: 1) сборники материалов, подготов­ленных разными авторами по единой логической схеме; 2) авторское произ­ведение, написанное в едином содержательном ключе. Яркий пример тру­дов первого типа — вышедшая в конце 90-х гг. книга «Социология в России», главный редактор которой, проф. В.А. Ядов, собрал ведущих специалистов по каждому направлению, включая производственную социологию, социо­логию города, молодежи и др., и задал им единую методологию изложения материала с обязательным описанием истории вопроса, его современного со­стояния и перспектив развития на будущее. В рамках своей темы авторы были свободны подавать материал под собственным углом зрения. Перед читате­лем предстал модифицированный вариант сборника научных статей, обще­принятый вариант которого, как это было раньше, вообще не налагает на авторов каких-либо обязательств.

Гораздо сложнее построить обобщающий многотомный труд по общей социологии, где все проблемы излагались бы под единым концептуальным углом зрения. Но еще труднее создать учебное пособие, обобщающее отече­ственные и мировые разработки и написанное не только доступным студен­ту языком, но структурирующее материал так, как это принято в стандарт­ных учебниках. Авторы настоящей работы предприняли такую попытку, полагая, что время для обобщающих научных и учебных трудов энциклопе­дического типа давно наступило. Российская социология, если она стремится занять передовые позиции в системе научного разделения труда, в мировом социологическом сообществе, не может обойтись без таких работ.

Никто и никогда еще не выстраивал категориальный аппарат социаль­ной динамики, не раскрывал все входящие в данный раздел понятия и не устанавливал между ними теоретически обоснованную, логически непро­тиворечивую взаимосвязь. Авторы не претендуют на то, что они, наконец-то, сделали это, но уверяют читателя в том, что стремились к этому, пред­принимая добросовестные попытки. В социологии много говорят о соци­альной динамике. Первым об этом начал говорить О. Конт. С тех пор прошло много времени, но дальше отдельных сюжетов, фрагментов и раз­говоров изучение не продвинулось: слишком масштабна проблематика, что­бы пытаться охватить ее единым взором одному или нескольким авторам. В этом многотомном издании обобщен опыт и труд большого коллектива со­циологического факультета МГУ. Сегодня наступила эпоха соединения не-

соединимого — учебника и монографии, коллектива и личности. Не зна­ем, насколько успешным окажется опыт — об этом лучше всего судить вам, дорогие читатели. Нам же осталось ждать результата и готовиться к расши­рению научного поиска, исследованию новых аспектов, поворотов, неожи­данностей в этой огромной, подобной самостоятельному континенту теме, имя которой — Социальная Динамика.

Сверхзадача данной работы — дать энциклопедию социальной жизни че­ловеческого общества, которая предполагает всесторонний взгляд на вещи, охват всего многообразия социальных форм жизни, общественных связей и отношений. Но если такое описание будет строиться только на данных эм­пирических исследований, то читатель увидит лишь узкий фрагмент реаль­ности — не более 5—7%. Однако социология — это самая комплексная соци­альная наука. Для того чтобы грамотно построить свое исследование, соци­олог должен охватить, понимать, знать все многообразие и всю глубину явлений. Вот почему авторы книги используют данные истории, экономи­ки, антропологии, психологии и других родственных наук.

Как возникло название книги? Вначале авторы хотели поименовать ее «Социальная статика и динамика», помятуя о классическом делении О. Кон-том социологии на две части, которые в совокупности охватывают весь круг явлений, изучаемых общей социологией. Но позже пришло понимание не­корректности такого названия, и вот почему. Статика не может быть компо­зиционным ядром социологической книги потому, что покой — это всего лишь краткое мгновение в постоянно текущих событиях, некая точка на ог­ромной прямой, выделенная нашим теоретическим сознанием. Проще гово­ря, динамики очень много, а покоя, статики очень мало в нашей жизни. Потому соотношение между ними — это соотношение между общим и част­ным. Разумеется, нельзя описывать течение процесса, не выяснив его содер­жания. Вот почему в каждом томе, посвященном динамике какой-либо сферы общества, частному аспекту социальной реальности или тематическому раз­делу, сначала представлена статика, т.е. содержание, структура, анатомия объекта исследования, после чего повествование обращается к тому, как этот объект возникает, развивается, изменяется, передвигается, разрушается и т.п.

В книге читатель найдет множество данных, относящихся не только к социологии, но и к антропологии, психологии и социальной психологии, праву и экономике, философии и другим наукам. Необходимость в такого рода знаниях для социолога объясняется следующими причинами.

Во-первых, социология — не только специальная дисциплина в ряду дру­гих социальных наук (эта традиция порождена в США), но и интегральная наука об обществе, объединяющая все множество знаний и приводящая их в единую концептуальную систему. Интегралистская традиция, очень четко высказанная еще П. Сорокиным, больше соответствует российскому понима­нию социологии. «Социология, — писал П.А. Сорокин, — не есть пустой яр­лык для обозначения совокупности наук, не является она и специальной дис­циплиной, подобно другим, отмежевавшим себе маленький угол обществен­ных явлений для возделывания, а представляет собой науку, не слившуюся с существующими специальными дисциплинами, науку, изучающую наиболее общие — родовые — свойства общественных явлений, не изучаемых первыми»4.

4 Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 32.

Во-вторых, на практике социологу приходится работать в самых разных областях — от городской администрации и социальной защиты населения и до банковского дела и телевидения. Естественно, что работодатель ждет от него понимания всего многообразия явлений, а не замкнутости в узкой проблематике.

В-третьих, любое явление, которое рассматривает социолог, имеет не только социальные причины, но целый комплекс причин и проявлений. Если соци­олог ограничивается только известным ему кругом причин, он дает неполную, одностороннюю картину мира, которую вряд ли можно назвать научной.

В-четвертых, хотя на первом курсе социологического факультета студент изучает общеобразовательные дисциплины (экономика, философия, пси­хология и др.), его обучают только специфическим для этих наук теориям, подходам, методам исследования. Преподаватель психологии или эконо­мики вовсе не ставит своей задачей научить социолога тому, как применять экономические или психологические знания для социологического объяс­нения действительности. Этот познавательный вакуум призвано заполнить данное многотомное издание, в котором показано, какие данные из пси­хологии, антропологии, экономики или философии помогут социологу глубже и всестороннее оценить общество, пригодятся для теоретической и практической работы.

Структура каждого тома обязательно будет включать следующие разделы: 1) история вопроса (теоретические подходы к теме, сложившиеся в зарубеж­ной и отечественной социологии, плюс эмпирические исследования, суще­ствующие в данной области); 2) методология вопроса (отрасли социологии и родственные дисциплины, изучающие данный круг вопросов, основные методы исследования); 3) содержательный анализ круга поставленных в дан­ном томе вопросов, базовые понятия и категории, их логическая система, реальные проблемы, существующие в обществе. Все вопросы, задания и уп­ражнения вынесены в специальный том, предварительное название которо­го — «Социологический практикум» (возможно, это будет крупный раздел в справочном томе)5. Каждый том будет завершаться кратким словарем и крат­кой библиографией. Более полная и развернутая библиография по темам будет представлена в справочном томе.

♦ ♦ ♦

Авторы выражают глубокую признательность коллегам (преподавателям, аспирантам и студентам московских вузов), которые оказали им научно-ме­тодическую, организационно-техническую и содержательную помощь при работе над подготовкой книги: Н.Н. Ефимову, Г.К. Вартаняну, А. Леппик, Н. Пажитновой, В.А. Коваленко, А. Звездилину, В.И. Полякову, К.А. Радо-вицкому, Н. Аникиной, П.К. Башаратьян, К. Бондареву, И. Успенской, А.И. Сушко, А. Мочалову, Л.М. Сальной и др.

поры оставляют за собой право поместить справочный том не в этом, а в следующем издании.

РАЗДЕЛ I




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 362; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.