Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философское ялро познания




ИЛИ СОПЕРНИЧЕСТВО?

ПАРТНЕРСТВО

ФИЛОСОФИЯ

И СОЦИОЛОГИЯ:

По отношению к социологии, равно как и к большинству других наук, философия выступает в роли прародительницы. Когда-то давным-дав­но человеческое знание не делилось по родам, видам и отраслям. Оно было единым, и это единство обеспечивала ему философия — особый вид мудрствования, направляющий наши взоры на фундаментальные воп­росы бытия и познания. В XIX в. из недр того направления в философии, которое сегодня принято именовать социальной философией, возникла социология. На всем протяжении ее существования философия, как за­ботливая мать, опекала и помогала своему чаду. Однако отношения меж­ду двумя родственными науками не всегда были простыми. Опека неред­ко превращалась в гиперопеку, а старшие не всегда понимали пробле­мы младших, которые давно уже стали взрослыми и претендовали на самостоятельность.

Высшей формой теоретического познания выступает философское пости­жение мира. Философия (от греч. phileo — люблк> и sophia — мудрость) — это форма общественного сознания, мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в нем человека; она исследует познавательное, социально-политическое, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру. Сегодня это древнегреческое слово используется для обозначения двух разных явлений: а) системы отвлеченных идей об основополагающих прин­ципах бытия и познания, получивших международное или мировое призна­ние, постоянно развиваемых и преподающихся в качестве учебного курса; б) каких-то убеждений, важных для человека или отдельной организации сто­рон действительности. В этом смысле говорят о философии бродяжничества, философии корпорации, философии ничегонеделания, философии здраво­го смысла и т.п.

Те или иные идеи философского характера вплетены в живую ткань на­учного знания и воплощаются в теориях. Например, известная дискуссия Бора и Эйнштейна о проблемах квантовой механики, по сути, велась имен­но на уровне философских оснований науки, поскольку обсуждалось, как со­отнести аппарат квантовой механики с окружающим миром. Эйнштейн счи­тал, что вероятностный характер предсказаний в квантовой механике обус­ловлен тем, что квантовая механика неполна, поскольку действительность полностью детерминистична. А по мнению Бора, квантовая механика пол­на и отражает принципиально неустранимую вероятность, характерную для микромира.

Исторически сложились основные разделы философии: онтология (уче­ние о бытии), гносеология (теория познания), логика, этика, эстетика. В решении различных философских проблем выделились такие противосто­ящие друг другу направления, какдиалектика и метафизика, рационализм и эмпиризм (сенсуализм), материализм (реализм) и идеализм, натурализм и спиритуализм, детерминизм и индетерминизм и др. Исторические формы философии: философские учения Древней Индии, Древнего Китая, Древ­него Египта; древнегреческая, античная философия — классическая форма философии (Парменид, Гераклит, Сократ, Демокрит, Эпикур, Платон, Ари­стотель); средневековая философия — патристика и выросшая из нее схола­стика; философия эпохи Возрождения (Г. Галилей, Б. Телезио, Н. Кузанс-кий, Дж. Бруно); философия нового времени (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Т. Гоббс, Б. Спиноза, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм, Г. Лейбниц); французский ма­териализм XVIII в. (Ж. Ламетри, Д. Дидро, К. Гельвецкий, П. Гольбах); не­мецкая классическая философия (И. Кант, И.Г. Фихте, Ф.В. Шеллинг, Г.В.Ф. Гегель); философия марксизма (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин); русская религиозная философия XIX—XX вв. (B.C. Соловьев, С.Н. Булгаков, С.Л. Фрак, П.А. Флоренский, Н.А. Бердяев, Л. Шестов, В.В. Розанов); фи­лософия русского космизма (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вер­надский). Главные направления философии XX в. — неопозитивизм, праг­матизм, экзистенциализм, персонализм, феноменология, неотомизм, анали­тическая философия, философская антропология, структурализм, философская герменевтика. Основные тенденции современной филосо­фии — осмысление таких фундаментальных проблем, как мир и место в нем человека, судьбы современной человеческой цивилизации, многообразие и единство культуры, природа человеческого познания, бытие и язык.

Было время, когда никаких наук еще не существовало, а философия уже выделилась в самостоятельную систему идей. Создав самую общую картину мира, его устройства и развития, указав способы познания этого мира, оп­ределив цели и смысл человеческой жизни, а также некоторые общие зако­ны общества, философия дала жизнь всем конкретным наукам. На разных исторических этапах они то и дело выделялись из материнского лона фило­софии, обрастали массой конкретных фактов, брали на вооружение техни­ческие средства, проникали б такие глубины строения материи и поведения людей, куда философ, вооруженный лишь собственным созерцанием, про­никнуть не мог. В настоящее время философия выполняет интегрирующую роль по отношению ко всем другим наукам.

Исходной философской категорией является бытие, т.е. реальность, су­ществующая объективно. В противоположность видимости бытие считает-

ся истинным. В философии сформировались две традиции в понимании бытия: согласно первой, бытие представляет собой неподвижное вместили­ще для вещей и явлений; согласно второй, бытие находится в постоянном движении и изменении. Движение в философии — это способ существова­ния материи, в самом общем виде — изменение вообще, любое взаимодей­ствие объектов. Движение выступает как единство изменчивости и устойчи­вости, прерывности и непрерывности, абсолютного и относительного. Если речь идет о движении общества, то оно понимается как непрерывное разви­тие, изменение, прогресс и регресс, которые выражают себя через совокуп­ность реформ или революции (качественный скачок в развитии).

Несводимое лишь к материально-предметному миру бытие обладает раз­личными уровнями: органическая и неорганическая природа, биосфера, общественное бытие, объективно-идеальное бытие (ценности культуры, общезначимые принципы и категории научного знания и др.), бытие лич­ности. В этой книге речь пойдет главным образом о бытие личности и обще­ственном бытие.

Именно в рамках философии достигли совершенства приемы анализа и синтеза знаний, дедукции и индукции, движения от простого к сложному и от явлений к сущности. Для философского мышления характерны не толь­ко всеобщность, но и целостность, системность постижения социальной жизни. Философское мышление подразумевает силу ума, логики, на­блюдательности, умение выявлять в отдельных фактах общечеловеческий смысл явления. Философия дает науке целостное видение проблемы, уме­ние в единичном высвечивать всеобщее, стремление связывать выводы в

логически непротиворечивую цепочку. Как уже было сказано, из философии возникли практически все известные сегодня науки, в том числе и социоло­гия. Каким образом, спросите вы? На очередном витке познания станови­лось очевидным, что общих рассуждений о физической природе, химичес­ком строении вещества, психике человека или структуре общества недоста­точно — нужны совершенно конкретные и точные знания. Философы стали специализироваться на физике, химии, психологии и социологии, постепен­но превращаясь в ученых. Философские корни конкретно-научных знаний ощущаются в любой дисциплине, поэтому на каждом этапе познания, обоб­щив очередную порцию новых знаний и стремясь к их более глубокому ос­мыслению, ученые вновь и вновь обращаются к философским основаниям своей науки. Подобная процедура позволяет упорядочить многообразие зна­ний, выявить его структуру и внутренние законы. Философия продолжает выполнять регулятивную функцию методологии научного познания и сегод­ня. Ее значение не следует умалять. Но нельзя его и преувеличивать, иначе все социологи вместо проведения полевых исследований займутся кабинет­ными размышлениями и спекуляцией. Такое происходило в советской нау­ке, всего 10—15 лет назад.

Основной метод философского познания — теоретическое мышление, опирающееся на совокупный опыт человечества, на достижения всех наук. Достоинство философского метода заключается в получении обобщенной картины мира, т.е. предельно широкого теоретического осмысления жизни. В орбиту философского поиска входит не только природная, но и социальная жизнь. Философское исследование социальной жизни получило название социальной философии.

Социальная философия сыграла важную роль в выявлении конечных причин, вечных основ социального бытия, понимании тех ос­новополагающих начал, на которых строятся взаимоотношения людей в об­ществе. За ее плечами многовековая историческая традиция: античное уче­ние об обществе, философская традиция гуманизма эпохи Возрождения, учение французских материалистов о конечных движущих силах деятельно­сти человека, политические теории общества эпохи Просвещения, учение об общественном договоре (Т. Гоббс), естественных правах человека (Д. Локк), созданные уже в Новое время идеи «философии жизни» XX в.

Обществознание прочно стоит на фундаменте великих завоеваний соци­ально-философской мысли. Описывая социальную реальность, оно в каче­стве предпосылки использует ту или иную философскую идею, которая оп­ределяет исходные принципы научного подхода к обществу.

Философия, не будучи предназначенной для ответа на конкретные воп­росы, не имея для этого необходимого познавательного инструмента, по сво­им методам — наука умозрительная, созерцательная. Применяемые ею по­знавательные приемы (например, мысленный эксперимент) дают значимый результат лишь при решении «вечных» проблем человеческого бытия, т.е. выявлении всеобщих, проявляющихся в поведении каждого человека тенден­ций. Когда же требуется познание реальных явлений, ответ на конкретные вопросы, то от философии необходимо перейти к социальным наукам.

Философию можно определить как замкнутую систему аргументации о самых главных вопросах, которые всегда касаются не сиюминутных, а веч­ных интересов. Поговорить о них — означает пофилософствовать, пусть даже

в обыденном смысле. Когда вас упрекают: «Ну, опять расфилософствовал-ся» — это означает, что вы пустились в абстрактные рассуждения о вечных проблемах (так, как вы сами их понимаете).

Научная теория тоже является замкнутой системой аргументации. Но она создается по поводу очень конкретных явлений или процессов, например те­ория фирмы или теория магнитных аномалий. А вот любое рассуждение о

вечных вопросах бытия должно быть не­медленно отнесено к философии.

Чтобы окончательно не запутаться, нам придется различать два явления — Философия с прописной буквы и мно­ жество философий со строчной буквы. Философия фирмы (миссия корпора­ции), философия ничегонеделания, философия донжуанства и многое другое никакого отношения к Философии как магистральной линии мыш­ления о сущности бытия не имеют. Они создаются не профессиональны­ми философами, а администрацией или простыми гражданами и обычно сводятся к совокупности общих рассуждений о самых главных вопросах в какой-то очень конкретной сфере, скажем, деятельности бизнеса или пребывании на этой грешной земле.

Философия с прописной буквы создавалась усилиями гениальных мыс­лителей — от Платона и Гегеля до Маркса и Сартра или Бердяева — для оправдания существования человечества, выявления способов познания объективного мира, его устройства, природы человеческого общества и его развития. Такие вечные вопросы касаются нас всех, а не каждого отдель­ного человека или отдельной организации. Создавалась Философия людь­ми, которые посвятили размышлениям об этих вечных вопросах всю жизнь, постигли великую мудрость и освоили все культурное достояние человечества.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 919; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.