Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мораль и религия




И у своих истоков, и на зрелых стадиях мораль тес­но связана с религией. Вера содержит мощный нравственный заряд. Убежденность в том, что имеется кто-то более совершенный, чем я, по­буждает меня двигаться в направлении этого совершенст­ва. Такое движение бывает в основном двояким:

- во-пер­вых, человек подчиняет свое поведение воле более со­вершенных существ, т.е. приучает себя к повиновению;

- во-вторых, собственными действиями, внешним обликом и внутренними способностями он стремиться уподобить­ся этим существам и в какой-то степени преображается.

Роль религии в нравственной жизни людей столь значитель­на, что с нею можно сопоставить только роль языка, без ко­торого мораль вообще была бы не возможна. Переживание священного не совпадает с представлением о нравствен­ном добре. Иначе религия и нравственность слились бы в неразличимое целое. Но в процессе исторического раз­вития культуры религия и мораль сближаются настоль­ко, что священный трепет превращается в благоговение, а божественные силы наделяются абсолютным нравст­венным совершенством. Однако такое сближение проис­ходит не во всех, а только в наиболее развитых религиоз­ных системах, и к нему ведет долгий исторический путь.

Общение с высшей силой поднимает ин­дивида, делает его более совершенным не только в срав­нении с его прежним состоянием, но и с другими людьми, для которых подобное общение недоступно. Централь­ной в религии является противоположность сакрального (священного) и профанного (мирского, светского). Профанное (от греч. «προφανής» — «явный», «открытый») может обладать обыкновенной ценностью, быть вредным или просто безразличным для людей. Сакральное наде­лено особой ценностью, которая открывается только из­бранным и тем полнее, чем ближе они связаны со сверхъ­естественным.

Наиболее развитые формы религии оказывают многопла­новое позитивное воздействие на моральную жизнь че­ловека:

— они создают целостную картину мира, в которой на ос­нове взаимодействия между естественными и сверхъес­тественными силами определенному деянию соответ­ствует определенное воздаяние; таким образом обос­новывается преимущество нравственного образа жизни над безнравственным: утверждается вера в то, что мо­ральное добро в конечном счете вознаграждается, а зло и грех подвергаются каре;

— в образе Бога формируют понятие идеала как высшего нравственного образца, приближение к которому долж­но определять жизнь верующего;

— формулируют и кодифицируют важнейшие нравствен­ные требования к человеку;

— через понятие высшего блага и счастья объединяют ценности в иерархическую систему;

— определяют перечень основных положительных и от­рицательных качеств личности - добродетелей и поро­ков, разрабатывают аскетическую практику обрете­ния первых и искоренения последних;

— устанавливают особо интимные отношения между людь­ми и соответствующие им нравы в церковной общине, мо­нашеском ордене или иных религиозных организациях, интерпретируя нравственную жизнь как ступенчатое вос­хождение к идеалу.

Эти разнообразные линии влияния религии на нравствен­ность можно свести к одной важнейшей: религия фор­мирует духовность как стремление к совершенству, пределом которого является Бог.

Продуктом взаимодействия религии и морали являются ре­лигиозные нравственные системы, исторически возни­кающие в каждом культурном организме. Число таких систем соответствует числу религий, когда-либо сущест­вовавших в истории человечества и существующих в на­стоящее время. Каждая религия с общечеловеческой точ­ки зрения является самоценной, как всякий народ, язык и даже биологический вид.

 

21. Моральный смысл индуизма и буддизма.

В Древней Индии этика в отрыве от религии не существо­вала. Корнем индийской культуры является ведизм — религия Вед. Из этой религии возникли в середине I ты­сячелетия до н.э. две важнейшие религиозно-нравствен­ные системы: брахманизм (позднее трансформировав­шийся в индуизм) и буддизм.

Индуизм. Индийская этика как система возникла на одном из этапов комментирования Упанишады — философских текстов. Первым предварительным шагом к становлению этики явля­ется оценка — различение добра и зла вообще, «кушала» и «акушала», «пунья» и «папа».

Основопо­лагающей для индийской этики стала негативная оцен­ка жизни как таковой. Почему возникло убеждение, что обычная жизнь есть зло, объяснить трудно. Коренным принципом индийской культуры стала ахимса — неучастие в жиз­ни как взаимном истреблении и пожирании, следователь­но, непричинение ущерба живым существам вообще.

Из всех видов нравственных отношений в индуизме самым важным оказалось отношение к самому себе. Выдвижение на передний план именно этого отношения обусловлено коренной особенностью индийского религиозного миро­воззрения — утверждением принципиального тождест­ва между человеческой индивидуальностью и Абсолютом. «Ты есть То» и «Атман есть Брахман» — две разные формулировки единого исходного принципа это­го мировоззрения.

Конечной целью человеческих уси­лий, высшим и последним благом выступает освобождение («мокша» или «кайвалья»). В этом состоянии окончатель­но сбрасывается призрачная пелена земного существова­ния, человек открывает в себе бога и преодолевает грань, отделяющую единичное от общего, человеческое от бо­жественного.

«Дхарма» — это путь к про­буждению и освобождению, от жизни — к тому, что выше жизни.

В него включены религиозно-нравственные предписания для всякого верующего человека: «ахимса» — отказ от насилия, правдивость, чистота, не завистливость, незлобивость, прощение, терпение.

Дхарма включает в себя разные правила для че­тырех индийских варн (замкнутых кастовых группировок):

— для брахманов (священнослужителей) - учение, обучение, жерт­воприношения для себя и других, раздача даров и их по­лучение;

— для кшатриев (воинов) — добыча пропитания оружием и ох­рана живых существ;

— для вайшьев (цвет коих) — земледелие, ско­товодство и торговля;

— для черных шудр — послушание, услужение, ремесло и актерство.

Одним словом, дхарма предписывала основной род деятель­ности, стиль отношения к другим людям и живым сущест­вам вообще, характер отношения к самому себе, собствен­ным потребностям и страстям. Особый упор индуистская этика делала на выполнении своей дхармы, руководству­ясь в данном отношении принципом, что лучше плохо вы­полненная своя дхарма, чем хорошо выполненная чужая. Нарушение дхармы уничтожает мировой порядок и даже может привести к гибели мира в хаосе.

Поскольку в системе индийских ценностей жизнь не имеет положительного значения, смерть сама по себе не явля­ется ни благом, ни злом. Она — всего лишь точка пере­хода из одного состояния в другое. Сплошная цепь таких переходов называется «сансарой» или «колесом сансары». Характерной особенностью всей индийской этики выступает убеждение в том, что возможен непосредст­венный переход действия в состояние и наоборот. «Закон кармы» — это закон такого перехода.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1214; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.