КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мораль и религия
И у своих истоков, и на зрелых стадиях мораль тесно связана с религией. Вера содержит мощный нравственный заряд. Убежденность в том, что имеется кто-то более совершенный, чем я, побуждает меня двигаться в направлении этого совершенства. Такое движение бывает в основном двояким: - во-первых, человек подчиняет свое поведение воле более совершенных существ, т.е. приучает себя к повиновению; - во-вторых, собственными действиями, внешним обликом и внутренними способностями он стремиться уподобиться этим существам и в какой-то степени преображается. Роль религии в нравственной жизни людей столь значительна, что с нею можно сопоставить только роль языка, без которого мораль вообще была бы не возможна. Переживание священного не совпадает с представлением о нравственном добре. Иначе религия и нравственность слились бы в неразличимое целое. Но в процессе исторического развития культуры религия и мораль сближаются настолько, что священный трепет превращается в благоговение, а божественные силы наделяются абсолютным нравственным совершенством. Однако такое сближение происходит не во всех, а только в наиболее развитых религиозных системах, и к нему ведет долгий исторический путь. Общение с высшей силой поднимает индивида, делает его более совершенным не только в сравнении с его прежним состоянием, но и с другими людьми, для которых подобное общение недоступно. Центральной в религии является противоположность сакрального (священного) и профанного (мирского, светского). Профанное (от греч. «προφανής» — «явный», «открытый») может обладать обыкновенной ценностью, быть вредным или просто безразличным для людей. Сакральное наделено особой ценностью, которая открывается только избранным и тем полнее, чем ближе они связаны со сверхъестественным. Наиболее развитые формы религии оказывают многоплановое позитивное воздействие на моральную жизнь человека: — они создают целостную картину мира, в которой на основе взаимодействия между естественными и сверхъестественными силами определенному деянию соответствует определенное воздаяние; таким образом обосновывается преимущество нравственного образа жизни над безнравственным: утверждается вера в то, что моральное добро в конечном счете вознаграждается, а зло и грех подвергаются каре; — в образе Бога формируют понятие идеала как высшего нравственного образца, приближение к которому должно определять жизнь верующего; — формулируют и кодифицируют важнейшие нравственные требования к человеку; — через понятие высшего блага и счастья объединяют ценности в иерархическую систему; — определяют перечень основных положительных и отрицательных качеств личности - добродетелей и пороков, разрабатывают аскетическую практику обретения первых и искоренения последних; — устанавливают особо интимные отношения между людьми и соответствующие им нравы в церковной общине, монашеском ордене или иных религиозных организациях, интерпретируя нравственную жизнь как ступенчатое восхождение к идеалу. Эти разнообразные линии влияния религии на нравственность можно свести к одной важнейшей: религия формирует духовность как стремление к совершенству, пределом которого является Бог. Продуктом взаимодействия религии и морали являются религиозные нравственные системы, исторически возникающие в каждом культурном организме. Число таких систем соответствует числу религий, когда-либо существовавших в истории человечества и существующих в настоящее время. Каждая религия с общечеловеческой точки зрения является самоценной, как всякий народ, язык и даже биологический вид.
21. Моральный смысл индуизма и буддизма. В Древней Индии этика в отрыве от религии не существовала. Корнем индийской культуры является ведизм — религия Вед. Из этой религии возникли в середине I тысячелетия до н.э. две важнейшие религиозно-нравственные системы: брахманизм (позднее трансформировавшийся в индуизм) и буддизм. Индуизм. Индийская этика как система возникла на одном из этапов комментирования Упанишады — философских текстов. Первым предварительным шагом к становлению этики является оценка — различение добра и зла вообще, «кушала» и «акушала», «пунья» и «папа». Основополагающей для индийской этики стала негативная оценка жизни как таковой. Почему возникло убеждение, что обычная жизнь есть зло, объяснить трудно. Коренным принципом индийской культуры стала ахимса — неучастие в жизни как взаимном истреблении и пожирании, следовательно, непричинение ущерба живым существам вообще. Из всех видов нравственных отношений в индуизме самым важным оказалось отношение к самому себе. Выдвижение на передний план именно этого отношения обусловлено коренной особенностью индийского религиозного мировоззрения — утверждением принципиального тождества между человеческой индивидуальностью и Абсолютом. «Ты есть То» и «Атман есть Брахман» — две разные формулировки единого исходного принципа этого мировоззрения. Конечной целью человеческих усилий, высшим и последним благом выступает освобождение («мокша» или «кайвалья»). В этом состоянии окончательно сбрасывается призрачная пелена земного существования, человек открывает в себе бога и преодолевает грань, отделяющую единичное от общего, человеческое от божественного. «Дхарма» — это путь к пробуждению и освобождению, от жизни — к тому, что выше жизни. В него включены религиозно-нравственные предписания для всякого верующего человека: «ахимса» — отказ от насилия, правдивость, чистота, не завистливость, незлобивость, прощение, терпение. Дхарма включает в себя разные правила для четырех индийских варн (замкнутых кастовых группировок): — для брахманов (священнослужителей) - учение, обучение, жертвоприношения для себя и других, раздача даров и их получение; — для кшатриев (воинов) — добыча пропитания оружием и охрана живых существ; — для вайшьев (цвет коих) — земледелие, скотоводство и торговля; — для черных шудр — послушание, услужение, ремесло и актерство. Одним словом, дхарма предписывала основной род деятельности, стиль отношения к другим людям и живым существам вообще, характер отношения к самому себе, собственным потребностям и страстям. Особый упор индуистская этика делала на выполнении своей дхармы, руководствуясь в данном отношении принципом, что лучше плохо выполненная своя дхарма, чем хорошо выполненная чужая. Нарушение дхармы уничтожает мировой порядок и даже может привести к гибели мира в хаосе. Поскольку в системе индийских ценностей жизнь не имеет положительного значения, смерть сама по себе не является ни благом, ни злом. Она — всего лишь точка перехода из одного состояния в другое. Сплошная цепь таких переходов называется «сансарой» или «колесом сансары». Характерной особенностью всей индийской этики выступает убеждение в том, что возможен непосредственный переход действия в состояние и наоборот. «Закон кармы» — это закон такого перехода.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1262; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |