Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие Я-концепции разрабатывалось в зарубежной психологии. Поведенческий компонент формируется на основе образа Я и самооценки




Поведенческий компонент формируется на основе образа Я и самооценки.

Эмоционально-оценочный компонент. На основе сравнения себя с Я-идеальным и с другими людьми, с учетом собственных достижений и неудач, формируется эмоционально-ценностное отношение к себе в виде чувств самоодобрения - самопорицания, удовлетворенности или неудовлетворенности собой, которые фиксируются в самооценке личности.

24.6. Развитие самосознания и «Я-концепции»

Общепринятым является мнение, что самосознание не возникает сразу, а складывается постепенно на протяжении жизни индивида под воздействием многочисленных социальных влияний.

В современной науке существуют различные точки зрения на генезис самосознания.

1) Традиционным является понимание самосознания как исходной, генетически первичной формы человеческого сознания, основывающейся на самоощущении, самовосприятии человека, когда еще в раннем детстве у ребенка формируется целостное представление о своем физическом теле, о различении себя и всего остального мира. Это концепции «первичности» самосознания.

2) Существует и противоположная точка зрения, согласно которой самосознание — это высший вид сознания, возникший как результат его развития. «Не сознание рождается из самопознания, из Я, а самосознание возникает в ходе развития сознания личности...» (С. Л. Рубинштейн).

3) Третье направление психологической науки исходит из того, что сознание внешнего мира и самосознание возникли и развивались вместе, одновременно, будучи взаимообусловленными.

 

Под Я-концепцией понимается динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит осознание своих физических, интеллектуальных и др. качеств, самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов (американский психолог Роберт Бёрнс, род. 1951г).

Формирование Я-концепции начинается с раннего детства, проходя ряд этапов:

1 этап. Физическое выделение себя из окружающего мира начинается в младенчестве и завершается к 2 годам, когда ребенок понимает, что его тело существует независимо от внешнего мира и принадлежит только ему. Тогда ребенок способен узнавать себя в зеркале, устанавливает границы своих владений («мой ботинок», «моя кукла»), осознавая себя и другого ребенка как отдельных существ.

2 этап. В дошкольный период формируется: а) отношение к себе; б) самопознание; в) самоконтроль.

3 этап. В школьном возрасте происходит существенное изменение образа Я, напрямую зависящее от успехов/неудач в учебе, от отношения учителей, родителей и сверстников, таким образом формируется самоуважение. Самоуважение – это видение себя человеком, обладающим положительными качествами, т. е. способным достигать успеха в том, что является для него важным

4 этап. В отрочестве и юности происходит развитие эгоидентичности — целостного представления о себе. Самооценки принимают более отвлеченный характер, подростки заметно озабочены тем, как их воспринимают окружающие.

5 этап. На протяжении всего взрослого периода жизни человек стремится и сохранить достаточно устойчивую Я-концепцию, и изменить ее. Важные события жизни — смена работы, женитьба, рождение детей и внуков, развод, потеря работы, война, личные трагедии — заставляют нас пересматривать отношение к себе.

На рис. приведены различные факторы, влияющие на Я-концепцию.

 

Рис. 4.4. Факторы, влияющие на Я-концепцию

 

Я-концепция включает в себя как реальное, так и идеальное представление о себе. Я-реальное – это наши представления о том, каковы мы на самом деле, Я-идеальное – это представления о том, какими бы нам хотелось и следовало быть.

Я-концепция играет важнейшую роль в формировании целостной личности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 917; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.