Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Качественные данные Количественные данные




— отдельный человек, фотография символ, знак, запись беседы

множество людей, вид таблицы, статистические формулы и т.д.

Рис. 4. Элементы качественных и количественных данных

1 Tesch R. Qualitative Research Analysis Types and Software Tools. N.Y., Philadelphia, L.: The Falmer Press,1990. P. 95.

2 Клюшкина О.Б. Построение теории на основе качественных данных: из истории развития методо­логического направления // Социологические исследования. 2000. № 10. С. 92—101.

Это могут быть мнения людей, которых он опрашивает, сведения из прото­кола проведенного им наблюдения, интервью или эксперимента, статисти­ческие данные и др. Важнейшая черта первичных данных: полученные лич­но ученым в ходе непосредственного контакта с объектом или объектами, они не подверглись еще никакой теоретической, идеологической, философской и прочей интерпретации. Они называются сырыми, поскольку никем и ни­как не откомментированны. При обработке данных социологического иссле­дования полученная статистическая информация представлена в виде мате­риалов первичного анализа (например, таблицы с распределением ответов опрошенных на вопросы анкет). В результате анализа информации появля­ются различные статистические документы, которые дают новые сведения по поставленным задачам исследования.

Сырые данные, прошедшие обработку и получившие интерпретацию, опубликованные в прессе или оставшиеся в архиве, меняют свой статус и пре­вращаются во вторичные данные. Вторичными данными следует называть ин­формацию, полученную другим исследователем и получившую теоретичес­кую интерпретацию. Вы не можете проверить их истинность, не можете убе­диться в их репрезентативности потому, что не имеете возможности опросить тех же самых людей в том же самом месте и в то же самое время. Даже если результаты проведенного вашим предшественником исследования только обработаны, но не получили комментария и пылятся в архиве, они все рав­но называются вторичными.

К ним применяется метод вторичного анализа — более углубленное изу­чение полученных данных с учетом новой исследовательской задачи или в связи с новыми данными. Социолог отказывается от проведения новых ис­следований, а использует уже накопленный материал. Наиболее доступным источником информации для вторичного анализа являются социологичес­кие публикации в журналах и газетах, в сборниках, монографиях и издани­ях различных центров.

Вторичным анализом надо считать также студенческие рефераты. Если для его подготовки вы используете учебники и монографии, где анализируются взгляды Дюркгейма и Вебера, но не сами произведения этих великих соци­ологов, то вы пользуетесь источником из вторых рук. Наряду с цитатами из произведений автор учебника или монографии дает собственные оценки и комментарии. Приводя их, студент соглашается с чужими интерпретация­ми как со своими собственными. Он не заглядывает в первоисточник, что­бы самостоятельно оценить его, а полагается во всем на мнение специалис­та. А вот как назвать реферат, «скачанный» из Интернета и выданный за свой собственный — третичным анализом?

Не всякие данные составляют информацию. Данные — это совокупность не связанных между собой фактов. Данные могут быть превращены в инфор­мацию путем анализа, выявления связей, вычленения наиболее важных фак­тов, их синтеза. В информации больше ценности, чем в данных; информа­ция — это данные, трансформированные в значимую форму для целесообразного использования. В свою очередь, информационные блоки путем обработки могут быть превращены в целостный корпус знания.

Знание — это не только и не столько информация, полученная вами из внешнего источника (а бывает ли внутренний источник информации?). Зна­ние — это усвоенная в сознании человека информация.

Предположим, студент готовится к сессии. Как правило, нужный учеб­ник читается не загодя, а накануне. За 24 ч надо усвоить 400 страниц. Време­ни в обрез, информация буквально запихивается, кое-как складируется и

приносится в аудиторию. Студент берет билет — это сигнал, побуждающий вспомнить нужную информацию. Чаще всего нужное как раз не вспоминается, в голове мелькают какие-то отрывки сведений. Главное — побыстрее изло­жить их экзаменатору, получить оцен­ ку, пулей вылететь из аудитории и... все позабыть. Что осталось в памяти студента — информация или знание? Информация продержалась в голове очень недолго, так и не став знанием. Другое дело, если бы сведения из учебника были осмыслены, прорвались в сферу сознания, за­крепились там, а обжившись, породили бы новые, теперь уже свои собствен­ные мысли. Такие сведения уже нельзя считать информацией. Это — знание. Оно проникло внутрь человека и актуализируется, когда приходит время, тоже изнутри. Высказывая собственные мысли, вы делитесь своими знани­ями, если можете объяснить высказанную мысль, защитить ее. А вот если вы передали какую-то сплетню, сообщили о давно произошедшем историчес­ком событии, то поделились с собеседником информацией.

Итак, знание — это информация, пришедшая, как гость, и оставшаяся, как хозяин. Это нечто внешнее, превращенное во внутреннее, или второстепен­ное, ставшее главным.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1345; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.