КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Природа социологического 2 страница
Новизна авторского замысла выражалась не только в масштабах проекта, но и в научно-методическом подходе к его воплощению. Объем предполагаемой публикации действительно не имеет прецедентов ни в отечественной, ни в мировой социологии. Вся серия должна быть подчинена единой логике, выполнена в едином методологическом ключе — только в этом случае она не будет сборником статей, написанных разными авторами, или свалкой пусть и интересной, но несистематизированной информации. Авторская концепция, апробированная в предыдущих публикациях и получившая широкое признание, служила мощным фильтром, позволявшим отбраковывать неподходящие материалы, предлагаемые многочисленными авторами. В короткие сроки убедить огромную рать помощников, каждый из которых предлагал собственное видение, подходы и концепции, использовать общие методологические стандарты не удалось. Многие преподаватели, аспиранты и студенты не могли выдержать и предлагавшиеся темпы работы. Очень многих мы растеряли по пути, зато немало и приобрели. Постепенно сформировался крепкий костяк профессионалов, умеющих трудиться в команде и четко выполнять поставленную задачу. Хотя основная нагрузка приходилась тем не менее на авторов, услуги помощников зачастую оказались незаменимыми. Первоначально авторы не ограничивали себя ни объемами, ни сроками. Предполагалось выпускать фундаментальный курс сериями разного калибра — по 10, 15, 20 и, страшно сказать, 50 томов. Верхняя планка до сих пор служит тем ориентиром, на который мы равняемся. Собрать и систематизировать материал для 50 томов, учитывая, что социология — это интегральная наука, включающая в себя достижения и данные всех других гуманитарных и социальных дисциплин, в принципе можно. Но сколько на это уйдет времени? И не устареют ли к тому моменту подготовленные материалы? 3 Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: В 3 т. М.: ИНФРА-М, 2000. XV Намного реальнее начать с малой серии, постепенно продвигаясь к главной цели. Но сколько томов должна включать малая серия? Разумно ли после трех томов сразу же выпустить 10 или 15? Никаких четких ответов на подобные вопросы получить нельзя. Никто не знает, когда надо остановиться, сколько томов должен занимать фундаментальный курс, как подробно следует освещать каждую тему, в какой последовательности они должны раскрываться. Вообще любой учебник, даже самый популярный и признанный профессиональным сообществом, не является сборищем трюизмов, т.е. давно известных вещей. Любой учебник — глубоко авторское творчество. Так мы и подходили к задуманному проекту. До сих пор неизвестно содержание, скажем, 7-го или 11 -го тома нашей серии, но ясна общая стратегия — двигаться от общего к частному, от теории и методологии к отраслевым социологиям, от фундаментальных вопросов к прикладным. Но как именно, в каком порядке расставить эти самые конкретные вопросы и отрасли знания до конца неясно. Это и есть главный сюрприз для читателя (впрочем, как и для авторов). Однако можно определить главные ключевые темы. Приблизительно их список выглядит следующим образом: 1. История социологии. 2. Теория, методология, методы. 3. Власть, иерархия, бюрократия. 4. Бедность и богатство. 5. Город и село. 6. Регионы и регионалистика. 7. Общество и сообщества. 8. Глобальное общество и глобалистика. 9. Стратификация и неравенство. 10. Социальные классы. 11. Рабство: история и современность. 12. Возрасты человеческой жизни. 13. Демография и народонаселение. 14. Социальная динамика: теории, методы, модели. 15. Война и военная социология. 16. Мужчины и женщины: тендерные исследования. 17. Атлас социальных групп. 18. Девиантность и преступное поведение. 19. Интернет и общество постмодерна. 20. Социальные институты и социальные практики. 21. Социальные статусы и роли. 22. Коммуникация и общение. 23. Культура: структура и динамика. 24. Духовная сфера общества: наука и образование. 25. Социология религии. 26. Политическая сфера общества. 27. Социальные конфликты и общественные кризисы. 28. Социальное действие и взаимодействие. 29. Общественные движения. 30. Социальная сфера и социальная защита. 31. Человек, индивид, личность. XVI 32. Социализация в статике и динамике. 33. Миграция. 34. Социальная мобильность. 35. Реформы и революции. 36. Прикладные исследования и дисциплины. 37. Семья и брак. 38. Социальный контроль. 39. Россия в современном мире. 40. Экономическая сфера общества. 41. Труд и трудовое поведение. 42. Менеджмент и управление. 43. Социальные нормы и ценности. 44. Общественное сознание. 45. Терроризм и насильственные действия. 46. Информация и СМИ и др. Все они будут сгруппированы в более крупные блоки, каждый из которых примет вид отдельного тома. В настоящее издание должны войти следующие тома: 1. Теория и методология. 2. Эмпирические и прикладные исследования. 3. Методика и техника исследования. 4. Общество: статика и динамика. 5. Социальная структура: статусы и роли. 6. Социальные деформации. 7. Социальная стратификация: мобильность. 8. Возрасты человеческой жизни: социология поколений. 9. Человек, индивид, личность. 10. Тендер, брак и семья. 11. Культура и религия. 12. Экономика и труд. 13. Менеджмент и организация. 14. Иерархия, власть, бюрократия. 15. Социализация: агенты и процессы. Вполне возможно, что по мере работы над многотомником «Фундаментальная социология» и получения новой информации названия томов, а также их количество будут меняться. Кроме содержательно-тематических томов предполагается издать один (или несколько) справочно-библиографический том. В нем разместятся расширенная библиография по главным темам социологии (несколько тысяч названий) и интернет-источники, социологический практикум (задачи и упражнения), материалы в помощь преподавателю социологии, биографии классиков социологии (с фотографиями, ссылками на веб-сайты и списками сочинений). Наша главная задача — создать фундаментальную социологию, отражающую состояние мировой социологии и состояние современного мира (прежде всего России) — останется неизменной. Отдельные тома могут разрастись до нескольких томов или превратиться в микросерию. Другие могут сливаться между собой и образовывать новые тематические тома. ♦ ♦ ♦ XVII Жанровые особенности работы. Эта книга написана в жанре учебной монографии. Возможно, что такого выражения вы не найдете в литературе, потому что оно еще только входит в наш лексикон. Учебная монография — новый жанр учебно-педагогической и научно-исследовательской литературы, сочетающий в себе преимущества учебника и фундаментальной академической работы. Нацеленность на приращение новых знаний, научное открытие сочетается в ней с простотой и доступностью изложения материала, систематизацией, логическим построением и пропедевтическим описанием знаний. Выбор подобного жанра продиктован той реальностью, с которой отечественная социология столкнулась в третьем тысячелетии. Глобализация создает совершенно уникальную социальную реальность, многие черты которой мы, ученые, еще только начинаем постигать. В научный оборот входит множество непривычных терминов и категорий, теорий, подходов и концепций, которые принято относить к эпохе постмодернизма. Интернализация общественной жизни расширяет горизонт научных знаний, не позволяя социологу замыкаться в национальных и государственных границах, которыми прежде был окантован основной предмет нашей науки — общество. Сегодня общество охватывает всю планету, всю мировую систему, гражданами которой уже стали россияне. Наша страна, недавно делавшая робкие шаги на этом пути, вошла в мировое содружество наций как ее равноправный и важный партнер. Закончился период накопления знаний, изложения учебного материала с позиций марксистской философии, завершился период механического подражания западным образцам и начался совершенно новый, более ответственный этап формирования специфически российского типа социологического учебника. На наш взгляд, его отличают большая фундаментальность знаний, акцент на теоретико-методологическую вооруженность студентов (что сближает нас с европейцами) и вместе с тем учет национальной специфики не только в описываемой социальной реальности (каждое общество с этой точки зрения неповторимо), но и в построении понятийного аппарата. О чем идет речь? Россия не знала многолетнего господства в сфере социологической мысли бихевиоризма, структурного функционализма, символического интерак-ционизма и других ведущих для США направлений, которые на долгие десятилетия определили уклад мышления и менталитет американских студентов. Мы, несомненно, знакомы с указанными направлениями, и знакомы очень неплохо, но все-таки они являются для нас вторичными, привнесенными на нашу национальную почву извне. Они не входят органично, как неотъемлемые единицы мышления, в наш научный менталитет. Скорее нам ближе по духу П. Сорокин, который не переносил американизмы и не относил себя ни к одному из перечисленных направлений. Его мощный российский менталитет не умещался в узкие рамки дисциплинарных и парадигматических классификаций. Живя и работая в Америке, он продолжал мыслить по-русски — широко, фундаментально и, если хотите, красиво, обогащая мировой социологический тезаурус такими понятиями, которые, возможно, и не появились бы, не прояви он инициативу. Настала пора не просто изучать и использовать творческое наследие нашего великого соотечественника, но и продолжать его дело. П. Сорокин не боялся быть новатором, создавая новые концепции, модели, понятия. Если поначалу они и казались кому-то странными, то вскоре стали общепринятым языком научного общения, социологической классикой. Его учебники, созданные еще до его эмиграции в США, содержали самые свежие данные, полученные в его творческой лаборатории. Вы не найдете в них описания только того, что давно известно. Идеи М. Вебера или Э. Дюркгейма приводятся им в полемическом ключе, Сорокин не стесняется с ними спорить, и этот спор становится органической частью его учебника. Установка на ознакомление студентов с самой передовой научной мыслью, с тем, что только что вышло из-под пера, является, по нашему глубокому убеждению, очень правильной, можно сказать даже больше — единственно верной в наше время. Современная российская социологическая молодежь, более подготовленная, как мы надеемся, чем старшее поколение, и объективно находящаяся в более выгодных условиях в связи с академическими свободами и плюрализмом точек зрения, просто обязана идти дальше нас, тех, кто учит ее сейчас. А старшее поколение обязано — такова его культурно-историческая миссия — передать им самые свежие свои наработки, познакомить с творческой кухней, а не только излагать то, что давно известно и многократно описано, и познакомить именно сейчас, ибо, к сожалению, никто не живет вечно. Таким образом, избранный нами жанр крайне необходим сегодня. Он воплощает в себе самые передовые научные и педагогические технологии, хотя и соединяет на первый взгляд несоединимое. Действительно, монография, как явствует из наименования, должна быть посвящена одной теме, ее глубокой и всесторонней разработке средствами фундаментальной (академической) науки. Ее цель — приращение научного знания, ее область — познание непознанного. Учебник же посвящен систематическому изложению уже добытых учеными знаний, объясненных простым и доступным непрофессионалам языком. Адресность книги — чуть ли не главное различие: учебник посвящен неофитам, монография — профессионалам. В монографии нет и не может быть заданий, вопросов для закрепления материала, тезауруса, врезок, представляющих собой краткие извлечения из работ классиков с целью пояснения материала и многого другого. Однако все это обязательно присутствует в учебнике. Учебная монография — во всяком случае та, что представлена на ваш суд, — пытается соединить все самое лучшее из указанных жанров литературы. Монография, если судить по ее определению, посвящена всестороннему раскрытию одной темы. И наша книга, следуя данному определению, посвящена одной крупной теме — социальной динамике. На самом же деле это не тема, а раздел общей социологии. Вот почему в настоящей работе, включающей несколько томов, читатель обнаружит десятки тем — от динамики потребностей и социального взаимодействия до глобальной динамики мирового сообщества. Здесь обстоятельно освещены проблемы социализации, конфликтов, кризисов, развития общества, социального прогресса, войн и переворотов, реформ и инноваций, взаимодействия малых и больших социальных групп, общения и коммуникации, обмена и коллективных действий, миграции и переселения народов, протестных и общественных движений, забастовок и социального развития организаций, социальной и классовой борьбы, поляризации и дифференциации общества, крупномасштабных изменений всего общества и составляющих его основу социальных институтов, революций, генезиса капитализма, изменения социальной структуры и механизмов социальной мобильности, транзитивных и догоняющих обществ, социокультурной динамики, включая ассимиляцию, аккультурацию, возникновение и умирание культур, взаимодействие цивилизаций и многое другое. Вряд ли какая-либо монография способна охватить такой широкий круг вопросов. Авторы снимают жанровые ограничения монографии, говоря о каждой подтеме только по существу, излагая научные подходы, методы исследования, ее современное состояние. Сказать кратко о множестве тем, успев осветить самую суть, — это несомненное достоинство учебника. Это особая технология и методология изложения материала, и она является для авторов путеводной нитью. Данная работа относится к разряду обобщающих трудов, которые, как показывает практика, бывают двух типов: 1) сборники материалов, подготовленных разными авторами по единой логической схеме; 2) авторское произведение, написанное в едином содержательном ключе. Яркий пример трудов первого типа — вышедшая в конце 90-х гг. книга «Социология в России», главный редактор которой, проф. В.А. Ядов, собрал ведущих специалистов по каждому направлению, включая производственную социологию, социологию города, молодежи и др., и задал им единую методологию изложения материала с обязательным описанием истории вопроса, его современного состояния и перспектив развития на будущее. В рамках своей темы авторы были свободны подавать материал под собственным углом зрения. Перед читателем предстал модифицированный вариант сборника научных статей, общепринятый вариант которого, как это было раньше, вообще не налагает на авторов каких-либо обязательств. Гораздо сложнее построить обобщающий многотомный труд по общей социологии, где все проблемы излагались бы под единым концептуальным углом зрения. Но еще труднее создать учебное пособие, обобщающее отечественные и мировые разработки и написанное не только доступным студенту языком, но структурирующее материал так, как это принято в стандартных учебниках. Авторы настоящей работы предприняли такую попытку, полагая, что время для обобщающих научных и учебных трудов энциклопедического типа давно наступило. Российская социология, если она стремится занять передовые позиции в системе научного разделения труда, в мировом социологическом сообществе, не может обойтись без таких работ. Никто и никогда еще не выстраивал категориальный аппарат социальной динамики, не раскрывал все входящие в данный раздел понятия и не устанавливал между ними теоретически обоснованную, логически непротиворечивую взаимосвязь. Авторы не претендуют на то, что они, наконец-то, сделали это, но уверяют читателя в том, что стремились к этому, предпринимая добросовестные попытки. В социологии много говорят о социальной динамике. Первым об этом начал говорить О. Конт. С тех пор прошло много времени, но дальше отдельных сюжетов, фрагментов и разговоров изучение не продвинулось: слишком масштабна проблематика, чтобы пытаться охватить ее единым взором одному или нескольким авторам. В этом многотомном издании обобщен опыт и труд большого коллектива социологического факультета МГУ. Сегодня наступила эпоха соединения не- соединимого — учебника и монографии, коллектива и личности. Не знаем, насколько успешным окажется опыт — об этом лучше всего судить вам, дорогие читатели. Нам же осталось ждать результата и готовиться к расширению научного поиска, исследованию новых аспектов, поворотов, неожиданностей в этой огромной, подобной самостоятельному континенту теме, имя которой — Социальная Динамика. Сверхзадача данной работы — дать энциклопедию социальной жизни человеческого общества, которая предполагает всесторонний взгляд на вещи, охват всего многообразия социальных форм жизни, общественных связей и отношений. Но если такое описание будет строиться только на данных эмпирических исследований, то читатель увидит лишь узкий фрагмент реальности — не более 5—7%. Однако социология — это самая комплексная социальная наука. Для того чтобы грамотно построить свое исследование, социолог должен охватить, понимать, знать все многообразие и всю глубину явлений. Вот почему авторы книги используют данные истории, экономики, антропологии, психологии и других родственных наук. Как возникло название книги? Вначале авторы хотели поименовать ее «Социальная статика и динамика», помятуя о классическом делении О. Кон-том социологии на две части, которые в совокупности охватывают весь круг явлений, изучаемых общей социологией. Но позже пришло понимание некорректности такого названия, и вот почему. Статика не может быть композиционным ядром социологической книги потому, что покой — это всего лишь краткое мгновение в постоянно текущих событиях, некая точка на огромной прямой, выделенная нашим теоретическим сознанием. Проще говоря, динамики очень много, а покоя, статики очень мало в нашей жизни. Потому соотношение между ними — это соотношение между общим и частным. Разумеется, нельзя описывать течение процесса, не выяснив его содержания. Вот почему в каждом томе, посвященном динамике какой-либо сферы общества, частному аспекту социальной реальности или тематическому разделу, сначала представлена статика, т.е. содержание, структура, анатомия объекта исследования, после чего повествование обращается к тому, как этот объект возникает, развивается, изменяется, передвигается, разрушается и т.п. В книге читатель найдет множество данных, относящихся не только к социологии, но и к антропологии, психологии и социальной психологии, праву и экономике, философии и другим наукам. Необходимость в такого рода знаниях для социолога объясняется следующими причинами. Во-первых, социология — не только специальная дисциплина в ряду других социальных наук (эта традиция порождена в США), но и интегральная наука об обществе, объединяющая все множество знаний и приводящая их в единую концептуальную систему. Интегралистская традиция, очень четко высказанная еще П. Сорокиным, больше соответствует российскому пониманию социологии. «Социология, — писал П.А. Сорокин, — не есть пустой ярлык для обозначения совокупности наук, не является она и специальной дисциплиной, подобно другим, отмежевавшим себе маленький угол общественных явлений для возделывания, а представляет собой науку, не слившуюся с существующими специальными дисциплинами, науку, изучающую наиболее общие — родовые — свойства общественных явлений, не изучаемых первыми»4. 4 Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 32. Во-вторых, на практике социологу приходится работать в самых разных областях — от городской администрации и социальной защиты населения и до банковского дела и телевидения. Естественно, что работодатель ждет от него понимания всего многообразия явлений, а не замкнутости в узкой проблематике. В-третьих, любое явление, которое рассматривает социолог, имеет не только социальные причины, но целый комплекс причин и проявлений. Если социолог ограничивается только известным ему кругом причин, он дает неполную, одностороннюю картину мира, которую вряд ли можно назвать научной. В-четвертых, хотя на первом курсе социологического факультета студент изучает общеобразовательные дисциплины (экономика, философия, психология и др.), его обучают только специфическим для этих наук теориям, подходам, методам исследования. Преподаватель психологии или экономики вовсе не ставит своей задачей научить социолога тому, как применять экономические или психологические знания для социологического объяснения действительности. Этот познавательный вакуум призвано заполнить данное многотомное издание, в котором показано, какие данные из психологии, антропологии, экономики или философии помогут социологу глубже и всестороннее оценить общество, пригодятся для теоретической и практической работы. Структура каждого тома обязательно будет включать следующие разделы: 1) история вопроса (теоретические подходы к теме, сложившиеся в зарубежной и отечественной социологии, плюс эмпирические исследования, существующие в данной области); 2) методология вопроса (отрасли социологии и родственные дисциплины, изучающие данный круг вопросов, основные методы исследования); 3) содержательный анализ круга поставленных в данном томе вопросов, базовые понятия и категории, их логическая система, реальные проблемы, существующие в обществе. Все вопросы, задания и упражнения вынесены в специальный том, предварительное название которого — «Социологический практикум» (возможно, это будет крупный раздел в справочном томе)5. Каждый том будет завершаться кратким словарем и краткой библиографией. Более полная и развернутая библиография по темам будет представлена в справочном томе. ♦ ♦ ♦ Авторы выражают глубокую признательность коллегам (преподавателям, аспирантам и студентам московских вузов), которые оказали им научно-методическую, организационно-техническую и содержательную помощь при работе над подготовкой книги: Н.Н. Ефимову, Г.К. Вартаняну, А. Леппик, Н. Пажитновой, В.А. Коваленко, А. Звездилину, В.И. Полякову, К.А. Радо-вицкому, Н. Аникиной, П.К. Башаратьян, К. Бондареву, И. Успенской, А.И. Сушко, А. Мочалову, Л.М. Сальной и др. поры оставляют за собой право поместить справочный том не в этом, а в следующем издании. РАЗДЕЛ I
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 390; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |