Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ступени и формы познания




Познание, по Канту, проходит несколько ступеней. Первая ступень познания — чувственное созерцание. Его возможности и содержание обуслов­лены, с одной стороны, спецификой органов чувств (в этом плане Кант пол­ностью разделял взгляды Давида Юма), а с другой — присущими чувствам априорными, т.е. не взятыми из опыта, формами созерцания, которыми, по Канту, являются восприятие пространства и восприятие времени. Способ­ность к восприятию пространства и времени, по Канту, не приобретается из опыта человека, а дается ему, как награда, до получения всякого опыта, даже до первого столкновения с реальностью.

Сознание только пользуется подарком, используя его и как готовую фор­мовку, в которую укладывается вся сумма получаемых в течение жизни впе­чатлений и ощущений, и как некий эталон, помогающий упорядочивать другие восприятия и чувства, группировать их либо по очереди появления (время), либо по месту расположения (пространство).

И лишь второй ступенью у Канта выступает рациональное познание. Оно выше чувственного созерцания и качественно отличается от него. Ведь ре­зультатом предыдущей ступени являются никому не понятные чувственные образы. Они могут быть размытыми, обманчивыми, неустойчивыми. Совсем другое дело — разум. Это мастер, а не подмастерье. Он лепит совершенные конструкции из сырого материала, доставляемого из кладовой чувственно-

го познания. Над разумом природа не властвует и ничего ему не навязывает. На второй ступени человек свободен создавать какие угодно идеальные кон­струкции, творить то, чего не было, нет и никогда не будет в природе.

Благодаря деятельности рассудка в сознании человека образуются поня­тия, которые, по Канту, содержат в себе не представления об окружающей действительности, а знания сущности предметов и явлений. Вот что обо всем этом пишет великий философ:

«Наше знание возникает из двух основных источников души: первый из них есть способность получать представления (восприимчивость к впечатлениям), а второй — способность познавать через эти представ­ления предмет (спонтанность понятий). Посредством первой способ­ности предмет нам дается, а посредством второй он мыслится в отно­шении к представлениям (как одно лишь определение души). Следо­вательно, созерцания и понятия суть начала всякого нашего познания, так что ни понятия без соответствующего им некоторым образом созер­цания, ни созерцания без понятий не могут дать знание... Наша при­рода такова, что созерцания могут быть только чувственными, то есть содержать в себе лишь способ, каким предметы воздействуют на нас. Способность же мыслить предмет чувственного созерцания есть толь­ко у рассудка. Ни одну из этих способностей нельзя предпочесть дру­гой. Без чувственности ни один предмет не был бы нам дан, а без рас­судка ни один нельзя было бы мыслить. Мысли без содержания пусты, созерцания без понятий слепы. Поэтому в одинаковой мере необходи­мо делать чувственными (то есть присоединять к ним в созерцании) предмет, а свои созерцания постигать рассудком (verstandlich zu machen) (то есть подводить их под понятия). Эти две способности не могут вы­полнять функции друг друга. Рассудок ничего не может созерцать, а чувства ничего не могут мыслить. Только из их соединения может воз­никнуть знание. Однако это не дает нам права смешивать долю учас­тия каждого из них; есть основания тщательно обособлять и отличать одну от другой»3.

Если чувственное познание происходит как бы само собой — мы просто созерцаем, ощущаем, воспринимаем окружающий мир или сопереживаем со­бытиям, — то рациональное познание — это каждодневный труд. Его помощ­ники, рассудок и разум, трудятся, добывая из бесконечного множества впе­чатлений немногие понятия о сущности вещей. Правда, и здесь помогает при­рода. Если чувствам она дала априорные формы пространства и времени, то рациональное познание она снабдила врожденными особенностями рассуд­ка. Они не приобретаются человеком из опыта или путем обучения, но зало­жены изначально. Эти априорные формы Кант назвал категориями чистого рассудка, другими словами — всеобщими и необходимыми категориями на­учного мышления. Всего их 12, они объединяются в четыре группы: катего­рии количества (единичного, всеобщего и особенного), категории качества (наличия, отсутствия и ограничения), категории отношения (субстанции/ акциденции, причины/следствия, взаимодействия) и категории модальнос­ти (возможность/невозможность, существование/несуществование, необхо­димость/случайность). Если у нас нет априорных категорий чистого рассуд­ка, то нет и рассудочного мышления, а также возникающих на его базе ло­гических способностей и навыков научного познания.

Кант И. Критика чистого разума. Соч. Т. 3. М., 1964. С. 154-155.

Современная философия считает, что познание проходит две главные ступени — чувственное и рациональное (логическое) познание. Чувственное познание — низшая ступень — осуществляется в форме ощущений, воспри­ятий и представлений. В нем оказываются задействованными пять органов чувств: зрение, слух, осязание, обоняние и вкус, являющиеся орудиями свя­зи человека с внешним миром. Чувственные образы — это единственный источник всех наших знаний о внешнем мире. Но в чувственных образах фик­сируется преимущественно внешняя сторона явлений, познается только еди­ничное.

На второй ступени — рациональном (логическом) познании — происхо­дит выявление общего, существенного. Основным инструментом здесь вы­ступают мышление и разум. Используя данные, полученные с помощью ор­ганов чувств, человеке помощью суждений, умозаключений и понятий по­знает закономерности окружающего мира. Абстрагируясь от земного и

суетного, ученый погружается в мир вечного и идеального и только там со­здает непреходящие научные теории. Идеализации — обязательный элемент научного мышления.

Научными идеализациями надо счи­тать представления Ньютона об идеаль­ном пространстве и времени. Великий физик трактовал абсолютное простран­ство как безотносительное внешним факторам состояние материи, остающе­еся всегда одинаковым и неподвижным. Точно так же и абсолютное истин­ное или математическое время само по себе и в силу своей внутренней при­роды течет одинаково, безотносительно к чему-либо внешнему, а потому должно именоваться длительностью. В отличие от них относительное про­странство и относительное время представляли собой в некотором роде чув­ственную, или внешнюю, оболочку первых двух, нечто неистинное. Поста­вив рациональное выше чувственного, воображаемое — выше реального, Ньютон только тогда и смог создать свою гениальную теорию.

Обе ступени процесса познания — чувственная и рациональная — нахо­дятся в единстве, переходят друг в друга, взаимно дополняют друг друга. Они обязательно должны быть союзниками в общем деле. Когда же одно стремит­ся господствовать за счет другого, объективно верное знание получить не­возможно.

Процесс познания включает и другие формы мыслительной деятельности: предвидение, фантазию, воображение, мечту, интуицию. Ученые, да и мы с вами часто основываем свои действия на интуиции, которая может оказать­ся истинной или ложной. Профаны, т.е. люди, не имеющие профессиональ­ного научного образования (каковыми пока являются все студенты), как и ученые, на 70—80% доверяют своей интуиции, считая ее источником позна­ния. Так оно и есть. Однако ученые имеют несомненное преимущество — они способны критически проверить интуитивное озарение, обращаясь к накоп­ленному человечеством научному знанию либо к собственным эксперимен­там. Ученых можно считать лицами, главной профессиональной обязанно­стью которых является постоянная ревизия устоявшихся знаний и замена их новыми. Иногда они напоминают бригаду рабочих, занятых текущим ремон-

том функционирующего оборудования, иногда — группу конструкторов, изобретающих принципиально новое устройство.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 3235; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.