Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предыстория психодиагностики. Психодиагностика, как система способов раскрытия субъективных особенностей психики, с самого начала раз­вивалась в направлении от внешнего




Психодиагностика, как система способов раскрытия субъективных особенностей психики, с самого начала раз­вивалась в направлении от "внешнего", видимого, наблю­даемого, к "внутреннему", скрытому, подлежащему вы­явлению. За тысячелетия существования современного человеческого сообщества психодиагностика проделала путь от наивных, ненаучных интерпретаций астрологов и хиромантов до на­учных методов пренатальной диагностики девиаций в пси­хическом развитии индивида [12].

Возникновение на рубеже ХХ века психологической диагностики было подготовлено с одной стороны, новыми направлениями в развитии психологии, с другой - запросами практики.

Одним из такихновых направлений стала экспериментальная психология, это вполне объяснимо, так как экспериментальный подход лежит в основе большинства психодиагностических методик. Возникновение экспериментальной психологии в 50 - 70-е годы прошлого века связано с возросшим влиянием естествознания на область исследования психических явлений, состоявшем в переводе изучения психических фактов в русло эксперимента и точных методов естественных наук [16].

Начало современного этапа развития психодиагностики как науки, связано с экспериментами по измерению различных проявлений человеческой психики, которые были организованы в кон­це XIX - начале XX века немецким психологом В. Вундтом и англичани­ном Ф. Гальтоном.

Именно В. Вундт в 1878 году основал в Германии первую лабораторию экспериментальной психологии. В его лаборатории в основном изучались ощущения и вызываемые ими двигательные акты - реакции, а также периферическое и бинокулярное зрение, цветоощущение и пр. По образцу лаборатории Вундта создаются подобные экспериментальные лаборатории и кабинеты не только в Германии, но и в других странах (Франции, Голландии, Англии, Швеции, Америке).

В Англии кузен Ч. Дарвина Фрэнсис Гальтон (1883) впервые включил в состав предложенной им новой комплексной науки "антропометрики" особые измерительные испытания не только физических характеристик человека, но также пробы на остроту зрения и слуха, время моторной и словесной ассоциативной реакции и т.п. Именно Ф. Гальтон предложил термин "тест", и с его именем по праву связывается начало уже не предыстории, а собственно истории психодиагностики.

Чуть позже к плеяде первых психодиагностов присоединяются российские психологи Г.И. Россолимо (1910) и А. Рыбаков (предложивший в 1913 году в качестве тестового средства использовать отпечатки чернильных пятен); швейцарец Г. Роршах (который ввел в 1921 году в научный обиход сам термин "психодиагностика", сделав его названием своей книги о проективном тесте на основе "чернильных пятен") и французы А. Бине и С. Симон, создавшие свою версию шкалы измерения ин­теллекта. С конца двадцатых годов наиболее значитель­ные психодиагностические исследования стали проводиться в США, в лабораториях Стэнфордского и Колумбийского университетов [12, 16].

Таким образом, первоначально психодиагностика стала складываться как наука о методах экспериментальной дифференциальной психологии, изучающая психологические различия между людьми экспериментальным путем.

Но дифференциально-психологическое изучение человека не было простым логическим следствием развития экспериментального метода. Оно складывалось под воздействием запросов практики, сначала медицины и педагогики, а затем и промышленного производства (сфера индустриальной психологии).

Основоположники и последователи разных психологических школ по-разному отвечали на запросы практики. Рассмотрим коротко, как формировались некоторые важные психодиагностические методы в рамках основных психологических школ.

Тестовые методики были тесно связаны с теоретическими принципами бихевиоризма. Методологическая концепция бихевиоризма основывалась на том, что между организмом и средой существуют однозначные причинные (детерминационные) отношения. Организм, реагируя на стимулы внешней среды, стремится изменить ситуацию в благоприятную для себя сторону и приспосабливается к ней. Бихевиоризм ввел в психологию в качестве ведущей категорию поведения, понимая его как совокупность доступных объективному наблюдению реакций на стимулы.

В соответствии с основной бихевиористской концепцией цель диагностики сводилась первоначально к фиксации поведения. Именно этим занимались первые психодиагносты, разработавшие метод тестов.

Тестовая диагностика, или тестология, основателем которой считается Дж. Кеттелл (1890), долгое время ос­тавалась центральной областью психодиагностики. Тесты оказались незаменимым ин­струментом изучения скрытого от внешнего наблюдателя мира психической реальности. Тестовые измерения из об­ласти научных исследований практически сразу же пере­шли в распоряжение психологической практики, где ис­пользовались для дифференциации людей с точки зрения различных девиаций, оценки развития разнообразных пси­хических функций, задач профессионального отбора и пр.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 382; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.