КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Экспертиза запирающих устройств. 1 страница
Проведение трасологической экспертизы замков и иных запирающих устройств имеет свои особенности в зависимости от поставленных вопросов. Так, при решении вопросов об исправности замка обязательно должна быть проведена дифференциация таких понятий, как дефект и неисправность замка. На любом замке не только при эксплуатации, но и при изготовлении могут появиться те или иные дефекты. Например, на замке, не бывшем в употреблении, никелированная или окрашенная поверхность может быть поцарапана. Этот дефект не влияет на взаимодействие частей замка, его отпирание или запирание и неисправностью не является. Сама же неисправность в замке всегда предполагает наличие какого-либо дефекта, который приводит к тому, что запирание и отпирание замка не обеспечивается, как предусмотрено инструкцией. При решении вопросов, находился ли данный замок в употреблении, эксперт использует другие методические подходы. Изучая внутренние детали замка (т.е. после его разборки), которые тесно контактируют между собой, выявляет комплекс следов: от бородки ключа на ригеле и сувальдах; торцевых участков бородки ключа на основании и крышке короба; от сувальд на сувальдной оси и т.п. В зависимости от вида замка: с цилиндровым механизмом, пружинных и сувальдных замков, выявляются соответственно следы различного характера. При решении вопроса о возможности отпирания замка конкретным ключом проводится сравнительное исследование и экспертный эксперимент. В целом, исходя из поставленных вопросов, материалов исследования и других конкретных условий, экспертиза замков, как и любое трасологическое исследование, состоит и пяти стадий.
На подготовительной стадии эксперт изучает поступившие на экспертизу материалы, выясняет круг подлежащих разрешению вопросов. В случае необходимости проведения химического, физического или иного другого исследования, например анализа посторонних частиц, имеющихся на замке, ключе, предполагаемых орудиях отпирания или взлома, определяется состав комиссии с тем, чтобы совместно провести осмотр поступивших на экспертизу объектов. Выясняется, все ли материалы представлены; следует ли сделать запросы, т.е. заявить ходатайство, о предоставлении дополнительных материалов. На этой же стадии выбираются технические средства, продумывается последовательность применения методов и приемов. Аналитическая стадия. В зависимости от решаемых задач производится тот или иной осмотр. Так, при взломе замка часто остаются следы орудий взлома на его наружных поверхностях. Крупные следы и повреждения могут быть обнаружены при визуальном осмотре. Мелкие следы возможно обнаружить только с использованием технических средств (лупа, микроскоп). Для изучения следов на замках целесообразнее пользоваться микроскопом МБС-2. Во всех случаях прежде всего замок до его разборки фотографируется, исследуется в рентгеновских лучах. Такое требование обусловлено тем, что при разборке, например, навесных замков они повреждаются, и эти повреждения впоследствии, возможно, не удастся отличить от следов, оставленных при взломе. Если на экспертизу представлено несколько замков, и они по внешнему виду отличаются контрастами, то лучше их фотографировать раздельно. В случае, если следы имеются на дополнительных приспособлениях к замкам, двери и т.п., либо на орудиях взлома, они также должны быть зафиксированы с помощью масштабной фотосъемки. Обнаруженные посторонние микрочастицы (на ломе, ножовке) фотографируются непосредственно на самом объекте. После того как они зафиксированы, они изымаются и передаются на химическое или физическое исследование. Передача другим экспертам, если исследование не является комплексным, определяется руководителем экспертного учреждения (подразделения).
Далее эксперт сопоставляет следы на замке со следами, обнаруженными на дверной коробке, двери. Это позволяет судить о способе взлома, о примененном орудии взлома: его виде, размерах и других обстоятельствах. При наличии орудия взлома или отпирания замка оно непосредственно сопоставляется с обнаруженными следами взлома, а иногда и со следами отпирания замка (например, при отжиме ригеля, когда следы остаются на головке ригеля). Такое сопоставление углубляет представление эксперта о происхождении признаков, уточняет предположение о способе отпирания или взлома, о механизме образования следов, об участках орудия, которыми эти следы оставлены. В ряде случаев исследование на этом заканчивается, так как эксперт и без проведения сравнительного анализа убежден, что данный след не мог быть образован представленным орудием. Важным этапом исследования на этой стадии является изучение внутренних деталей механизма замка. Для изучения их необходимо разобрать его. Многие виды замков, врезные и прирезные, имеют коробы, которые скреплены винтами. Поэтому сложностей в его разборке не возникает. Если короб замка литой или скреплен заклепками, то они снаружи расклепываются или высверливаются. Во всех случаях тщательно изучаются ригель, сувальды, штифты и другие детали, а также все внутренние поверхности короба и цилиндра замка. Внутри замка могут быть обнаружены следы посторонних предметов, следы одних деталей на других, отдельные детали могут быть повреждены (рис. 19, 20). Экспертный эксперимент. В экспертизе замков эксперимент играет важную роль. Он может проводиться как в идентификационных, так и в диагностических исследованиях. При идентификационном исследовании эксперимент состоит в том, чтобы опытным путем установить, как и какие признаки идентифицируемого объекта отображаются в экспериментальных следах, как влияет на отображение признаков изменение условий эксперимента. Таким образом, главная задача эксперимента в этом виде исследования - получить следы в условиях, аналогичных тем, которые имели место при образовании следов в процессе отпирания или взлома замка.
Экспериментальные следы целесообразно воспроизводить на мягких металлах, восковой композиции, гипсе и других материалах, обладающих способностью отчетливо отображать особенности предмета и вместе с тем не вызывающих, благодаря своей мягкости, заметных изменений предмета. Иногда экспериментальные следы лучше получать на аналогичных деталях такого же замка, как и исследуемый. Это обеспечивает наибольшее сходство в условиях образования следов. Следы и выявленные признаки, полученные в результате эксперимента, фотографируются в таких же условиях, что и исследуемые. При проведении экспертного эксперимента в диагностическом исследовании определяется возможность запирания или отпирания замка при наличии, например, имеющихся в нем дефектов или неисправностей. Сравнительное исследование. Следы и признаки, отобразившиеся в них, сравниваются визуально и по фотографическим снимкам. Оценка результатов проведенного исследования складывается из суждения о причинах возникновения следов, повреждений и других признаков, о механизме образования следов: о влиянии тех или иных: конструктивных особенностей замка на возможность его отпирания посторонним предметом и т.п. Если имеются, наряду с совпадающими, признаки различия, то эксперт должен объяснить, насколько они существенны или несущественны, природу их возникновения. Завершается производство экспертизы изготовлением фотографических таблиц и составлением заключения. Формулировки, содержащиеся в заключении, должны быть четкими, выводы должны иметь однозначное толкование. Рассмотренные общие подходы при экспертизе замка распространяются и на другие виды исследований замков, например по вопросам об исправности замка; по вопросам, находился ли замок в употреблении; сложно ли отпереть данный замок посторонним предметом, возможно ли отпереть данный замок конкретным ключом, отмычкой или другим предметом и другие.
48. Прежде чем перейти к экспертному исследованию, необходимо рассмотреть основные понятия, используемые в разделе транспортная трасология. К ним в первую очередь относятся следующие: взаимное расположение транспортного средства и потерпевшего в момент наезда, виды столкновений и виды следов на транспортном средстве. Взаимное расположение транспортного средства и потерпевшего в момент наезда - размещение на проезжей части дороги (участке местности) транспортного средства и человека относительно друг друга в момент контактирования выступающих частей транспорта с телом потерпевшего. Такое расположение устанавливается благодаря комплексному подходу к изучению следов на одежде и теле человека, транспортном средстве и месте происшествия. Исходя из общепринятой классификации, выделяют следующие виды столкновений транспортных средств: Встречное столкновение - соударение транспортных средств при движении навстречу друг другу. Попутное столкновение - соударение транспортных средств при движении в одном направлении. Угловое столкновение - соударение транспортных средств, когда условные продольные оси располагаются под углом относительно друг друга (кроме 0° и 180°). В столкновении можно выделить три основных этапа: Создание аварийной ситуации на дороге. Кульминация - контакт объектов, участвовавших в столкновении. Движение объектов после столкновения до окончательной В результате столкновений на транспортных средствах могут образоваться следующие виды повреждений. Вмятины - повреждения различной формы, размеров, характеризующиеся вдавленностью следовоспринимающей поверхности, появляющиеся вследствие ее остаточной деформации. Задиры - следы скольжения с приподнятостью кусочков, частиц следовоспринимающей поверхности, образующиеся при контакте жесткой поверхности, частей одного транспортного средства с менее жесткой поверхностью другого или иной природы. Пробой - сквозное повреждение шины размером более 10 мм, образующееся от внедрения в нее какого-либо предмета (гвоздя, болта, камня и др.). Прокол - сквозное повреждение шины размером до 10 мм, образующееся от внедрения в нее тонкого предмета (куска проволоки, осколка стекла и т.п.). Царапина - неглубокое, поверхностное повреждение, длина которого больше ширины, образующееся при наезде на преграду и при столкновении транспортных средств. Повреждение - причиненное при плотном контакте частями движущегося транспорта. Отслоение - отделение частиц, кусочков, слоев вещества с поверхности какого-либо объекта (ТС, дорожного покрытия и т.д.). Наслоение - связанное с процессом следообразования, перенесения материала какого-либо объекта на следовоспринимающую поверхность другого. Прижатие - придавливание потерпевшего передней, задней или боковой частью транспортного средства к другому объекту (стене, дереву и т.д.). Соскоб - отсутствие кусочка верхнего слоя воспринимающего материала, вызванное действием острой кромки следообразующей детали, части (обычно бывает при ФКВ). По следам транспортного средства можно установить: способ и направление образования следов; взаимное расположение транспортных средств при их столкновении и переезде, а так же транспортного средства и пешехода при наезде; какими частями транспортного средства могли быть нанесены повреждения; вид транспортного средства и конкретное транспортное средство1. Установление способа образования следов (например, вдавливание, скольжение, разрыв, соскабливание и др.) помогает следователю (суду) выявить механизм дорожного происшествия в целом. Так, при расследовании уголовного дела о наезде транспортного средства на велосипедиста необходимо было установить, какие следы образовались на мотоцикле от удара при первоначальном столкновении и какие в последующем - от переезда и волочения мотоциклиста. Правильное установление способа образования следов позволило эксперту отграничить следы столкновения от следов переезда и выяснить механизм дорожного происшествия в целом. В ряде случаев при расследовании дорожных происшествий возникают вопросы о направлении образования следов. Так, по одному из уголовных дел важно было установить, с какой стороны нанесен удар автомобилем в момент наезда на велосипедистов. Исследования повреждений на велосипедах позволили эксперту сделать вывод о том, что удар был нанесен спереди в то время, когда оба велосипедиста находились в вертикальном положении. Установление взаимного положения транспортных средств (ТС) при их столкновении, взаиморасположения ТС и пешехода при наезде помогают следователю или суду определить механизм дорожного происшествия, выявить, кто из водителей столкнувшихся транспортных средств виновен в создании аварийной обстановки, водитель или пешеход создали обстановку, способствующую наезду. Следы наезда образуются при наезде транспортного средства на пешехода, какие-либо предметы (столб, бордюрный камень и т.д.). В результате наезда на пешехода на транспортном средстве возникают линейные следы, следы в виде вмятин, отпечатков структуры ткани одежды потерпевшего. Располагаются они преимущественно на передних частях транспортного средства (например, на капоте, облицовке радиатора, крыльях автомобиля). На одежде потерпевшего образуются разрывы, разрезы, отпечатки контактных частей транспортного средства (бампера и др.), остаются следы в виде наслоений краски, смазки, загрязнений. При наезде транспортного средства на преграду возникают следы, характеризующиеся соответствующим взаиморасположением и одинаковой удаленностью от дорожного покрытия. Они могут иметь характер вдавлений, соскобов, царапин, системы трасс, наслоений или отслоений. У транспортных средств на резиновом ходу иногда образуются проколы, разрывы шин от удара о преграду (на преграде в этом случае могут быть обнаружены частицы резины). Следы переезда возникают в виде деформаций, вдавлений, разломов при переезде препятствия колесами (гусеницами) транспортного средства; на нижней поверхности препятствия могут остаться следы в виде царапин, трасс, соскобов, наслоений и т.п. Следы качения образуются от беговых поверхностей транспортного средства. В них отображаются ширина и рельеф беговых поверхностей, длина окружности колеса и другие его признаки. Особое место в транспортной трасологии занимают следы на одежде человека. По таким следам можно получить информацию о механизме травмы и повреждений одежды, типе (модели) и иных отличительных особенностях следообразующего объекта, необходимую для розыска транспортного средства, его последующей идентификации и установления ФКВ с потерпевшим. Следы на одежде классифицируются: - по источнику происхождения - различают следы беговых - по механизму образования - выделяют следы точечные (статические), например следы-отпечатки, и линейные (динамические), например трения, скольжения, волочения и т.п. - по природе - различают следы с наслоением вещества образующего объекта (лакокрасок, ГСМ, металла и др.) и без отслоения вещества (разрывы, разрезы, разрежение материала). При переезде потерпевшего транспортным средством следы могут быть точечными (статическими) и линейными (динамическими), если образованы беговой поверхностью, например заблокированными колесами автомобиля. В статическом следе отображаются внешние особенности (общая форма, строение рельефа и др.). Степень выраженности элементов рисунка протектора в следе-отпечатке на одежде зависит от многих факторов: - характера загрязненности колеса; - уровня изношенности шины (рельефного рисунка протектора); — величины давления (массы транспортного средства); - жесткости (упругости) воспринимающей поверхности; — структуры текстильного материала. На материалах с гладкой поверхностью (плащевая, кожа и т.п.) следы отображаются лучше, чем на ворсистых тканях. Так, по одной из экспертиз на исследование было представлено пальто из ворсистой ткани, на спинке которого был вдавленный след в виде ромба. После судебно-медицинского исследования, пальто было плохо сложено, в результате чего образовались многочисленные складки, которые перекрыли ранее различимый след фрагмента протектора. Таким образом, нарушение элементарных правил привело к утрате следа, являющегося вещественным доказательством, и исключило проведение идентификационного исследования. Наряду с отображением признаков колес, на тканях могут возникать изменения собственных свойств ткани (разрывы, разреженность материала, образование складок). Разрывы материала возникают от перерастяжения ткани. Они расположены преимущественно перпендикулярно к направлению движения колеса и находятся в месте непосредственного контакта с ним либо в противоположном ему месте. Складки одежды направлены в сторону, противоположную перемещению тела потерпевшего. На стороне одежды, обращенной к дорожному полотну, наблюдаются следы волочения (скольжения): потертости, мелкие разрывы, параллельные трассы с включениями вещества дорожного покрытия или почвы. Характер повреждений одежды зависит от многих факторов, в том числе от технологических свойств материала, степени его изношенности. По следу протектора на одежде можно судить о режиме движения транспортного средства. Так, единичный след с неискаженным рисунком свидетельствует о переезде при прямолинейном движении, а наличие на одежде 2-х и более участков со следами протектора с искаженными деталями рисунка (например, из-за наслоения одного следа на другой), а также единичные разрывы линейной формы (на тонких тканях) - о переезде с поворотом колеса. Такой механизм следообразования возможен при попытке водителя объехать лежащего человека. Наличие на одежде потерпевшего повреждений в виде микроскопических признаков истонченности и разреженности материала, наряду со следами протектора автомобиля, отделения волокон, загрязнения одежды веществом дорожного полотна или почвой, свидетельствует о совершении переезда без блокировки колес. При отсутствии на одежде потерпевшего следов протектора автомобильной шины, но при интенсивном общем загрязнении, множестве повреждений в виде разрывов, истонченности и разреженности ткани, при образовании большого количества складок и отделении кусочков одежды может быть сделан вывод о контактировании одежды с заблокированными колесами транспортного средства. На ходовых деталях транспортного средства наслаиваются части текстильного материала одежды - волокна, нити, кусочки ткани и т.д. Следы выступающих деталей транспортного средства на одежде образуются при непосредственном (первичном) контакте или при последующем ударе подброшенного тела. Наиболее часто в контактное взаимодействие вступают бампер, фары, радиатор, крылья, кузов, капот, ручки дверей автомобиля. При контакте одежды с транспортным средством, когда объекты перемещаются под углом или по касательной, образуются динамические следы: разрывы одежды, стертость и оплавление синтетических волокон; наличие стекла, резины, краски и других веществ транспортного средства. Особое место среди следов-наслоений на одежде занимают лакокрасочные покрытия (ЛКП). Они могут быть в свободном, незафиксированном состоянии и внедренными в ткань. При контакте одежды с ЛКП деталей транспортного средства недостаточной твердости, протекающим в условиях трения, на материале одежды образуются прерывистые трассы. Кроме того, краска может обволакивать нити ткани, отлагаться в виде эластичных мягких пленок. ЛКП транспортного средства со значительным сроком эксплуатации легко отслаивается и закрепляется на одежде в виде частиц микроскопических размеров. Характерно, что верхний слой автоэмали прилегает непосредственно к ткани одежды, а нижний (грунтовка) оказывается на верху. Кроме следов ЛКП на поверхности одежды образуются следы смазочных материалов, пластмасс, металлизации. Повреждения одежды, образованные осколками стекол транспортного средства, имеют свои особенности. Они представляют собой множественные разрезы линейной и дугообразной формы, размером до 1 см либо множественные поверхностные надрезы. Методика трасологического экспертного исследования по дорожно-транспортным происшествиям основана на принципах общей методики трасологической экспертизы. В зависимости от того, какие объекты представлены на исследование, определяется алгоритм решения той или иной экспертной задачи. Так, например, экспертиза следов шин имеет свою специфику. Важным моментом является не только выявление частных признаков в следе, но и получение качественных экспериментальных отпечатков, служащих залогом успешного проведения идентификационного исследования. При исследовании деталей и их частей, отделившихся от транспортного средства в результате дорожно-транспортного происшествия, проводится экспертиза по установлению целого по их частям. Как свидетельствует практика, такие экспертизы, как правило, проводятся комплексно. Участниками такого комплексного исследования являются трасолог, судебный медик, автотехник, материаловед (специалист в области КЭМВИ), биолог, почвовед, металловед и другие специалисты. Комиссия решает вопросы идентификационного, диагностического и ситуационного характера. Основными вопросами комплексной экспертизы являются: установление факта контактного взаимодействия конкретного автомобиля с потерпевшим; какими частями транспортного средства оставлены следы; не образованы ли следы, имеющиеся на транспортном средстве и одежде (теле) потерпевшего, другим транспортным средством; в каком положении находился потерпевший в момент наезда на него транспортным средством и др. По результатам проведенных исследований дается комплексная оценка.
48. Предметом транспортно-трасологической экспертизы является установление обстоятельств дела, связанных с идентификацией транспортного средства, участвовавшего в дорожно‑транспортном происшествии, и механизма происшествия в целом на основе специальных познаний в области судебной трасологии и судебной автотехники Криминалистическое значение следов транспортных средств состоит в возможности установления важных обстоятельств дорожно‑транспортного преступления, преступления против личности, против чужой собственности в случаях, когда используется транспорт. Изучение следов транспортных средств позволяет: • выяснить механизм дорожно‑транспортного происшествия как в целом, так и отдельные его элементы; • определить скорость движения автомобиля перед началом торможения, его тормозной и полный остановочный путь; • установить модель шины автомобиля по следу, оставленному на дорожном покрытии; • идентифицировать транспортное средство по его следам; • определить техническое состояние некоторых агрегатов транспортного средства; • определить вид и марку автомобиля по ширине колеи и размерам базы; • установить направление движения транспорта; • установить наличие в кузове автомобиля груза и его характер Следы транспортных средств изучаются транспортной трасологией. К ним относятся: следы ходовой части; следы выступающих частей транспортного средства; отделившиеся от транспортного средства части и детали (следы-предметы). Исследование следов транспортных средств может сопровождаться и исследованием следов-веществ, что будет представлять собой не трасологическое, а материаловедческое исследование. Следы транспортных средств исследуются при расследовании дорожно-транспортных происшествий, а также преступлений, в ходе которых транспортное средство использовалось для вывоза похищенного, для прибытия и убытия с места преступления и т.д. Исследование следов транспорта позволяет решать как идентификационные, так и диагностические задачи транспортной трасологии. Так, по следам ходовой часта, выступающих частей, по отделившимся деталям и частям может быть идентифицировано транспортное средство (или установлена его групповая принадлежность). Одновременно решаются и диагностические задачи, связанные с механизмом происшедшего события: определяются направление и режим движения, место столкновения (наезда), угол и линия столкновения и другие подобные им обстоятельства. Для уяснения возможностей этих исследований и методов их проведения необходимо детальное ознакомление с категориями следов, изучаемых в транспортной трасологии. Следы ходовой части оставляет безрельсовый транспорт (автомобили, мотоциклы, велосипеды, трактора, телеги, сани). По состоянию колес в момент следообразования различают следы качения и скольжения. Первые возникают в результате поступательно-вращательного движения колеса, торможения и пробуксовки, вторые – при полной блокировке колес в процессе торможения. Механизм следов качения сходен с механизмом образования статических следов. Каждая точка шины оставляет свой след. Однако благодаря поступательному движению происходит некоторая деформация, при которой выступающие элементы при выходе из следа сглаживают его края, увеличивая его размеры и уменьшая следы промежутков между выступами (грунтозацепами). В зависимости от свойств воспринимающей поверхности следы ходовой части могут быть поверхностные и объемные. Первые делятся на следы наслоения (автомобиль проехал по луже, а затем по сухому асфальту) и отслоения (след на загрязненной поверхности). Следы наслоения бывают позитивные (оставленные окрашенными выступающими частями) и негативные (от частиц грязи, застрявших в углублениях между грунтозацепами колеса). Объемные следы являются результатом остаточной деформации грунта (песка, глины, рыхлой земли) и способны передать не только объемную копию (модель) беговой части протектора, но и данные о боковых его частях. По следам ходовой части определяют направление и режим движения (торможения, остановки); вид, модель транспортного средства, а при наиболее благоприятных случаях проводят его отождествление. Дифференцирование грузовых и легковых автомобилей по их следам проводят с учетом наличия или отсутствия задних спаренных колес, величины базы автомобиля и ширины колеи. Ширина колеи – это расстояние между центральными линиями следа левых и правых задних колес, или между просветами задних спаренных колес. Следует отметить, что в следах транспортных средств при прямолинейном движении отображаются в основном отпечатки задних колес, которые полностью или частично перекрывают следы передних колес. Следы передних колес изучают в местах поворота или разворота транспорта. База автомобиля – это расстояние между осями передних и задних колес. У полуприцепов различают общую базу автомобиля (расстояние между 1-й и 3-й осью) и базу тележки (расстояние между второй и третьей осью). Базу автомобиля замеряют по следам остановки (четкие, глубокие следы или проталины в снегу) или в том месте, где транспортное средство разворачивалось с применением заднего хода. Определив вид транспортного средства, переходят к установлению модели. Для этого наряду с установленными ранее признаками (база, колея) используют такие признаки, как ширина беговой части протектора, рисунок протектора, наружный диаметр колеса. Ширину беговой части протектора измеряют на участке с четким отображением рисунка, от одного его края до другого. Рисунок протектора (форма, взаимное расположение и размеры грунтозацепов), отобразившийся в следе, фотографируют, все элементы рисунка замеряют и заносят данные в протокол. Затем с помощью специалиста определяют, какому транспортному средству (какой модели, группе моделей) соответствует данная ширина колеи и модель протектора с данным рисунком. Сведения, полученные при совокупной оценке всех признаков, используются для поиска транспортного средства. При обнаружении транспортного средства возможна его идентификация и по отображению признаков дефектов протектора. Наряду с идентификационными задачами по следам ходовой части транспортных средств решают и задачи диагностические (например, определение направления движения и режима движения (факта торможения, остановок и др.). При определении направления движения автомобиля можно использовать признаки, приводимые в справочниках для следователей. О торможении судят по уменьшающейся четкости отображения рисунка протектора, по изменению рисунка, наличию поперечных полос. Если при полном торможении возникли следы «юза» (скольжения), то их используют для установления скорости движения транспортного средства перед его остановкой (автотехническая экспертиза). Для этого замеряют длину следов задних колес или общую длину следа торможения, из которой вычитают величину базы автомобиля. Все выявленные признаки следов ходовой части отражают в протоколе осмотра места происшествия. Если на месте происшествия обнаружены следы транспортного средства на гусеничном ходу, то замеряют и фиксируют ширину колеи (расстояние между серединами следов гусениц); ширину следов гусениц (траков); конфигурацию и размеры следов звеньев (траков, башмаков); количество, форму и размеры следов грунтозацепа звена (трака). Те же правила применяются при осмотре следов, оставленных колесами гужевого транспорта (повозки, телеги, арбы).
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2047; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |