Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мышление. Движущим механизмом рационального познания выступает мышление




Движущим механизмом рационального познания выступает мышление. Это не побудитель к действию, не топливо, не рулевое устройство, а самое главное в машине — ее мотор, т.е. самая главная делать машины.

В зависимости от целей и задач, теоретических предпочтений и словар­ного запаса ученые дают самые разные определения мышления: для одних это процесс моделирования неслучайных отношений окружающего мира на основе аксиоматических положений, для других — активное, целенаправлен­ное, опосредованное, обобщенное и абстрагирующее отражение существен­ных свойств и отношений внешнего мира, а вместе с тем и процесс созида­ния новых идей.

Часто мышление заменяют другим словом — интеллект, которому при­дают не меньшее число дефиниций, нежели мышлению — только в психо­логии известно несколько десятков трактовок интеллекта в зависимости от теоретического подхода. Так, согласно структурно-генетическому подходу Ж. Пиаже интеллект трактуется как высший способ уравновешивания субъекта со средой, характеризующийся универсальностью. Согласно когни-тивистскому подходу интеллект — это набор когнитивных операций, а в факторно-аналитическом подходе на основании множества тестовых пока­зателей отыскиваются его устойчивые факторы (Ч. Спирмен, Л. Терстоун, X. Айзенк, С. Барт, Д. Векслер, Ф. Верной). В настоящее время принято счи­тать, что существует общий интеллект — как универсальная психическая способность, основу которой может составлять генетически обусловленное свойство нервной системы перерабатывать информацию с определенной скоростью и точностью (X. Айзенк).

1ТЕДЛЕКТ (от лат. intellectus) — ум, разум, рассудок, способность |шления, рационального познания.

Мышление — высшая ступень человеческого познания. Оно позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира,

которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступе­ни познания.

Мышление это процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, осуществляющийся в ходе практической деятельности и обеспечивающий раскрытие ее основных закономерных связей (на основе чувственных данных) и их выражение в системе абстракции. Различают два уровня мышления: рассудок — обычное житейское мышление, здравый смысл, исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракци­ями происходит в пределах неизменной схемы, шаблона, его логика изучает структуру высказываний и доказательств, обращая основное внимание на форму знания, а не на его содержание, это способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить свои мысли, четко классифицировать, строго систематизировать факты; разум (диалектическое мышление) — выс­ший уровень теоретического познания, для которого, прежде всего, харак­терно творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы, с помощью разума человек постигает сущность вещей, их законы и противоречия.

Античными философами разум понимался как наивысшая познавательная способность, арассудку, который имеет дело со средним (между чувственным и мыслимым) мнением и знанием, отводилось низшее место. Разум и рассу­док различаются в античности как созерцательная и дискурсивная (имеющая дело с последовательностью сознательных актов) способности. Разум связан прежде всего с актом понимания, рассудок — с процессом объяснения9.

Мышление обобщает, выделяет в единичном общее, в уникальном — по­вторяющееся, в индивидуальном — родовое. Мышление за внешним вскры­вает внутреннее, за явлениями — сущность. Оно абстрагируется, отвлекает­ся, приводит в систему, наводит порядок, строит иерархии и ранжирует. Мышление ищет закон там, где царит случай.

Формами логического мышления являются понятие, суждение, умоза­ключение. Понятие отражает общие принципы и свойства предметов. Это такой компонент мысли, который выделяет из некоторой предметной области и обобщает объекты посредством указания на их общий и отличи­тельный признак. Суждение — это связь понятий, с помощью которой от­ражаются зависимости между вещами. Умозаключение — это связь между несколькими суждениями. Понятия могут подвергаться различным опера­циям — делению, обобщению, ограничению и др.

Формы и законы мышления изучает логика, механизмы его протекания — предмет изучения психологии и нейрофизиологии. Кибернетика анализиру­ет мышление в связи с задачами моделирования некоторых мыслительных функций.

Понятие можно уподобить атому, суждение — молекулам, а умозаключе­ние — молекулярной цепочке. Понятие выражается словом, суждение — со­вокупностью слов, объединенных в предложение, умозаключение составле­но из нескольких предложений, логически организованных таким образом, чтобы раскрыть новую мысль, достичь какую-то цель.

Можно провести и другую аналогию: понятие — отдельный работник, суждение — трудовая бригада, умозаключение — цех или участок. Важную

9 См.: Дианова В.М. Постмодернистская философия искусства: истоки и современность. СПб., 2000.

производственную задачу способен выполнить только цех. Мышление вполне напоминает производство по созданию интеллектуальной продукции.

С точки зрения философии понятие — форма мышления, отражающая су­щественные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Основная логическая функция понятия — выделение общего посредством отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного класса. В логике оно трак­туется как мысль, в которой обобщаются и выделяются предметы некоторого класса по определенным общим и специфическим для них признакам. Поня­тия обозначаются словом или группой слов, бывают обыденными и научны­ми и являются итогом работы мысли и одновременно — средством мышления.

Соединение слов-понятий в осмысленное предложение-высказывание дает в конечном счете суждение. Вовсе не случайно суждение и высказыва­ние являются синонимами. Суждение — это форма мысли, в которой посред­ством связи понятий нечто утверждается либо отрицается о предмете мыс­ли. Суждение, как правило, выражается в форме предложения. При этом связь понятий в суждении должна соответствовать связи вещей. Оно пред­ставляет собой умственный акт, который выражает отношение говорящего к содержанию высказываемой мысли и который связан с убеждением или сомнением в ее истинности или ложности.

Умозаключение — это форма движения мысли или, что то же самое, ум­ственное действие, когда из одного или нескольких суждений, называемых посылками, выводится новое суждение, называемое заключением или след­ствием. Умозаключения делятся на два основных класса — индуктивные (вы­ведение общего положения из ряда частных фактов) и дедуктивные (выве­дение из некоторого общего положения частных, менее общих).

Умозаключения строятся по неким общим правилам, разрабатываемым логикой, которая напоминает регулируемый перекресток, через который ежесекундно проходят десятки автомашин. Правила дорожного движения уместно уподобить законам логики — те и другие нарушаются почти с оди­наковой частотой.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 670; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.