Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Читайте также:
  1. A)Криминалистическое исследование почерка (судебное почерковедение).
  2. HR-бенчмаркинг исследование AXES Monitor, проводимое компанией AXES Management
  3. I. НАУЧНОЕ ПОНЯТИЕ ФАБРИКИ
  4. III Исследование функционального развития чувствительности 1 страница
  5. III Исследование функционального развития чувствительности 2 страница
  6. III Исследование функционального развития чувствительности 3 страница
  7. III Исследование функционального развития чувствительности 4 страница
  8. III Исследование функционального развития чувствительности 5 страница
  9. III Исследование функционального развития чувствительности 6 страница
  10. III. Исследование общения со сверстниками в отечественной психологии
  11. III. Исследование рабочей памяти (Бланк 4).
  12. IV. Исследование внимания



Воплощением «счастливого брака» между чувственным и рациональным познанием является не только интуиция, но и научное исследование.

И исследование, и интуиция — методы получения научного знания, хотя играют в этом процессе разные роли: интуиция используется на подготови­тельной стадии, а научное исследование является заключительным актом многотрудной пьесы.

Исследование — процесс научного изучения какого-либо объекта (пред­мета, явления — материального или идеального) с целью выявления его закономерностей. Оно использует специально сконструированные инстру­менты и методы, начиная с телескопа, барометра и кончая психологически­ми тестами. Причем исследование не стоит мыслить как одноразовую акцию. К примеру, знаменитый рационализатор труда Ф. Тейлор, живший в начале XX в., исследовал законы резания и шлифовки металлов в течение 26 лет, а законы управления персоналом на предприятии изучал более 30 лет. Боль­шинство ученых специализируются на одной-двух темах (скажем, мотива-

ция труда или девиантное поведение) и исследуют их всю жизнь, каждый раз добавляя нечто новое и пересматривая старое.

Исследование предусматривает применение частных методов (методов, характерных для отдельных наук — физики, химии, биологии и др.) и общих научных методов (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, гипотеза, аксиоматизация, формализация и др.).

Основными компонентаминаучного исследования считаются: постановка цели и задачи; предварительный анализ литературы по теме; формулировка исходных гипотез; организация и проведение полевого исследования (опроса, наблюдения, эксперимента и т.д.); анализ и обобщение полученных данных;

проверка исходных гипотез на основе полученных фактов; окончательная формулировка новых фактов и законов, получение объяснений или научных предсказаний. Заключительным этапом любого исследования должно быть вне­дрение полученных результатов, а ито­гом исследования — получение новых научных знаний — объективной истины, т.е. соответствия вновь сформулирован­ного знания действительному состоя­нию объекта, а также намеченным про­граммой исследования практическим результатам.

Пересмотр устаревших теорий,став­ших на новом этапе истории заблуждением или частично истинным зна­нием, — одна из главных задач науки. Если сложить все знания, от кото­рых пришлось отказаться ученым или чью истинность сегодня поставили под сомнение, то их объем, пожалуй, сравнится с только что добытыми и считающимися сегодня истинными знаниями. Яркий пример — отрицание системы Птолемея системой Коперника и ограничение справедливости ньютоновской механики квантовой физикой и теорией относительности. Словарь определяет исследование как «критическую и исчерпывающую проверку, имеющую целью пересмотр сделанных выводов и обобщений в свете вновь открытых фактов»". Ученого интересует постоянный пере­смотр, испытание ранее принятых взглядов, оформленных в теоретическую модель. Подтверждение и опровержение в науке имеют равную ценность, поскольку оба ведут к созданию более совершенной теории.



Как уже говорилось, проводя социологическое исследование, собрав не­которую статистическую информацию, подвергнув ее известной математи­ческой обработке и выразив в форме таблиц с распределением ответов опро­шенных на вопросы анкет, социолог получает первичные данные. Ответы респондентов, полученные в ходе исследования и характеризующие их воз­раст, пол, профессию, занимаемую должность, уровень образования, се­мейное положение и т.д., дополняют и уточняют данные государственной статистики по регионам, отраслям, предприятиям, детализируют сведения о социальном и демографическом составе населения. Очень важны также

г. по: Dubin R. Theory Building. N.Y.: Free Press, 1969. P. 17.

данные о жизненном пути опрашиваемых, их социальном происхождении, образовании родителей, трудовом пути и т.д.

О том, что научное исследование не такое простое дело, свидетельствуют приводимые ниже суждения12:

♦ Специалисты знают, что в исследовании приходится делать много боль­ше, чем представляют себе философы науки, а тексты по методологии отвечают только на часть вопросов, которые здесь возникают.

♦ Наилучший из задуманных планов исследования сталкивается с непред­виденными обстоятельствами при сборе и анализе данных. Данные, со­бранные кем-то, могут доказать очень мало из того, что должно быть доказано историей. Неожиданные находки стимулируют новые идеи.

♦ Научная монография в своем окончательном виде является результатом сотен решений, больших и малых, принятых задолго до того, как иссле­дование завершено. Методологические рецепты не раскрывают тех про­цедур и техник, которые на практике нужны для принятия решений.

♦ П. Хаммонд собрал одиннадцать хроник исследований в том виде, в котором они были сделаны, и противопоставил им то, что часто гово­рят ученые о том, как они должны делаться. Причем в этих исследова­ниях используются самые различные методы: библиотечные исследо­вания, опросы, полевые наблюдения и смешанные методы. «Не надо ис­пытывать дискомфорта от того, что ваши данные не облекаются в наилучшую научную форму или что по ходу дела приходится менять план, концепцию, новые данные, которые раньше считались второсте­пенными. В суете дел мы забываем о том, в соответствующий момент надо поменять план исследования».

♦ Оказывается, в науке студенты часто большие доктринеры, чем их учи­теля. Они больше боятся сделать что-либо неправильно, меньше стре­мятся импровизировать и изменять план исследования. А это и харак­теризует профессионального исследователя.

♦ Социальное исследование есть то, что оно в реальности есть, и мы не сможем никогда избежать необходимости импровизировать, избежать сюрпризов и неожиданностей.

Наука,в отличие от философии, дает не абстрактное (и потому универ­сальное), а конкретное (и потому ограниченное определенной областью при­ложения) знание. Только благодаря своей ограниченности и осторожности наука способна точно предсказывать реальные явления. В этом заключается парадокс научного познания: точное предсказание подразумевает 30,60 или 82%-ную вероятность наступления события, но никак не 100%-ную. При­близительная точность ученого ценится гораздо выше, чем 100%-ные заве­рения теоретика-утописта. В прежние времена научный коммунизм научно обосновал наступление в 1980 г. коммунизма. Но прогнозируемое им собы­тие, как известно, не произошло, хотя прогноз базировался на «научных» до­казательствах и «объективных» закономерностях. Но если социолог предска­зывает, что с 72%-ной вероятностью малоимущие и малообразованные слои населения в пред- или послепенсионном возрасте, особенно проживающие в сельской местности, будут голосовать на ближайших выборах за коммуни-

12 Sociologist at work: Essays on the Craft of Social Research / Ed. by P. E. Hammond. N.Y., L.: Basic Books, 1964. P. 602-603.

стов, то прогноз скорее всего сбудется. Оставшиеся 28% социолог отбросит на всевозможные отклонения, которые всегда присущи реальным людям. Может так случиться, что часть малоимущего пожилого электората, поддер­живающего коммунистов, насмотревшись на злоупотребления местной ад­министрации — тоже коммунистов, — разочаруется в них и станет голосо­вать за демократов. Но какая это часть, точно никто не знает — ни статисти­ка, ни социология, ни местные органы власти.

Приблизительность суждений социолога основана и на методологии вы­борочного обследования. Опрашивая 2000 человек, социолог судит о 20 000 000 людей. Хотя выборочная совокупность призвана служить точной копией генеральной, но абсолютной точности никогда достичь нельзя. Со­впадение двух типов совокупностей — генеральной и выборочной — всегда будет примерным. Выборочная совокупность отражает генеральную в про­центных пропорциях. Что это значит? Если в генеральной совокупности (все население России, предположим, 146 млн человек) насчитывается 52% жен­щин и 48% мужчин, 23% пенсионеров, 63% бедных и т.д., то и в выборочной совокупности (среди 2000 респондентов) должны сохраниться те же процен­ты. Даже если проигнорировать ошибку репрезентативности (отклонения процентной пропорции выборочной совокупности от генеральной), то все равно 2000 опрошенных дадут весьма приблизительную картину мнений, присущих 146 млн россиян.

Тем не менее наука, несмотря на множество ограничений, дает незаме­нимую информацию. Встретив незнакомого человека, разведенную женщи­ну, пенсионера или «нового русского», мы с большой долей точности можем сказать, как он будет трудиться и проводить свой досуг, выйдет ли повторно замуж и т.д. Что мы сделали? Мы идентифицировали (отождествили) незна­комого человека с его социальной группой (установили его «социальную про­писку»), и, зная, как ведет себя в целом данная социальная группа, спрог­нозировали поведение конкретного незнакомца. Так частная социологичес­кая теория, оперирующая квантором существования, помогает нам в практических делах.





Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 72; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.162.139.105
Генерация страницы за: 0.007 сек.