КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Функции самосознания
С самосознанием связана особая значимость того, что для человека важно стать самим собой (сформировать себя как личность), остаться самим собой (невзирая на мешающие воздействия) и уметь поддерживать себя в трудных состояниях. Понятие самосознания В ходе онтогенетического развития изменяется системное строение сознания ребенка (Л.С. Выготский) Развитие сознания в онтогенезе В младенческом возрасте сознание характеризуется недифференцированностью и несамостоятельностью психических функций, зависимых от восприятия (память в форме узнавания, мышление – в форме впечатлений, эмоции длятся – пока раздражитель в поле восприятия). В начале второго года жизни память занимает доминирующее положение, перестраивает структуру детского сознания и поведения. Кризис трех лет характеризуется появлением слова «Я», формируется самосознание. Центральное новообразование раннего детства – «система Я» и потребность действовать «Я сам». У старших дошкольников формируется новый уровень самосознания: осознание своего «социального Я», формирование «внутренней позиции», т.е. стремления к новому более «взрослому» положению в жизни. Даниил Борисович Эльконин связывает возникновение этических представлений ребенка с изменением взаимоотношений между взрослыми и детьми. Одним из структурных компонентов сознания является самосознание. Самосознание – целостная совокупность представлений, знаний, оценок, установок человека, относящихся к собственной личности Самосознание – это процесс осознания человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своих действий, своего места в обществе, т.е. осознание себя как особой и единой личности. Наличие самосознания является условием для развития рефлексии – способности сознания человека сосредоточиться на самом себе. провести самоанализ своих мыслей, чувств, переживаний, поступков. В социальной психологии данным термином обозначается механизм взаимопонимания, то есть осмысления человеком того, как мыслят и чувствуют другие люди, с которыми он взаимодействует Регулирующая – помогает человеку познать самого себя, строить свое поведение в соответствии с целостным представлением о себе, своих способностях и возможностях Защитная – помогает личности в стрессовых ситуациях восстановить нарушенное равновесие Структура самосознания включает три компонента: 1) Когнитивный компонент – знание о себе накапливается в процессе самонаблюдения и самоконтроля, затем фиксируется в виде Я-Образа, составляющих целостную систему образов Я, именуемую Я-концепцией.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1412; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |