Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Чувственное познание




К психическим функциям, реализующим чувственное познание, отно­сятся: ощущения, восприятие, внимание, эмоции, память. В этом ряду ученые выделяют три главные формы, в которые отливается чувственное познание, — это ощущения, восприятие и представления.

Каждый вид чувственного познания выполняет свою функцию, т.е. узко­специализирован. Так, ощущение — это отражение отдельных признаков и свойств предметов (например, температура). Нам известны зрительные, слу­ховые, тактильные, вкусовые, обонятельные, двигательные и другие ощуще­ния. Глядя на стол, мы воспринимаем его как целостную вещь, но в то же время органы чувств информируют нас об отдельных свойствах стола, напри­мер о его окраске. Наши ощущения, впрочем, как и наше восприятие, очень субъективны. Они зависят как от состояния нашего организма, так и от со­стояния окружающего мира.

Если ощущение может представлять сумму разрозненных отражений или впечатлений, то восприятие создает целостную картину мира, но картину не рациональную, а чувственную. Восприятие не есть механическая сумма ощу­щений. Благодаря включению в него отдельных ощущений, а затем сведению их воедино восприятие дает нечто новое. Соединяя в единое целое разроз­ненные элементы, восприятие меняет место, назначение, роль каждого эле­мента в зависимости от того, как этого требует общая композиция. В итоге мы получаем почти законченный образ объективного мира, но образ, повто­ряем, очень субъективный.

Непосредственно мы ощущаем, например видим, наблюдаем или ося­заем, только часть или отдельные элементы дома, но наше восприятие син­тезирует их в целостный образ. Мы воспринимаем дом целиком, получаем его субъективный образ. На помощь приходят память и сознание: первая накапливает и удерживает разрозненные ощущения, второе синтезирует их. Восприятие может быть односторонним и всесторонним, глубоким и по­верхностным. Воспринимая образ находящегося вне нас предмета, мы схва­тываем целое, не вдаваясь в детали. А можем на основе одной детали, пре­увеличив ее значение, составить целостное восприятие или образ явления. Детали — слуховые, зрительные, обонятельные и т.д. — поставляет челове­ку ощущение. Оно, как хорошая фабрика, работает без устали, поставляя из внешнего мира все новую и новую информацию. А вот как им распоря­дится наше восприятие — что оно сохранит в общем портрете, а что проиг­норирует, — нам неведомо. Оба процесса — ощущение и восприятие — дей­ствуют бессознательно, вне нашего рассудочного контроля. Взглянув один раз на проходящего мимо человека, мы получим множество данных о нем по невидимым каналам чувственного познания, но целостный образ соста­вим по одной-единственной детали — небрежно надетому галстуку. Гряз­ный или помятый комбинезон может служить признаком принадлежнос­ти человека к рабочему классу, а дорогие часы — признаком принадлежно­сти к элите общества.

Итак, в уравнении чувственного познания роль отдельных слагаемых вы­полняют наши ощущения, а функцию суммы этих слагаемых — восприятие. Оно может быть простой суммой слагаемых, а может быть произведением исходных элементов, которая не равна сумме. Восприятие завершается впе­чатлением — чувственным образом предмета, своего рода его портретом.

Третья форма чувственного познания — представление. Известно, что представление является еще более сложным видом чувственного познания, чем восприятие. Главное в представлении — это отсутствие непосредствен­ной связи с отражаемым предметом. Налицо их дистанцированность от те­кущей ситуации, обобщенность, усредненность образа. По сравнению с вос­приятием в представлении сглаживаются уникальное и единичное. Включа­ются в работу память (воспроизведение образов предметов, в данный момент не действующих на человека) и воображение. А воображение — это уже при­страивание к субъективному образу, созданному восприятием из разрознен­ных отрывков ощущения, того, чего в данный момент нет в окружающем мире, что прямо не ощущается, не видится, не осязается.

Отсутствие непосредственной связи с наличной ситуацией, а также работа памяти позволяют комбинировать образы, их элементы, подключать вооб­ражение. Иными словами, синтеза разрозненных ощущений в целостный образ, чем прославилось восприятие, уже мало. Речь идет о гораздо более высоком мастерстве — перекомпоновке элементов в созданном единстве.

Представления позволяют выходить за пределы явления, формировать образы будущего и прошлого. Итак, представление — это воспроизведение тех или иных предметов или явлений в условиях отсутствия их непосред­ственного чувственного восприятия.

Рис. 5. Армейская иерархия чувственного познания

 

Подведем краткие итоги. Чувственное познание — это хорошо организо­ванная и иерархически построенная армия, при помощи которой мы завое­вываем окружающий мир (рис. 5). Гвардии рядовыми в ней служат отдель-

ные виды ощущений, в частности зрение и осязание. Командиром взвода вы­ступает ощущение. Взводы соединяются в роты и представляют уже более грозную военную силу. Командир роты, восприятие, имеет уже чин капита­на, способного действовать почти автономно и решать сложные задачи. Над ними возвышается полковник — представление. Только полковнику под силу решать крупные тактические задачи — не только объединять солдат и выс­тупать единым фронтом, но перегруппировывать войска, подтягивать резер­вы, накапливая их для решающего удара.

Восприятие и «perception management»

Особо надо сказать о восприятии — разновидности чувственного позна­ния. Восприятие — процесс формирования при помощи активных действий субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействую­щего на анализаторы (комбинация белого цвета, сладости и особой формы частичек приводит к возникновению целостного восприятия сахара). В от­личие от ощущений, отражающих лишь отдельные свойства предметов, в образе восприятия в качестве единицы взаимодействия представлен весь предмет в совокупности его инвариантных свойств. Образ восприятия явля­ется результатом синтеза ощущений. Для человека характерно, что образы его восприятия интегрируют в себе использование речи. За счет словесного обозначения возникает возможность абстрагирования и обобщения свойств предметов.

Основными свойствами восприятия являются предметность, целостность, константность, категориальность, апперцепция4. Мы можем говорить о вос­приятии времени или восприятии пространства, но нельзя или неправиль­но говорить об ощущении пространства. Хотя выражение «ощущение вре­мени» имеет право на существование, поскольку в нем время отражается совсем иными своими сторонами, нежели в восприятии времени, которое дает целостный образ.

В мировой философии мыслители разделились на два противоположных лагеря: одни считают восприятие вторичным и нематериальным образова­нием (субъективный образ объективного мира), другие — первичной и ре­альной вещью (Демокрит и Маркс — против Юма и Канта).

Сегодня активно развивается новое направление науки и практики — Public Relations (PR), связи с общественностью. У нас насчитываются сот­ни, а за рубежом — сотни тысяч PR-специалистов. Многие исходят из того же, из чего две сотни лет назад исходили Юм и Кант — восприятие первич­но и реально. Так, руководители крупнейшей на мировом рынке услуг PR-компании «Burson-Marsteller» утверждают: «Восприятие реально. Оно опре­деляет то, что мы видим; то, во что мы верим; то, как мы действуем. Оно управляемо...». Эту позицию в начале третьего тысячелетия стали разделять и некоторые отечественные специалисты по PR, особенно занятые политтех-нологиями. «Восприятие есть реальность». Эта фраза, произнесенная Чубай­сом в одном из интервью, стала для отечественных политтехнологов руко­водством к действию.

■перцепция — свойство психики человека, выражающее зависимость восприятия предметов и яв-ний от предшествующего опыта данного субъекта, от общего содержания, направленности и дру-х личностных особенностей его психической деятельности.

В последние годы в мировой практике все более закрепляется термин «perception management» — он обозначает технологию изменения отношения к продукту (включая и политического лидера, которого с точки зрения по­литического консалтинга тоже правомерно рассматривать в качестве продук­та) без изменения самого продукта, влияющую на успех того или иного эко­номического или политического проекта. Perception management — это тех­нология, представляющая собой комплексный подход к решению проблем,

связанных с восприятием внешней сре­дой той или иной компании и ее дея­тельности. PR в общепринятом понима­нии этого рода деятельности является одной из составляющих этого подхода наряду с рекламой, прямыми коммуни­кациями, отношениями с государствен­ными органами, кампаниями по фор­мированию общественного мнения. Идейная основа perception management проста: восприятием деятельнос­ти той или иной компании можно управлять. Основной принцип — концен­трироваться на ценностных ориентирах клиента. Приведем пример приме­нения технологии perception management. В 1994 г. в США три знаменитых человека, один из которых был политиком, а два других — успешными биз­несменами, умерли от рака мозга. Один врач предположил, не подкрепляя это предположение никакими научно доказанными фактами, что эти смер­ти были связаны с пользованием сотовыми телефонами. После этого заяв­ления многие компании, занимающиеся оказанием услуг в сфере сотовой связи, заметили, что стоимость их акций за неделю снизилась втрое. Паде­ние котировок было, несомненно, связано с неверным и необоснованным отношением (восприятием) потребителей к сотовой связи как к источнику раковых заболеваний. Представители рынка сотовой связи мобилизовали свои усилия и провели совместную кампанию, направленную на уничтоже­ние этого стереотипа. В результате «American Food and Drug Administration» и научное сообщество установили, что между использованием сотовых те­лефонов и раковыми заболеваниями нет никакой связи. Компания «Motorola» и другие участники рынка были вынуждены действовать очень агрессивно, так как подобное негативное восприятие могло полностью разрушить их рынок и лишить их источников дохода5.

Как показывает практика, восприятие того или иного продукта (человека, события, действия) зависит не столько от свойств этого продукта, сколько от среды, ценностей, верований, предубеждений и мнений воспринимающих этот продукт людей. Определить, кто есть целевая аудитория, от чего зависит ее вос­приятие, под воздействием чего формируются ее пристрастия, и повлиять на эти показатели — это и есть задача управления восприятием.

Адаптированный к российским условиям вариант perception management приведен в книге «Политическое консультирование»6. Здесь присутствует немало классических постулатов психоаналитической парадигмы, и авторы стремятся показать способы реальной коррекции поведения личности.

5 http://www.pressclub.host.ru/techn_3.htm

6 Егорова-Гантман Е., Минтусов И. Политическое консультирование. М.: Николло М, 1999.

Оказывается, один и тот же политический факт может пониматься совер­шенно по-разному различными людьми, и это совсем не означает, что одни видят истину, а другие заблуждаются. Просто происходит неизбежная бес­сознательная индивидуально-групповая интерпретация реальности, и люди сами формируют воспринимаемый образ.

Понятие «восприятие» играет очень важную роль в социальной психоло­гии, и через нее оно тесно связывается с социологией. Благодаря ему обра­зуется новая социально-психологическая и отчасти социологическая кате­гория — восприятие человека человеком. Данное понятие используется в со­циальной психологии для обозначения процесса построения образа другого человека при непосредственном общении с ним. Оно включает в себя все уровни психического отражения. Этот процесс имеет особые временные ха­рактеристики. Первоначально при восприятии незнакомого человека основ­ное внимание уделяется его внешности (экспрессия лица, глаза, прическа, выразительные движения тела). Затем формируются представления о его чертах характера, способностях, интересах, эмоциональных состояниях, ко­торые очень часто группируются вокруг профессиональной характеристики личности. Психологи выделяют четыре основных стратегии в восприятии другого человека:

♦ аналитическая — каждый элемент внешности интерпретируется как форма проявления свойства личности (например, наличие очков — уче­ный);

♦ эмоциональная — непосредственно невоспринимаемые свойства лич­ности интерпретируются в зависимости от общей привлекательности или непривлекательности человека;

♦ перцептивно-ассоциативная — приписываются свойства другого чело­века, внешне похожего на того, которого мы воспринимаем;

♦ социально-ассоциативная — приписываются свойства той социальной группы, к которой человек может быть отнесен.

Кроме того, от слова «восприятие» образовано множество других поня­тий, активно используемых учеными:

иллюзии восприятия — искажение восприятия частных признаков тех или иных предметов;

категориальность восприятия — способность к выделению в перцептив­ном пространстве определенных областей, имеющих более или менее очерченные и устойчивые границы;

константность восприятия — относительная устойчивость восприни­маемых признаков предметов при изменении условий восприятия;

образ восприятия — отражение в субъективном плане реальных пред­метов или их свойств, с которыми взаимодействует деятельный субъект;

онтогенез процессов восприятия — структурные изменения, происходя­щие в восприятии по мере индивидуального развития;

перцептивные действия — основные структурные единицы процесса восприятия, обеспечивающие построение предметного образа;

подпороговое восприятие — предметное восприятие, осуществляющее­ся без сознательного контроля сознания;

развитие восприятия — процесс качественного видоизменения процес­сов восприятия по мере роста организма и накопления индивидуаль­ного опыта;

«предметность восприятия — членение единого феноменального поля на четко очерченные и обладающие устойчивостью предметы, способно­стью к которому обладают даже младенцы;

4 селективность восприятия — способность избирательного выделения в сенсорном поле каких-либо отдельных признаков;

+ целостность восприятия — свойство восприятия, характеризующееся тем, что отдельные признаки какого-либо объекта, которые актуально не воспринимаются, все же оказываются интегрированными в целост­ный образ этого объекта.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2487; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.