Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Регулирование автономных реакций 9 страница




Из Божественного Ничто, из Ungrund’a в вечности реализуется Бог, Бог Троичный; Бог Троичный творит мир. Это значит, что в вечности существует теогонический процесс, богорождение. Самое время и история есть внутреннее содержание божественной драмы в вечности. Это гениальнее всего раскрывает Я. Бёме. И менее всего это означает пантеизм.

Наибольшую трудность для рационального метафизического и теологического истолковывают представляет мистический гнозис Якова Бёме, величайшего из мистиков гностического типа всех времен. Гнозис Я. Бёме выражается не в понятиях, а в мифах и символах. Бёме визионер. Он живёт в духовном мире, и то, что он там видит, не переводимо на язык мира объективированного. Ему открывается то, что лежит глубже того мира объектов, с которым имеет дело интеллект со своими понятиями.

Бёме преодолевает границы греческой мысли, греческий интеллектуализм и интеллектуалистическую онтологию. Ungrund глубже Бога. В видении Бёме раскрывается огненность и динамичность глубины бытия, вернее, глубины большей, чем само бытие. Бёме близок к Гераклиту в греческой мысли, но он есть разрыв с античной философией. Им вносится динамический принцип. Бёме пытается раскрыть тайну генезиса, процесса теогонического, космогонического и антропогонического. Но в германской метафизике видение Беме было настолько рационализировано и изменено, что приобрело уже совсем не христианский характер, чего у самого Беме не было. Мистика самого Бёме очень христоцентрична.

БЕН, во вьетнамской мифологии небожительница. С нею связан миф о происхождении характерного для Се­верного Вьетнама временного похо­лодания среди весеннего тепла. Мед­лительная Б. шила тёплую одежду для мужа, но запоздала и закончила работу уже в разгар весны. Поэтому она попросила отца Нгаук Хоанга послать на несколько дней похолода­ние, чтобы её муж мог пощеголять в новой одежде.

 

БЕНАИЯ (Бог строит, воздвигает) - имя следующих лиц: Иез 11:1-13; отец Пелатия, одного из князей народа, в дни прор. Иезекииля. 1Езд 10:35 - один из Израильтян, женившихся на иноплеменницах по возвращении из плена. 1Езд 10:43 - из сынов Нево, также имевший жену иноплеменницу.

БЕН-АМИИ (сын рода моего; Быт 19:38) - сын Лота от младшей его дочери, родоначальник Аммонитян.

БЕНАНИЯ (2Пар 31:13) - левит, из смотрителей при храме, в царствование Езекии.

БЕН-ГЕВЕР (сын мужественного; 3Цар 4:13) - из приставников при Соломоне, в Рамофе Галаадском, помесячно доставлявших продовольствие царю и его дому.

БЕН-ДЕКЕР (пронзающий; 3Цар 4:9) - из приставников над Израилем при Соломоне.

БЕНДЖАМИН ГАРРИ (1885 – 1986 гг.) - родился в Берлине, получил степень доктора медицинских наук в 1912 году в университете Тюбингена за диссертацию по туберкулёзу. Вопросы сексологии интересовали его уже тогда, но не были предметом его специального изучения. В интервью, данном в 1985 году, доктор Б. вспоминал: «Я помню, как, будучи молодым человеком, пошёл на лекцию Аугуста Фореля, чья книга „Вопросы секса“ была сенсацией для своего времени и сильно впечатлила меня. Я также познакомился с Магнусом Хиршфельдом через свою девушку, которая была знакома с полицейским чиновником д-ром Коппом, отвечавшим за расследования преступлений на сексуальной почве. Д-р Копп, в свою очередь, был знаком с Магнусом Хиршфельдом. Так я познакомился с ними обоими. Это было приблизительно в 1907 году. Они часто брали меня с собой в гей-бары в Берлине. Я особенно хорошо помню бар „Эльдорадо“ с его драг-шоу, где многие из посетителей также были в одежде другого пола. Слова „ трансвестит “ ещё не существовало. Магнус Хиршфельд ввёл его в оборот только в 1910 году в своём известном исследовании».

Океанский лайнер, на котором Б. в 1914 году возвращался в Германию после неудачно сложившегося профессионального визита в США, был застигнут посреди Атлантического океана известием о начале Первой мировой войны и остановлен британскими ВМС. У Б. был выбор — или попасть в британский лагерь для интернированных, как гражданин враждебного государства, или вернуться в Нью-Йорк. Б. выбрал последнее и потратил все остававшиеся у него деньги на возвращение в США. Америка стала его вторым домом на весь остаток его жизни. Тем не менее, Гарри Б. продолжал поддерживать профессиональные и человеческие контакты с Европой и часто ездил в Европу в промежутках между войнами.

В 1915 году, после нескольких безуспешных попыток начать медицинскую карьеру в Нью-Йорке, Б. снял комнату для консультаций, где и спал, и начал собственную частную общемедицинскую практику. Позднее он также каждое лето практиковал в Сан-Франциско.

В 1948 году в Сан-Франциско д-р Альфред Кинси попросил Б., как коллегу-сексолога, посмотреть ребёнка, который «хотел стать девочкой», несмотря на то, что был рождён мальчиком, и чья мать хотела профессиональной помощи, которая бы помогла, а не подавляла ребёнка. Кинси познакомился с этим ребёнком в процессе сбора данных интервью для своей книги «Сексуальное поведение самца человека», которая была опубликована в том же году, и ранее никогда не видел ничего подобного. Также не сталкивался ранее с подобным феноменом и Б. Изучение случая этого ребёнка быстро привело Б. к заключению, что это состояние представляет иную клиническую ситуацию, нежели трансвестизм, под маркой которого классифицировались в то время все взрослые, ощущавшие потребность в перемене пола. Несмотря на то, что психиатры, которых Б. привлёк к оценке этого клинического случая, не смогли достичь консенсуса по вопросу о том, как именно следует лечить этого ребёнка, Б. в конце концов решил попробовать лечить ребёнка эстрогеном Премарином, введённым в практику в 1941 году. Премарин оказался эффективным средством лечения ребёнка и имел на него «успокаивающий эффект». Затем Б. помог матери и ребёнку с поездкой в Германию, где можно было сделать ребёнку хирургическую операцию по коррекции пола, чтобы помочь ему. Однако с этого момента, к большому сожалению д-ра Б., он потерял контакт с этим пациентом и его матерью.

Этот случай заинтересовал Б., и он продолжил поиск и изучение пациентов с подобным же синдромом, чтобы улучшить собственное понимание проблемы. В 1954 году Б. ввёл для описания этого состояния термин транссексуализм. Для описания того, что составляет суть страдания и дискомфорта у этих больных, Б. предложил термин гендерная дисфория.

Затем д-р Б. тщательно подобрал небольшой коллектив либерально настроенных коллег из разных областей медицинского знания (таких, как психиатр Джон Алден, специалист по ЭСТ Марта Фосс из Сан-Франциско и пластический хирург Джозе Барбоса из Тихуаны), и продолжил лечить пациентов с подобными состояниями таким же образом — гормонами и операциями по коррекции пола, нередко — бесплатно. Всего он пролечил несколько сотен транссексуальных пациентов. Его пациенты описывали его как очень внимательного, заботливого и уважительного человека. Многие из них поддерживали контакт с Б. до самой его смерти.

Юридическое, социальное и медицинское отношение к транссексуальности в Соединенных Штатах в то время, как и во многих других странах, нередко представляло собой резкий контраст с отношением Б. Ношение одежды, традиционно ассоциирующейся «с другим полом», было нередко юридически незаконно, кастрация мужчины — тоже. Всё, что могло бы быть воспринято как «гомосексуальность», также нередко преследовалось и осуждалось, даже если не было юридически незаконно. Многие врачи того времени считали, что все люди с подобными состояниями (как транссексуалы, так и гомосексуалы), включая детей и подростков, должны подвергаться принудительному лечению, такому, как психотропные препараты, ЭСТ или лоботомия. Хотя книга Бенджамина «Феномен транссексуальности», вышедшая в 1966 году, была, безусловно, важной как первая крупная работа, описывающая и объясняющая аффирмативный путь лечения, пионером которого он был, это была не первая его работа в этой области. К этому времени он уже опубликовал несколько статей и регулярно читал лекции для профессиональной аудитории по вопросам транссексуальности.

Помимо сексологии, Бенджамин также был геронтологом и работал над продлением человеческой жизни и замедлением старения. Сам Бенджамин дожил до более чем 100 лет, до последних дней сохраняя ясность разума и физические силы. Наряду с научной деятельностью Б. также уделял время духовности, в частности развитию сознания. В 1971 году Бенджамин опубликовал статью «Основы самопознания», служившую введением к работе «Четвёртый путь» Гурджиева. В 1979 году была основана Международная ассоциация по изучению и лечению гендерной дисфории имени Гарри Бенджамина, так называемая HBIGDA (Harry Benjamin International Gender Dysphoria Association). Бенджамин дал разрешение использовать своё имя в названии ассоциации. Эта ассоциация, на основе многолетних исследований, разработала рекомендации по стандартам лечения и клинического наблюдения транссексуалов и трансгендеров, так называемые Standards of Care, или HBIGDA SoC. Эти стандарты служат основой медицинского и правового регулирования вопросов коррекции пола и лечения расстройств гендерной идентичности во многих странах мира.

 

БЕН-ЗОХЕВ (крепкий, здоровый; 1Пар 4:20) - один из сынов Ишия упоминаемый в родословии Симеона.

БЕНДИДА - греч. богиня луны во Фригии, находящейся в центре полуострова Малая Азия; в Аттике на Пелопоннесе ее отождествляли с Артемидой, иногда с Гекатой и Персефоной. В Афинах были праздничные дни, бендидии, когда в честь богини устраивались конные бега, всадники скакали с факелами из Афин и Перей, где находился храм, посвященный Бендиде.

БЕННЕТТ Алан (1872—1923 гг.) — английский эзотерик, оккультист и буддистский миссионер, химик-аналитик по образованию. По мысли Кроули (см.), Б. — это "огромная духовная сила" и "самая благородная, самая нежная душа, которую я когда-либо знал". Согласно распространенным слухам, восьми лет отроду Б. услышал, что Дьявола можно вызвать, читая молитву Богу в обратном порядке. Он решил провести эксперимент такого "чтения", после чего произошло нечто, изрядно напугавшее ребенка. В 18 лет Б. — уже тогда больной астмой — спонтанно испытал состояние транса, известное как Шивадаршана, в котором вселенная исчезает в опыте блаженного слияния с Шивой. Этот опыт предопределил его жизненный путь. Б. решил посвятить жизнь возвращению в это экстатическое состояние. В 23 года Б. получил степень Младшего Адепта в Герметическом Ордене Золотой Зари (см.). Б. наиболее известен тем, что стал первым учителем Кроули и преподал тому основы практической магии. Б. и Кроули интересовали галюциногенные растения, которые могли стимулировать способности к ясновидению. В этом смысле они предвосхитили открытие психоделики за несколько десятилетий до ее бума. Оба они питали интерес к изначальному азиатскому Пути, который лежит, по их мнению, в основе всех прочих традиций и объединяет Тибет, Египет и доколумбову Америку. Хотя Б. не оказал на Орден Золотой Зари такого значительного влияния как другие его члены — У.Уэсткотт, А.Хорниман или У.Б. Йейтс, — он тоже отдал Ордену частицу себя. Б. помогал Мазерс у (см.) составлять архив документов, имеющих ценность для Ордена. Часть этих трудов была позднее обработана Кроули и опубликована под названием "Liber 777". Главными заслугами Б. его единомышленники рассматривали магический талант и реальную церемониально-магическую практику. О Б. рассказывается история, как однажды на спор с каким-то теософом, который не верил в могущество жезла силы, он мгновенно произвел им кристаллический свет, как от канделябра, который осветил комнату. Еще в Англии Б. увлекся буддизмом. В начале 1900 Б. отправился на Цейлон. Он был хорошо знаком с классиками индуизма и буддистскими мистиками, которые только недавно были переведены на английский язык и вышли в таких массивных академических антологиях, как Библия Востока М.Мюллера и Библия Буддистов. Попав на Цейлон, Б. начал снова активно практиковаться в Йоге. Он взял инициатическое имя Свами Метринанда. Йогические навыки Б. были внушительны. Он мог по несколько дней медитировать в позе лотоса, которая считается чрезвычайно трудной для западного человека. Кроули записал одну историю, когда Б. не прикасался к еде в течение трех дней. Кроули также сделал запись, что Б. каждое утро кормил пиявок собственной кровью и мог контролировать их способность проникать через его кожу, управляя своим дыханием или жизненной праной (см.). Его приверженность ахимсе (см.) была настолько глубока, что он отказался от предложения занять должность менеджера кокосовой плантации на том основании, что от него могут потребовать уничтожения паразитов. Рассказывают также, что однажды Б. встретил на своем пути очень ядовитую змею, но не убил и не убежал от нее, а вместо этого стал проповедовать ползучей твари Благородные Истины Будды, пока та не уползла, пристыженная святым человеком. Между тем Б. все более и более становился привержен учению Бодхидхармы (см.). Не удовлетворяясь йогическими навыками Самадхи (см.), Б. пришел к выводу, что эти экстатические состояния лишь отвлекали от окончательного обретения нирваны. В поисках совершенства Б. пришел в буддийский монастырь Lamma Syadaw Kyoung на западном побережье Бирмы. Б. стал вторым европейцем, которого можно назвать буддистским монахом. 21 мая 1902 Б. взял имя Бхикху Ананда Метейя, под которым он и стал известен читателям журнала "Обзор Буддизма", который редактировал. Б. стал казначеем монастыря и впоследствии был выдвинут на более высокую должность. Здесь он приобрел репутацию святого и завоевал почитание многих буддистов. Б. возвратился в Англию в качестве миссионера. Он создал Буддистскую Ложу, которую позднее преобразовал в Буддистское Общество. Тем не менее, в конце концов Б. понял, что восточный духовный путь не принесет ему удовлетворения. Вернувшись в 1920-х в Англию, он вскоре почувствовал, что переболел своей буддистской жизнью. Работы Б. по механике были посвящены совершенствованию устройства для установления осознанной связи с астральным миром. Б. умер от тяжелых астматических приступов и конвульсий.

 

БЕННЕТ Джон (1897 – 1974 гг.). Родился в Англии. Участвовал в 1-й Мировой войне. После ранения оказался в Турции, где встретился с Г.И. Гурджиевым. По возвращению в Англию Б. стал заниматься научными и технологическими исследованиями в отношении горючего, но мысли его постоянно возвращались к тем эзотерическим знаниям, с к-рыми познакомил его Гурджиев. В 1923 г. он едет во Францию в Фонтебло, где Гурджиев организовал Институт гармоничного развития человека. Там б. учавствует во многих необычных экспериментах и опытах по развитию сознания. Но, несмотря на это, его снова тянет в Англию, где он возвращается к своим старым обязанностям. В Англии он знакомится с работами П.Д. Успенского,

и становится его последователем. Работа с Успенским была сопряжена с некоторыми трудностями, но при этом был заложен основной фундамент для того каркаса идей, к-рые он описал в своем знаменитом произведении «Драматическая Вселенная». Одновременно в своей профессиональной деятельности Б. добивается неплохих успехов и становится директором отдела исследований при Совете по использованию угля и открывает лабораторию в Кингстоне. В 30-е годы он активно сотрудничает с Успенским и привлекает людей на его лекции. Но во время 2-й Мировой войны он постепенно отходит от Успенского и к концу войны открывает свой Институт сравнительного изучения истории, философии и наук. По мере развития института, Б. явно озабочен проблемой своего собственного развития. Ему самому необходим наставник. В 1948 г. он встречает мадам Успенскую и та ему советует снова съездить к Гурджиеву. Б. становится постоянным участником знаменитых обедов Гурджиева на его парижской квартире и с головой окунается в те эзотерические знания, к-рые дает Гурджиев. После его ухода, Б. некоторое время сотрудничает с его ближайшими последователями, но постепенно их пути расходятся и Б. опять оказывается в поиске. В 1956 г. он узнает о необычном учителе из Индонезии Пак Субуде. При активном посредничестве Б. учение Субуда распространяется по всему миру. Но Б. остается недоволен администрацией этого движения и снова возвращается в мирскую жизнь. Но в это время он уже довольно известная личность в плане работы по духовному развитию, и вокруг него постоянно находятся множество людей, желающих принять участие в этой работе и он опять организует группы для внутренней работы. В 1950 г. он совершает два визита – один в Непал к святому Шивапуре бабе, второй к Идрис Шаху, знаменитому пропагандисту суфизма. Его поиск фундаментального видения Работы созрел. В 1970 г. Б. стал поговаривать о создании условий для интенсивного курса, к-рый мог передавать с высокой скоростью полезные техники трансформации в сбалансированном виде. Таким образом, была создана Международная Академия непрерывного обучения в Шербоне. За несколько месяцев Б. привлек для участия в курсах сотню студентов на десятимесячное обучение. Он предусматривал 5 таких курсов и говорил о развитии нового типа общины, в к-рой будет совершенно иное понимание природы. В Шербоне он давал невероятно большое количество информации и руководил практикой внутренней работы.

БЕНО (сын его; 1Пар 24:26, 27) - один из потомков Мерари, левит, упоминаемый в родословии Левия.

БЕНОНИ (сын скорби; Быт 35:18) - младший сын Иакова от Рахили. Так назвала мать его, умирая в страданиях при родах своих; но отец назвал его Вениамин - (сын десницы), или сын дней, т.е. старости.

БЕНТАМ Иеремия (1748–1832 гг.) – британский философ, социолог, юрист, виднейший представитель утилитаризма. Изучал право в Оксфорде (1760–1763 гг.), где получил степень магистра, в дальнейшем занимался преимущественно научной и публицистической деятельностью. Основные сочинения: «Труды Иеремии Бентама» (тт. 1–11, 1838–1843 гг.). В 1785–1788 гг. предпринял путешествие в Россию (через Италию и Турцию), где служил его брат. Некоторое время проживал в Беларуси, в Кричеве, где им было написано несколько писем, впоследствии опубликованных под названием «В защиту ростовщичества». В 1789 г. был опубликован его главный труд «Введение в принципы морали и законодательства». Б. характеризовал примененный им метод как попытку привнести в изучение социальных наук методы, применявшиеся в экспериментальной физике. По его мнению, каждый человек стремится увеличить получаемое им от жизни удовольствие и, соответственно, уменьшить страдания. При этом каждый отдельный человек лучше чем кто-либо другой может оценить источники удовольствий и страданий, выпавшие на его долю. Целью законодательства должно быть «возможно большее счастье для возможно большего количества людей». Этого можно достичь политическими и правовыми реформами либерального характера. Свою последующую деятельность Б. посвятил разработке проектов реформ и их пропаганде. Он состоял в переписке со многими видными общественными и политическими деятелями. Учение Б. имело многочисленных приверженцев в различных странах. В 1792 г. он стал почетным гражданином Франции. Его труды были популярны и в России, особенно в период царствования Александра I. К числу его приверженцев причисляли себя Д.Рикардо, Милль, Спенсер.

БЕНУ, в египетской мифологии бог в виде цапли. По­читался в Гелиополе. Согласно мифу, Б. появился на возникшем из водно­го хаоса камне-обелиске «Бенбен», что знаменовало начало сотворения мира. Эпитет Б. — «тот, который из себя возник» («бен» означает «возни­кать»). Фетиши Б. — камень «Бен­бен» (являющийся также фетишем Ра) и дерево «Ишед» (на котором на­ходится дом Б.). Б. считался ба (душой) Ра, впоследствии — Осири­са и т. о. связан с культом мёртвых. Древние греки называли Б. фениксом.

БЕНХАИЛ (сын силы; 2Пар 17:7) - один из князей при Иосафате, посланный вместе с левитами и священниками по городам Иудейским учить народ закону Божию.

БЕН-ХАНАН (сын благого, милостивого; 1Пар 4:20) - лице из потомства Шимона, или Симона, из рода патриарха Иуды.

БЕН-ХЕСЕД (сын доброго; 3Цар 4:10) - отец одного из приставников, назначенных Соломоном наблюдать за продовольствием для царя и его дома.

БЕН-ХУР (белый, светлый; 3Цар 4:8) - тоже из приставников при Соломоне, на горе Ефремовой.

БЕНЬЯМИН Вальтер (1892–1940 гг.) — нем. философ, один из представителей франкфуртской школы, историк культуры, литературный критик. До 1922 г. учится в Берлине, затем во Фрейбурге; изучает литературу и философию. До 1914 активно участвует в студенческом антибуржуазном движении. Завершает образование в ун-те Берна. В 1925 публикует одно из самых значительных своих произведений — «Первоисток немецкой драмы». Этим произведением заканчивается первый период его творческого развития. Под влиянием личных и общественно-политических событий Б. критически переосмысливает свои ранние, «наивно-рапсодические» позиции и обращается к изучению трудов К. Маркса, Ф. Энгельса и В.И. Ленина. В 1926—1927 гг. совершает поездку в Советский Союз. С 1933 г. начинает сотрудничать с Ин-том социальных исследований во Франкфурте, тогда возглавляемым М. Хоркхаймером. Выходят в свет первые статьи, посвященные творчеству Ш. Бодлера и фр. культуре 19 в. (период правления Луи Бонапарта). С приходом фашистов к власти переезжает в Париж. Попытка нелегально эмигрировать из оккупированной Франции через Пиренеи в 1940 г. заканчивается неудачно. Опасаясь попасть как антифашист в руки гестапо, ночью 26 сентября Б. отравился. Наиболее широкую известность как философ культуры Б. обретает посмертно. Лишь с опубликованием в 1955 двухтомника его избранных произведений, а в 1966 — частичного собрания его писем идейно-теоретическое наследие Б. попадает в фокус филос. интереса. В «Познавательном предисловии» к кн. «Первоисток немецкой драмы» Б. отвергает как принципы эстетической психологии «вчувствования», так и некритическое перенесение естественно-научных методов в сферу философии культуры (Г. Коген). Разрабатывает метод филос. или культуроведческого анализа, сочетающий, казалось, прямо противоположные максимы: видеть в исторически уникальном, единичном общее, а в общем — единичное, уникальное. Исследователь должен соблюдать принцип «возвышенной середины» между поэтическим видением культуры и научно-философским анализом. Метод анализа должен быть имманентен материалу. Заметно сходство познавательной техники Б. с теорией «предельных образов» Э. Кассирера. Однако оно поверхностно и исчезает, как только мы обращаемся к анализу способов подключения феноменов к идее. У Б. оно носит теологически-языковой характер. Иначе у Кассирера: тот преодолевает разрыв между общим и частным с помощью структурно-функциональной формы связи и не нуждается во введении особенной функции языкового выражения. Моделирование культуры для Б. — это способ выявления ее «первоистока», некоего первоначального архетипа, из которого (или благодаря ему), неся на себе его формирующую силу, рождается и распространяется во времени культурная ткань феноменов отдельной исторической эпохи, — «в потоке становления первоисток стоит как водоворот». Таким первоистоком для эпохи барокко, которую исследует Б., является аллегорическое миросозерцание. Форма нем. драмы подчинена аллегорическому принципу; через эту форму проектируется система значений на всю эпоху нем. барокко. Под аллегорией Б. понимает не просто один из сложных тропов барочной культуры, но принцип организации меланхолического сознания с его ритуалами, зрелищами, иконографией, реквизитами. В своих материалистически ориентированных исследованиях второго периода Б. разрабатывает теорию диалектического образа. Эта теория на ином уровне материала в сущности повторяет тот порядок идей, который сложился при разработке теории «аллегории» в ранние периоды творчества. Диалектический образ по отношению к материалу определенной эпохи выполняет те же самые аналитическую и генетически-архетипическую функции, что и аллегория по отношению к эпохе барокко. Диалектический образ — это блиц-снимок, дающий изображение двух срезов исторической реальности феноменов: духовно-идеологического, мифологического и практически-материального («старое» и «новое», «архаика» и «модерн»). Мгновенность — определяющее темпоральное качество диалектического образа; поэтому он ч и с т о историчен, и всякое «здесь и сейчас» феноменов культуры определяется такого рода образами, «они синхронны настоящему». Темпоральность диалектического образа противопоставляется бескачественному, необратимому времени естественно-математического континуума, что ведет к решительному отказу от понятия «прогресса», ставшего в позитивистских концепциях истории 19 в. единственным критерием общественного развития.

 

БЕОВУЛЬФ, («пче­линый волк», т. е. медведь), мифо-эпический герой, главный персонаж одноимённого англосаксонского эпи­ческого произведения (написано в кон. 7 в. или в 8 в., рукопись дати­руется приблизительно 1000 г.). Дейст­вие поэмы происходит в Скандина­вии (Дании и Швеции), и герои, в ней фигурирующие, принадлежат к скандинавским племенам. Б., юный воин из народа гаутов, отправляется за море, чтобы избавить короля данов Хродгара от постигшего его бедствия: на протяжении 12 лет на королевский чертог Хеорот нападает чудовище Грендель, истребляющее дружинников Хродгара. В ночном единоборстве Б. побеждает Гренделя, который, потеряв руку, уползает в своё лого­во, где находит смерть. Мать Грен­деля (ещё более страшное чудовище) пытается отомстить Б. за убийство сына, но герой побеждает и её, про­никнув в её логово на дне моря. Мир и радость в Хеороте восстановлены, и Б., щедро награждённый Хродгаром, возвращается на родину. Он ста­новится королём гаутов и правит ими в течение 50 лет. Его жизнь за­вершается наиболее славным из всех его подвигов — победой над драко­ном, который опустошал страну, разгневанный посягательством на ох­раняемый им древний клад. В этом поединке Б. убивает дракона, но сам получает смертельную рану. Его вер­ный дружинник Виглав, который по­мог Б. одолеть дракона, устраивает погребальный костёр; тело Б. сжи­гают вместе с завоёванным им кла­дом.

Ряд королей и воинов, упоминаемых в эпосе, жили в эпоху Великого пере­селения народов (4 — 6 вв.), однако сам Б. не имеет исторического прото­типа. Старая мифологическая школа истолковывала Б. и его подвиги как символы природных явлений: Б. — доброе божество, обуздывающее стихии, которые олицетворены чудовищами, мирное его правление — благодатное лето, смерть его — при­ход зимней непогоды. Однако эпос содержит немало фольклорно-мифологических элементов и мотивов, ана­лиз которых склоняет современных исследователей к иной его интерпрета­ции. В юности Б. был ленив и не отличался доблестями, а когда вырос, приобрёл силу «тридцати человек» (мотив, встречающийся в эпосе ряда народов). Приход героя по собствен­ному почину на помощь терпящим бедствие; испытание его доблести (рассказ о состязании в плавании через море); вручение ему магическо­го оружия (тем не менее свои победы над Гренделем и драконом Б. одер­живает голыми руками, либо не пус­кая в ход оружие, либо убеждаясь в его бесполезности); нарушение им запрета (над кладом, из-за обладания которым Б. сражается с драконом, тяготеет проклятье); три боя, которые даёт герой (причём каждый последую­щий оказывается более трудным), не говоря о самой теме драконоборчества, столь характерной для германо-скандинавского мифологического эпоса,— всё это указывает на при­надлежность «Беовульфа» к фоль­клору, сказке и мифу. (Об этом же свидетельствует и приведённая в поэме легенда о найдёныше Скильде Скевинге, основателе датской коро­левской династии, — лодку с младен­цем Скильдом прибило к берегам Дании, народ которой был в то время лишён правителя и беззащитен; Скильд сделался королём; после смер­ти он был вновь положен на корабль вместе с сокровищами и пущен по волнам, отправившись в ту неведомую страну, откуда прибыл). Сцены борьбы Б. с Гренделем и его матерью перекликаются с соответствующими сценами единоборства с чудовищами из исландских саг (в частности, «Саги о Греттире»); самого Б. не­которые учёные склонны идентифи­цировать с героем Бьярки (из «Саги о Хрольве Жердинке») — «человеком- медведем», также победителем чудо­вища. Высказывалось предположе­ние, что древнейшую основу англо­саксонского эпоса, имевшего сканди­навские истоки, образовывал сюжет о сказочном богатыре — культурном герое, происходившем от медведя и очищающем землю — обитель лю­дей — от чудовищ (подобно сканди­навскому Тору, греческому Гераклу, шумеро-аккадскому Гильгамешу), В письменной редакции эпос несёт печать христианского влияния, и первоначальные образы мифологии и сказки в нём отчасти уже перера­ботаны: так, Гренделю и его матери приданы черты дьявольские, сам Б. наделён чертами христианского мессианства.

БЕРГСОН Анри (1859 – 1941 гг..), французский философ-идеалист, представитель интуитивизма и философии жизни. С 1900 г. профессор Коллеж де Франс; с 1914 г. член Французской академии. В 1927 г. Б. присуждена Нобелевская премия по литературе как блестящему стилисту. Анри Бергсон – представитель философии жизни – был наиболее известным и влиятельным из всех французских философов первой половины XX века.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 343; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.