КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Популярная социология
Если позиция социолога аутентична позиции руководителя, не являющегося в социологии профессионалом, то можно ли первую назвать профессиональной? Своеобразная «популярная социология», т.е. обыденные представления об обществе и поведении людей, почерпнутые из жизненного опыта, есть у каждого из нас, в том числе и у менеджеров. Но достаточно ли их для того, чтобы строить на их основе стратегию управления персоналом? И если социолог не выходит за круг обыденных представлений, то вправе ли он выступать в роли консультанта по управлению? Под «популярной социологией» Г. Ганс подразумевает исследования, проводимые непрофессионалами. При этом могут использоваться социологические процедуры, скажем, анкетирование или интервью, и даже социологические концепции, хотя в значительно меньшей степени. «Популярная» или «народная» социология более доступна студентам и публике, нежели профессиональная, использующая абстрактный язык. Возможно, поэтому к последней проявляется и меньшее доверие, даже со стороны руководителей, — ведь она непонятна и неочевидна. Литература, посвященная менеджменту, наполнена такого рода «поп-социологией». Результаты же специальных прикладных исследований по управлению остаются достоянием узкого сообщества профессионалов. «Поп-социология» доступнее и привлекательнее для публики. Правила жанра до- пускают элементы импровизации и сенсационности, хотя их основу могут составлять вполне обстоятельные исследования. Характерно в этом отношении появление книги Т. Питерса и Р. Уотер-мена «В поисках эффективного управления» (переведена на русский язык в 1986 г.). Это не академический отчет, обобщающий новые данные исследования, однако в ее научности никто не сомневается. Исследовательский проект охватывал 45 компаний ведущих отраслей американской экономики. Анализ статистических данных и экспертных оценок, анкетирование и интервью дают повод говорить о надежности полученной информации. Тем не менее по манере изложения указанную книгу и последовавшую за ней книгу Р. Уотермена «Фактор обновления» (русский перевод издан в 1988 г.) правильнее отнести к жанру научной публицистики. Многое в них напоминает книги Дейла Карнеги. Коэффициенты корреляции и анализ факторов — непременные атрибуты академической монографии — заменены художественными образами и сюжетами. Ирония и сарказм, изящный стиль и афористичность, которых обычно избегают авторы серьезных учебников, увлекают читателя. Недаром западные критики называют обе книги библией современного американского менеджмента, хотя теоретическая новизна их весьма сомнительна. Описанные закономерности давно уже доказаны и передоказаны в специальной литературе. Но они недоступны и непонятны широкой аудитории, а значит, и не существуют для них вовсе. Образованная часть общества — интеллигенция, — сетует Г. Ганс, отдает предпочтение художественным и историческим произведениям. Читающая публика увлекается историей и проявляет неприязнь к социологии. Престижные журналы и издательства, выпускающие популярные книги по социальным наукам, к профессиональной социологии обращаются редко. Бессмысленно ждать, когда публика научится использовать язык социологии, созданный профессионалами и для профессионалов. Такого, видимо, никогда не произойдет. Может быть, легче социологам научиться писать проще и понятнее? Правда, придется сломать укоренившиеся привычки и образ мышления профессионального сообщества. Не всегда профессионалы изучают проблемы, которые актуальны для общества. Статьи в академическом журнале начинаются с длинного списка тех, кто прежде работал над проблемой на протяжении нескольких десятилетий. Преемственность научных результатов?! Но вместе с тем и консерватизм науки. Неужели за такое время не появилось новых проблем? Почему социологи упорно следуют по проторенной дороге, по миллиметру продвигаясь вперед? Ответ.уведет нас в область науковедения. Но факт «тематического консерватизма» очевиден. Профессиональные социологи, преследуя собственные цели, вместе с тем не могут и не должны отгораживаться от общественности. Самые известные произведения в социологии, написанные за последние 75 лет, в частности «Одинокая толпа» Д. Рисмена, по мнению Г. Ганса, прославились именно потому, что доступны непрофессионалам. По природе социология — самая демократичная из общественных наук. Политологи изучают элиту общества, антропологи — экзотические общности, психологи погружены в лабораторные эксперименты, а социологи выявляют мнение рядовых граждан. И, конечно же, последних интересует, как они выглядят с точки зрения большой науки. Социология — зеркало жизни огромных масс людей; стало быть, оно должно быть повернуто к ним лицом, а не боком.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1227; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |