Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Онтогенез сознания




В ходе онтогенетического развития изменяется системное строение сознания ребенка (Л.С. Выготский)

Развитие сознания в онтогенезе

В младенческом возрасте сознание характеризуется недифференцированностью и несамостоятельностью психических функций, зависимых от восприятия (память в форме узнавания, мышление – в форме впечатлений, эмоции длятся – пока раздражитель в поле восприятия).

В начале второго года жизни память занимает доминирующее положение, перестраивает структуру детского сознания и поведения.

Кризис трех лет характеризуется появлением слова «Я», формируется самосознание. Центральное новообразование раннего детства – «система Я» и потребность действовать «Я сам».

У старших дошкольников формируется новый уровень самосознания: осознание своего «социального Я», формирование «внутренней позиции», т.е. стремления к новому более «взрослому» положению в жизни.

Даниил Борисович Эльконин связывает возникновение этических представлений ребенка с изменением взаимоотношений между взрослыми и детьми.

Сознание => совокупность знаний => “совместное знание” о чём-либо
Об окружающем мире О себе Осознание себя
Этапы:
Развитие познавательных процессов ребёнка осуществляется в рамках совместной деятельности, которую организует взрослый. Взрослый определяет характер деятельности по познанию окружающего мира (1-3 года).   1) Раннее детство (1-3 года) О появлении самосознания говорит употребление местоимения “я” (1,5-2,5 года) Ребёнок отделяет себя от окружающего мира => возникает самосознание (центральное новообразование раннего детства) Логика развития самосознания: 1) Другие люди познают и осознают свойства и состояния данного субъекта
Взрослый учит играть ребёнка дошкольного возраста (3-6 лет). 2) Дошкольный возраст (3-6 лет). Задачи половой идентификации – ребёнок осознаёт себя как представителя определённого биологического пола. Ребёнок усваивает полоролевое поведение. Происходит развитие самооценки, которая в этом возрасте ещё неустойчива. Формируется внутренняя позиция школьника.   2) Ориентировка на внутренние свойства и состояния ребёнка включается взрослым в содержание совместной деятельности.
Взрослый определяет характер учебной деятельности ребёнка школьного возраста (7-11 лет). Значимая роль взрослого: · руководит коммуникацией · организует взаимопонимание 3) Младший школьный возраст (7-11 лет) Новообразование* – рефлексия (должна формироваться взрослым в совместной деятельности) – это способность оценивать результат деятельности. 3) Субъект в ответ на внешние вызовы пытается выразить себя на том языке, на котором с ним общаются.
Авторитет взрослых снижается, на первый план выходит авторитет сверстников. Значимая роль референтной группы в формировании самосознания. Общение со сверстниками - ведущая деятельность в подростковом возрасте 4) Подростковый возраст (12-17 лет) Познание себя – задача развития подросткового возраста. 4) По мере усвоения знаковых средств самовыражения субъект становится способным обратить усвоенные средства самовыражения на себя и для себя. Таким образом, самосознание, прежде чем становится индивидуальным фактом, уже существует фактом для других.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 381; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.