Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социологическое исследование -ценности и оценки




Социологическое исследование — это конкретная разновидность научного исследования вообще. Стало быть, оно должно и не может не подчиняться общенаучным требованиям, главные среди которых — вычленение истинных фактов из моря ложных заблуждений и критическая проверка полученных знаний на предмет их соответствия уже добытым и проверенным ранее на­учным знаниям. «Критика» по-гречески означает «суд» и «разделение»: суд над неправдой, разделение истины и лжи. Критика считалась первейшей интеллектуальной добродетелью ученого.

Со времен Геродота, Фукидида, Ксенофонта и Сократа искусство иссле­дователя заключалось в том, чтобы с помощью тщательно построенного «оп­росника» и на основе «показательной выборки» (будь то опрос Ксенофонтом подчиненных ему солдат — участников похода Кира Младшего против Артак­серкса II при их отступлении к Черному морю или афинских граждан об оп­тимальном социальном устройстве государства и душевных свойствах его чле­нов) извлечь эпистему — истинное, подлинное знание из докса — мнения15.

В гуманитарной сфере науки позиция ученого несколько отличается от той, которую он занимает в области естественно-научных и технических дисциплин. В философии, социологии, политологии, экономике знающий исследователь — это одновременно судящий, оценивающий события исследо­ватель. Познанный материал должен быть тщательно взвешен, философски осмыслен, критически оценен социологом.

Правда, проблема вынесения критической оценки в гуманитарных науках не так проста, как может показаться. На протяжении 100 лет среди ученых идет нешуточный спор о проблеме ценностей и оценок в методологии. Для социологии первым его ясно озвучил в начале XX в. Макс Вебер. Он пред­лагал различать два похожих явления:

♦ вынесение оценочных суждений;

♦ отнесение к ценностям.

Первое в науке категорически запрещается, второе не только приветству­ется, но и рекомендуется в качестве важнейшего правила. М. Вебер исходил из университетской жизни, где профессора, желая сделать лекцию более яркой и красочной, не стеснялис ь в вынесении политических оценок, вклю-

мшурин В.И. «Гуманитарная» социология: новые ориентиры и старые проблемы // Социс. 1992. '. С. 63.

чами в лекцию обличительную публицистику, сатиру, элементы памфлета и т.д. Лектор не только односторонне освещал факты и события, но и навя­зывал аудитории собственную точку зрения, которую неподнаторевшие в фундаментальных знаниях студенты никак не могли оспорить. Против это­го и выступал один из родоначальников мировой социологии. Когда Вебер протестовал против того, чтобы преподаватель социологии превращался в агитатора, а аудитория — в митинговую площадь, он подразумевал полити­ческие оценки. Но при этом ничего отрицательного не говорил об эстети­ческих и религиозных ценностях. Ученый должен быть свободным от оце­нок, но не от нравственных ценностей.

Действительно, политические оцен­ки и нравственные или религиозные ценности — вещи совершенно разные. Первые всегда пристрастны и выража­ют интересы конкретной политической партии. Политика всегда считалась об­ластью недопустимого цинизма. Одна­ко нравственные ценности и полити­ческие идеалы, которые на них базиру­ются, имеют совершенно иную основу. Это сфера вечного и абсолютного зна­ния. Идеалы свободы и гражданского общества строятся на нравственных принципах уважения личного достоинства, неприкосновенности прав чело­века. На них может и должен ориентироваться при интерпретации своих открытий социолог. Но он обязан избегать пристрастных политических оце­нок.

Вебер, отстаивая ценностный нейтралитет, по существу, отстаивал идеа­лы академической свободы, невмешательства политики и политиков в уни­верситетскую жизнь. Свобода от оценки — важнейший постулат современ­ной профессиональной (академической) социологии. Социолог «должен за­быть о своих политических пристрастиях, о национальности, возрасте, поле, религиозных убеждениях, вкусах и привычках, как только он переступает порог аудитории. Стоит ли говорить, что стать свободным от оценки — дело трудное, но именно такой свободы требует этос научного исследования... Отстранение от оценки не означает отстранение ученого от участия в обще­ственной жизни. Наоборот, только независимое и отстраненное от оценки знание дает возможность аутентичной экспертизы социальных проблем»16. Когда Вебер писал о ценностном нейтралитете социологии, то можно было подумать, что слова «оценка» и «ценность» он употребляет в качестве синони­мов. Так оно зачастую и происходит в немецком языке. Однако в русском языке оба понятия необходимо различать, и под ценностным нейтралитетом надо по­нимать не свободу от ценностей, а освобождение от предвзятых оценок.

Социология как академическая дисциплина отличается от журналистского репортажа, живо реагирующего на происходящие события. Журналисту как раз необходимо все то, от чего стремится избавиться социолог в своем ис­следовании. Но не заставляет ли стратегия ценностного нейтралитета быть

16 Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований: Учеб. для высших учебных заведений. М., 1995. С. 104-105.

социолога равнодушным к социальным проблемам общества? Можно ли отказаться от своей позиции, консультируя политических лидеров и партии?

Оказывается, многие ведущие социологи мира (А. Гоулднер, С. Липсет, Д. Вронг, Б. Бергер, Р. Миллс, Л. Козер, Б. Розенберг, Д. Райсмен, А. Страусе и др.) рассматривали себя в качестве интеллектуалов не в меньшей степени, чем в качестве ученых. Они продолжали традицию социологии как критической те­ории общества.

Традиция социологии как интеллектуальной деятельности не отказыва­ется от вынесения оценочных суждений, традиция социологии как профес­сиональной деятельности придерживается ценностной нейтральности. Пер­вая традиция более древняя, вторая — более молодая.

Еще в XII в. средневековый мыслитель Аверроэс обосновал учение о двой­ной истине, согласно которому истины философии и богословия не зависят друг от друга. Оно было направлено на освобождение науки от пут религи­озной схоластики. По существу, он явился предшественником М. Вебера, поскольку уже тогда полагал, что процесс постижения истины и процесс верования — два совершенно разных явления. Аверроэс первым отделил на­уку от мира ценностей, но ничего не говорил о свободе от оценок.

Но Вебер продолжал еще одну традицию, восходящую к идеям Фомы Аквинского, который в XIII в. попытался утвердить постулат о гармонии разума и веры, т.е. единство науки и религии. По существу, речь должна идти о двух противоположных традициях западноевропейской культуры — Авер-роэса и Фомы Аквинского. М. Вебер постарался объединить их, постулиро­вав, что социологическое знание двойственно по своей природе: оно впиты­вает в себя научную объективность, основанную на беспристрастной стати­стике, и в то же время оно должно соотноситься с ценностями. Принцип отнесения к ценностям должен занять место обычной практики высказыва­ния ученым оценочных суждений, несвободных от политических и иных пристрастий.

Концепцию свободы от ценностей, восходящую своими корнями к уче­нию о двойственности истины Аверроэса, А. Гоулднер предлагает именовать дуалистической доктриной. Она предполагает, что ученый, подобно техни­ческому специалисту на производстве, отвечает только за совершенство при­бора, но не за последствия его применения. Он может изобрести атомную бомбу, но он не отвечает за то, что политики используют ее в качестве ору­дия устрашения. До трагедии Хиросимы физики много дискутировали о сво­боде науки от ценностей и оценочных суждений. Но сегодня они не увере­ны, что поступали тогда правильно. Научная объективность и нравственная инфантильность ученого, по мнению А. Гоулднера, — вещи совершенно раз­ные. Свобода от ценностей свидетельствует о том, что ученому (физику или социологу) глубоко безразлично то, в каких целях общество воспользуется его научными результатами. Подобная свобода может только навредить раз­витию науки. Напротив, свобода от оценки характеризует внутренний про­цесс познания, невмешательство политических пристрастий в интерпрета­цию и сбор эмпирических данных. Физику в силу особенностей его объекта исследования подобное не грозит, но социолог должен быть свободен от оценок. Здесь речь идет не о применении добытых результатов, а об их по­лучении.

Занять позицию ценностного нейтралитета в общественных науках — оз­начает занять глубоко нравственную и граждански активную позицию, уметь критически оценивать любое социальное суждение, в том числе и свое соб­ственное. «Ученый, в отличие от публициста, не может ограничиться кон­статацией фактов и мнений, какими бы ошеломляющими они ни были. Уче­ный должен изучать образцы мыслей, которые есть и в публицистике, и в массовом сознании, и в научной литературе, превратив их в факты своей научной практики. Что для этого надо? Необходимо чаще задаваться вопро­сом "зачем?", не принимать эмпирические следствия за аналитические при­чины, рассматривать изучаемую область с различных, в том числе и с отстра­ненной, точек зрения — ретроспективной, перспективной, интроспектив­ной»17, — полагает В.И. Шамшурин.

" Шамшурин В.И. «Гуманитарная» социология... С. 64.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 842; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.