КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Билет № 38. Мышление и его мозговая организация. Нарушения мышления при локальных поражениях мозга
Нейропсихология М – мало разработанный отдел нейропси. Причины: идеалистические представления – М не имеет конкретных мозговых механизмов, можно связывать лишь с мозгом как целым; вульгарно-материалистические – М это выработка условных рефлексов. Разработка проблемы мозговой организации М зависит от взглядов на мышление как психическую функцию и от понимания общих принципов их локализации. М (сейчас) - активная психическая деятельность, направленная на решение определенной задачи, которая подчиняется всем законам психической деятельности. М возникает при наличии мотива и постановке определенной задачи. Стадии мыслительной деятельности: предварительная ориентировка в условиях задачи; выработка общей стратегии решения задачи; осуществление различных операций, направленных на решение задачи; контроль за промежуточными и конечным результатами; сличение конечного результата с условиями задачи и ожидаемым результатом. Операции, использующейся в М деятельности - вербально-логические, числовые, наглядно-образные «умственные действия», сложившиеся в общественно- исторической практике человека и усвоенные в процессе обучения. У нас М - качественный скачок в континууме познавательных функций, как процесс, имеющий опосредованный характер и культурный социально- исторический генез. М формируется постепенно, являясь одним из наиболее поздних психологических образований; определяется культурно-историческими факторами; опосредуется речевыми символами и представляет сложную интегративную деятельность. Способ познания – изучение нарушений при локальных поражениях мозга. Что сделано в советский период: проводились исследования генеза мышления, его структуры; анализировались различные формы мыслительной деятельности; изучалась роль генетического фактора в интеллектуальной деятельности; изучалась взаимосвязь мышления и речи, мышления и эмоций и др. Классические работы - Л. С. Выготский, П. П. Блонский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, А. Р. Лурия и т.д. – показали продуктивность диалектико-материалистического подхода к мышлению как сознательной целенаправленной психической деятельности. Не изучено: недостаточно изучена связь интеллектуальной деятельности с другими познавательными процессами, а также с потребностно-мотивационной сферой субъекта, его личностными характеристиками; остаются нераскрытыми закономерности творческого интеллекта, «продуктивного мышления», процессов интуиции; недостаточно изучена проблема уровневой организации мышления, возможности рефлексии разных этапов интеллектуальной деятельности и др. «Неспецифические симптомы» - нарушения М характеризуют заболевания мозга как целого (у нас). Опыт исследования нарушений интеллектуальной деятельности с позиций теории системной динамической локализации высших психических функций показал, что нейропсихологические симптомы нарушений мышления имеют такое же локальное значение, как и симптомы нарушений других познавательных процессов. А. Р. Лурия, описывая нейропсихологические синдромы поражения разных отделов левого полушария мозга (у правшей) — височных, теменно-затылочных, премоторных и префронтальных, — выделяет несколько типов нарушений интеллектуальных процессов. В своей классификации нарушений мышления А. Р. Лурия опирался на факторный анализ интеллектуальных дефектов. При поражении левой височной области на фоне сенсорной или акустико-мнестической афазии интеллектуальные процессы не остаются интактными. Звоковой образ слов нарушен, но семантическая сфера относительно сохранна (исследование Э. С. Бейн - вербальные парафазии в речи больного с сенсорной афазией, возникают по законам категориального мышления). Больные с акустико-мнестической и сенсорной афазией могут правильно выполнять следующие действия: оперировать пространственными отношениями элементов; выполнять арифметические операции (в письменном виде); решать задачи на поиск последовательности наглядно-развертывающегося сюжета (серии сюжетных картин) и др. Нарушены смысловые операции, требующие постоянного опосредующего участия речевых связей (устный счет). У «височных» больных сохранно понимание наглядно-образных и логических отношений, нарушена способность выполнять последовательные дискурсивные вербальные операции, где необходима опора на речевые связи (из-за нарушений слухоречевой памяти). Компенсируется опорой на наглядные зрительные стимулы. Поражение височной области нарушает звуковую структуру речи. Семантическая сторона речи в значительной степени остается сохранной. Поражения теменно-затылочных отделов мозга – дефекты связаны с трудностями пространственного анализа и синтеза. Все из-за выпадением (или ослаблением) оптикопространственного фактора (трудности при выделении наглядных признаков и их пространственных отношений; задачи на «конструктивный интеллект» - куб Линка или кубиков Кооса; проблемы с арифметическими задачами; трудности понимания логико-грамматических конструкций, отражающих пространственные и «квазипространственные» отношения). Поражение премоторных отделов левого полушария ГМ входят в состав премоторного синдрома - трудности временной организации всех психических процессов. Наблюдается распад «кинетических схем» движений, трудности переключения с одного двигательного акта на другой, нарушения динамики мыслительного процесса (синдром динамической афазии). Механизм, опосредующего эти дефекты понимания - нарушения внутренней речи. Нарушены процессы развертывания речевого замысла и «свертывания» речевых структур. Наблюдается нарушение динамики речевых процессов и нарушение динамики вербально-логического мышления. Типичная ошибка — это стереотипные ответы. Сохранны пространственные операции и понимание логико-грамматических конструкций, отражающих пространственные отношения. Поражение лобных префронтальных отделов мозга сопровождается серьезными нарушениями интеллектуальных процессов. Нарушения М у больных связаны с распадом самой структуры интеллектуальной психической деятельности. Первая стадия интеллектуальной деятельности — формирование «ориентировочной основы действия» — либо полностью выпадает, либо резко сокращается; не сопоставляют элементы задачи, не формулируют гипотезу, импульсивно начинают выполнять случайные действия, не сличая их с исходными целями (при невербальных и вербально-логических задачах). Конструктивные задачи (кубики Кооса) –импульсивные действия, хотя нужна подготовка. С инструкцией – все идет ок. Вербально-логические задачи - на стадии понимания текстов с несколькими значениями, где нужно выбрать один вариант- не могут «затормозить» побочные альтернативы. Воспроизведение басен - включают в него посторонние рассуждения и не могут ответить на вопрос, в чем же мораль рассказа. После прочтения второго текста все еще хуже - проявляются контаминации (смешение двух рассказов) (характерно при поражениях медиальных отделов лобных долей мозга). Так же проблемы с арифметическими задачами (исследования А. Р. Лурия и Л. С. Цветковой). Не могут выработать нужную «стратегию» или план решения задачи, случайны манипуляции с числами, не могут корректировать ошибки. С инструкцией дела идут ок.. Особые трудности испытывают больные с поражением лобных долей мозга при выполнении серийной интеллектуальной деятельности в виде цепи однородных действий (типа устного сложения или вычитания). Подобные серийные счетные операции требуют удержания в памяти промежуточных результатов и общей инструкции, а также сохранности механизмов контроля и регуляции интеллектуальной деятельности. В этих заданиях больные соскальзывают на стереотипные ошибочные ответы или упрощают задачу. «Высшие корковые функции...» А. Р. Лурия - результаты «факторного анализа» нарушений мышления, выделены четыре самостоятельные формы интеллектуальных дефектов, каждая связана с поражением определенной области мозга. При поражении височной области левого полушария интеллектуальные дефекты возникают вследствие нарушений модально-специфических факторов: слухоречевого гнозиса или слухоречевой памяти, — что ведет к вторичным нарушениям и вербально-логических, семантических операций. При теменно-затылочных очагах поражения первично страдает другой модально-специфический фактор — оптико-пространственный анализ и синтез, и, как следствие, нарушаются наглядно-образные, конструктивные формы мышления, а также вербально-логические операции, основанные на понимании «квазипространственных» отношений. При поражении премоторных отделов левого полушария нарушается фактор временной, динамической организации интеллектуальной деятельности, вследствие чего появляются интеллектуальные персеверации, штампы, стереотипы; распадается автоматизированность речевых «умственных действий». Кроме того, нарушается и избирательность семантических связей как следствие нейродинамических нарушений следовой деятельности («уравнивания следов»). При поражении префронтальных отделов лобных долей мозга (особенно при массивных «лобных» синдромах) на фоне общей аспонтанности, адинамии страдают программирование и контроль за любой, в том числе и интеллектуальной, деятельностью (независимо от ее содержания) при сохранности отдельных частных «умственных действий». Таким образом, в этих случаях в интеллектуальных нарушениях участвуют два фактора: фактор активации и фактор программирования и контроля. «Основы нейропсихологии» А. Р. Лурия – принцип анализа нарушений другой, критерий взята классификация формы мышления: наглядное (конструктивное) и вербально-логическое (дискурсивное) - нарушаются при самых локальных поражениях мозга, характер нарушений при разной локализации патологического очага различен. Префронтальные отделы лобных долей мозга - дефекты программирования, регуляции. Теменно-затылочные структуры - операциональный аспект интеллектуальной деятельности, основанной на пространственном и «квазипространственном» анализе и синтезе.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 3213; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |