Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Графики 5




Графики 4а и 4б

 

Бимодальная конфигурация распределения баллов указывает на то, что выборка испытуемых разделилась на две категории (с плавными переходами между ними): одни справились с большинством заданий, другие - не справились.

Такая конфигурация распределения свидетельствует о том, что в основе пунктов лежит какой-то один общий им всем признак; соответствующий определенному свойству испытуемых: если у испытуемых есть это свойство (способность, умение, знание), то они справляются с большинством пунктов, если нет этого свойства - то не справляются.

В некоторых редких ситуациях пункты могут отрицательно коррелировать друг с другом. В этом случае на кривой возникает положительный эксцесс (график 5): вся масса эмпирических точек скучивается вблизи среднего значения.

 

 

Такое возможно в двух случаях:

во-первых, когда ключ составлен неверно - объединены при подсчете отрицательно связанные признаки, которые обусловливают взаимоуничтожение баллов;

во-вторых, когда испытуемые применяют, разгадав направленность опросника, специальную тактику "медианного балла" - искусственно балансируют ответы "за" и "против" одного из полюсов измеряемого качества.

Есть несколько причин, по которым разработчики тестов обыч­но стремятся получить нормальное распределение. Если делать допущения относительно распределения какого-либо человечес­кого качества, нормальный график в большинстве ситуаций яв­ляется наиболее вероятным. Известная сложность и множествен­ность факторов, определяющих то, как данное качество прояв­ляется у индивида, заставляет ожидать, что оно будет рас­пределяться в соответствии с теорией вероятности.

Другой причиной стремления к поиску соответствия с нормальным распределением является та, что нормально распределенные данные позволяют подвергать их различным типам статистического анализа, который в против­ном случае оказывается неприменимым. Однако следует иметь в виду, что другие типы распределения могут быть предпочтительны для некоторых специальных целей и соответствующим образом использоваться [2].

Итак, когда в качестве единственного эталона измерения психодиагностами рассматривается сам тест, то в качестве меры измеряемого свойства выступает местоположение балла на кривой распределения.

Контрольные вопросы для самопроверки: §2. Взаимосвязь пунктов теста и видов распределений тестовых баллов.

1. Что понимается под трудностью заданий в психодиагностике?

2. Какая должна быть оптимальная трудность заданий? Дайте обоснование Вашему ответу.

3. Как связана трудность заданий с формой распределения суммарных тестовых баллов?

4. Для чего и всегда ли необходимо преобразовывать "сырые" баллы в производные показатели?

5. Почему большинство тестов разрабатывается так, чтобы распределение тестовых баллов в выборке стандартизации подчинялось нормальному закону?

 

Литература к теме.

1. Анастази А. Психологическое тестирование. В 2-х кн. М., 1982.

2. Анастази А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении / Пер. с англ. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 752 с.

3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб.: Изд-во "Питер", 1999. - 528 с.

4. Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина.- М., 1987.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 349; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.