КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Этика как философская наука. Предмет этики
Термин "этика" впервые был употреблен Аристотелем для обозначения, особого раздела философии, представляющего собой учение о нравственной деятельности и добродетелях. Этимология этого понятия связана с древнегреческим словом "этикос" (нрав, обычай, привычка, характер). Отсюда "этикос" - имеющий отношение к нpaвам; то есть "этика" в буквальном значении - теория нравственности. Со временем этика из раздела философии превратилась в самостоятельную философскую дисциплину, а именно - философию морали ("мораль" и "нравственность"- синонимы, по-латыни mores- "нравы"). Таким образом, этика - это особое гуманитарное учение, предметом которого является мораль нравственность как форма общественного сознания, как одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека, специфическое явление общественно-исторической жизни, а центральной nроблемой - Добро и Зло. Сложность и многомерность предмета этики обусловливает задачи, стоящие перед ней: Этика относится к классу гуманитарных дисциплин, объектом которых является человек. Специфический аспект, в котором человеческая жизнь рассматривается этикой, - это общение, понимаемое не как один из атрибутов человеческой жизни, а как ее фундаментальная предпосылка и основа.
Этика рассматривает общение как насущную необходимость, как важнейшую потребность людей, как способ человеческого существования и жизнедеятельности. Этическая мысль начинается с различения оттенков положительного, с догадки о том, что приятное и привлекательное может не быть хорошим. Во всех культурах правила житейской мудрости получили соответствующее название. На основе греческого языка сложился термин «канон». Сначала этим словом обозначалась прямая тростниковая палка, которая использовалась для выравнивания тех или иных сооружений. Позже — всякий образец и правило вообще. В латинском языке аналогичное значение приобрел термин «norma». Движение от частных правил к общим вызвало к жизни термин «максима» как словесное выражение высшей, самой общей нормы, устанавливаемой человеком для самого себя. Римская культура впоследствии довела умение кратко формулировать максимы до совершенства. Тенденция к обобщению правила житейской мудрости породила так называемое «золотое правило нравственности», которое является квинтэссенцией нравственного отношения к другому человеку вообще. Одна из самых древних его формулировок приписывается Фалесу: «Самая лучшая жизнь, когда мы не делаем сами того, что осуждаем в других». В Китае аналогичное правило высказывает ученик Конфуция Цзы гун: «Чего я не желаю, чтобы другие делали мне, того же я желаю не делать и другим» («Лунь-юй», V, 12). Простота, ясность и убедительность «золотого правила нравственности» побудила многих этиков (в том числе Л.Н. Толстого) придать ему уникальное значение — сделать его универсальным этическим принципом (от лат. «principium» — «начало») — таким положением, из которого, как некоего начала, можно вывести содержание всех остальных.
Такое истолкование роли «золотого правила нравственности» встретило возражения, что практическая жизнь человека не перекрывается отношениями между равными существами, она включает в себя то, в чем люди изначально не равны. Другие этики, не удовлетворившись ни одной из перечисленных формулировок, пытались предложить свой собственный принцип. Немецкий философ XVIII в. Мендельсон придал ему следующую форму: «Делай свое собственное внутреннее и внешнее состояние, а также состояние своего ближнего, в соответствующей пропорции, настолько совершенным, насколько можешь». Кант назвал высший принцип нравственности категорическим императивом: «Поступай так, чтобы максима твоей воли имела силу всеобщего закона». Шопенгауэр нашел более простую формулу: «Никому не вреди и помогай всем, насколько можешь». Липпс сосредоточил внимание не на другом человеке, а на отношении к самому себе: «Внутренне всегда поступай так, чтобы оставаться верным самому себе». Однако ни один из названных и многих других принципов не охватывает всех возможных правил поведения. Нравы, даже положительные, настолько разнообразны, что едва ли когда-нибудь удастся свести их к какому-то одному формальному положению. Одной общей формулы, которая подходила бы для всех случаев жизни, этика пока не нашла и едва ли найдет в будущем.
В последнее время круг этических проблем стремительно расширяется: сегодня в него входят отношения человека и к природе, и к науке, и к политике, и к вопросам жизни и смерти, и к самому себе...
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 11629; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |