![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Профессиональный кодекс
Социолог и рынок Из общего числа социологов США (а их насчитывается 20 тыс.) 75% заняты преподаванием. И если каждый в среднем читает по четыре курса в год, то в целом это 60 тыс. учебных курсов по всей стране. К сожалению, их тематика сводится в основном к введению в социологию, вопросам брака и семьи и общим социальным проблемам. Социология труда и индустриальная социология особым почетом не пользуются. В последнее время социология активно проникает и в американские школы. Многие частные компании и общественные организации приглашают социологов, в частности, для изучения рынка и конъюнктуры спроса. Для преподавателей это побочный род деятельности. Но точно установить, руководствуются ли социологи в первую очередь требованиями науки или тем, что им предписывает корпорация, невозможно. Если наука заключается только в преувеличенной абстрактности и чрезмерном увлечении математикой, то какую пользу социологи смогут принести управленцам? Напротив, если руководство компании требует от социологов не критического анализа, а поддержания высокого престижа фирмы, то какая польза от них науке? Подобная дилемма существует и для наших социологов. Пока мы не изучаем рыночные отношения в таком объеме, как западные коллеги, хотя исследований поведения потребителей, колебаний спроса и предложения становится все больше. Гораздо сложнее изучить внутриорганизационные вопросы. Если социолог — штатный сотрудник, то «выносить сор из избы» он не захочет либо ему не позволит руководство, которое стремится сохранить честь мундира и ведомственный покой. В таком случае функция социолога напоминает роль сторожевой собаки; требования науки — на последнем месте. Если же социолог выступает в роли социального критика и раскрывает недостатки, т.е. следует принципам объективной науки, то он оказывается не ко двору. Возможно, что вскоре главной для него будет проблема трудоустройства. До недавнего времени социолог был беззащитен перед работодателем. Но в марте 1987 г. принят Профессиональный кодекс социолога, согласно которому социолог вправе требовать от социологической ассоциации помощи в защите профессионального достоинства и чести. Профессиональное сообщество социологов, как и любое другое, защищает своих членов, но лишь в том случае, если сами социологи соблюдают устав и кодекс чести. Профессиональный кодекс требует совмещения научных и гражданских ролей. Отстаивая научные взгляды, невзирая на конъюнктуру, социолог в то же время обязан исходить из общегосударственных интересов. Но как их понимать и не подменяются ли общественные интересы ведомственными? Факты свидетельствуют об изрядной доле технократизма в профессиональной деятельности практического социолога. Один из них описал С.Н. Железко. Более года шло исследование причин низкого качества работы в одном республиканском министерстве бытового обслуживания. Были опрошены сотни работников и клиентов, проанализированы жалобы и статистическая отчетность, в результате выявлено слабое звено производственной цепочки — приемщицы заказов, не всегда вежливые в обращении, вечно устававшие и плохо оплачиваемые. Именно здесь чаще всего отмечались конфликты и снижение качества работы. Социологи предложили жесткую конкурсную систему отбора кадров с устранением лиц, имеющих неустойчивую психику. С профессиональной точки зрения они были совершенно правы. Поскольку отрасль не испытывала дефицита кадров, профессиональные установки социологов совпали с ведомственными интересами администрации, однако пользы это не принесло. Более глубокие экспериментальные замеры показали: все приемщицы заказов оказались профессионально пригодными. Неврозы же коренились не в самом человеке, а в характере работы: невысокое качество стирки, постоянные претензии клиентов, рекламации Разумеется, управленцы, мало знакомые с азами социологической грамотности, не могли распознать профессиональную близорукость ученых. Социолог, делает правильный вывод С.Н. Железко, обязан занимать профессиональную позицию, а она предполагает не только установку на сиюминутную выгоду, но и гуманистический взгляд на проблему.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 760; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |