КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Именной указатель 54 страница
Последующие психоаналитики предложили свое понимание развития психических структур и процессов. Одни из них (К. Абрахам, Э. Джонс) более подробно исследовали оральную и анальную стадии сексуально-633 го развития. Другие (М. Кляйн, Р. Шпитц, М. Малер) сосредоточили внимание на ранних стадиях развития младенца, определяющихся объектными отношениями между матерью и ребенком. Третьи (А. Фрейд, Х. Хартманн, Д. Винникотт) исследовали развитие Я с точки зрения учета природных характеристик человека и его окружающего мира. Наряду с подобными исследованиями имелись и такие, авторы которых выдвигали идеи о беременности, как одной из первых стадий развития (Г. Бибринг), или о взрослых стадиях развития, характеризующихся способностью человека к интимности и интеграции (Э. Эриксон). В обобщенном виде психоаналитическое понимание либидозного развития соотносилось с такими стадиями, как орально-каннибальная, анально-садистическая, фаллическая, латентная, предпубертатная, пубертатная генитальная. В свою очередь, развитие агрессивных влечений рассматривалось через призму таких стадий развития, как кусание, плевание и желание присоединения (оральная агрессивность), мучение, разрушение и жестокость (анальный садизм), властолюбие, хвастовство и зазнайство (фаллическая стадия), диссоциальные проявления при предпубертатности и пубертатности. Для целостного понимания разрозненных проявлений влечений А. Фрейд (1895–1982) предложила рассматривать линии развития для различных областей, включая прием пищи, опрятность, физическую гигиену и другие, что и было сделано ею в работе «Норма и патология детского развития» (1965). По ее мнению, типичная психоаналитическая линия развития – «от инфантильной зависимости до любовной жизни взрослого», а основные линии развития – телесная самостоятельность, от грудного вскармливания до рационального питания, от воспитания опрятности до опрятности, от безответственности к ответственности за свое тело, от аутоэротики к игрушке, от игры к работе, от эгоизма к дружбе и участию в объединении людей. Эти линии развития создают различные вариации в пределах нормы. Однако в случае рассогласования в темпе развития могут стать чрезмерно большими и тогда следует говорить о патологии. Американский психоаналитик Г.С. Салливан (1892–1949) выделил следующие эпохи развития: младенчество (раннее и позднее), детство, ювенильная эра (от поступления в школу до установления прочных дружеских взаимоотношений), предподростковый период, подростковый период (пубертатное созревание), стадия юношества (начинающаяся с процесса формирования образцов предпочитаемой генитальной активности и продолжающаяся до установления зрелого репертуара межличностных отношений, основанных на использовании личностных и культурных возможностей). Каждая эпоха или стадия развития имеет свои специфические особенности, изучение которых является важной частью психоаналитического исследования. С точки зрения Г.С. Салливана, нашедшей отражение в посмертно опубликованном труде «Межличностная теория психиатрии» (1953), все важнейшие приобретения стадий развития «находят свое отражение в структуре зрелой личности человека», и чем выше уровень зрелости, тем меньше в его жизнь будет вмешиваться тревога, тем меньше неудобств он будет создавать себе и другим. В современной психоаналитической литературе предпринимаются различные попытки совмещения или объединения ранее выдвинутых аналитиками теорий развития. Так, Ф. Тайсон и Р. Тайсон предприняли попытку свести психоаналитические теории воедино, что нашло свое отражение в их работе «Психоаналитические теории развития» (1990). Согласно их взглядам, можно говорить о следующей картине психического развития ребенка: появление социальной улыбки (2 – 3-й месяц жизни ребенка) – свидетельство нового уровня организации и синтеза, начало функционирования психики; стрессовая реакция на постороннего (7 – 9-й месяц) – установление либидного объекта; негативизм (15 – 18-й месяц) – способность к саморефлексии и появление речевых способностей; тревога и стыд (24 – 30-й месяц) – установление либидозного постоянства объекта; использование аффектов в качестве сигналов опасности и конфликта (30 – 36-й месяц) – интернализация конфликта и начало формирования Сверх-Я; чувство вины (в возрасте от 3 до 5 лет) – возросшая самостоятельность функционирования Я и Сверх-Я; лабильность настроения (подростковый возраст) – процесс психической реорганизации; стабильность настроения (поздний подростковый возраст) – главенство Я над бессознательными влечениями, желаниями и директивами Сверх-Я.
РАЗВИТИЕ Я – становление, взаимодействие и увязывание между собой различных психических функций, составляющих внутреннюю организацию личности.
С точки зрения З. Фрейда, разнообразные функции Я способствуют адаптации человека к внешней реальности, тесно связаны с его внутренним миром и служат поддержанию психического равновесия. Ориентированные вовне и вовнутрь психические функции выполняют организующую и гармонизирующую роль, осуществляют регулирование и защиту, ведут к синтезу и объединению отдельных частей личности, обеспечивают общее развитие человека. Психоаналитическое понимание развития Я основывается на эволюционном представлении о постепенности и связности формирования психических функций. Наблюдения над детьми и многочисленные исследования в области детского психоанализа позволяют говорить о следующей картине развития Я. Рождение ребенка характеризуется таким состоянием, когда его существование определяется биологическими потребностями и поддерживается со стороны окружающих его людей. Психический аппарат является как бы нерасчлененным, недифференцированным, неспособным осуществлять какие-либо различия в восприятии мира. В то же время он не пассивен, обладает потенциальной активностью и открыт к восприятию внешних воздействий. Связанная с адаптационными свойствами младенческая интегративность осуществляется на основе физиологических механизмов приспособления к окружающей среде и становится успешной в том случае, когда имеет место тесная эмоциональная связь между матерью и ребенком. Однако эта интегративность может оказаться недейственной, разбалансированной, если наступают задержки в удовлетворении элементарных потребностей ребенка и обрывается или прерывается его связь с матерью. Плач младенца свидетельствует о первичном возникновении тревоги и первичных переживаниях. Первичные переживания младенца связаны с дифференцированным разделением груди матери на хорошую и плохую (М. Кляйн) или сосков на хорошие и приносящие удовлетворение, хорошие, но не приносящие удовлетворение, и неподходящие, бесполезные (Г.С. Салливан). На этой основе начинает проявляться способность младенца к идентификации различий воспринимаемых объектов, что свидетельствует о начале формирования психической организации. Со временем подобная идентификация приобретает возможность обобщать переживания в виде продуктивного опыта. На втором-третьем месяце жизни младенца происходит значительное изменение в психической организации, связанное с появлением у него социальной улыбки (Р. Шпитц). В отличие от ранней (эндогенной) улыбки проявление социальной улыбки свидетельствует о готовности ребенка к взаимодействию с матерью, что служит основой для последующих коммуникационных процессов. Между матерью и ребенком устанавливается симбиотическая связь (М. Малер), характеризующаяся обоюдной настроенностью на аффективное отношение друг с другом. При нарушении симбиотической связи, при внезапном отделении ребенка от матери младенцу наносится психическая травма, под воздействием которой происходит изменение его функциональной деятельности, что может вести к задержкам развития Я. При нормальном развитии в возрасте 3–6 месяцев у ребенка возникает образ своего тела и первоначальные чувства своего собственного Я. Они переплетаются между собой, свидетельствуя об интегратив-636 ном функционировании Я. В период между 7–9 месяцами у ребенка развивается интеграция восприятия и памяти, но в то же время у него наблюдается реакция страха на появление незнакомых лиц. Психика интроецирует (вбирает в себя) все приятное, доставляющее удовлетворение, и проецирует (переносит на другие объекты) все неприятное, вызывающее беспокойство. Присутствие или отсутствие матери предопределяют адаптивные реакции ребенка. Мать выполняет роль социального защитника, предохраняющего ребенка от излишних тревог и оптимизирующего развитие его адаптивных, регулирующих и синтезирующих функций. Начиная с шести месяцев и до трех лет ребенок вступает в такой период развития Я, который характеризуется способностью к более четкому отделению себя от других объектов и к игровой деятельности, позволяющей оставаться одному. В этот период на стадии отделения-индивидуации (М. Малер) при нормальном развитии ребенка происходит психическое формирование Самости, устанавливается динамическое равновесие между внутренней Самостью и изменчивой внешней реальностью. В то же время при психических травмах Самость, образ тела и внешний мир могут восприниматься как разорванные, отдельные части и синтезирующая функция Я оказывается нарушенной. Нормальное развитие Я сопровождается процессами научения, овладения речью и трансформации энергии, направленной на достижение цели. Вербальное поведение способствует установлению межличностных отношений, формированию образного мышления, символическому освоению внешнего мира. В арсенале адаптационных способностей ребенка появляются новые защитные механизмы, связанные, например, с идентификацией с агрессором. В рамках мыслительных процессов осуществляется дифференциация между любовью и ненавистью, активностью и пассивностью. У ребенка возникает потребность в инфантильном понимании различий между мальчиком и девочкой. На следующем этапе развития Я происходит интернализация конфликтов, возникающих в результате столкновения между собой желаний ребенка и эдипальных страхов, чувства стыда. На фоне разрешения эдипальных конфликтов происходит формирование Сверх-Я, овнутрение родительских запретов и правил поведения. Внешние сдерживающие инстанции становятся внутренним достоянием ребенка, способствующим образованию совести. Психическая организация достигает нового, более высокого уровня развития. Однако именно на этапе формирования Сверх-Я, разрешения эдипальной ситуации прогресс в развитии Я может сопровождаться такими тенденциями, которые чреваты невротизацией человека. Для З. Фрейда эдипов комплекс являлся ядром возникновения инфантильного невроза. Если на предшествующих этапах развития Я разрешение конфликтов осуществлялось посредством внешнего вмешательства, то формирование Сверх-Я приводит к такой психической организации ребенка, когда источником поддержки и осуждения становятся его собственные психические структуры. Разрешение конфликтов становится возможным благодаря самостоятельности ребенка, той его внутренней работы психики, с помощью которой усиливается эффективность механизмов защиты. Примерно с шести лет развитие Я сопровождается приглушением инфантильной сексуальности. Наступает латентный период, в течение которого в психике ребенка происходят новые изменения, связанные с притиркой Я к требованиям Сверх-Я. На ранней стадии латентности у ребенка проявляется способность к реальному видению объектов внешнего мира и самостоятельной оценке поведения других людей. Окружающий мир ребенка расширяется за счет вступления его в школьную жизнь, ознакомления с новыми нормами и стандартами, выходящими за пределы семейных отношений. На поздней стадии латентности интегрирующие функции Я переплетаются с сознательной социализацией. В психической организации все в большей степени оказываются задействованными такие средства урегулирования конфликтов, которые относятся к механизмам сублимации и интроекции социально и культурно приемлемых норм, стандартов поведения. Ребенок обретает большую самостоятельность от родителей, ориентируется на овладение как внешним, так и своим внутренним миром. После завершения латентного периода, в подростковом возрасте ранее достигнутая стабильность в психике ребенка сменяется повышенным напряжением, вызванным биологическим созреванием. Развитие Я оказывается вовлеченным в психические конфликты, развертывающиеся между бессознательными влечениями, желаниями подростка и давлением, оказываемым на него как со стороны внешнего окружения, так и со стороны собственного Сверх-Я. Аффективные состояния и мыслительные процессы нередко приводят к такому максимализму, в результате которого подросток бросается из одной крайности в другую, где любовь и ненависть, восторг и отчаяние, дружба и вражда становятся ареной непримиримых столкновений между собой. Физиологические и нравственные изменения, сшибки между физической зрелостью и поиском духовности, ожившие идентификации и идеализации прошлого, сомнения, самомнение и альтернативность выбора будущего, перепады в настроении и самочувствии, эмоциональные расстройства и стрессы – все это ведет к перестройке психической организации подростка, сопровождающейся переосмыслением образа собственного тела, взаимоотношений с другими людьми, самого себя и ценностей жизни. Со временем возникает потребность в новой реорганизации внутреннего мира, интенсификации защитных механизмов, более устойчивых соотношениях между Я и Сверх-Я. Функция регулирования со стороны Сверх-Я передается Я, что открывает путь к более зрелой психической организации человека. Дальнейшее развитие Я сопровождается усилением внутренних тенденций, направленных на интеграцию различных психических функций, рост самосознания, обретение самостоятельности мышления и действия, формирования личной идентичности (Э. Эриксон). Ориентация на реальность, свобода выбора жизненных целей и задач, принятие ответственности за свои собственные решения – все это становится свидетельством нового уровня развития Я, характеризующегося целостностью и зрелостью личности. Обретение психической стабильности означает формирование взрослой, ответственной личности, у которой в оптимальном варианте имеет место синхронизация адаптивной, регулирующей, организующей, гармонизирующей, синтетической функций Я.
РАЗРЯДКА – процесс снятия, снижения уровня внутреннего напряжения, возникающего в результате накопления сексуальной энергии, психического возбуждения.
Представления З. Фрейда о разрядке соотносились с пониманием психического аппарата, функционирующего таким образом, что в глубинах психики человека может происходить нарастание и снижение энергетического потенциала. Нарастание энергетического потенциала связано с желанием получения удовольствия, накоплением психической энергии, приводящим к росту внутреннего напряжения, нарушению стабильности и равновесия в системе психики. Разрядка напряжения свидетельствует о получении удовольствия, о восстановлении психического равновесия. Понятие разрядки было использовано З. Фрейдом для характеристики психического аппарата, описания его работы и психических процессов с «экономической» точки зрения. Психоаналитическая теория основывалась на признании положения, в соответствии с которым течение психических процессов автоматически регулируется принципом удовольствия: неудовольствие вызывает внутреннее напряжение, оно ведет к возбуждению, придающему такую направленность протекания психических процессов, которая в конечном счете совпадает с уменьшением этого напряжения, то есть с устранением неудовольствия или получением удовольствия. В работе «По ту сторону принципа удовольствия» (1920) З. Фрейд исходил из того, что психический аппарат обладает тенденцией «удерживать имеющееся в нем количество возбуждения на возможно более низком уровне или по меньшей мере постоянном уровне». При этом он отмечал, что подобная тенденция психического аппарата подчиняется в качестве частного случая тенденции к устойчивости, рассмотренной немецким философом Т. Фехнером в 1873 г. в связи с обсуждением вопроса об ощущениях удовольствия и неудовольствия. Одновременно З. Фрейд принял выдвинутое венским врачом Й. Брейером (1842–1925) предположение о двух формах энергии: текущей свободно, «стремящейся к разряду» и покоящемся запасе психических систем. Согласно З. Фрейду, источником внутреннего раздражения служат влечения организма, являющиеся представителем всех действующих сил, возникающих внутри организма и переносимых на психический аппарат. Исходящие из этих влечений действия стремятся к разрядке нервных процессов. Однако в силу различного рода внешних и внутренних воздействий (запретов, страхов, нравственных норм поведения) может происходить сдерживание эмоций, вытеснение бессознательных влечений и желаний. Нарастающее внутреннее напряжение не получает полной разрядки. Оно частично снимается за счет образования невротических симптомов, но оказывается психически действенным и разрушающим человека изнутри. Если в процессе терапии достигается эффект отреагирования, то происходит разрядка энергии и снятие внутреннего напряжения. На этом принципе основывался катартический метод лечения истерии, использованный Й. Брейером, а затем и З. Фрейдом в начале его терапевтической деятельности. Позднее с возникновением психоанализа выяснилось, что терапевтическая работа значительно сложнее и не сводится к отреагированию как таковому. В рамках психоаналитического лечения основное внимание стало акцентироваться на проблемах сопротивления и переноса. Однако представления о накоплении в психике энергии, требующей своей разрядки, и о необходимости восстановления психического равновесия оставались важными положениями психоаналитической теории практики. Исходя из подобных представлений, австрийский психоаналитик В. Райх (1897–1957) пришел к выводу, что только полный спад возбуждения, оргазмная разрядка приводят к действительному удовлетворению, означающему преобразование возбуждения в теле и разгрузку генитального аппарата. Вместе с тем в работе «Функция оргазма» (1927) он подчеркивал, что у здорового человека возбуждение сменяется «приятной душевной и телесной разрядкой», в то время как у невротиков, страдающих оргастической импотенцией, происходят «частичные разрядки напряжения, подобные оргазму», но они не испытывают полного удовлетворения и чаще всего ощущают усталость, отвращение, досаду, равнодушие, а иногда даже ненависть к партнеру. Американский психоаналитик и психиатр Г.С. Салливан (1892–1949) рассмотрел некоторые способы разрядки напряжения страха, проявляющегося у человека. По его мнению, страх как чувственный аспект напряжения, порождаемого угрозой жизни или биологической целостности организма, снимается посредством устранения или избегания вызывающих его обстоятельств, нейтрализации или игнорирования опасной ситуации. Первым действенным средством разрядки напряжения и снятия страха у младенца является его плач. Во многих случаях плач младенца не приводит к немедленному устранению опасности, но тем не менее он обеспечивает проявление заботы со стороны матери. По мнению Г.С. Салливана, плач представляет собой эффективный способ разрядки напряжения, подходящий способ избежания или устранения младенцем вызывающих страх опасностей.
РАЙK Теодор (1888–1969) – один из учеников и последователей З. Фрейда. Получил философское образование, стал доктором философии, в 1910 году познакомился с З. Фрейдом, стал членом Венского психоаналитического общества. Прошел личный анализ у К. Абрахама, в 1918 году получил «Почетный приз» за лучшую немедицинскую работу по психоанализу, в 20-х годах занимался психоаналитической практикой в Вене и в Берлине. В 1938 году эмигрировал в США, где на протяжении тридцати лет работал практикующим аналитиком. Был членом «Нью-Йоркского психоаналитического общества», но в 1947 году вышел из данной организации и создал «Национальную ассоциацию психоанализа», а также соответствующий психоаналитический институт, в котором проходили обучение как врачи, так и специалисты, не имеющие медицинского образования.
Весной 1925 года один из пациентов Т. Райка подал в суд на своего аналитика и призвал австрийский закон выступить на его защиту. Суд не принял во внимание свидетельство данного пациента как не заслуживающего доверия, а личное вмешательство З. Фрейда через посредничество высокого должностного лица способствовало решению суда в пользу Т. Райка. Вместе с тем данный случай послужил толчком к бурным психоаналитическим дебатам по поводу того, может ли не имеющий медицинского образования человек заниматься психоаналитической практикой. Эти дебаты нашли свое отражение как в работе З. Фрейда «К вопросу о дилетантском анализе» (1926), так и в последующей дискуссии, имевшей место среди психоаналитиков в 1927–1928 годах. Т. Райк – автор ряда статей по культурологии, опубликованных в журнале «Имаго», а также ряда психоаналитических работ, включая «Проблемы религиозной психологии: ритуал» (1919), «Присущее и чуждое богу. К психоанализу религиозного развития» (1923), «Догма и идея принуждения» (1927), «Фрейд как критик культуры» (1930), «Мазохизм современного человека» (1941), «30 лет с Фрейдом» (1956) и др.
РАЙХ Вильгельм (1897–1957) – австрийский психоаналитик, сложная и противоречивая личность, вызывавшая как при жизни, так и после смерти неоднозначную оценку его исследовательской, терапевтической, политической деятельности.
В. Райх родился 24 марта 1897 года в части Галиции, принадлежащей Австро-Венгерской империи. Его отец, который спустя какое-то время после рождения сына купил ферму в Буковине и стал богатым человеком, был властным, авторитарным и вспыльчивым. Его мать, более молодая по возрасту, чем ее муж, и добрая женщина, была послушной домохозяйкой. Появление на свет в 1900 году младшего брата не только не вызвало радости у В. Райха, но, напротив, сопровождалось негативными эмоциями, впоследствии переросшими в соперничество за мать. В 14 лет он потерял мать, которая покончила жизнь самоубийством. Это событие не могло не повлиять на него, поскольку, с одной стороны, он боготворил свою мать, а с другой – переживал по поводу одного инцидента, который, возможно, и стал причиной ее самоубийства. Об этом инциденте мало что известно, поскольку он не афишировался и составлял некую тайну семьи. Предположения о данной тайне могут быть сделаны на основе первой статьи В. Райха о табу инцеста в пубертате, написанной им в возрасте двадцати двух-двадцати трех лет. В этой статье был описан клинический случай, в контексте анализа которого выяснилось, что в возрасте 12 лет пациент был свидетелем некоторых отношений между матерью и его репетитором, имевших место в отсутствие отца. Находясь под воздействием противоречивых чувств и испытывая инцестуозное влечение, юноша предавался фантазиям, связанным со своеобразным шантажом: если мать не будет благосклонной к нему и не ответит на его желание, то он расскажет своему отцу об интимных отношениях матери с молодым репетитором. Есть основания полагать, что описанный им случай с пациентом в действительности относился к нему самому, поскольку однажды он обмолвился о том, что данная статья являлась результатом его самоанализа. Его отец был человеком ревнивым, мальчик знал об этом и мог воспользоваться данной ситуацией в реальности или в своей фантазии. Как бы там ни было на самом деле, но последствия оказались трагическими: его мать покончила жизнь самоубийством, а ее смерть подорвала здоровье отца, который заболел воспалением легких и умер через три года, когда сыну было 17 лет. До смерти матери В. Райх получал образование в домашних условиях под руководством репетиторов. Затем он учился в гимназии в Черновицах, где проявил интерес к изучению немецкого и латинского языка, а также к естественно-научным дисциплинам. Со смертью отца заботы по работе на ферме легли на плечи В. Райха. Одновременно он продолжал учиться. С 1916 по 1918 год В. Райх служил в армии. В 1918 году он поступил на юридический факультет Венского университета, но вскоре перевелся на медицинский факультет того же университета. В 1919 году В. Райх стал посещать сексологический семинар, выступил на нем с рефератом «Понятие либидо от Фореля до Юнга», впервые встретился с З. Фрейдом. Осенью 1919 года он был избран руководителем сексологического семинара. Летом 1920 года В. Райх стал приглашенным членом Венского психоаналитического общества, через несколько месяцев выступил на нем с докладом, посвященным анализу «Пер Гюнта» Ибсена, и стал членом данного общества. Под влиянием З. Фрейда он начал использовать психоанализ при работе с пациентами. Годы учебы в Венском университете были трудными для В. Райха в материальном отношении, так как за время войны была разрушена ферма их семьи и он вместе с братом остался без средств к существованию. Братья приняли совместное решение, по которому В. Райх получает образование, а его младший брат обеспечивает их существование с тем, чтобы впоследствии они могли поменяться ролями. Последующие обстоятельства жизни оказались таковы, что они расстались; младший брат В. Райха сделал карьеру в международной транспортной фирме, был послан на работу в Румынию, женился, у него родилась дочь. В 1924 году его брат заболел туберкулезом, вернулся с семьей в Вену, проходил курс лечения в Италии. В. Райх помогал брату с медикаментами, но не навещал его во время лечения в санатории. В 1926 году его брат умер и эта смерть принесла В. Райху новые переживания. Как участник войны В. Райх имел возможность экстерном за четыре года завершить медицинское образование, на получение которого обычно требовалось шесть лет. В 1922 году он женился на А. Пинк, проходившей у него учебный анализ (впоследствии развелся и дважды женился) и, защитив диссертацию на соискание степени доктора медицины, завершил обучение в Венском университете. В том же году он продолжил обучение по нейропсихиатрии в клинике Венского университета, предложил основать Технический семинар по психоаналитической терапии, которым руководил в период с 1924 по 1929 год. После основания З. Фрейдом в Вене психоаналитической клиники в 1922 году В. Райх стал его первым клиническим ассистентом, а в 1928 году – заместителем директора. В. Райх несколько раз проходил личный анализ у различных аналитиков, но так и не завершил его до конца. В 1926 году он прекратил личный анализ, который проходил у венского психоаналитика И. Задгера, что, возможно, было связано с переживаниями после смерти младшего брата. В 1927 году он обратился с просьбой к З. Фрейду стать его аналитиком, но, получив отказ, через некоторое время заболел туберкулезом и ему потребовалось лечение, в результате чего он провел несколько месяцев в одном из швейцарских санаториев в Давосе. По возвращении из Швейцарии В. Райх продолжил психоаналитическую деятельность и одновременно стал проявлять повышенный интерес к общественным проблемам. В 1928 году он вступил в Коммунистическую партию Германии и стал заниматься активной политической деятельностью, сопровождавшейся организацией клиник сексуальной гигиены для австрийских и немецких рабочих, проведением сексуальной пролетарской политики (Секспол), а также теоретическим обоснованием необходимости соединения марксизма с психоанализом. В 1929 году в венских газетах появилось сообщение об основании В. Райхом Социалистической Ассоциации сексуальной гигиены и сексологических исследований. В том же году он посетил Россию, выступил перед учеными с докладом о соотношении диалектического материализма и психоанализа, познакомился с опытом сексуальной революции, которая, как он полагал, имела место в этой стране. Переехав в Германию в 1930 году, В. Райх организовал в Берлине технический семинар, подобный тому, какой был в Вене. Его идеи нашли отклик у молодых немецких психоаналитиков, включая Э. Фромма и К. Хорни. В. Райх также активно включился в политическую жизнь Германии, способствовал созданию клиник, в которых осуществлялись консультации по сексуальным проблемам, стал одним из директоров Немецкой Ассоциации пролетарской сексуальной политики, выдвинул сексуально-политическую программу, нашедшую поддержку среди многочисленных участников I конгресса данной Ассоциации, состоявшегося в Дюссельдорфе в 1931 году. Многие члены различных организаций, ратующих за сексуальные реформы, вступили в данную ассоциацию, отделения которой образовались в Дрездене, Лейпциге, Шарлотенбурге и в других городах Германии. В. Райх приезжал в эти отделения, встречался с их членами, помогал организовывать соответствующие консультационные клинические центры. В 1932 году В. Райх основал издательство по сексуальной политике, опубликовал свой памфлет «Сексуальная борьба молодежи», а также две аналогичные работы других авторов – памфлет о сексуальном образовании матерей, написанный его женой, и небольшой буклет для детей, составленный им совместно с несколькими учителями. Эти публикации и организованная им в том же году в Дрездене молодежная конференция вызвали неодобрение среди руководства Коммунистической партии Германии, что в конечном счете завершилось его исключением из данной организации. Во время своего проживания в Берлине В. Райх проходил личный анализ у Ш. Радо, однако этот анализ оказался прерванным, поскольку несколько месяцев спустя его аналитик уехал в США. С приходом фашизма к власти в Германии в 1933 году ему тоже пришлось эмигрировать сперва в Данию, потом в Швецию. Он развелся с А. Пинк и сошелся с балериной Э. Линденберг, с которой познакомился во время своего членства в Коммунистической партии и с которой уехал в Данию. В Копенгагене В. Райх организовал семинар по обучению датских психоаналитиков. В журнале Коммунистической партии Дании он опубликовал статью о нудистском образовании, которая вызвала протест со стороны министра юстиции, обвинившего редактора журнала в пропаганде порнографии.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 298; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |