Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Популярная социология

Читайте также:
  1. Американская социология и эмпирические исследования
  2. ВИЗУАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ
  3. ДЖ. Бизанц, М. Бизанц Социология
  4. Диалектический материализм и социология
  5. Драматургическая социология
  6. ДРАМАТУРГИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ
  7. Жорж Ваше де Лапуж (Ляпуж). Анторопосоциология.
  8. И. БестуЖев-Лада Что моЖет социология?
  9. ИНТЕРВЕНЦИОНИСТСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ
  10. КЛИНИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ
  11. Кому нужна социология
  12. Лекция 1. Прикладная социология как отрасль научного знания



Если позиция социолога аутентична позиции руководителя, не являюще­гося в социологии профессионалом, то можно ли первую назвать професси­ональной? Своеобразная «популярная социология», т.е. обыденные представ­ления об обществе и поведении людей, почерпнутые из жизненного опыта, есть у каждого из нас, в том числе и у менеджеров. Но достаточно ли их для того, чтобы строить на их основе стратегию управления персоналом? И если социолог не выходит за круг обыденных представлений, то вправе ли он выступать в роли консультанта по управлению?

Под «популярной социологией» Г. Ганс подразумевает исследования, проводимые непрофессионалами. При этом могут использоваться социо­логические процедуры, скажем, анкетирование или интервью, и даже со­циологические концепции, хотя в значительно меньшей степени. «Попу­лярная» или «народная» социология более доступна студентам и публике, нежели профессиональная, использующая абстрактный язык. Возможно, поэтому к последней проявляется и меньшее доверие, даже со стороны руководителей, — ведь она непонятна и неочевидна.

Литература, посвященная менеджменту, наполнена такого рода «поп-со­циологией». Результаты же специальных прикладных исследований по уп­равлению остаются достоянием узкого сообщества профессионалов. «Поп-социология» доступнее и привлекательнее для публики. Правила жанра до-

пускают элементы импровизации и сенсационности, хотя их основу могут составлять вполне обстоятельные исследования.

Характерно в этом отношении появление книги Т. Питерса и Р. Уотер-мена «В поисках эффективного управления» (переведена на русский язык в 1986 г.). Это не академический отчет, обобщающий новые данные ис­следования, однако в ее научности никто не сомневается. Исследователь­ский проект охватывал 45 компаний ведущих отраслей американской эко­номики. Анализ статистических данных и экспертных оценок, анкетиро­вание и интервью дают повод говорить о надежности полученной информации.

Тем не менее по манере изложения указанную книгу и последовавшую за ней книгу Р. Уотермена «Фактор обновления» (русский перевод издан в 1988 г.) правильнее отнести к жанру научной публицистики. Многое в них напоминает книги Дейла Карнеги. Коэффициенты корреляции и ана­лиз факторов — непременные атрибуты академической монографии — за­менены художественными образами и сюжетами. Ирония и сарказм, изящный стиль и афористичность, которых обычно избегают авторы се­рьезных учебников, увлекают читателя. Недаром западные критики назы­вают обе книги библией современного американского менеджмента, хотя теоретическая новизна их весьма сомнительна. Описанные закономерно­сти давно уже доказаны и передоказаны в специальной литературе. Но они недоступны и непонятны широкой аудитории, а значит, и не существуют для них вовсе.



Образованная часть общества — интеллигенция, — сетует Г. Ганс, отдает предпочтение художественным и историческим произведениям. Читающая публика увлекается историей и проявляет неприязнь к социологии. Престиж­ные журналы и издательства, выпускающие популярные книги по соци­альным наукам, к профессиональной социологии обращаются редко.

Бессмысленно ждать, когда публика научится использовать язык социо­логии, созданный профессионалами и для профессионалов. Такого, видимо, никогда не произойдет. Может быть, легче социологам научиться писать проще и понятнее? Правда, придется сломать укоренившиеся привычки и образ мышления профессионального сообщества.

Не всегда профессионалы изучают проблемы, которые актуальны для общества. Статьи в академическом журнале начинаются с длинного списка тех, кто прежде работал над проблемой на протяжении нескольких десяти­летий. Преемственность научных результатов?! Но вместе с тем и консерва­тизм науки. Неужели за такое время не появилось новых проблем? Почему социологи упорно следуют по проторенной дороге, по миллиметру продви­гаясь вперед? Ответ.уведет нас в область науковедения. Но факт «тематичес­кого консерватизма» очевиден.

Профессиональные социологи, преследуя собственные цели, вместе с тем не могут и не должны отгораживаться от общественности. Самые известные произведения в социологии, написанные за последние 75 лет, в частности «Одинокая толпа» Д. Рисмена, по мнению Г. Ганса, прославились именно потому, что доступны непрофессионалам. По природе социология — самая

демократичная из общественных наук. Политологи изучают элиту общества, антропологи — экзотические общности, психологи погружены в лаборатор­ные эксперименты, а социологи выявляют мнение рядовых граждан. И, ко­нечно же, последних интересует, как они выглядят с точки зрения большой науки. Социология — зеркало жизни огромных масс людей; стало быть, оно должно быть повернуто к ним лицом, а не боком.





Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 165; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.144.57.183
Генерация страницы за: 0.013 сек.