Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Истина и ложь




В теории познания проблема истины является ведущей. Все проблемы теории познания касаются либо средств и путей достижения истины (воп­росы чувственного и рационального, интуитивного и дискурсивного, теории и практики, универсальных, общенаучных и частных методов познания и т.п.), либо форм существования истины (понятие факта, гипотезы, теории, научного знания и др.), форм ее реализации, структуры познавательных субъектно-объектных отношений и т.п.

Каким бы методом социологической науки — анкетированием, интервью­ированием, наблюдением, анализом документов или экспериментом — мы ни добывали свои знания, главное их свойство должно заключаться в их ис­тинности. Научное познание по своей сути невозможно без столкновения различных мнений, убеждений, как невозможно и без ошибок, которые не­редко совершаются в ходе наблюдения, измерения, расчетов, суждений, оце-

нок. Мы преодолеваем их ради достижения истины. Истина есть знание. Но всякое ли знание есть истина?

ИСТИНА — это адекватная и достоверная информация об объек­те, получаемая посредством его чувственного или интеллектуаль­ного постижения либо сообщения о нем.

Иногда можно слышать, будто истина присуща самим предметам и явле­ниям. Но с этим согласиться нельзя: нет столов истинных или ложных — есть столы письменные и столовые, школьные и канцелярские. Истина не явля­ется свойством самих объектов. Понятие истины распространяется только на человеческие мысли, которые действительно могут быть истинными или ложными.

Теории истины. Тайну истинного знания человечество пыталось разгадать с древнейших времен, перепробовав, кажется, все варианты решений, при­думав множество критериев и учений об истинном знании.

Еще Аристотель предложил решение, основу которого составляет прин­цип корреспонденции: истина — это соответствие знания объекту, действи­тельности. Р. Декарт предложил свое решение: важнейший признак истин­ного знания — ясность. Лейбниц утверждал, что существуют два рода истин: необходимые истины разума, проверить которые можно с помощью прин­ципа противоречия, и случайные исти­ны факта, проверка которых должна опираться на принцип достаточного основания. Для Платона и Гегеля исти­на — это согласие разума с самим собой, поскольку познание как раз и направле­но на раскрытие духовной первоосновы мира.

Существуют различные теории исти­ны: прагматическая (практическая), ко­герентная (согласования), теория кор­респонденции (соответствия), или клас­сическая. Так, в прагматической теории истина — это полезность знания, его эффективность, в когерентной — это свойство самосогласованности, непротиворечивости в рамках конкретной те­ории. Любое новое положение истинно, если оно может быть введено в ка­кую-либо систему, не нарушая ее внутренней непротиворечивости знаний. В теории корреспонденции истина определяется как соответствие знаний действительности, независимому от нас объекту. Все теории не конфликту­ют, а дополняют друг друга.

Уже более 2000 лет самой авторитетной и распространенной считается аристотелевская теория корреспонденции. Она признана классической кон­цепцией истины, которая, как утверждал Аристотель, есть адекватное отра­жение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе, вне и независимо от человека, его сознания.

Формы истины. Наряду с научной выделяют также обыденную (житей­скую), художественную и нравственную истину. Каждая из них подчиняет­ся собственным правилам. Так, совершенно очевидно, что нравственная ис-

тина заключается в соответствии знаний не добытым наукой фактам, а выс­шим этическим требованиям. Обыденное знание получает подтверждение из повседневного опыта.

Нередко отождествляют два понятия — истину и правду. Но категория правды находится в плоскости культуры, нравственности, русского нацио­нального характера и менталитета. Как известно, в России судопроизводство основано не только на законе, но и на правде, которая предполагает спра­ведливое отношение к другому человеку и другим людям, оценку их действий на основе человечности, сострадания, сочувствия и сопереживания. Быть правдивым и быть равнодушным к человеку нельзя. Но истина требует рав­нодушия, точнее сказать, беспристрастного отношения к мнению другого человека. Именно поэтому верна поговорка: «Сократ мне друг, но истина дороже». Далеко не во всех ситуациях в этой поговорке термин «истина» можно заменить словом «правда».

Существуют также относительная и абсолютная формы истин, которые занимают важное место. Абсолютная истина — это полное знание; а относи­тельная истина —неполное знание о предмете. Различие между этими дву­мя формами истины можно выразить еще и так: абсолютная истина — это такое содержание знания, которое не опровергается последующим развити­ем науки, а обогащается и постоянно подтверждается жизнью.

Истина — это отражение в сознании человека предметов и явлений таки­ми, какими они существуют вне и независимо от познающего субъекта. Ис­тина представляет собой объективно верное воспроизведение действитель­ности в сознании человека. Но истина — не только достигнутый результат в виде суждений, понятий, теорий, а процесс движения от незнания к знанию, от менее глубокого ко все более глубокому знанию. Следовательно, истина не может рассматриваться как нечто застывшее, неизменное отображение объектов действительности — она всегда относительна, так как охватывает не все содержание исследуемого предмета, а только его часть. По мере про­гресса познания человек постепенно преодолевает относительность истины, добавляет новые знания, которые перепроверяют, подтверждают или отбра­сывают старые знания, считавшиеся ранее истинными. Критерием истинно­сти является практика. Все научные истины основаны на опытных данных, они постоянно пересматриваются в свете новых доказательств, новых опыт­ных данных.

Истине в познании противостоит ложь — неправда, искажение действи­тельного состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо в обман. Источ­ником лжи могут быть логически неправильное мышление, неверные факты и др. Ложь можно трактовать и как преднамеренное (именно преднамерен­ное!) возведение заведомо неправильных представлений в истину. Ложь можно понимать и как измышление о том, чего не было, и как сознатель­ное сокрытие того, что было. В логике — науке и правильном рассуждении — ложность означает отрицание истинности, а истина — отрицание лжи.

Знание о мире и даже об отдельных его фрагментах в силу ряда причин может включать в себя заблуждения, а порой и сознательное искажение ис­тины, хотя ядро знаний и составляет адекватное отражение действительно­сти в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий.

Заблуждение, в отличие от лжи, — непреднамеренное несоответствие суж­дений какому-либо объекту. Заблуждения возникают из-за сложности изу-

чаемого явления (может изучаться только одна сторона явления), из-за вве­дения гипотез (они всегда вероятны), из-за неполного или неправильного истолкования.

Заблуждение — это содержание сознания, не соответствующее реальнос­ти, но принимаемое за истинное. Заблуждения тоже отражают, правда, од­носторонне, объективную действительность, имеют реальный источник. От­носительная истина становится заблуждением, когда появляется новая тео­рия, которая помогает нам увидеть несовершенство старой. Если оценить эту ситуацию с точки зрения формально-методологического подхода, то мы уви­дим следующее: появилась новая теория, признанная истинной; старая тео­рия опровергнута и квалифицируется как ложь. Таким образом, обоснова­ние ложности некоторой теории и превращение ее в заблуждение — это один и тот же процесс, описываемый с разных точек зрения.

С понятием истины тесно связаны так называемые парадоксы — правиль­ное рассуждение, приводящее к взаимоисключающим положениям, одина­ково доказуемым и не относящимся ни к истинным, ни к ложным. Приме­ры парадоксов: «Люди жестоки, но человек добр», «Если лгущий говорит, что он лжет, то он одновременно лжет и говорит правду» и др.

Истина и ложь способны располагаться и в чисто психологической сфе­ре. Предположим, человеку сообщили какой-то факт, а он его не запомнил, и позже горячо отвергает его — в этом случае речь идет о том, что его память не зафиксировала данный факт как значимый, т.е. стерла его. Это нельзя назвать ложью, так как человек искренне отрицает факт только потому, что не помнит. Возникает противоречие между психологическим фактом (неза-помнившимся событием) и рациональным фактом (утверждением человека, что такого факта не было).

Психологическая ложность или истинность может обнаружиться и в сфере интеллектуальных предпочтений: сторонник евразийства будет на­стаивать на своей выборке фактов, которые подтверждают его правоту, в то время как прозападник станет отрицать эти факты и настаивать на ис­тинности совсем других, подтверждающих именно его убеждения. При­нятие или непринятие группы фактов продиктовано искренностью наме­рений евразийца и западника. Противоположные факты они искренне не видят. Точнее, противоположные факты не замечает их психика, настро­енная избирательно.

Научная истина отличается набором специфических признаков: 1) объек­тивность; 2) конкретность; 3) системность и упорядоченность знаний; 4) их обоснованность и доказательность; 5) повторяемость и общезначимость (ин­терсубъективность) полученных знаний. Объективная истина — это такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от челове­чества. Если наше знание — это субъективный образ объективного мира, то объективное в этом образе и есть объективная истина. Из понимания исти­ны как объективной, не зависящей от индивидов, классов и человечества, следует ее конкретность — зависимость знания от условий, места и времени протекания каких-либо явлений или процессов. Когда социолог, только что проведший эмпирическое исследование, присылает в журнал статью об этом исследовании, он должен указать, где, когда, кем оно проведено, каковы выборка и конкретные результаты.

Классическая концепция науки, доминировавшая на протяжении долго­го времени (с Аристотеля до представителей позитивизма), отличала науч­ное знание от ненаучного, характеризуя первое как обоснованное, истинное, всеобщее и аподиктическое'3. Произвольные конструкции, субъективные мнения, интуитивные догадки и обыденное знание не отвечают одному из таких требований — критерию обоснованности, поэтому не отнесены к сфе­ре науки, хотя все они вполне соответствуют другому признаку — истинно­сти. Иными словами, наличие каждого свойства необходимо, но недостаточ­но, и только в совокупности они являются убедительным критерием науч­ности.

Знаменитый афоризм А. Эйнштейна о том, что физическая теория долж­на иметь: а) внутреннюю согласованность (логическую непротиворечивость) и б) внешнее оправдание (соответствие фактам), по всей видимости, приме­ним не только к физике, но и к большинству других наук, в том числе к со­циологии.

Обоснованность или доказанность теоретического знания не зависит (или в принципе не должна зависить) от того, достигли между собой согласия ученые или нет, считают они знание истинным или нет. Для доказательства истинности теории существуют внеличностные средства и механизмы — по­вторяемость эмпирических обобщений, данные эксперимента и др. Истин­ность доказывают другие ученые в независимых исследованиях, повторных опытах, проведенных в разных странах.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2553; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.